Противник вряд ли сможет ответить после удара российского «Шквала»
После распада Советского Союза стало известно, что ещё в 1977 году инженеры разработали суперкавитационную торпеду «Шквал», которая на несколько порядков быстрее своих обычных аналогов. Как пишет The National Interest, у данного оружия есть свои недостатки, однако невероятная скорость «Шквала» оставляет противнику крайне мало шансов на ответные меры, если применить её в нужный момент.
После резкого прорыва Соединённых Штатов в области технологий ядерных силовых установок советский флот к началу 1960-х годов стал остро нуждаться в надёжных средствах противодействия американским атомным подводным лодкам, которые могли эффективно угрожать советским ядерным системам устрашения морского базирования. Как пишет The National Interest, ВА-111 «Шквал» — это суперкавитационная торпеда, поступившая на вооружение в 1977 году, однако широкой публике стало известно о её существовании лишь после распада Советского Союза.
Как отмечает издание, в торпедах обычно используются винтовые или насосные движители — то есть такие традиционные типы движителей, которые позволяют развивать скорость не более 60 узлов. Однако«Шквал» оснащён твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость более 200 узлов — или 370 км/ч. Такой высокой скорости удалось добиться за счёт явления, называемого суперкавитацией: газ, выбрасываемый из носовой части торпеды, создаёт своего рода тонкий газовый пузырь, который сводит к минимуму контакт боеприпаса с водой и обычно позволяет предотвратить падение скоростных характеристик из-за сопротивления воды. Когда торпеда движется по своей траектории к цели, этот газовый пузырь продолжает испарять воду вокруг себя. Выпущенный из стандартных 533-миллиметровых торпедных труб, «Шквал» начинает движение на скорости порядка 50 узлов, а затем разгоняется до суперкавитационных скоростей. На первых порах «Шквал» разрабатывался таким образом, чтобы нести только ядерные боеголовки, однако более поздние модели можно было оснащать как ядерными, так и неядерными боеголовками.
Однако, отмечает издание, суперкавитирующие торпеды имеют и свои недостатки. Во-первых, в процессе движения эта торпеда производит огромное количество шума. Это значит, что подводную лодку, оснащённую торпедами «Шквал», можно легко обнаружить, как только она выпустит такую торпеду. С другой стороны, невероятная скорость «Шквала» оставляет противнику крайне мало шансов на ответные меры, если применить её в нужный момент.
Более серьёзная проблема заключается в том, что торпеда настолько шумная, что она сама себя «оглушает» на максимальных суперкавитационных скоростях, что делает гидролокационное наведение невозможным. По некоторой информации, в более новых версиях «Шквала» разработчикам удалось устранить этот недостаток — в том числе посредством поворота вектора тяги, — но пока эти слухи не подтвердились. Есть и вторая серьёзная проблема: эта торпеда должна постоянно находиться внутри газового пузыря, чтобы избежать внезапного сопротивления воды и возможных неисправностей, которые могут существенно ограничить маневренность этого оружия, — это ещё один компромисс, на который советские инженеры были готовы пойти ради невероятной скорости «Шквала».
Как заключает издание, сегодня будущее технологии суперкавитационных торпед остаётся неопределённым. В начале 2000-х годов немецкий производитель Diehl-BGT работал над созданием гибридной суперкавитационной торпеды подводного и надводного запуска, но дальше создания прототипа дело так и не пошло. Некоторое время назад стало известно, что Россия начала работу над новой суперкавитационной торпедой «Хищник», которая должна заменить собой «Шквал». Как и программа «Шквал», программа разработки «Хищника» держится в строжайшем секрете. В настоящее время неизвестно, насколько далеко зашла программа по разработке и производству «Хищника», и неясно, какие российские подлодки будут оснащены этой новой торпедой.
После резкого прорыва Соединённых Штатов в области технологий ядерных силовых установок советский флот к началу 1960-х годов стал остро нуждаться в надёжных средствах противодействия американским атомным подводным лодкам, которые могли эффективно угрожать советским ядерным системам устрашения морского базирования. Как пишет The National Interest, ВА-111 «Шквал» — это суперкавитационная торпеда, поступившая на вооружение в 1977 году, однако широкой публике стало известно о её существовании лишь после распада Советского Союза.
