Сирия будет фрагментирована по конфессиональному принципу
В мае 2012 года в МГИМО состоялась презентация подготовленного Центром ближневосточных исследований (ЦБИ) аналитического доклада «Ближний Восток: возможные варианты трансформационных процессов». Значительная часть доклада была посвящена анализу наиболее вероятных сценариев развития ситуации в кратко- и среднесрочной перспективе в тех арабских странах, где события, связанные с феноменом «арабской весны», либо привели к смене государственного руководства, либо серьезно обострили внутриполитическую обстановку. Большинство прогнозов, изложенных в тех сценариях, полностью оправдались.
Недавно ЦБИ подготовил новый многостраничный доклад, в котором представлен многовариантный прогноз развития ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Поскольку сейчас основное внимание человечества приковано к драматическим событиям в Сирии, предлагаю читателям рубрики «Эксперты МГИМО» ознакомиться с содержанием раздела доклада, в котором автор предпринимает попытку ответить на вопрос: что ожидает эту страну в ближайшем будущем.
Как и предполагалось, вооруженное противостояние оппозиции и властей приобрело затяжной характер и продолжается уже более двух лет. За это время страны, входящие в круг так называемых «друзей Сирии», убедились, что без проведения военных операций, аналогичных тем, которые были осуществлены коалицией НАТО в Ливии, разрозненные мятежные группы, получающие всемерную поддержку из-за рубежа, не способны самостоятельно решить задачу по устранению режима Б. Асада, а политическая оппозиция не в состоянии преодолеть внутренние противоречия, чтобы играть позитивную роль в урегулировании сирийского конфликта.
Международное сообщество также пока не имеет консолидированной позиции по вопросу об урегулировании сирийского кризиса. Если год назад около 80 стран, признавших «Национальную коалицию сирийских революционных сил и оппозиции» в качестве единственного и легитимного представителя сирийского народа, высказывались в пользу интервенции международных сил для прекращения затянувшегося противоборства, то сейчас количество сторонников силового решения сирийского конфликта сократилось в десять раз. Даже Саудовская Аравия, основной спонсор оппозиции, вынуждена была признать, что положение в Сирии меняется в пользу режима Б. Асада.
Однако в сирийском конфликте не может быть ни победителей, ни побежденных: происходящее в стране можно рассматривать только как одну из самых масштабных гуманитарных катастроф нашего времени. Заместитель Генерального секретаря ООН по координации гуманитарных вопросов Валери Амос на брифинге в СБ ООН привела удручающие цифры. Ежедневно 6–8 тысяч сирийцев покидают страну. 6,6 миллиона сирийцев нуждаются в помощи; из них 4,25 миллиона — внутренне перемещенные лица и 1,3 миллиона — сирийцы, нашедшие убежище в соседних странах. По данным ООН по состоянию на июль 2013 года, за время конфликта было убито 92,901 человек. В стране было разрушено около 600 тысяч объектов инфраструктуры, включая жилые дома, школы, больницы, мечети, церкви, исторические памятники. Только процедура возвращения беженцев из соседних стран обратно в места проживания обойдется в 40 млрд долларов, в то время как валютные запасы правительства сейчас составляют не более 4,5 млрд.
Еще в июне 2012 года члены Группы действий по Сирии определили шаги и меры, которые должны быть предприняты сторонами для осуществления в полном объеме плана из шести пунктов (Женевское коммюнике) и резолюций 2042 и 2043 СБ ООН, которые открывали реальные перспективы урегулирования конфликта. Однако объявившие себя «друзьями Сирии» страны, входящие в группу действий, поставили во главу угла противоречащие решениям цели: первая — уничтожение президента Б. Асада; вторая — финансовая и политическая поддержка оппозиционеров и лидеров вооруженных формирований, которые изначально отвергали любое взаимодействие в процессе мирного урегулирования в Сирии через международную конференцию в Женеве.
