Крейсерский сверхзвук: Как изменит боевые характеристики Су-57 и С-70 новейший двигатель
Фото: mil.ru

Российский ВПК оснастил новейший самолёт силовой установкой, до характеристик которой не могут дотянуться американские, японские и китайские разработчики.
Российские истребители пятого поколения Су-57 начали оснащать новой силовой установкой, позволяющей развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме, сообщили в госкорпорации "Ростех". Эта новация значительно усилит боевые возможности истребителя. Речь идёт о двигателе второго этапа для Су-57, в период разработки он назывался "Изделие 30", а теперь получил наименование АЛ-51. Он создан на замену первоначально устанавливавшихся на истребитель двигателей АЛ-41.
— Платформа Су-57 эволюционирует. Наращиваются её боевые возможности, в машину внедряются самые современные технологии. То есть её эффективность продолжает расти. Что касается силовых установок, то самолёт Су-57 адаптирован под применение двигателя как первого, так и второго этапа. Даже с двигателем первого этапа истребитель отвечает основным требованиям пятого поколения, — рассказали в "Ростехе".
В "Ростехе" добавили, что 76 самолётов с новым двигателем будут поставлены Минобороны РФ уже в рамках действующего контракта от 2019 года.
Создание нового двигателя для истребителя пятого поколения окончательно разрушает культивируемый на Западе миф о технологической отсталости России, поскольку характеристики российской разработки остаются недосягаемыми для специалистов самых разных ВПК из развитых стран мира.
Су-57 — российский тяжёлый двухдвигательный многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П.О. Сухого. Разработан на замену тяжёлого истребителя Су-27. Первый полёт совершил 29 января 2010 года. В серийное производство был запущен в 2016 году. Первые четыре машины были переброшены в Сирию на авиабазу Хмеймим ещё в феврале 2018 года для испытаний в реальных боевых условиях. С июня 2022 года успешно применяется в зоне СВО.
Двигатели Су-57
Первоначально на Су-57 устанавливались двигатели АЛ-41. С ними самолёт отвечает всем характеристикам истребителя пятого поколения. Однако в 2011 году было принято решение о начале разработки нового двигателя "Изделие 30", который должен при прежних массогабаритных параметрах обеспечивать бесфорсажную тягу в 11 000 кгс (единица силы в системе единиц МКГСС) и тягу на форсаже в 18 000 кгс и быть при этом экономичнее, чем его предшественники.
Первые испытания "Изделия 30" завершились в 2016 году, а первый полёт Су-57 с новым двигателем состоялся 5 декабря 2017 года. В нынешнем году завершена основная часть его лётных испытаний, в ходе которых двигатель подтвердил свои характеристики, в том числе по экономии топлива. Для завершения полного цикла лётных испытаний и отладки двигателя потребуется ещё около двух лет. А начало производства серийных истребителей Су-57 с двигателями второго этапа ожидается до 2025 года.
АЛ-51 стал первым двигателем, который совершил отрыв от четвёртого поколения силовых установок не только по мощности и удельному расходу топлива, но и по удельной тяговооружённости. Она составляет свыше 11:1. Для сравнения: двигатель F-22 "F119-PW-100" имеет тяговооружённость 8,96:1, двигатель Су-57 первого этапа АЛ-41 обладает тяговооружённостью в 9,35:1.
— Этот двигатель улучшает удельные показания как с точки зрения тяги, так и по расходу топлива. Один из принципиальных вопросов — это обеспечение крейсерского сверхзвука без включения форсажной камеры, что позволит быстро и скрытно выходить на рубежи применения вооружения. Это особенно важно при выполнении миссий над обширными пространствами, — отметил исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, добавив, что ни США, ни Китай, ни какие-либо другие страны двигателями с такими характеристиками не располагают.
Таким образом, АЛ-51 стал первым универсальным двигателем пятого поколения, который способен одинаково эффективно работать на разных режимах и может применяться в различных типах самолётов и БПЛА. На АЛ-51 смогут летать Су-57 и Су-75 Checkmate, а в бесфорсажной модификации — ударные беспилотники, такие как С-70 "Охотник".
