Су-57 стал для Турции поводом подразнить Москву и Вашингтон
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
Не получит ли Турция доступ к важнейшим военно-техническим секретам России? И почему вообще Анкара дразнит Москву возможностью заключения нового и очень дорогостоящего контракта на закупку боевой техники? Все эти вопросы возникли после очередного заявления Турции по поводу закупок российских истребителей Су-35 и Су-57.
«Если у России имеется самолет, отвечающий нашим текущим потребностям... то, конечно, мы можем закупить его», – заявил министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк. Слова министра прозвучали в ответ на очередные предположения о том, что его страна нуждается в современных истребителях (например, российских Су-35 или Су-57).
Однако действительно ли Анкаре необходима российская военная авиатехника?
На сегодняшний день Турция самостоятельно выпускала и продолжает выпускать лицензионные истребители американского происхождения из семейства F-16 в модификациях F-16C Block 30, F-16 Block 50+, F-16D Block 30, F-16D Block 50 и F-16 Block50+. Таких многоцелевых истребителей в составе ВВС Турции порядка 260 воздушных машин, которые носят клеймо «Made in Tyrkish». Выпускала Турция и легкие военно-транспортные самолеты Tusas CN-235 M – лицензионный испанский CASA CN-235.
Турция успела набраться опыта от участия в программе по производству F-35, в которой она была задействована с 2002 года. Турецкая промышленность выпускала около семи процентов деталей для нового истребителя.
Турция, которая планировала приобрести 100 таких новейших истребителей, являлась одним из крупнейших заказчиков наравне с Великобританией и Австралией, рассчитывала на собственное их производство, но получила отказ от США. Сейчас F-35 за пределами США выпускают лишь в Италии, предполагается открытие линии сборки этих истребителей в Японии компанией Mitsubishi (38 единиц).
В решении Вашингтона сыграла роль и нестабильность в американо-турецких отношениях, и стремление Европы ограничить возрастающую самостоятельность Турции на международной политической арене. А уж когда Анкара «взбрыкнула» и отказалась от далеко несовершенных и дорогих американских «Патриотов» в пользу российских С-400, ей из Вашингтона погрозили пальчиком: мол, не получите теперь F-35. Турция в ответ парировала: «А что, нет других достойных самолетов? Мы купим российские Су-57».
Сейчас тема закупок Анкарой именно российских истребителей опять оказалась в приоритете. Однако не стоит питать особых иллюзий по поводу успешной сделки Москвы с Анкарой. Фактически объявив тендер на закупку иностранных самолетов истребительной авиации, Турция оставляет в приоритете создание собственного истребителя пятого поколения. Речь о перспективном самолете TF-X (Turkish Fighter-Experimental), который существует пока лишь в полноразмерном макете, а первый полет, запланированный на 2023 год, плавно перетек уже на 2025 год. То есть в составе ВВС страны он появится в лучшем случае лет через десять.
И все же на одних только F-16, пусть даже модернизированных и усовершенствованных, Турция господство в регионе вряд ли сможет поддерживать.
Поэтому совершенно предсказуемо Анкара ищет замену для обновления своего боевого авиапарка – и здесь вариант с приобретением российского Су-35, а возможно и Су-57, видится наиболее выгодным приобретением.
И действительно – по целому ряду независимых оценок российский истребитель ничем не хуже своего американского конкурента, при этом существенно дешевле. У него, правда, есть существенный недостаток именно с точки зрения мирового рынка оружия. Иностранные покупатели предпочитают закупать технику, уже в массовом порядке освоенную страной-производителем, обкатанную, излеченную от детских болезней. В этом смысле американская машина выигрывает – при всех своих недостатках, F-35 давно принят на вооружение, в войсках не только США, но и ряда его стран-союзников летают десятки этих машин. В то время как Су-57 в составе ВВС РФ находится пока только в единственном экземпляре.
«Турция сейчас в большей степени заинтересована именно в приобретении российских истребителей, – заявил газете ВЗГЛЯД военно-авиационный эксперт полковник Александр Дробышевский. – Здесь есть как политический, так и экономический нюанс. Турецкий президент – хитрый лис, и подобным шагом даст пинок американской администрации, как он это сделал с покупкой С-400. Это такая «ответочка» за утраченное производство F-35.
