Звездолёт в теле амфибии: Зачем СССР понадобился секретный "охотник за авианосцами"
Фото: YouTube / Mustard / autoevolution.com
Экспериментальный советский экранолёт создавали как машину для разведки, однако вскоре выяснилось, что уникальные решения могут помочь ВМФ СССР уничтожать подводные лодки противника.
Противолодочные самолёты России и СССР
50 лет назад состоялся первый полёт самолёта ВВА-14, который должен был вывести отечественный авиапром на недосягаемый уровень. Самолёт-амфибия советского конструктора Роберто Бартини совмещал в себе функции гидросамолёта, бомбардировщика и торпедоносца.
ВВА-14 создавался для обнаружения подводных лодок как в полёте, так и на плаву, и мог стать частью авиационного противолодочного комплекса, состоящего из самолёта, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву.
Однако из-за разногласий в процессе доработки самолёт так и не был пущен в серийное производство. На его базе создали экраноплан 14М1П, который тоже в итоге застрял на стадии испытаний. В каком-то смысле современный самолёт-амфибия Бе-200 "Альтаир", стоящий на вооружении ВС РФ, является дальним родственником ВВА-14 и даже унаследовал часть его особенностей.
Оружие холодной войны
В 60–70-е годы в одной точке сошлись два фактора. С одной стороны, в стране трудились разработчики оружия, мыслившие на десятилетия вперёд, с другой — военный бюджет СССР постоянно увеличивался и средства на перспективные разработки выделялись колоссальные. По некоторым данным, в 1970 году военный бюджет СССР составлял 50 миллиардов рублей (20 из них шли на закупку оружия), или примерно 500 триллионов рублей в переводе на современные деньги.
Среди советских конструкторов авиационной и морской техники Роберто Бартини выделялся особо. Итальянский эмигрант, сбежавший от режима Муссолини, разрабатывал бомбардировщики в 30-х, прошёл через сталинские лагеря и спроектировал для СССР свыше 60 уникальных самолётов. Но, несмотря на талант и умение заглядывать за горизонт инженерной мысли, поддержку маршала Победы Жукова и опыт работы под началом конструктора Туполева, многие идеи Бартини считались невозможными для реализации.
В 1960 году ситуация с разработкой перспективной военной техники сдвинулась с мёртвой точки. Тогда в США приняли на вооружение двухступенчатую твердотопливную баллистическую ракету Polaris A-1, предназначенную для размещения на атомных подводных лодках (АПЛ). Руководство СССР опасалось, что натовские субмарины теперь могут незаметно подойти к берегу и произвести ракетный залп, который приведёт к катастрофическим разрушениям. ВМФ и ВВС срочно потребовались не только корабли, но и скоростные самолёты, способные дежурить в районах предполагаемого пуска. Практически сразу были реанимированы работы над перспективными самолётами Бартини Р-57, Е-57, а уже в 1961 году руководство заинтересовалось его проектом крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки. Один из бывших инженеров проекта, специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов Андрей Щеглов, пояснил, что в решениях Бартини просматривался потенциал на десятки лет вперед.
Вертикально взлетающая амфибия: характеристики
В 1962 году Бартини представил свою первую разработку — МВА-62, представлявшую собой "бесхвостку" с подъёмными двигателями в центроплане и маршевым двигателем в задней части. Плавучесть амфибии обеспечивали специальные поплавки в нижней части корпуса. Управлялось это устройство за счёт струйных и аэродинамических рулей. Корабль-самолёт, больше походивший на межпланетный космический корабль, имел катамаранную схему и мог держаться на плаву при шторме в 4–5 баллов. Это обстоятельство требовало от лётчиков особой подготовки, поэтому к тестовым полётам и управлению МВА-62 рассматривались в основном лётчики, имевшие опыт службы в ВМФ.
МВА-62 стал чем-то вроде тестового задания для Бартини. После того как проект был одобрен, утверждён и профинансирован, перед конструктором маячила перспектива создать полноценный универсальный (самолёт плюс экраноплан) продукт для серийного производства. Так МВА-62 эволюционировал в проект ВВА-14.
Основные работы по ВВА-14 велись в Подмосковье, но потом переместились в Таганрог — в КБ Бериева — ныне промышленный заповедник по производству уникальных машин. К производству было запланировано три прототипа ВВА-14, первый из которых был готов к 1972 году.
