Истребитель Су-57: синтез трёх интеллектов
При создании кабины многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57, серийный выпуск которого начат Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), российские конструкторы обеспечили летчику оптимальные условия для работы. Речь в том числе идёт о применении возможностей искусственного интеллекта.
Как рассказал в интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты» начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев, На Су-57 достигнута максимальная автоматизация рутинных процессов пилотирования и боевого применения. Благодаря этому удалось создать многофункциональный истребитель в одноместном варианте.
«Теоретически, летчик на Су-57 после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован», – сказал Дорофеев и подчеркнул, что автоматизация, и интеллектуальная поддержка являются определяющими требованиями к эргономике кабины современного истребителя. А комплексирование информации, поступающей от разных источников, позволяет существенно повысить качество представления данных о тактической обстановке.
На Су-57 установлены многофункциональные индикаторы, обладающие возможностью предъявлять лётчику в удобной форме огромный объем информации – как о тактической обстановке, так и о работе систем самолета. По данным ОАК, технология интеллектуальной поддержки обеспечивает пилоту помощь в решении задач с учётом текущей обстановки и прогноза ее развития. То есть, по сути, в кабине истребителя пятого поколения работает мощный аналитический центр.
Важно, отметил Никита Дорофеев, соблюсти баланс: с одной стороны, обеспечить высокий уровень автоматизации, позволяющий системе «человек – машина» успешно решать поставленные задачи, а с другой – дать летчику возможность контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше.
Минусы – это часть плюсов
В военном авиастроении достижение высоких результатов невозможно без внедрения новых технологий, главная задача которых — освободить экипаж от трудозатрат в воздухе в условиях острого дефицита времени, пояснил источник в авиационной промышленности. Иными словами, лётчика необходимо максимально разгрузить. Это, собственно, и составляет суть системы «человек – самолет».
Говоря техническим языком, речь идёт о программно-аппаратном комплексе интеллектуальной поддержки, который, будучи математическим инструментом, позволяет решать множество расчётно-оптимизационных задач. Лётчик, оставаясь активным участником процесса, может в любой момент включить либо отключить автоматическое управление бортом. Вместе с тем большинство систем контролируется компьютером, который отслеживает отклонения в их работе. В случае серьезных, а тем более критических отклонений компьютер сигнализирует о них пилоту. Однако прежде система перепроверит сигнал (возможно ложный) и попытается исправить ошибку, чтобы не отвлекать пилота от его основных функций.
Информационный комплекс Су-57 не только вобрал в себя все лучшее, что было создано отечественной промышленностью и воплощено при разработке его предшественника Су-35, но и шагнул еще дальше, считает доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов.
Между тем, развитие и усложнение бортовых информационных систем не только открывает перед лётчиками новые возможности, но и порождает ряд проблем. Дело в том, что из-за роста объемов вычислительной техники в истребителях пятого поколения существенно возрастает информационная нагрузка на пилота. Лётчику становится физически сложно уследить за ключевыми индикаторами и оперативной обстановкой даже в небоевых условиях, указывает действительный член Академии военных наук и завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. Именно эту проблему решает разработанная для Су-57 система интеллектуальной поддержки летчика.
«Пока речь идет только о максимальной автоматизации рутинных процессов пилотирования и частично – боевого применения самолета. В основном это функции взлета и посадки, поиска целей, их селекция, слежение, наведение оружия», — отмечает Кошкин. Фактически, это развитие идеи автопилота, доведенное до стадии, когда компьютер может если и не сыграть полностью роль первого летчика, то взять на себя практически весь функционал, который выполняют вторые пилоты двухместных СУ-30 и МиГ-35 поколения 4++.
Что же касается полностью автоматизированных полётных систем, то до промышленно значимых разработок в этой области разработчикам всего мира пока далеко, хотя экспериментальные работы, конечно, ведутся. В обозримом будущем мы, скорее всего, увидим только относительно привычные полеты самолетов и дронов, управляемых с земли, либо действия пилотируемых машин совместно с боевыми беспилотниками. Последняя модель взаимодействия, кстати, выглядит интересной и перспективной в приложении к связке СУ-57 и БПЛА С-70 «Охотник». Высокая маневренность первого и его возможности ведения воздушного боя способны нейтрализовать авиацию противника, в то время как арсенал второго может быть использован для превентивных атак на наземные системы ПВО, полагает Андрей Кошкин.
С кем делим рынок
Сегодня военная авиация немыслима без разработок в области искусственного интеллекта. Истребители ведущих стран-производителей военной авиационной техники получают все более совершенные вычислительные мощности, средства связи и возможности передачи данных. И Россия в этой области занимает одно из лидирующих положений – в том числе сохраняя паритет с американской военной промышленностью, считают авиаэксперты.
Из открытых источников известно, что бортовое оборудование Су-57 позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. Самолет имеет широкую номенклатуру вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач. Вместе с тем он обладает возможностью осуществления скрытых действий, благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазонах. Что же касается аэродинамических характеристик, то истребители Сухого всегда были по этому показателю лучшими в своём классе.
