"Пойдем до последнего": Запад уготовил страшное для России
Фото: AFP / ALEXANDER NEMENOV

В попытке реанимировать ценовой потолок на нефть США ввели санкции против 20 компаний и трех танкеров, а в ЕС собрались перекрыть Москве выход в Балтийское море. Поможет ли это Западу в противостоянии с Россией?
Вся эта нефть
Основной сорт отечественной нефти Urals продавали выше ценового потолка почти сразу после его введения в декабре 2022-го. С тех пор мало что изменилось. А дисконт к Brent cократился в четыре раза.
В ноябре в Киевской школе экономики (KSE) констатировали: более 99 процентов Urals, поставляемой по морю, в октябре было дороже 60 долларов за баррель. Средняя цена — 79,4.
Россия наладила альтернативные маршруты, организовав и транспортировку, и страхование без привлечения западных компаний. Сформировался целый флот, перевозящий исключительно подсанкционную нефть.
Запад это никак не устраивает. В октябре Вашингтон запустил пробный шар с целью запугать рынок: объявил санкции двум компаниям из Турции и ОАЭ за несоблюдение ценовых ограничений.
Эксперты сразу предупредили: поставить на место кого-либо из участников этого налаженного и прибыльного бизнеса вряд ли удастся. Все риски просчитаны, и санкции особого ущерба не нанесут.
Дальше — больше
Но Вашингтон не унимается. Теперь атаковали 20 компаний и три нефтяных танкера, принадлежащих Kazan Shipping, Progress Shipping и Gallion Navigation. Все базируются в Объединенных Арабских Эмиратах. Суда называются Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century.
«Участвующие в торговле российской нефтью и использующие коалиционных поставщиков услуг по ограничению цен должны ясно осознавать, что мы привлечем их к ответственности за несоблюдение требований», — заявил замминистра финансов США Уолли Адеймо.
Помощник госсекретаря по вопросам энергетики Джеффри Пайатт добавил, что американские власти сделают «все возможное для сокращения доходов России от ископаемого топлива».
Однако наблюдатели уверены: и на этот раз ничего не получится.
«Результат возможен только один: увеличение теневого флота с появлением новых серых логистических операторов. Бизнес очень выгодный, а зарегистрировать фирму в удобной юрисдикции и зафрахтовать пару судов несложно», — указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт. История санкций против Ирана — тому наглядное подтверждение.
Перекрыть Балтику
Евросоюз, признавший провал ценового потолка еще летом, с оглядкой на союзника также активизировался.
Как сообщила Financial Times со ссылкой на три источника, знакомых с переговорами в Брюсселе, Европейская комиссия решила блокировать российскую нефть в ключевом перевалочном пункте.
Дании поручат проверять и задерживать танкеры без западных страховок.
Официальный предлог — экологическая угроза. «Российские «танкеры-призраки» — это, как правило, старые суда с повышенным риском аварийности и разлива нефти», — пояснили источники.
По данным FT, Россия ежедневно отправляет через датские проливы эквивалент двух миллионов баррелей нефти — 60 процентов общего морского экспорта. Основные порты в Балтийском море — Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург.
«Спасательные шлюпки»
Согласно Конвенции ООН по морскому праву проверять и задерживать суда можно, если есть «четкие объективные доказательства» того, что они представляют угрозу окружающей среде.
«Географическое расположение действительно позволяет Дании запереть российскую нефть в Балтийском море. Однако это нарушит международные нормы судоходства», — пояснил Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
«Наши суда могут при необходимости сопровождать боевые корабли, и военно-морской флот Дании им не воспрепятствует», — добавляет Хазанов.
Западные эксперты тоже полны скепсиса. «Блокирование коммерческого движения в датских проливах — фактически объявление войны», — цитирует Reuters Ганса Микаэльсена, независимого военного аналитика.
Он подчеркивает, что и технически это задача почти невыполнимая. Так, Королевские военно-морские силы Дании располагают небольшими кораблями класса Diana для патрулирования территориальных вод. Рядом с огромным нефтяным танкером они — как спасательные шлюпки.
Оптимизма западным усилиям по ценовому потолку не добавляет и ситуация на мировом рынке. По оценкам нефтесервисной компании Baker Hughes, геополитические риски достигли полувекового максимума. Это разогревает спрос на энергоресурсы. По прогнозу Fitch Ratings, нефть в 2024-м может подорожать до 120 долларов за баррель — в случае нарушения поставок с Ближнего Востока из-за палестино-израильского конфликта. В Goldman Sachs предсказывают 100 долларов. Умеренно-негативный прогноз Всемирного банка — 109-121.
Вся эта нефть
Основной сорт отечественной нефти Urals продавали выше ценового потолка почти сразу после его введения в декабре 2022-го. С тех пор мало что изменилось. А дисконт к Brent cократился в четыре раза.
В ноябре в Киевской школе экономики (KSE) констатировали: более 99 процентов Urals, поставляемой по морю, в октябре было дороже 60 долларов за баррель. Средняя цена — 79,4.
Россия наладила альтернативные маршруты, организовав и транспортировку, и страхование без привлечения западных компаний. Сформировался целый флот, перевозящий исключительно подсанкционную нефть.