США, ряд ведущих государств Евросоюза, Турция, Саудовская Аравия, Катар и другие нефтедобывающие страны Персидского залива продолжали настаивать на необходимости международного военного вмешательства без мандата ООН. В конце августа 2013 года появилась информация о том, что администрация Б. Обамы всерьез рассматривает возможность использования «косовского прецедента» для устранения Б.Асада.
Предлогом для применения косовского или ливийского сценария в Сирии стали сообщения многих западных СМИ о том, что сирийские правительственные войска якобы использовали химическое оружие против повстанцев в боях за восточные пригороды Дамаска. Угроза иностранной военной интервенции была отведена только благодаря твердой позиции, занятой в СБ ООН Россией и Китаем, а также стремительной реакцией официального Дамаска, выразившейся в оперативном присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия и эффективных мерах по реализации своих обязательств об уничтожении всего имеющегося в стране химического арсенала. Сейчас для устранения Б. Асада активно раскручивается новый предлог, основывающийся на обвинениях сирийского президента в нарушениях прав человека.
Вмешательство из-за рубежа определенно сдерживается нежеланием США и их западных партнеров содействовать реальному росту и усилению влияния радикальных исламистских сил в рядах антиправительственной коалиции, которые все чаще вступают в вооруженную борьбу с оппозицией, оказывают неподчинение командирам Свободной сирийской армии и отказываются признать легитимность прозападной «Национальной коалиции сирийских революционных сил и оппозиции».
Нарастающая исламизация сирийской оппозиции стимулируется и подпитывается Саудовской Аравией, которая в последнее время переняла инициативу у Катара и стала ключевым стратегическим и финансовым покровителем всех мятежников, в том числе тех, кто связан с исламистскими террористическими организациями. Саудовская Аравия отказалась от практики Катара, заключавшейся в финансировании всей антиасадавской оппозиции, и сделала ставку на поддержку исключительно салафитских группировок. Саудийские спецслужбы содействовали недавнему объединению в Сирии 43 джихадистских групп, образовавших «Армию Ислама» во главе с салафитским полевым командиром M. Aллюшем, отец которого был известным ваххабитским проповедником в Саудовской Аравии. На поддержку сирийской вооруженной оппозиции Саудовская Аравия уже потратила более 5 млрд долларов, и на фоне нарастающих разногласий среди «друзей Сирии», а также перспективы проведения мирной конференции «Женева-2» и сближения Ирана и США готова вложить еще несколько млрд долларов на создание к 2016 году 250 тысячной «Армии Мухаммеда» в целях противостояния шиитской угрозе. Катар вложил в войну 3 млрд долларов и совместно с США организовал 70 рейсов военно-транспортных самолетов с оружием для мятежников.
Командиры «Исламского государства Ирака и Сирии» (Абу Омар аль-Багдади), «Джебхат ан-Нусра» (Абу Мухаммед Джулани), «Ахрар аш-Шам» (Хассан Абуд) и другие военизированные формирования, связанные с «Аль-Каидой», также ведут переговоры об объединении и координации действий.
Несмотря на разногласия между «друзьями Сирии», их по-прежнему объединяет убежденность в том, что Б. Асад при любых обстоятельствах должен сложить с себя президентские полномочия. При этом они убеждены, что способность ненавистного им режима столь длительное время противостоять вооруженной оппозиции обусловлена исключительно военной помощью Ирана и поставками вооружений из России. В то же время Иран резко выступает против интернационализации конфликта и уже официально проинформировал российское политическое руководство, что «вступит в войну и использует в ней весь свой потенциал в случае атаки против Сирии».
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что конференция «Женева-2» — даже если она состоится — вряд ли она будет результативной; вряд ли стороны, проявляющие интерес к участию в «сирийских делах», смогут преодолеть существующие разногласия и прийти к компромиссному соглашению. В этой связи конфликт в Сирии, скорее всего, будет носить затяжной характер.