Прямые конкуренты Су-57 — американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Однако F-22 долгое время был запрещен к экспорту – только в прошлом году Штаты впервые одобрили продажу 50 истребителей Израилю. Что же касается более современного, менее дорогостоящего и коммерчески более перспективного F-35, то по словам пилотов, мнение которых приводят специализированные мировые СМИ, истребитель никак не может избавиться от болезней роста (например, проблем с сенсорными дисплеями и голосовым управлением), что затрудняет реализацию в строевых частях целого ряда заявленных производителем возможностей. Кроме того, стоимость эксплуатации «Лайтнинга», по некоторым данным, вчетверо превосходит затраты на содержание истребителей 4-го поколения.
Китайские истребители J-20 и J-31 хотя и позиционируются разработчиками как представители 5-го поколения, рассматривать их в качестве таковых пока сложно – самолеты выглядят эклектично, сведений об их летно-технических характеристиках в открытых источниках практически нет, зато известны проблемы с разработкой соответствующих задачам двигателей.
В результате J-31 за почти 8 лет со дня первого полета так и не «встал на крыло», а серийные J-20 с российскими АЛ-31ФН и J-20B с китайскими WS-10 задач полноценного истребителя 5-го поколения не решают.
Всё это дает серьезные основания полагать, что у Су-57 есть все основания продолжить традицию семейства Су-27 и его модификаций – Су-30 и Су-35, – удерживающих уже на протяжении десятилетий одну из лидирующих позиций на рынке истребителей.
Как рассказал в интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты» начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев, На Су-57 достигнута максимальная автоматизация рутинных процессов пилотирования и боевого применения. Благодаря этому удалось создать многофункциональный истребитель в одноместном варианте.
«Теоретически, летчик на Су-57 после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован», – сказал Дорофеев и подчеркнул, что автоматизация, и интеллектуальная поддержка являются определяющими требованиями к эргономике кабины современного истребителя. А комплексирование информации, поступающей от разных источников, позволяет существенно повысить качество представления данных о тактической обстановке.
На Су-57 установлены многофункциональные индикаторы, обладающие возможностью предъявлять лётчику в удобной форме огромный объем информации – как о тактической обстановке, так и о работе систем самолета. По данным ОАК, технология интеллектуальной поддержки обеспечивает пилоту помощь в решении задач с учётом текущей обстановки и прогноза ее развития. То есть, по сути, в кабине истребителя пятого поколения работает мощный аналитический центр.
Важно, отметил Никита Дорофеев, соблюсти баланс: с одной стороны, обеспечить высокий уровень автоматизации, позволяющий системе «человек – машина» успешно решать поставленные задачи, а с другой – дать летчику возможность контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше.
Минусы – это часть плюсов
В военном авиастроении достижение высоких результатов невозможно без внедрения новых технологий, главная задача которых — освободить экипаж от трудозатрат в воздухе в условиях острого дефицита времени, пояснил источник в авиационной промышленности. Иными словами, лётчика необходимо максимально разгрузить. Это, собственно, и составляет суть системы «человек – самолет».
Говоря техническим языком, речь идёт о программно-аппаратном комплексе интеллектуальной поддержки, который, будучи математическим инструментом, позволяет решать множество расчётно-оптимизационных задач. Лётчик, оставаясь активным участником процесса, может в любой момент включить либо отключить автоматическое управление бортом. Вместе с тем большинство систем контролируется компьютером, который отслеживает отклонения в их работе. В случае серьезных, а тем более критических отклонений компьютер сигнализирует о них пилоту. Однако прежде система перепроверит сигнал (возможно ложный) и попытается исправить ошибку, чтобы не отвлекать пилота от его основных функций.
Информационный комплекс Су-57 не только вобрал в себя все лучшее, что было создано отечественной промышленностью и воплощено при разработке его предшественника Су-35, но и шагнул еще дальше, считает доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов.
Между тем, развитие и усложнение бортовых информационных систем не только открывает перед лётчиками новые возможности, но и порождает ряд проблем. Дело в том, что из-за роста объемов вычислительной техники в истребителях пятого поколения существенно возрастает информационная нагрузка на пилота. Лётчику становится физически сложно уследить за ключевыми индикаторами и оперативной обстановкой даже в небоевых условиях, указывает действительный член Академии военных наук и завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. Именно эту проблему решает разработанная для Су-57 система интеллектуальной поддержки летчика.
«Пока речь идет только о максимальной автоматизации рутинных процессов пилотирования и частично – боевого применения самолета. В основном это функции взлета и посадки, поиска целей, их селекция, слежение, наведение оружия», — отмечает Кошкин. Фактически, это развитие идеи автопилота, доведенное до стадии, когда компьютер может если и не сыграть полностью роль первого летчика, то взять на себя практически весь функционал, который выполняют вторые пилоты двухместных СУ-30 и МиГ-35 поколения 4++.
