Китайцы железной рукой колонизируют Крым?
Из-за происходящего на Украине противостояния "народ-власть", которое оказалось в фокусе всех мировых СМИ, как-то почти затерялось важное для будущего экономики и экологии страны событие.
Крым в эти революционные дни протестует против не только радикальных методов разрешения конфликта на Украине, но и превращения полуострова китайцами совместно с украинской властью в морской глубоководный порт, решение о строительстве которого было одобрено правительством Януковича.
Замечу, что многие оппозиционно настроенные украинские СМИ в первые дни мирного противостояния на Майдане уж как только ни изгалялись по поводу того, что Янукович "поехал в Китай с протянутой рукой в поисках денег", а потом радостно сообщали: "Китайцы дали миллион долларов, стоило ли за этим ехать так далеко?" Однако, как оказалось, смеяться — и очень громко — теперь могут только китайцы.
А для Украины и, особенно, для Крыма предновогодний визит Виктора Януковича в Поднебесную может оказаться вовсе не таким смешным. Пока народ в Киеве на Майдане волновался из-за отказа власти от ассоциации с Евросоюзом, в Пекине на бизнес-форуме при поддержке Януковича китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd (BICIM) подписала с украинской — "Киевгидроинвестом" — любопытный и влекущий серьезные последствия документ о строительстве в Крыму глубоководного порта для обслуживания грузопотоков из Китая.
Здесь справедливости ради следует отметить, что пионером в этом деле был президент Виктор Ющенко, издавший еще в 2005 году указ о возведении в Крыму портового торгового комплекса "Донузлав". Но после встречи с решительно протестовавшими экологами – через год – отменил его. Тогда с такой инициативой выступили сами власти Крыма, договорившись о строительстве с китайской компанией China National Technical Import & Export Corporation. Однако дело не заладилось – местное население при поддержке экологов и ученых Крыма оказало давление на власть, и в 2011 году Мирновский поселковый совет отказал китайцам и их украинским партнерам в выделении земли под строительство, притом что инвестпроект оценивался более чем в 1 млрд долларов.
Сейчас же, как подтверждает руководство украинской компании "Киевгидроинвест", согласно подписанному меморандуму, глубоководный порт будет построен в Крыму близ поселка Фрунзе, что в Сакском районе. А ведь еще с советских времен известно, что Саки – один из самых популярных и эффективных лечебных грязевых курортов не только Украины и бывшего СССР, но и, пожалуй, Европы. Сюда сотни тысяч людей едут не развлекаться, а лечиться. Туристы и больные – основа местной экономики и мелкого частного предпринимательства.
После подписания украинско-китайского меморандума генеральный директор киевской компании Алексей Мазюк сообщил журналистам, что проект будет реализован "в режиме государственно-частного партнерства", при этом государство получит 50% построенной инфраструктуры, однако финансировать проект будет исключительно китайский инвестор.
Интересная формулировка, напоминающая скорее успокоительную таблетку для тех, кто озабочен последствиями промышленно-транспортного мега-проекта на курортах Крыма. Если это государственно-частное партнерство и если после завершения строительства половина всей инфраструктуры перейдет Украине, то такой поворот предполагает, что и государство Украина обязательно вкладывается в него. Ведь не за здорово живешь китайцы, "закопав" миллиарды, отдадут потом украинцам половину построенного добра.
Для тех, кто понимает, что такое государственно-частное партнерство (а эта форма ведения бизнеса уже лет 100 очень популярна в мире, сейчас — особенно в странах Латинской Америки при участии европейских корпораций), это значит, что все-таки Украина должна будет что-то вложить или чем-то (землями, например) поучаствовать в проекте, чтобы иметь впоследствии право на построенное. На какой срок в аренду китайцам украинская власть отдала сакские земли, на которых будет строиться порт? Обычно при государственно-частном партнерстве эти сроки ограничиваются тридцатью годами (может быть и меньше), а потом все построенное переходит в руки государства. Здесь же, судя по путаным объяснениям, Украине отойдет, и то неизвестно когда, всего 50% инфраструктуры. Почему так?