К такому же неутешительному выводу приходят многие американские аналитики. Известный эксперт по Ближнему Востоку М.Фишер указывает, что война в Сирии продлится еще десятилетие. В своих рассуждениях он опирается на исследование, проведенное специалистами по конфликтологии из Стэндфордского университета, которые установили, что все внутригосударственные конфликты после 1945 года продолжались в среднем от семи до двенадцати лет.
Конфликт в Сирии будет носить затяжной характер еще и потому, что он имеет несколько измерений. Он зародился как бунт обнищавшей периферии против относительно благополучного центра. Мятежи на периферии были поддержаны массовыми выступлениями среднего городского класса за демократические реформы и против авторитарной системы управления, которую олицетворяет клан Асада и его бюрократическое и предпринимательско-олигархическое окружение. Внутреннее протестное движение быстро приобрело форму застарелого конфессионального конфликта между алавитами и суннитами. Этот же конфликт быстро вышел за границы Сирии и стал частью традиционного исторического противостояния между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами. На это сложное переплетение конфликтов оказывает существенное влияние обострившееся в последнее время противостояние мировых держав — США, Евросоюза, Турции и Petro-монархий во главе с Саудовской Аравией, с одной стороны, и России, Китая и Ирана, с другой.
С большой долей вероятности можно предположить, что Сирия (даже если ей удастся сохранить территориальную целостность) все равно будет фрагментирована по конфессиональному принципу — так, как это произошло в Ливане после окончания гражданской войны 1975–1990 годов.
Недавно ЦБИ подготовил новый многостраничный доклад, в котором представлен многовариантный прогноз развития ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Поскольку сейчас основное внимание человечества приковано к драматическим событиям в Сирии, предлагаю читателям рубрики «Эксперты МГИМО» ознакомиться с содержанием раздела доклада, в котором автор предпринимает попытку ответить на вопрос: что ожидает эту страну в ближайшем будущем.
Как и предполагалось, вооруженное противостояние оппозиции и властей приобрело затяжной характер и продолжается уже более двух лет. За это время страны, входящие в круг так называемых «друзей Сирии», убедились, что без проведения военных операций, аналогичных тем, которые были осуществлены коалицией НАТО в Ливии, разрозненные мятежные группы, получающие всемерную поддержку из-за рубежа, не способны самостоятельно решить задачу по устранению режима Б. Асада, а политическая оппозиция не в состоянии преодолеть внутренние противоречия, чтобы играть позитивную роль в урегулировании сирийского конфликта.
Международное сообщество также пока не имеет консолидированной позиции по вопросу об урегулировании сирийского кризиса. Если год назад около 80 стран, признавших «Национальную коалицию сирийских революционных сил и оппозиции» в качестве единственного и легитимного представителя сирийского народа, высказывались в пользу интервенции международных сил для прекращения затянувшегося противоборства, то сейчас количество сторонников силового решения сирийского конфликта сократилось в десять раз. Даже Саудовская Аравия, основной спонсор оппозиции, вынуждена была признать, что положение в Сирии меняется в пользу режима Б. Асада.
Однако в сирийском конфликте не может быть ни победителей, ни побежденных: происходящее в стране можно рассматривать только как одну из самых масштабных гуманитарных катастроф нашего времени. Заместитель Генерального секретаря ООН по координации гуманитарных вопросов Валери Амос на брифинге в СБ ООН привела удручающие цифры. Ежедневно 6–8 тысяч сирийцев покидают страну. 6,6 миллиона сирийцев нуждаются в помощи; из них 4,25 миллиона — внутренне перемещенные лица и 1,3 миллиона — сирийцы, нашедшие убежище в соседних странах. По данным ООН по состоянию на июль 2013 года, за время конфликта было убито 92,901 человек. В стране было разрушено около 600 тысяч объектов инфраструктуры, включая жилые дома, школы, больницы, мечети, церкви, исторические памятники. Только процедура возвращения беженцев из соседних стран обратно в места проживания обойдется в 40 млрд долларов, в то время как валютные запасы правительства сейчас составляют не более 4,5 млрд.