Россия в случае подобной сделки получит очень выгодный заказ не только в экономическом плане, но и определенного влияния на Анкару. Приобретение российских истребителей – это и последующее обучение пилотов и технического состава, проведение ремонтных работ, поставка запчастей, проведение ремонтных работ самолетов. Это неизбежные контакты и образующиеся связи».
Однако если Турция все же примет такое решение, его будет непросто реализовать прежде всего с технической точки зрения. «Турецкие военно-воздушные силы обширно используют американские истребители F-16, плотно взаимодействуют с США в сфере подготовки кадров. Турции потребуется серьезная реформа, встанет вопрос о готовности Америки обеспечить F-16 запчастями. Но если Анкара на самом деле решит отойти от такого тесного сотрудничества с США, ей точно понадобится сложная военная техника от других поставщиков – невозможно закупать американское оружие и проводить независимую от США внешнюю политику», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
Что касается вопроса, что, мол, мы вооружаем страну НАТО своими передовыми технологиями в области авиастроения боевой авиации, то здесь особых тревог тоже не должно возникать.
Если дело действительно дойдет до заключения и реализации контрактов, то на экспорт будут поставляться самолеты в штатной комплектации, то есть сам планер и авионика, без новейших оборудования и вооружений. И если, скажем, полмира вооружено автоматами Калашникова, это ведь не подрывает нашу обороноспособность. Так же и с истребителями, ценность которых заключается именно в вооружениях, которые остаются в секрете и могут использоваться именно российскими летчиками.
«Составление паспорта экспортного облика контролирует структура Минобороны – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, – считает и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Без визы оборонного ведомства ни одно изделие не уйдет за рубеж в конфигурации, представляющей угрозу национальной безопасности России. Это касается и истребителей Су-35 и Су-57. Секретов и особенностей наших самолетов никто не узнает».
С Турцией, конечно, есть нюансы. Уже упоминавшееся ее членство в НАТО пусть и не самая большая, но все же препона. Анкара вряд ли захочет приобретать упрощенную (экспортную) версию Су-35 или Су-57, а потребует, чтобы все было на «полном фарше». Опять же таки туркам невыгодно зависеть от России в поставках запчастей, поэтому они захотят пусть частично, но наладить производство этих истребителей на своей территории.
Более того, вероятно, что Турция захочет получить возможность производства собственно самого лицензионного Су-57, этакий вариант своего Turkish-57. При этом наверняка затребует российский кредит под это производство, что самой России не слишком выгодно, самой необходимы средства для серийного выпуска истребителя.
Большая проблема у Турции с ключевым компонентом самолета – двигателем, на производство которого «с нуля» требуется лет тридцать. Поэтому турки активно сотрудничают в этом плане со шведской Saab, рассматривают возможность присоединения к южнокорейской или бразильской программе по созданию истребителя нового поколения.
Впрочем, все это пока лишь разговоры, те самые ничего не значащие рассуждения о намерениях. Ведь Турция не приняла пока окончательного решения о покупке российских Cу-35 и Су-57 и с большой долей вероятности может отказаться от этих истребителей, чтобы сохранить отношения с НАТО. Вашингтон тоже приложит усилия, чтобы навязать Анкаре именно свой F-35 или какой-то европейский самолет. Иначе говоря, турецкий МИД делает мало что значащие с точки зрения реальных решений заявления – он всего лишь поддерживает правильный внешнеполитический баланс. Дразнит и Москву, и Вашингтон – и следит за их реакцией.
«Эрдоган пытается играть в многовекторность», поясняет газете ВЗГЛЯД политическую подоплеку сюжета американист Дмитрий Дробницкий. И вовсе не факт, что вслед за покупкой российских комплексов С-400 Турция решится еще больше обострить отношения с Вашингтоном, купив российские истребители.
«Если у России имеется самолет, отвечающий нашим текущим потребностям... то, конечно, мы можем закупить его», – заявил министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк. Слова министра прозвучали в ответ на очередные предположения о том, что его страна нуждается в современных истребителях (например, российских Су-35 или Су-57).
Однако действительно ли Анкаре необходима российская военная авиатехника?