В общем, пока власть подробностей сделки века для Крыма и Украины не раскрывает и, как обычно, темнит. Известно только со слов гендиректора Мазюка, что первая очередь порта обойдется китайцам в 3 млрд долларов.
Что касается некоторых внешних параметров и размаха проекта, то предполагается, что порт будет достигать глубины в 25 метров, чтобы в него могли заходить большие межконтинентальные торговые суда. Планируется также построить несколько терминалов мощностью около 10 млн тонн в год, включая зерновой. Ежегодно же порт сможет "перерабатывать" 140 млн тонн грузов. По оценкам украинской стороны, государство сможет получать не менее 1,5 млрд долларов в год – за счет налогов и прочих сборов.
Строительные работы инвесторы думают начать уже в этом году, и если все пойдет по плану, то перерезать красную ленточку первой очереди глубоководного порта для более интенсивного продвижения китайских товаров в Европу будущий президент Украины сможет уже через четыре, максимум — пять лет.
Но может и не перерезать. Громадью этих планов намерены помешать, прежде всего, крымские экологи и простые жители, многие из которых считают непрозрачную сделку за их спиной просто "очередным дерибаном" на их территории и за их счет. Однако их мнения никто и не думал спрашивать. "Это все равно, — говорят крымские активисты, — как если бы мы пришли в чужой дом и стали там устанавливать свои порядки – как его развалить или перестроить, не заметив при этом хозяев".
Вот уже несколько месяцев они пытаются протестовать – раз в неделю на одном и том же месте в Симферополе и других городах полуострова собираются экологи и простые жители, чтобы публично высказать свое негативное отношение к строительству глубоководного порта в Саках. В последние выходные они призвали жителей Крыма "бомбардировать правительство Могилева (премьер-министр Крыма – А.Я.) письмами с требованием отменить эту стройку".
Хотя, казалось бы, должно быть наоборот и всем следует быть довольными. Ведь развитие подобной инфраструктуры предполагает новые возможности: рабочие места, зарплаты, прибыль. Однако у крымчан — свои железные аргументы против, подкрепленные экологическими исследованиями и научной экспертизой.
По мнению профессора Виктора Тарасенко, главы Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", "строительство большого китайского порта "Крым" на озере Донузлав или же в Сакском районе — это однозначно удар по золотым пескам, по нашему курорту в целом. Ни в коем случае нельзя трогать Западный Крым! Это уничтожит уникальную курортную житницу!"
И это не просто слова и эмоции. Экологи-ученые и жители полуострова проясняют важные детали украинско-китайского проекта, которые не просматриваются за общими фразами чиновников о грядущем благоденствии крымчан. Оказывается, искусственная акватория глубиной 25 метров будет вырыта прямо по суше, углубившись далеко в крымскую степь, а для захода судов по лечебной, по сути, сакской земле будет построен 9-километровый морской канал.
Что из этого следует? Прежде всего, — беспрецедентное нарушение баланса тысячелетиями сложившихся здесь экосистем – море-озеро-суша – со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды. Вот что говорит об этом на сайте "Свободной прессы" замдиректора филиала Института стран СНГ бывший депутат Верховного совета Крыма Олег Родивилов: "Для сравнения — на бывшей советской базе ВМФ "Донузлав" прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который "вытягивается" из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья Крыма. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание".
Вызывает большое беспокойство у местных и экологов и строительство на берегу порта грузовых терминалов, особенно — зернохранилища на 20 млн тонн. Откуда здесь возьмется столько зерна, если в самые благоприятные годы со всех полей Крыма собирали чуть больше 2 млн тонн? Как заявил крымский политолог Сергей Киселев, "порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тысяч гектаров земли для производства пшеницы и кукурузы". Китайцы уже поспешили объявить, что сумеют собрать с арендной территории не менее 8 млн тонн зерновых.
Как им удастся этого добиться, спрашивается? Как обычно – за счет ударных доз минеральных удобрений. (В России это уже происходит – после арендаторов-китайцев земля превращается в лунный грунт. При этом мало кто знает, какими именно удобрениями они насилуют российские поля, сколько этой гадости утекает в грунтовые воды и куда они, эти воды, потом уплывают.)