Еще в июне 2012 года члены Группы действий по Сирии определили шаги и меры, которые должны быть предприняты сторонами для осуществления в полном объеме плана из шести пунктов (Женевское коммюнике) и резолюций 2042 и 2043 СБ ООН, которые открывали реальные перспективы урегулирования конфликта. Однако объявившие себя «друзьями Сирии» страны, входящие в группу действий, поставили во главу угла противоречащие решениям цели: первая — уничтожение президента Б. Асада; вторая — финансовая и политическая поддержка оппозиционеров и лидеров вооруженных формирований, которые изначально отвергали любое взаимодействие в процессе мирного урегулирования в Сирии через международную конференцию в Женеве.
США, ряд ведущих государств Евросоюза, Турция, Саудовская Аравия, Катар и другие нефтедобывающие страны Персидского залива продолжали настаивать на необходимости международного военного вмешательства без мандата ООН. В конце августа 2013 года появилась информация о том, что администрация Б. Обамы всерьез рассматривает возможность использования «косовского прецедента» для устранения Б.Асада.
Предлогом для применения косовского или ливийского сценария в Сирии стали сообщения многих западных СМИ о том, что сирийские правительственные войска якобы использовали химическое оружие против повстанцев в боях за восточные пригороды Дамаска. Угроза иностранной военной интервенции была отведена только благодаря твердой позиции, занятой в СБ ООН Россией и Китаем, а также стремительной реакцией официального Дамаска, выразившейся в оперативном присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия и эффективных мерах по реализации своих обязательств об уничтожении всего имеющегося в стране химического арсенала. Сейчас для устранения Б. Асада активно раскручивается новый предлог, основывающийся на обвинениях сирийского президента в нарушениях прав человека.
Вмешательство из-за рубежа определенно сдерживается нежеланием США и их западных партнеров содействовать реальному росту и усилению влияния радикальных исламистских сил в рядах антиправительственной коалиции, которые все чаще вступают в вооруженную борьбу с оппозицией, оказывают неподчинение командирам Свободной сирийской армии и отказываются признать легитимность прозападной «Национальной коалиции сирийских революционных сил и оппозиции».
Нарастающая исламизация сирийской оппозиции стимулируется и подпитывается Саудовской Аравией, которая в последнее время переняла инициативу у Катара и стала ключевым стратегическим и финансовым покровителем всех мятежников, в том числе тех, кто связан с исламистскими террористическими организациями. Саудовская Аравия отказалась от практики Катара, заключавшейся в финансировании всей антиасадавской оппозиции, и сделала ставку на поддержку исключительно салафитских группировок. Саудийские спецслужбы содействовали недавнему объединению в Сирии 43 джихадистских групп, образовавших «Армию Ислама» во главе с салафитским полевым командиром M. Aллюшем, отец которого был известным ваххабитским проповедником в Саудовской Аравии. На поддержку сирийской вооруженной оппозиции Саудовская Аравия уже потратила более 5 млрд долларов, и на фоне нарастающих разногласий среди «друзей Сирии», а также перспективы проведения мирной конференции «Женева-2» и сближения Ирана и США готова вложить еще несколько млрд долларов на создание к 2016 году 250 тысячной «Армии Мухаммеда» в целях противостояния шиитской угрозе. Катар вложил в войну 3 млрд долларов и совместно с США организовал 70 рейсов военно-транспортных самолетов с оружием для мятежников.
Командиры «Исламского государства Ирака и Сирии» (Абу Омар аль-Багдади), «Джебхат ан-Нусра» (Абу Мухаммед Джулани), «Ахрар аш-Шам» (Хассан Абуд) и другие военизированные формирования, связанные с «Аль-Каидой», также ведут переговоры об объединении и координации действий.