На сегодняшний день Турция самостоятельно выпускала и продолжает выпускать лицензионные истребители американского происхождения из семейства F-16 в модификациях F-16C Block 30, F-16 Block 50+, F-16D Block 30, F-16D Block 50 и F-16 Block50+. Таких многоцелевых истребителей в составе ВВС Турции порядка 260 воздушных машин, которые носят клеймо «Made in Tyrkish». Выпускала Турция и легкие военно-транспортные самолеты Tusas CN-235 M – лицензионный испанский CASA CN-235.
Турция успела набраться опыта от участия в программе по производству F-35, в которой она была задействована с 2002 года. Турецкая промышленность выпускала около семи процентов деталей для нового истребителя.
Турция, которая планировала приобрести 100 таких новейших истребителей, являлась одним из крупнейших заказчиков наравне с Великобританией и Австралией, рассчитывала на собственное их производство, но получила отказ от США. Сейчас F-35 за пределами США выпускают лишь в Италии, предполагается открытие линии сборки этих истребителей в Японии компанией Mitsubishi (38 единиц).
В решении Вашингтона сыграла роль и нестабильность в американо-турецких отношениях, и стремление Европы ограничить возрастающую самостоятельность Турции на международной политической арене. А уж когда Анкара «взбрыкнула» и отказалась от далеко несовершенных и дорогих американских «Патриотов» в пользу российских С-400, ей из Вашингтона погрозили пальчиком: мол, не получите теперь F-35. Турция в ответ парировала: «А что, нет других достойных самолетов? Мы купим российские Су-57».
Сейчас тема закупок Анкарой именно российских истребителей опять оказалась в приоритете. Однако не стоит питать особых иллюзий по поводу успешной сделки Москвы с Анкарой. Фактически объявив тендер на закупку иностранных самолетов истребительной авиации, Турция оставляет в приоритете создание собственного истребителя пятого поколения. Речь о перспективном самолете TF-X (Turkish Fighter-Experimental), который существует пока лишь в полноразмерном макете, а первый полет, запланированный на 2023 год, плавно перетек уже на 2025 год. То есть в составе ВВС страны он появится в лучшем случае лет через десять.
И все же на одних только F-16, пусть даже модернизированных и усовершенствованных, Турция господство в регионе вряд ли сможет поддерживать.
Поэтому совершенно предсказуемо Анкара ищет замену для обновления своего боевого авиапарка – и здесь вариант с приобретением российского Су-35, а возможно и Су-57, видится наиболее выгодным приобретением.
И действительно – по целому ряду независимых оценок российский истребитель ничем не хуже своего американского конкурента, при этом существенно дешевле. У него, правда, есть существенный недостаток именно с точки зрения мирового рынка оружия. Иностранные покупатели предпочитают закупать технику, уже в массовом порядке освоенную страной-производителем, обкатанную, излеченную от детских болезней. В этом смысле американская машина выигрывает – при всех своих недостатках, F-35 давно принят на вооружение, в войсках не только США, но и ряда его стран-союзников летают десятки этих машин. В то время как Су-57 в составе ВВС РФ находится пока только в единственном экземпляре.
«Турция сейчас в большей степени заинтересована именно в приобретении российских истребителей, – заявил газете ВЗГЛЯД военно-авиационный эксперт полковник Александр Дробышевский. – Здесь есть как политический, так и экономический нюанс. Турецкий президент – хитрый лис, и подобным шагом даст пинок американской администрации, как он это сделал с покупкой С-400. Это такая «ответочка» за утраченное производство F-35.
Россия в случае подобной сделки получит очень выгодный заказ не только в экономическом плане, но и определенного влияния на Анкару. Приобретение российских истребителей – это и последующее обучение пилотов и технического состава, проведение ремонтных работ, поставка запчастей, проведение ремонтных работ самолетов. Это неизбежные контакты и образующиеся связи».
Однако если Турция все же примет такое решение, его будет непросто реализовать прежде всего с технической точки зрения. «Турецкие военно-воздушные силы обширно используют американские истребители F-16, плотно взаимодействуют с США в сфере подготовки кадров. Турции потребуется серьезная реформа, встанет вопрос о готовности Америки обеспечить F-16 запчастями. Но если Анкара на самом деле решит отойти от такого тесного сотрудничества с США, ей точно понадобится сложная военная техника от других поставщиков – невозможно закупать американское оружие и проводить независимую от США внешнюю политику», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
Что касается вопроса, что, мол, мы вооружаем страну НАТО своими передовыми технологиями в области авиастроения боевой авиации, то здесь особых тревог тоже не должно возникать.