В общем, по мнению специалистов и обеспокоенных жителей полуострова, Китай при таком подходе к делу вполне может превратить земли Крыма, а также южных областей Украины, в сырьевую базу, то есть в собственную продовольственную колонию.
"Я уже не говорю о воздухе, — сетует Олег Родивилов. — При перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток — от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком". И это – в европейской здравнице!
В конце прошлого года группа известных ученых-экологов, действительных членов Крымской Академии наук обратилась к премьер-министру автономной республики Анатолию Могилеву с открытым письмом. В нем, в частности, говорится: "…Строительство крупного морского порта в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения Крымских золотых песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест".
Пока реакция украинских властей на обеспокоенность крымской общественности нулевая. Революционный бой не в Крыму, но все – в дыму. Как бы за этой дымовой завесой борьбы за власть Украина не потеряла свою самую драгоценную жемчужину. Или сценарий разворачивается согласно украинской пословице: "Взяв чорт Івася, то нехай бере і його колиску"? То есть "Взял черт Иванка, так пусть берет и его колыбель"?
Крым в эти революционные дни протестует против не только радикальных методов разрешения конфликта на Украине, но и превращения полуострова китайцами совместно с украинской властью в морской глубоководный порт, решение о строительстве которого было одобрено правительством Януковича.
Замечу, что многие оппозиционно настроенные украинские СМИ в первые дни мирного противостояния на Майдане уж как только ни изгалялись по поводу того, что Янукович "поехал в Китай с протянутой рукой в поисках денег", а потом радостно сообщали: "Китайцы дали миллион долларов, стоило ли за этим ехать так далеко?" Однако, как оказалось, смеяться — и очень громко — теперь могут только китайцы.
А для Украины и, особенно, для Крыма предновогодний визит Виктора Януковича в Поднебесную может оказаться вовсе не таким смешным. Пока народ в Киеве на Майдане волновался из-за отказа власти от ассоциации с Евросоюзом, в Пекине на бизнес-форуме при поддержке Януковича китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd (BICIM) подписала с украинской — "Киевгидроинвестом" — любопытный и влекущий серьезные последствия документ о строительстве в Крыму глубоководного порта для обслуживания грузопотоков из Китая.
Здесь справедливости ради следует отметить, что пионером в этом деле был президент Виктор Ющенко, издавший еще в 2005 году указ о возведении в Крыму портового торгового комплекса "Донузлав". Но после встречи с решительно протестовавшими экологами – через год – отменил его. Тогда с такой инициативой выступили сами власти Крыма, договорившись о строительстве с китайской компанией China National Technical Import & Export Corporation. Однако дело не заладилось – местное население при поддержке экологов и ученых Крыма оказало давление на власть, и в 2011 году Мирновский поселковый совет отказал китайцам и их украинским партнерам в выделении земли под строительство, притом что инвестпроект оценивался более чем в 1 млрд долларов.
Сейчас же, как подтверждает руководство украинской компании "Киевгидроинвест", согласно подписанному меморандуму, глубоководный порт будет построен в Крыму близ поселка Фрунзе, что в Сакском районе. А ведь еще с советских времен известно, что Саки – один из самых популярных и эффективных лечебных грязевых курортов не только Украины и бывшего СССР, но и, пожалуй, Европы. Сюда сотни тысяч людей едут не развлекаться, а лечиться. Туристы и больные – основа местной экономики и мелкого частного предпринимательства.
После подписания украинско-китайского меморандума генеральный директор киевской компании Алексей Мазюк сообщил журналистам, что проект будет реализован "в режиме государственно-частного партнерства", при этом государство получит 50% построенной инфраструктуры, однако финансировать проект будет исключительно китайский инвестор.
Интересная формулировка, напоминающая скорее успокоительную таблетку для тех, кто озабочен последствиями промышленно-транспортного мега-проекта на курортах Крыма. Если это государственно-частное партнерство и если после завершения строительства половина всей инфраструктуры перейдет Украине, то такой поворот предполагает, что и государство Украина обязательно вкладывается в него. Ведь не за здорово живешь китайцы, "закопав" миллиарды, отдадут потом украинцам половину построенного добра.