Несмотря на разногласия между «друзьями Сирии», их по-прежнему объединяет убежденность в том, что Б. Асад при любых обстоятельствах должен сложить с себя президентские полномочия. При этом они убеждены, что способность ненавистного им режима столь длительное время противостоять вооруженной оппозиции обусловлена исключительно военной помощью Ирана и поставками вооружений из России. В то же время Иран резко выступает против интернационализации конфликта и уже официально проинформировал российское политическое руководство, что «вступит в войну и использует в ней весь свой потенциал в случае атаки против Сирии».
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что конференция «Женева-2» — даже если она состоится — вряд ли она будет результативной; вряд ли стороны, проявляющие интерес к участию в «сирийских делах», смогут преодолеть существующие разногласия и прийти к компромиссному соглашению. В этой связи конфликт в Сирии, скорее всего, будет носить затяжной характер.
К такому же неутешительному выводу приходят многие американские аналитики. Известный эксперт по Ближнему Востоку М.Фишер указывает, что война в Сирии продлится еще десятилетие. В своих рассуждениях он опирается на исследование, проведенное специалистами по конфликтологии из Стэндфордского университета, которые установили, что все внутригосударственные конфликты после 1945 года продолжались в среднем от семи до двенадцати лет.
Конфликт в Сирии будет носить затяжной характер еще и потому, что он имеет несколько измерений. Он зародился как бунт обнищавшей периферии против относительно благополучного центра. Мятежи на периферии были поддержаны массовыми выступлениями среднего городского класса за демократические реформы и против авторитарной системы управления, которую олицетворяет клан Асада и его бюрократическое и предпринимательско-олигархическое окружение. Внутреннее протестное движение быстро приобрело форму застарелого конфессионального конфликта между алавитами и суннитами. Этот же конфликт быстро вышел за границы Сирии и стал частью традиционного исторического противостояния между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами. На это сложное переплетение конфликтов оказывает существенное влияние обострившееся в последнее время противостояние мировых держав — США, Евросоюза, Турции и Petro-монархий во главе с Саудовской Аравией, с одной стороны, и России, Китая и Ирана, с другой.
С большой долей вероятности можно предположить, что Сирия (даже если ей удастся сохранить территориальную целостность) все равно будет фрагментирована по конфессиональному принципу — так, как это произошло в Ливане после окончания гражданской войны 1975–1990 годов.
Александр Крылов
Читайте также:
«Орешник» — послание «старичкам» в США: О чём не говорят официально
Президент России Владимир Путин заявил, что удар по "Южмашу" в ответ на использование ВСУ американских ракет для ударов по Брянской области, нанесён ракетой "Орешник".
"Красные линии" Шойгу ослабили обращение Путина: Медведя продолжают тыкать палками под рёбра
Крупнейшие западные СМИ синхронно смягчили эффект от удара России по-днепропетровскому "Южмашу", подав событие так, как будто ничего экстраординарного не произошло. Отчасти тому виной предшествовавшая трёхлетняя практика при бывшем министре обороны России — всё время предупреждать о "красных линиях" и не обращать внимания на их нарушения. Россию привыкли не бояться, уверившись
Наша армия начала прощупывать ход на Киев: Идем туда, где есть пустота
23.11.2024 23:46
Искусство войны говорит о том, что нужно идти не на рожон, а туда, где есть пустота. ВСУ, реализуя курскую авантюру, поступили именно так. Почему бы нам не сделать то же самое? Впрочем, нечто подобное и готовится: силы Украины растянуты, людей не хватает. Самое время открыть новые фронты.
Высокая радиация после удара по "Южмашу": Планы Киева раскрыты
23.11.2024 13:48
После удара по "Южмашу" может появиться высокая радиация. Но "Орешник" тут ни при чём.
Жители Запада просят Путина о прощении и спасении. Но их правительства готовят третью мировую
23.11.2024 22:49
Боевые испытания «Орешника» развязали язык многим людям на Западе, тем, кто доселе с грустью и обречённостью смотрел, как собственные политики готовят их к лобовому столкновению с Россией.