Регистрация

Звездолёт в теле амфибии: Зачем СССР понадобился секретный "охотник за авианосцами"

13.11.2022  13:43
19 280
0
Фото: YouTube / Mustard / autoevolution.com


Экспериментальный советский экранолёт создавали как машину для разведки, однако вскоре выяснилось, что уникальные решения могут помочь ВМФ СССР уничтожать подводные лодки противника.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Противолодочные самолёты России и СССР


50 лет назад состоялся первый полёт самолёта ВВА-14, который должен был вывести отечественный авиапром на недосягаемый уровень. Самолёт-амфибия советского конструктора Роберто Бартини совмещал в себе функции гидросамолёта, бомбардировщика и торпедоносца.

ВВА-14 создавался для обнаружения подводных лодок как в полёте, так и на плаву, и мог стать частью авиационного противолодочного комплекса, состоящего из самолёта, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву.

Однако из-за разногласий в процессе доработки самолёт так и не был пущен в серийное производство. На его базе создали экраноплан 14М1П, который тоже в итоге застрял на стадии испытаний. В каком-то смысле современный самолёт-амфибия Бе-200 "Альтаир", стоящий на вооружении ВС РФ, является дальним родственником ВВА-14 и даже унаследовал часть его особенностей.

Оружие холодной войны

В 60–70-е годы в одной точке сошлись два фактора. С одной стороны, в стране трудились разработчики оружия, мыслившие на десятилетия вперёд, с другой — военный бюджет СССР постоянно увеличивался и средства на перспективные разработки выделялись колоссальные. По некоторым данным, в 1970 году военный бюджет СССР составлял 50 миллиардов рублей (20 из них шли на закупку оружия), или примерно 500 триллионов рублей в переводе на современные деньги.

Среди советских конструкторов авиационной и морской техники Роберто Бартини выделялся особо. Итальянский эмигрант, сбежавший от режима Муссолини, разрабатывал бомбардировщики в 30-х, прошёл через сталинские лагеря и спроектировал для СССР свыше 60 уникальных самолётов. Но, несмотря на талант и умение заглядывать за горизонт инженерной мысли, поддержку маршала Победы Жукова и опыт работы под началом конструктора Туполева, многие идеи Бартини считались невозможными для реализации.

В 1960 году ситуация с разработкой перспективной военной техники сдвинулась с мёртвой точки. Тогда в США приняли на вооружение двухступенчатую твердотопливную баллистическую ракету Polaris A-1, предназначенную для размещения на атомных подводных лодках (АПЛ). Руководство СССР опасалось, что натовские субмарины теперь могут незаметно подойти к берегу и произвести ракетный залп, который приведёт к катастрофическим разрушениям. ВМФ и ВВС срочно потребовались не только корабли, но и скоростные самолёты, способные дежурить в районах предполагаемого пуска. Практически сразу были реанимированы работы над перспективными самолётами Бартини Р-57, Е-57, а уже в 1961 году руководство заинтересовалось его проектом крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки. Один из бывших инженеров проекта, специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов Андрей Щеглов, пояснил, что в решениях Бартини просматривался потенциал на десятки лет вперед.

Сейчас в моде гиперзвуковые технологии, которые Бартини прорабатывал ещё в те годы. Мы не могли понять, к чему такие решения, но через некоторое время речь пошла о скоростях, недостижимых для обычных самолётов, и всё начало вставать на свои места

Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов

Вертикально взлетающая амфибия: характеристики

В 1962 году Бартини представил свою первую разработку — МВА-62, представлявшую собой "бесхвостку" с подъёмными двигателями в центроплане и маршевым двигателем в задней части. Плавучесть амфибии обеспечивали специальные поплавки в нижней части корпуса. Управлялось это устройство за счёт струйных и аэродинамических рулей. Корабль-самолёт, больше походивший на межпланетный космический корабль, имел катамаранную схему и мог держаться на плаву при шторме в 4–5 баллов. Это обстоятельство требовало от лётчиков особой подготовки, поэтому к тестовым полётам и управлению МВА-62 рассматривались в основном лётчики, имевшие опыт службы в ВМФ.

МВА-62 стал чем-то вроде тестового задания для Бартини. После того как проект был одобрен, утверждён и профинансирован, перед конструктором маячила перспектива создать полноценный универсальный (самолёт плюс экраноплан) продукт для серийного производства. Так МВА-62 эволюционировал в проект ВВА-14.

Основные работы по ВВА-14 велись в Подмосковье, но потом переместились в Таганрог — в КБ Бериева — ныне промышленный заповедник по производству уникальных машин. К производству было запланировано три прототипа ВВА-14, первый из которых был готов к 1972 году.