Для тех, кто понимает, что такое государственно-частное партнерство (а эта форма ведения бизнеса уже лет 100 очень популярна в мире, сейчас — особенно в странах Латинской Америки при участии европейских корпораций), это значит, что все-таки Украина должна будет что-то вложить или чем-то (землями, например) поучаствовать в проекте, чтобы иметь впоследствии право на построенное. На какой срок в аренду китайцам украинская власть отдала сакские земли, на которых будет строиться порт? Обычно при государственно-частном партнерстве эти сроки ограничиваются тридцатью годами (может быть и меньше), а потом все построенное переходит в руки государства. Здесь же, судя по путаным объяснениям, Украине отойдет, и то неизвестно когда, всего 50% инфраструктуры. Почему так?
В общем, пока власть подробностей сделки века для Крыма и Украины не раскрывает и, как обычно, темнит. Известно только со слов гендиректора Мазюка, что первая очередь порта обойдется китайцам в 3 млрд долларов.
Что касается некоторых внешних параметров и размаха проекта, то предполагается, что порт будет достигать глубины в 25 метров, чтобы в него могли заходить большие межконтинентальные торговые суда. Планируется также построить несколько терминалов мощностью около 10 млн тонн в год, включая зерновой. Ежегодно же порт сможет "перерабатывать" 140 млн тонн грузов. По оценкам украинской стороны, государство сможет получать не менее 1,5 млрд долларов в год – за счет налогов и прочих сборов.
Строительные работы инвесторы думают начать уже в этом году, и если все пойдет по плану, то перерезать красную ленточку первой очереди глубоководного порта для более интенсивного продвижения китайских товаров в Европу будущий президент Украины сможет уже через четыре, максимум — пять лет.
Но может и не перерезать. Громадью этих планов намерены помешать, прежде всего, крымские экологи и простые жители, многие из которых считают непрозрачную сделку за их спиной просто "очередным дерибаном" на их территории и за их счет. Однако их мнения никто и не думал спрашивать. "Это все равно, — говорят крымские активисты, — как если бы мы пришли в чужой дом и стали там устанавливать свои порядки – как его развалить или перестроить, не заметив при этом хозяев".
Вот уже несколько месяцев они пытаются протестовать – раз в неделю на одном и том же месте в Симферополе и других городах полуострова собираются экологи и простые жители, чтобы публично высказать свое негативное отношение к строительству глубоководного порта в Саках. В последние выходные они призвали жителей Крыма "бомбардировать правительство Могилева (премьер-министр Крыма – А.Я.) письмами с требованием отменить эту стройку".
Хотя, казалось бы, должно быть наоборот и всем следует быть довольными. Ведь развитие подобной инфраструктуры предполагает новые возможности: рабочие места, зарплаты, прибыль. Однако у крымчан — свои железные аргументы против, подкрепленные экологическими исследованиями и научной экспертизой.
По мнению профессора Виктора Тарасенко, главы Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", "строительство большого китайского порта "Крым" на озере Донузлав или же в Сакском районе — это однозначно удар по золотым пескам, по нашему курорту в целом. Ни в коем случае нельзя трогать Западный Крым! Это уничтожит уникальную курортную житницу!"
И это не просто слова и эмоции. Экологи-ученые и жители полуострова проясняют важные детали украинско-китайского проекта, которые не просматриваются за общими фразами чиновников о грядущем благоденствии крымчан. Оказывается, искусственная акватория глубиной 25 метров будет вырыта прямо по суше, углубившись далеко в крымскую степь, а для захода судов по лечебной, по сути, сакской земле будет построен 9-километровый морской канал.
Что из этого следует? Прежде всего, — беспрецедентное нарушение баланса тысячелетиями сложившихся здесь экосистем – море-озеро-суша – со всеми вытекающими отсюда последствиями для окружающей среды. Вот что говорит об этом на сайте "Свободной прессы" замдиректора филиала Института стран СНГ бывший депутат Верховного совета Крыма Олег Родивилов: "Для сравнения — на бывшей советской базе ВМФ "Донузлав" прорыт канал 12-метровой глубины. Его постоянно чистят от песка, который "вытягивается" из моря и скапливается там миллионами тонн. Канал глубиной 25 метров гарантированно затянет песок со всего западного побережья Крыма. Прежде всего, пострадает знаменитая Евпатория, о золотых пляжах которой останется одно воспоминание".