Как отмечает издание, в торпедах обычно используются винтовые или насосные движители — то есть такие традиционные типы движителей, которые позволяют развивать скорость не более 60 узлов. Однако«Шквал» оснащён твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость более 200 узлов — или 370 км/ч. Такой высокой скорости удалось добиться за счёт явления, называемого суперкавитацией: газ, выбрасываемый из носовой части торпеды, создаёт своего рода тонкий газовый пузырь, который сводит к минимуму контакт боеприпаса с водой и обычно позволяет предотвратить падение скоростных характеристик из-за сопротивления воды. Когда торпеда движется по своей траектории к цели, этот газовый пузырь продолжает испарять воду вокруг себя. Выпущенный из стандартных 533-миллиметровых торпедных труб, «Шквал» начинает движение на скорости порядка 50 узлов, а затем разгоняется до суперкавитационных скоростей. На первых порах «Шквал» разрабатывался таким образом, чтобы нести только ядерные боеголовки, однако более поздние модели можно было оснащать как ядерными, так и неядерными боеголовками.
Однако, отмечает издание, суперкавитирующие торпеды имеют и свои недостатки. Во-первых, в процессе движения эта торпеда производит огромное количество шума. Это значит, что подводную лодку, оснащённую торпедами «Шквал», можно легко обнаружить, как только она выпустит такую торпеду. С другой стороны, невероятная скорость «Шквала» оставляет противнику крайне мало шансов на ответные меры, если применить её в нужный момент.
Более серьёзная проблема заключается в том, что торпеда настолько шумная, что она сама себя «оглушает» на максимальных суперкавитационных скоростях, что делает гидролокационное наведение невозможным. По некоторой информации, в более новых версиях «Шквала» разработчикам удалось устранить этот недостаток — в том числе посредством поворота вектора тяги, — но пока эти слухи не подтвердились. Есть и вторая серьёзная проблема: эта торпеда должна постоянно находиться внутри газового пузыря, чтобы избежать внезапного сопротивления воды и возможных неисправностей, которые могут существенно ограничить маневренность этого оружия, — это ещё один компромисс, на который советские инженеры были готовы пойти ради невероятной скорости «Шквала».
Как заключает издание, сегодня будущее технологии суперкавитационных торпед остаётся неопределённым. В начале 2000-х годов немецкий производитель Diehl-BGT работал над созданием гибридной суперкавитационной торпеды подводного и надводного запуска, но дальше создания прототипа дело так и не пошло. Некоторое время назад стало известно, что Россия начала работу над новой суперкавитационной торпедой «Хищник», которая должна заменить собой «Шквал». Как и программа «Шквал», программа разработки «Хищника» держится в строжайшем секрете. В настоящее время неизвестно, насколько далеко зашла программа по разработке и производству «Хищника», и неясно, какие российские подлодки будут оснащены этой новой торпедой.
Читайте также:
Русские ударили по Киеву загадочными ракетами-невидимками. Секрет раскрыл генерал Попов
Вооружённые силы России опробовали новую модификацию ракет Х-101 во время налёта на украинскую столицу.
Пять месяцев назад Путин предупредил. А теперь США получили удар
14.11.2024 15:51
Пять месяцев назад президент России Владимир Путин предупредил, что поставки западного оружия Украине могут выйти США и Европе боком. И вот теперь Штаты получили ответный удар. Американский военный корабль был атакован в Аравийском море.
«Мирный план» Трампа полностью противоречит целям СВО
14.11.2024 18:20
«Мирный план» Дональда Трампа противоречит всем целям СВО – и приведёт только к продолжению конфликта.
Как выбрать автокран для конкретных строительных задач: секреты выбора и удивительные факты
13.11.2024 21:45
Автокраны — это гиганты, которые делают нашу жизнь легче, даже если мы этого не замечаем. Они поднимают тяжести, которые нам не под силу, они помогают возводить огромные здания, устанавливать мосты и даже устраивать небоскрёбы.
"Такой атаки не было уже 70 дней": В Киеве дымит, в Курахове наступает кульминация
Украинская столица с самого утра подверглась массированному удару. Нами были использованы десятки БПЛА и различных ракет. Враг был вынужден в спешке спасать носители британских крылатых ракет и поднимать их в воздух, а то мало ли. Дымит в Киеве знатно. Одновременно в Курахове ВСУ попали в "бутерброд". На Западе считают, что это случилось из-за нескольких обманных манёвров. Многие