Если дело действительно дойдет до заключения и реализации контрактов, то на экспорт будут поставляться самолеты в штатной комплектации, то есть сам планер и авионика, без новейших оборудования и вооружений. И если, скажем, полмира вооружено автоматами Калашникова, это ведь не подрывает нашу обороноспособность. Так же и с истребителями, ценность которых заключается именно в вооружениях, которые остаются в секрете и могут использоваться именно российскими летчиками.
«Составление паспорта экспортного облика контролирует структура Минобороны – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, – считает и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Без визы оборонного ведомства ни одно изделие не уйдет за рубеж в конфигурации, представляющей угрозу национальной безопасности России. Это касается и истребителей Су-35 и Су-57. Секретов и особенностей наших самолетов никто не узнает».
С Турцией, конечно, есть нюансы. Уже упоминавшееся ее членство в НАТО пусть и не самая большая, но все же препона. Анкара вряд ли захочет приобретать упрощенную (экспортную) версию Су-35 или Су-57, а потребует, чтобы все было на «полном фарше». Опять же таки туркам невыгодно зависеть от России в поставках запчастей, поэтому они захотят пусть частично, но наладить производство этих истребителей на своей территории.
Более того, вероятно, что Турция захочет получить возможность производства собственно самого лицензионного Су-57, этакий вариант своего Turkish-57. При этом наверняка затребует российский кредит под это производство, что самой России не слишком выгодно, самой необходимы средства для серийного выпуска истребителя.
Большая проблема у Турции с ключевым компонентом самолета – двигателем, на производство которого «с нуля» требуется лет тридцать. Поэтому турки активно сотрудничают в этом плане со шведской Saab, рассматривают возможность присоединения к южнокорейской или бразильской программе по созданию истребителя нового поколения.
Впрочем, все это пока лишь разговоры, те самые ничего не значащие рассуждения о намерениях. Ведь Турция не приняла пока окончательного решения о покупке российских Cу-35 и Су-57 и с большой долей вероятности может отказаться от этих истребителей, чтобы сохранить отношения с НАТО. Вашингтон тоже приложит усилия, чтобы навязать Анкаре именно свой F-35 или какой-то европейский самолет. Иначе говоря, турецкий МИД делает мало что значащие с точки зрения реальных решений заявления – он всего лишь поддерживает правильный внешнеполитический баланс. Дразнит и Москву, и Вашингтон – и следит за их реакцией.
«Эрдоган пытается играть в многовекторность», поясняет газете ВЗГЛЯД политическую подоплеку сюжета американист Дмитрий Дробницкий. И вовсе не факт, что вслед за покупкой российских комплексов С-400 Турция решится еще больше обострить отношения с Вашингтоном, купив российские истребители.
Читайте также:
"Зверь мечется в истерике": Киев повышает ставки - Живов объяснил цели и задачи
"Зверь мечется в истерике": Киев повышает ставки - Живов объяснил цели и задачи. По его словам, массированная атака БПЛА на Подмосковье - это не что иное, как истерика киевского режима. "С учётом того, какие сейчас идут дискуссии вокруг прекращения финансирования украинской войны, я имею в виду в США, они решили показать, что на многое способны. Это стандартная тактика раненого
Подземные тоннели не дают русским взять Курахово: Враг сдаваться не собирается
Русская разведка предупреждает: украинские войска будут двигаться по разветвленным подземным ходам, которые объединили 12 важных объектов инфраструктуры Курахово.
В Раде рассказали, какой город Украина потеряет следующим
Украинские военные заявляют о готовности отступить с позиций.
Будущий миропорядок сложится итогами СВО
14.11.2024 22:23
Ключевым фактором, который определяет предстоящий итог, является СВО; подъём глобального Юга связан с появлением альтернативного западному глобального проекта, жизнеспособность которого как раз и проверяется войной.
В России замечены "царь-пушки" из КНДР. В Сети заявили, что это только начало
14.11.2024 22:30
Целый ряд сетевых источников сообщили о появлении в России артиллерийских установок из КНДР. Из-за увеличенного калибра их уже прозвали "царь-пушками".