Вызывает большое беспокойство у местных и экологов и строительство на берегу порта грузовых терминалов, особенно — зернохранилища на 20 млн тонн. Откуда здесь возьмется столько зерна, если в самые благоприятные годы со всех полей Крыма собирали чуть больше 2 млн тонн? Как заявил крымский политолог Сергей Киселев, "порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам обещана долгосрочная аренда около 160 тысяч гектаров земли для производства пшеницы и кукурузы". Китайцы уже поспешили объявить, что сумеют собрать с арендной территории не менее 8 млн тонн зерновых.
Как им удастся этого добиться, спрашивается? Как обычно – за счет ударных доз минеральных удобрений. (В России это уже происходит – после арендаторов-китайцев земля превращается в лунный грунт. При этом мало кто знает, какими именно удобрениями они насилуют российские поля, сколько этой гадости утекает в грунтовые воды и куда они, эти воды, потом уплывают.)
В общем, по мнению специалистов и обеспокоенных жителей полуострова, Китай при таком подходе к делу вполне может превратить земли Крыма, а также южных областей Украины, в сырьевую базу, то есть в собственную продовольственную колонию.
"Я уже не говорю о воздухе, — сетует Олег Родивилов. — При перевалке 140 миллионов тонн груза, даже если с каждого контейнера упадет по пылинке, представляете, что будет с атмосферой?! Кроме того, запланировано строительство нескольких новых железнодорожных веток — от Сак на Симферополь и Джанкой вагоны пойдут сплошным потоком". И это – в европейской здравнице!
В конце прошлого года группа известных ученых-экологов, действительных членов Крымской Академии наук обратилась к премьер-министру автономной республики Анатолию Могилеву с открытым письмом. В нем, в частности, говорится: "…Строительство крупного морского порта в самом центре аккумулятивных песчаных пляжей Каламитского залива с созданием глубоководного подводного канала (более 25 м) неминуемо приведет к активации размыва пляжей и к завершению процесса уничтожения Крымских золотых песков в Каламитском заливе и Придонузлавье. В этом случае на перспективах развития уже давно сложившегося международного Сакско-Евпаторийского бальнеологического курорта можно поставить жирный крест".
Пока реакция украинских властей на обеспокоенность крымской общественности нулевая. Революционный бой не в Крыму, но все – в дыму. Как бы за этой дымовой завесой борьбы за власть Украина не потеряла свою самую драгоценную жемчужину. Или сценарий разворачивается согласно украинской пословице: "Взяв чорт Івася, то нехай бере і його колиску"? То есть "Взял черт Иванка, так пусть берет и его колыбель"?
Читайте также:
Наша армия начала прощупывать ход на Киев: Идем туда, где есть пустота
23.11.2024 23:46
Искусство войны говорит о том, что нужно идти не на рожон, а туда, где есть пустота. ВСУ, реализуя курскую авантюру, поступили именно так. Почему бы нам не сделать то же самое? Впрочем, нечто подобное и готовится: силы Украины растянуты, людей не хватает. Самое время открыть новые фронты.
«Их скоро не будет». В США обратились к России с неожиданным заявлением
В США скоро не будет психов у власти, желающих войны с Россией
Время подлёта "Орешника" резко сократится в три раза. Внимание на карту
23.11.2024 12:35
Время подлёта "Орешника" резко сократилось - практически в три раза, что можно увидеть на карте. Причина в том, что сейчас "Орешник" запускают из Астраханской области.
Сладкову хватило пары секунд, чтобы оценить козырь России: «Владимир Владимирович, браво!»
Военкор Александр Сладков оценил выступление Владимира Путина и указал на козырь России, которого нет у наших врагов
Россия приняла вызов. Но пока не до всех дошло
23.11.2024 16:44
Ракетная атака на Днепр стала скорее информационной бомбой. Так Владимир Зеленский заявил, что ракета, ударившая по городу, соответствует характеристикам межконтинентальных баллистических ракет. Также Bloomberg предположил, что это первый случай применения МБР.