Экипаж самолёта-амфибии включал трёх человек, они располагались в носовой части. Длина аппарата составила 26 метров, размах крыла — 28 метров. Максимальная взлётная масса — 52 тысячи килограммов. Максимальная скорость — 760 км/ч. Скорость в режиме катамарана — 35 км/ч. Максимальная дальность полёта — 2400 км. В режиме экраноплана он совершал полёт на высоте 12 метров над поверхностью воды, при этом отличался устойчивостью и лёгкостью в управлении. Максимальная же высота полёта ВВА-14 — 10 км. Вооружение самолёта-амфибии включало в себя торпеды, мины и авиабомбы, в общей сложности 4 тонны боевой нагрузки, что много даже по меркам современных истребителей, не говоря уже о технике времён холодной войны. Основная конструкция была изготовлена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей.
Про необычную форму корпуса эксперты спорят до сих пор. Фюзеляж с кабиной пилотов переходил в центроплан, где по бокам располагались два гигантских отсека с поплавками, а также системой наддува. Стреловидное горизонтальное и вертикальное оперение было разнесено, как это сейчас делают на истребителях. Отъёмные части крыла крепились к кессону (силовой части крыла и других элементов планера) центроплана (центральная часть крыла). Самолёт-амфибия в режиме экраноплана мог идти прямо над водой, благодаря чему был недосягаем для радаров, а также мог садиться практически на любую поверхность вертикально.
Современные военные самолёты России
За необычный вид ВВА-14 прозвали Фантомасом и Змеем-Горынычем. Эксперты отмечали, что при взгляде на самолёт с земли он напоминал дракона из русских народных сказок.
С 1972 по 1975 год ВВА-14 выполнил 107 полётов, налетав 103 часа. Параллельно Бартини стал разрабатывать другие модификации самолёта-амфибии, включая экраноплан 14МП1.
Но самолёт так и не поступил в серийное производство. И на данный счёт существует несколько версий. Первая: военные оказались недовольны разработкой и посчитали её недостаточно эффективной для противолодочной борьбы. Считалось, что ВВА-14 несёт недостаточное количество ракет, при этом неизбежны технические проблемы из-за сложности конструкции. Они предпочли обычные самолёты. Вторая версия: заминка с производством двенадцати подъёмных турбовентиляторных РД-36-35ПР, за которые отвечало Рыбинское КБ моторостроения. После смерти Бартини в 1974 году работы над самолётом продолжались в течение двух лет, а потом всё внимание и финансирование было переключено на разработку противолодочного самолёта Ту-142МР (изделие МР) и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50.
Противолодочные задачи ВВА-14 могли решать имеющиеся на тот момент Бе-12, Ту-142 и Ил-38. Они не были настолько революционны и быстры, как детище Бартини, но, возможно, руководство решило, что "лучше синица в руке".
Другая разработка Бартини, экраноплан 14МП1, не выдержал испытаний, поскольку требовал множества доработок, чем никто заниматься не стал. Разработки Бартини в каком-то смысле получили развитие в самолёте А-40 "Альбатрос", а в наше время — уже в разработке Бе-200 "Альтаир", который производится и используется в настоящий момент и так же, как и ВВА-14, не имеет аналогов в мире.
Противолодочные самолёты России и СССР
50 лет назад состоялся первый полёт самолёта ВВА-14, который должен был вывести отечественный авиапром на недосягаемый уровень. Самолёт-амфибия советского конструктора Роберто Бартини совмещал в себе функции гидросамолёта, бомбардировщика и торпедоносца.
ВВА-14 создавался для обнаружения подводных лодок как в полёте, так и на плаву, и мог стать частью авиационного противолодочного комплекса, состоящего из самолёта, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву.
Однако из-за разногласий в процессе доработки самолёт так и не был пущен в серийное производство. На его базе создали экраноплан 14М1П, который тоже в итоге застрял на стадии испытаний. В каком-то смысле современный самолёт-амфибия Бе-200 "Альтаир", стоящий на вооружении ВС РФ, является дальним родственником ВВА-14 и даже унаследовал часть его особенностей.
Оружие холодной войны
В 60–70-е годы в одной точке сошлись два фактора. С одной стороны, в стране трудились разработчики оружия, мыслившие на десятилетия вперёд, с другой — военный бюджет СССР постоянно увеличивался и средства на перспективные разработки выделялись колоссальные. По некоторым данным, в 1970 году военный бюджет СССР составлял 50 миллиардов рублей (20 из них шли на закупку оружия), или примерно 500 триллионов рублей в переводе на современные деньги.