Запад это никак не устраивает. В октябре Вашингтон запустил пробный шар с целью запугать рынок: объявил санкции двум компаниям из Турции и ОАЭ за несоблюдение ценовых ограничений.
Эксперты сразу предупредили: поставить на место кого-либо из участников этого налаженного и прибыльного бизнеса вряд ли удастся. Все риски просчитаны, и санкции особого ущерба не нанесут.
Дальше — больше
Но Вашингтон не унимается. Теперь атаковали 20 компаний и три нефтяных танкера, принадлежащих Kazan Shipping, Progress Shipping и Gallion Navigation. Все базируются в Объединенных Арабских Эмиратах. Суда называются Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century.
«Участвующие в торговле российской нефтью и использующие коалиционных поставщиков услуг по ограничению цен должны ясно осознавать, что мы привлечем их к ответственности за несоблюдение требований», — заявил замминистра финансов США Уолли Адеймо.
Помощник госсекретаря по вопросам энергетики Джеффри Пайатт добавил, что американские власти сделают «все возможное для сокращения доходов России от ископаемого топлива».
Однако наблюдатели уверены: и на этот раз ничего не получится.
«Результат возможен только один: увеличение теневого флота с появлением новых серых логистических операторов. Бизнес очень выгодный, а зарегистрировать фирму в удобной юрисдикции и зафрахтовать пару судов несложно», — указывает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт. История санкций против Ирана — тому наглядное подтверждение.
Перекрыть Балтику
Евросоюз, признавший провал ценового потолка еще летом, с оглядкой на союзника также активизировался.
Как сообщила Financial Times со ссылкой на три источника, знакомых с переговорами в Брюсселе, Европейская комиссия решила блокировать российскую нефть в ключевом перевалочном пункте.
Дании поручат проверять и задерживать танкеры без западных страховок.
Официальный предлог — экологическая угроза. «Российские «танкеры-призраки» — это, как правило, старые суда с повышенным риском аварийности и разлива нефти», — пояснили источники.
По данным FT, Россия ежедневно отправляет через датские проливы эквивалент двух миллионов баррелей нефти — 60 процентов общего морского экспорта. Основные порты в Балтийском море — Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург.
«Спасательные шлюпки»
Согласно Конвенции ООН по морскому праву проверять и задерживать суда можно, если есть «четкие объективные доказательства» того, что они представляют угрозу окружающей среде.
«Географическое расположение действительно позволяет Дании запереть российскую нефть в Балтийском море. Однако это нарушит международные нормы судоходства», — пояснил Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
«Наши суда могут при необходимости сопровождать боевые корабли, и военно-морской флот Дании им не воспрепятствует», — добавляет Хазанов.
Западные эксперты тоже полны скепсиса. «Блокирование коммерческого движения в датских проливах — фактически объявление войны», — цитирует Reuters Ганса Микаэльсена, независимого военного аналитика.
Он подчеркивает, что и технически это задача почти невыполнимая. Так, Королевские военно-морские силы Дании располагают небольшими кораблями класса Diana для патрулирования территориальных вод. Рядом с огромным нефтяным танкером они — как спасательные шлюпки.
Оптимизма западным усилиям по ценовому потолку не добавляет и ситуация на мировом рынке. По оценкам нефтесервисной компании Baker Hughes, геополитические риски достигли полувекового максимума. Это разогревает спрос на энергоресурсы. По прогнозу Fitch Ratings, нефть в 2024-м может подорожать до 120 долларов за баррель — в случае нарушения поставок с Ближнего Востока из-за палестино-израильского конфликта. В Goldman Sachs предсказывают 100 долларов. Умеренно-негативный прогноз Всемирного банка — 109-121.
Читайте также:
От «ГАЗели» до грузчика: Комплексные услуги для вашего переезда
05.12.2025 22:53
Москва — это не просто точка на карте, это гигантский, непрерывно гудящий механизм, сотканный из миллионов маршрутов, срочных дел и бесконечных потоков стали и бетона.
В НАТО решились дерзить русскому президенту. Предупреждение из Кремля услышано – и вызвало бурю
05.12.2025 21:26
В НАТО решились и дальше дерзить русскому президенту. Предупреждение из Кремля было услышано: ранее Владимир Путин сказал, что если Европа действительно нападёт на Россию, то жестоко поплатится.
Филиппо: Речь Путина заставила Макрона и фон дер Ляйен краснеть от стыда
Слова президента России Владимира Путина о путях разрешения ситуации на Украине вызвали неловкость у лидера Франции Эмманюэля Макрона и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, у них «горели уши
Трамп ударил по Брюсселю. США начинают perestroiku
06.12.2025 12:33
Нуждался ли Советский Союз эпохи Горбачева в реформах? Безусловно. Должны ли они были проводиться так, как это делал Горбачев? Конечно, нет.
«Зеленского уже не спасти»: Европа начала тихую «отмену» Украины – в Киеве истерика
Европа устала: Италия, Чехия и Финляндия сворачивают военную помощь Киеву, Бельгия бунтует против конфискации российских активов, а генсек НАТО признаёт — «плана Б» нет. В Киеве паника и крики «нас предали». Пока Германия и Франция держат жёсткую линию, «периферия» ЕС тихо спрыгивает с поезда. Началась ли «отмена» Украины?