Что же касается полностью автоматизированных полётных систем, то до промышленно значимых разработок в этой области разработчикам всего мира пока далеко, хотя экспериментальные работы, конечно, ведутся. В обозримом будущем мы, скорее всего, увидим только относительно привычные полеты самолетов и дронов, управляемых с земли, либо действия пилотируемых машин совместно с боевыми беспилотниками. Последняя модель взаимодействия, кстати, выглядит интересной и перспективной в приложении к связке СУ-57 и БПЛА С-70 «Охотник». Высокая маневренность первого и его возможности ведения воздушного боя способны нейтрализовать авиацию противника, в то время как арсенал второго может быть использован для превентивных атак на наземные системы ПВО, полагает Андрей Кошкин.
С кем делим рынок
Сегодня военная авиация немыслима без разработок в области искусственного интеллекта. Истребители ведущих стран-производителей военной авиационной техники получают все более совершенные вычислительные мощности, средства связи и возможности передачи данных. И Россия в этой области занимает одно из лидирующих положений – в том числе сохраняя паритет с американской военной промышленностью, считают авиаэксперты.
Из открытых источников известно, что бортовое оборудование Су-57 позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. Самолет имеет широкую номенклатуру вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач. Вместе с тем он обладает возможностью осуществления скрытых действий, благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазонах. Что же касается аэродинамических характеристик, то истребители Сухого всегда были по этому показателю лучшими в своём классе.
Прямые конкуренты Су-57 — американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Однако F-22 долгое время был запрещен к экспорту – только в прошлом году Штаты впервые одобрили продажу 50 истребителей Израилю. Что же касается более современного, менее дорогостоящего и коммерчески более перспективного F-35, то по словам пилотов, мнение которых приводят специализированные мировые СМИ, истребитель никак не может избавиться от болезней роста (например, проблем с сенсорными дисплеями и голосовым управлением), что затрудняет реализацию в строевых частях целого ряда заявленных производителем возможностей. Кроме того, стоимость эксплуатации «Лайтнинга», по некоторым данным, вчетверо превосходит затраты на содержание истребителей 4-го поколения.
Китайские истребители J-20 и J-31 хотя и позиционируются разработчиками как представители 5-го поколения, рассматривать их в качестве таковых пока сложно – самолеты выглядят эклектично, сведений об их летно-технических характеристиках в открытых источниках практически нет, зато известны проблемы с разработкой соответствующих задачам двигателей.
В результате J-31 за почти 8 лет со дня первого полета так и не «встал на крыло», а серийные J-20 с российскими АЛ-31ФН и J-20B с китайскими WS-10 задач полноценного истребителя 5-го поколения не решают.
Всё это дает серьезные основания полагать, что у Су-57 есть все основания продолжить традицию семейства Су-27 и его модификаций – Су-30 и Су-35, – удерживающих уже на протяжении десятилетий одну из лидирующих позиций на рынке истребителей.
Читайте также:
Прощай, Бескидский тоннель: Реальная цель для "Орешника" и большой привет Польше
Президент России Владимир Путин заявил, что Минобороны подыскивает цели для новой русской ракеты "Орешник". Военный обозреватель Царьграда Влад Шлепченко считает, что одной из первых таких мишеней может стать Бескидский тоннель. И тогда же будет передан большой привет Польше.
Путин точно нанесёт удар. Расшифровано послание президента
28.11.2024 23:17
Русский философ Александр Дугин расшифровал послание президента в Астане. Вердикт вышел однозначным: "Путин точно нанесёт удар".Русский философ Александр Дугин расшифровал послание президента в Астане. Вердикт вышел однозначным: "Путин точно нанесёт удар".
С новым контрнаступлением Киеву придется пробиваться через заросли "Орешника"
Возвращение Дональда Трампа в Белый дом и его намерения как можно быстрее остановить конфликт на Украине пугают киевскую хунту и ее пока еще правящих покровителей до умопомрачения. Ничем иным не объяснить самоубийственные разрешения на дальние удары западным оружием и внезапно заведенные Киевом разговоры об очередном "контрнаступе".
В Польше заявили о поражении Украины
28.11.2024 12:17
Без сомнения, инициатива на российской стороне, успехи на российской стороне, и если смотреть на конфликт с точки зрения исключительно занятой территории, то Россия выигрывает эту войну.
Сначала «Орешником» уничтожить «Патриоты» вокруг Киева, а потом уже бить по нелегитимным узурпаторам предложили Путину
28 ноября Владимир Путин, выступая в Астане, не исключил ударов «Орешником» по центрам принятия решений в Киеве. С учетом того, что он назвал главарей режима Зеленского «полностью нелегитимными узурпаторами», многие предположили, что новую ракету используют для охоты на наркофюрера и его команду. Однако, после тех характеристик, которые дал Владимир Путин «Орешнику», журналист Максим Шевченко