Среди советских конструкторов авиационной и морской техники Роберто Бартини выделялся особо. Итальянский эмигрант, сбежавший от режима Муссолини, разрабатывал бомбардировщики в 30-х, прошёл через сталинские лагеря и спроектировал для СССР свыше 60 уникальных самолётов. Но, несмотря на талант и умение заглядывать за горизонт инженерной мысли, поддержку маршала Победы Жукова и опыт работы под началом конструктора Туполева, многие идеи Бартини считались невозможными для реализации.
В 1960 году ситуация с разработкой перспективной военной техники сдвинулась с мёртвой точки. Тогда в США приняли на вооружение двухступенчатую твердотопливную баллистическую ракету Polaris A-1, предназначенную для размещения на атомных подводных лодках (АПЛ). Руководство СССР опасалось, что натовские субмарины теперь могут незаметно подойти к берегу и произвести ракетный залп, который приведёт к катастрофическим разрушениям. ВМФ и ВВС срочно потребовались не только корабли, но и скоростные самолёты, способные дежурить в районах предполагаемого пуска. Практически сразу были реанимированы работы над перспективными самолётами Бартини Р-57, Е-57, а уже в 1961 году руководство заинтересовалось его проектом крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки. Один из бывших инженеров проекта, специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов Андрей Щеглов, пояснил, что в решениях Бартини просматривался потенциал на десятки лет вперед.
Сейчас в моде гиперзвуковые технологии, которые Бартини прорабатывал ещё в те годы. Мы не могли понять, к чему такие решения, но через некоторое время речь пошла о скоростях, недостижимых для обычных самолётов, и всё начало вставать на свои места
Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов
Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов
Вертикально взлетающая амфибия: характеристики
В 1962 году Бартини представил свою первую разработку — МВА-62, представлявшую собой "бесхвостку" с подъёмными двигателями в центроплане и маршевым двигателем в задней части. Плавучесть амфибии обеспечивали специальные поплавки в нижней части корпуса. Управлялось это устройство за счёт струйных и аэродинамических рулей. Корабль-самолёт, больше походивший на межпланетный космический корабль, имел катамаранную схему и мог держаться на плаву при шторме в 4–5 баллов. Это обстоятельство требовало от лётчиков особой подготовки, поэтому к тестовым полётам и управлению МВА-62 рассматривались в основном лётчики, имевшие опыт службы в ВМФ.
МВА-62 стал чем-то вроде тестового задания для Бартини. После того как проект был одобрен, утверждён и профинансирован, перед конструктором маячила перспектива создать полноценный универсальный (самолёт плюс экраноплан) продукт для серийного производства. Так МВА-62 эволюционировал в проект ВВА-14.
Основные работы по ВВА-14 велись в Подмосковье, но потом переместились в Таганрог — в КБ Бериева — ныне промышленный заповедник по производству уникальных машин. К производству было запланировано три прототипа ВВА-14, первый из которых был готов к 1972 году.
Никакого секрета в названии ВВА-14 нет. Аббревиатура расшифровывается просто: вертикально взлетающая амфибия. Тут с четырнадцатью двигателями. На самолёте было установлено два маршевых двухконтурных двигателя Д-30М с тягой по 6800 килограммов-сил, установленных в гондолах сверху центроплана, и 12 подъёмных турбореактивных двигателей РД-36-35ПР с тягой по 4400 килограммов-сил. Особенностью этой машины была способность взлетать без взлётно-посадочной полосы (ВПП) и длительное время находиться над поверхностью воды
Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов
Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов
Экипаж самолёта-амфибии включал трёх человек, они располагались в носовой части. Длина аппарата составила 26 метров, размах крыла — 28 метров. Максимальная взлётная масса — 52 тысячи килограммов. Максимальная скорость — 760 км/ч. Скорость в режиме катамарана — 35 км/ч. Максимальная дальность полёта — 2400 км. В режиме экраноплана он совершал полёт на высоте 12 метров над поверхностью воды, при этом отличался устойчивостью и лёгкостью в управлении. Максимальная же высота полёта ВВА-14 — 10 км. Вооружение самолёта-амфибии включало в себя торпеды, мины и авиабомбы, в общей сложности 4 тонны боевой нагрузки, что много даже по меркам современных истребителей, не говоря уже о технике времён холодной войны. Основная конструкция была изготовлена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей.