Никакого секрета в названии ВВА-14 нет. Аббревиатура расшифровывается просто: вертикально взлетающая амфибия. Тут с четырнадцатью двигателями. На самолёте было установлено два маршевых двухконтурных двигателя Д-30М с тягой по 6800 килограммов-сил, установленных в гондолах сверху центроплана, и 12 подъёмных турбореактивных двигателей РД-36-35ПР с тягой по 4400 килограммов-сил. Особенностью этой машины была способность взлетать без взлётно-посадочной полосы (ВПП) и длительное время находиться над поверхностью воды

Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов

Экипаж самолёта-амфибии включал трёх человек, они располагались в носовой части. Длина аппарата составила 26 метров, размах крыла — 28 метров. Максимальная взлётная масса — 52 тысячи килограммов. Максимальная скорость — 760 км/ч. Скорость в режиме катамарана — 35 км/ч. Максимальная дальность полёта — 2400 км. В режиме экраноплана он совершал полёт на высоте 12 метров над поверхностью воды, при этом отличался устойчивостью и лёгкостью в управлении. Максимальная же высота полёта ВВА-14 — 10 км. Вооружение самолёта-амфибии включало в себя торпеды, мины и авиабомбы, в общей сложности 4 тонны боевой нагрузки, что много даже по меркам современных истребителей, не говоря уже о технике времён холодной войны. Основная конструкция была изготовлена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей.

Про необычную форму корпуса эксперты спорят до сих пор. Фюзеляж с кабиной пилотов переходил в центроплан, где по бокам располагались два гигантских отсека с поплавками, а также системой наддува. Стреловидное горизонтальное и вертикальное оперение было разнесено, как это сейчас делают на истребителях. Отъёмные части крыла крепились к кессону (силовой части крыла и других элементов планера) центроплана (центральная часть крыла). Самолёт-амфибия в режиме экраноплана мог идти прямо над водой, благодаря чему был недосягаем для радаров, а также мог садиться практически на любую поверхность вертикально.

То, что сейчас очень ценят, — так называемый ЭПР (эффективная площадь рассеяния. — Прим. Лайфа) у ВВА-14 был на уровне первого "стелса" — американского F-117

Андрей Щеглов
Специалист по испытаниям авиационных сплавов и металлов

Современные военные самолёты России

За необычный вид ВВА-14 прозвали Фантомасом и Змеем-Горынычем. Эксперты отмечали, что при взгляде на самолёт с земли он напоминал дракона из русских народных сказок.

С 1972 по 1975 год ВВА-14 выполнил 107 полётов, налетав 103 часа. Параллельно Бартини стал разрабатывать другие модификации самолёта-амфибии, включая экраноплан 14МП1.

Но самолёт так и не поступил в серийное производство. И на данный счёт существует несколько версий. Первая: военные оказались недовольны разработкой и посчитали её недостаточно эффективной для противолодочной борьбы. Считалось, что ВВА-14 несёт недостаточное количество ракет, при этом неизбежны технические проблемы из-за сложности конструкции. Они предпочли обычные самолёты. Вторая версия: заминка с производством двенадцати подъёмных турбовентиляторных РД-36-35ПР, за которые отвечало Рыбинское КБ моторостроения. После смерти Бартини в 1974 году работы над самолётом продолжались в течение двух лет, а потом всё внимание и финансирование было переключено на разработку противолодочного самолёта Ту-142МР (изделие МР) и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50.

Противолодочные задачи ВВА-14 могли решать имеющиеся на тот момент Бе-12, Ту-142 и Ил-38. Они не были настолько революционны и быстры, как детище Бартини, но, возможно, руководство решило, что "лучше синица в руке".

Другая разработка Бартини, экраноплан 14МП1, не выдержал испытаний, поскольку требовал множества доработок, чем никто заниматься не стал. Разработки Бартини в каком-то смысле получили развитие в самолёте А-40 "Альбатрос", а в наше время — уже в разработке Бе-200 "Альтаир", который производится и используется в настоящий момент и так же, как и ВВА-14, не имеет аналогов в мире.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Америка очень попросила Россию отложить Судный день
21.06.2024 11:42
Теперь мы знаем точно, сколько требуется жирафу, чтобы до него дошло: с момента получения коллективным Западом мирных предложений Путина прошла неделя, и вдруг оказалось, что мгновенно отвергнутый ими план разрешения военного конфликта на Украине может и должен стать началом мирного процесса.
Волчанский агрегатный завод полностью зачищен, Часов Яр возьмут до конца лета. Южная Корея может отправить снаряды Киеву
21.06.2024 21:51
x-true.info
Подразделения армии России выбили противника с территории аграрного завода в Волчанске на Харьковском направлении. Военный эксперт рассказал о сроках полного освобождения Часов Яра. Вспышка холеры в Херсоне.
Прямое послание США. Ход Путина встревожил Запад. "Москва к этому приступила"
21.06.2024 19:24
Государственный визит президента России Владимира Путина в КНДР стал сигналом для США о том, что Москва начала стремительно укреплять связи со своими партнерами, пишет Advance.
Западная эскалация или наша тактики «неспешной войны» — что окажется эффективней?
21.06.2024 21:16
x-true.info
Пресс-конференция Владимира Путина в Ханое по итогам сразу двух визитов в КНДР и Вьетнам стала во многом продолжением его предложения, читай — ультиматума, по условиям мирного урегулирования на Украине.
Обратная сторона СВО: Украина начинает превосходить в дронах и затаилась перед новым наступом. Кто кого?
21.06.2024 16:24
x-true.info
Война не даёт расслабляться. Враг наращивает атаки дронами, в том числе и по нашей топливной инфраструктуре, что в последнее время удаётся ему успешно. Этого следовало ожидать: по вопросу использования дронов враг по-прежнему во многом нас опережает, и с этим реально надо что-то делать. Для беспокойства поводов немало. В инфополе по этому поводу довольно много алармизма. В какую же сторону