Про необычную форму корпуса эксперты спорят до сих пор. Фюзеляж с кабиной пилотов переходил в центроплан, где по бокам располагались два гигантских отсека с поплавками, а также системой наддува. Стреловидное горизонтальное и вертикальное оперение было разнесено, как это сейчас делают на истребителях. Отъёмные части крыла крепились к кессону (силовой части крыла и других элементов планера) центроплана (центральная часть крыла). Самолёт-амфибия в режиме экраноплана мог идти прямо над водой, благодаря чему был недосягаем для радаров, а также мог садиться практически на любую поверхность вертикально.
То, что сейчас очень ценят, — так называемый ЭПР (эффективная площадь рассеяния. — Прим. Лайфа) у ВВА-14 был на уровне первого "стелса" — американского F-117
Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов
Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов
Современные военные самолёты России
За необычный вид ВВА-14 прозвали Фантомасом и Змеем-Горынычем. Эксперты отмечали, что при взгляде на самолёт с земли он напоминал дракона из русских народных сказок.
С 1972 по 1975 год ВВА-14 выполнил 107 полётов, налетав 103 часа. Параллельно Бартини стал разрабатывать другие модификации самолёта-амфибии, включая экраноплан 14МП1.
Но самолёт так и не поступил в серийное производство. И на данный счёт существует несколько версий. Первая: военные оказались недовольны разработкой и посчитали её недостаточно эффективной для противолодочной борьбы. Считалось, что ВВА-14 несёт недостаточное количество ракет, при этом неизбежны технические проблемы из-за сложности конструкции. Они предпочли обычные самолёты. Вторая версия: заминка с производством двенадцати подъёмных турбовентиляторных РД-36-35ПР, за которые отвечало Рыбинское КБ моторостроения. После смерти Бартини в 1974 году работы над самолётом продолжались в течение двух лет, а потом всё внимание и финансирование было переключено на разработку противолодочного самолёта Ту-142МР (изделие МР) и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50.
Противолодочные задачи ВВА-14 могли решать имеющиеся на тот момент Бе-12, Ту-142 и Ил-38. Они не были настолько революционны и быстры, как детище Бартини, но, возможно, руководство решило, что "лучше синица в руке".
Другая разработка Бартини, экраноплан 14МП1, не выдержал испытаний, поскольку требовал множества доработок, чем никто заниматься не стал. Разработки Бартини в каком-то смысле получили развитие в самолёте А-40 "Альбатрос", а в наше время — уже в разработке Бе-200 "Альтаир", который производится и используется в настоящий момент и так же, как и ВВА-14, не имеет аналогов в мире.
Читайте также:
Моделирование боевых действий – основа системы поддержки принятия решений
На протяжении всей истории войн в любом вооружённом противоборстве важным фактором было и остаётся соотношение между требуемым и располагаемым временем для принятия решения на ведение боевых действий. На современном этапе располагаемое время исчисляется минутами и стремится к нулю, а требуемое определяется многими факторами, в том числе автоматизацией процесса принятия решения. Поэтому сейчас во
Британские Storm Shadow ударили по объекту Управделами президента России: ответим ли на уже вторую атаку натовскими ракетами
20 ноября шесть украинских самолетов Су-24, выпустили 12 британских ракет Storm Shadow (по некоторым данным – 10 ракет) по усадьбе князей Барятинских, построенной в XIX веке. Она располагается в Курской области. На ее территории действует объект Управделами президента России, санаторий «Марьино». Кроме того, по утверждениям издания Defense Express, в усадьбе, в защищенном бункере, оборудован
"За Брянск ответили": Хуситы отомстили США за удары по России?
Йеменские хуситы стали реальной угрозой для НАТО, что делает их нашими союзниками. Недавняя атака на западное судно в Красном море может быть связана с ударом Украины по Брянской области.
Ядерный удар нанесут в ближайшие часы? Экс-глава МГБ ДНР дал прогнозы
20.11.2024 19:51
Как понимать заявления высокопоставленных российских лиц о том, что Москва будет "соответствующим образом реагировать" на решение США по ударам вглубь России? Свершится ли наконец то, о чём так долго говорили военблогеры, — ядерный удар по территории Украины?
Предатель сдал позиции войск под Курском, в Часов Яре штурмуют последний укреп, Байден подставил оружейников
Киев все же нанес свой первый удар ATACMS по территории России. Наше Минобороны признало этот факт, но едва ли в Белом доме с позитивом восприняли атаку. В Часов Яре все развивается стремительно, противник считает потерю города вопросом времени.