БПЛА С-70 "Охотник"
По замыслу разработчиков, Су-57 будут использоваться в паре с тяжёлыми разведывательно-ударными беспилотниками С-70 "Охотник", которые также разработаны в ОКБ Сухого. Это первый тяжёлый ударный БПЛА отечественного производства, к проектировке которого приступили в 2012 году, а свой первый испытательный полёт беспилотник совершил в августе 2019 года.
С-70 выполнен по схеме "летающее крыло". Внешне он напоминает уменьшенную версию американского бомбардировщика B-2 Spirit и БПЛА Northrop Grumman X-47B. Тактико-технические характеристики "Охотника" не раскрываются. Без дозаправки "Охотник" может находиться в воздухе более суток.
— С-70 по скорости, высоте полёта и своей манёвренности будет сопоставим с самолётами пятого поколения. Это реактивная машина, практически такой же самолёт, только без пилота и с высокой степенью автоматизации процессов управления и выполнения полётных заданий. Кроме всего прочего, он интегрирован в общую автоматизированную систему управления авиацией. Это позволяет ему выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и в связке с пилотируемыми самолётами, — рассказал заслуженный военный лётчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов.
По мнению большинства экспертов, одна из модификаций нового двигателя для Су-57 может стать силовой установкой и для "Охотника". Олег Пантелеев считает, что для отечественных ВКС это переход на новую ступень.
Российские истребители пятого поколения Су-57 начали оснащать новой силовой установкой, позволяющей развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме, сообщили в госкорпорации "Ростех". Эта новация значительно усилит боевые возможности истребителя. Речь идёт о двигателе второго этапа для Су-57, в период разработки он назывался "Изделие 30", а теперь получил наименование АЛ-51. Он создан на замену первоначально устанавливавшихся на истребитель двигателей АЛ-41.
— Платформа Су-57 эволюционирует. Наращиваются её боевые возможности, в машину внедряются самые современные технологии. То есть её эффективность продолжает расти. Что касается силовых установок, то самолёт Су-57 адаптирован под применение двигателя как первого, так и второго этапа. Даже с двигателем первого этапа истребитель отвечает основным требованиям пятого поколения, — рассказали в "Ростехе".
В "Ростехе" добавили, что 76 самолётов с новым двигателем будут поставлены Минобороны РФ уже в рамках действующего контракта от 2019 года.
Создание нового двигателя для истребителя пятого поколения окончательно разрушает культивируемый на Западе миф о технологической отсталости России, поскольку характеристики российской разработки остаются недосягаемыми для специалистов самых разных ВПК из развитых стран мира.
Су-57 — российский тяжёлый двухдвигательный многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П.О. Сухого. Разработан на замену тяжёлого истребителя Су-27. Первый полёт совершил 29 января 2010 года. В серийное производство был запущен в 2016 году. Первые четыре машины были переброшены в Сирию на авиабазу Хмеймим ещё в феврале 2018 года для испытаний в реальных боевых условиях. С июня 2022 года успешно применяется в зоне СВО.
Двигатели Су-57
Первоначально на Су-57 устанавливались двигатели АЛ-41. С ними самолёт отвечает всем характеристикам истребителя пятого поколения. Однако в 2011 году было принято решение о начале разработки нового двигателя "Изделие 30", который должен при прежних массогабаритных параметрах обеспечивать бесфорсажную тягу в 11 000 кгс (единица силы в системе единиц МКГСС) и тягу на форсаже в 18 000 кгс и быть при этом экономичнее, чем его предшественники.
Первые испытания "Изделия 30" завершились в 2016 году, а первый полёт Су-57 с новым двигателем состоялся 5 декабря 2017 года. В нынешнем году завершена основная часть его лётных испытаний, в ходе которых двигатель подтвердил свои характеристики, в том числе по экономии топлива. Для завершения полного цикла лётных испытаний и отладки двигателя потребуется ещё около двух лет. А начало производства серийных истребителей Су-57 с двигателями второго этапа ожидается до 2025 года.
АЛ-51 стал первым двигателем, который совершил отрыв от четвёртого поколения силовых установок не только по мощности и удельному расходу топлива, но и по удельной тяговооружённости. Она составляет свыше 11:1. Для сравнения: двигатель F-22 "F119-PW-100" имеет тяговооружённость 8,96:1, двигатель Су-57 первого этапа АЛ-41 обладает тяговооружённостью в 9,35:1.
— Этот двигатель улучшает удельные показания как с точки зрения тяги, так и по расходу топлива. Один из принципиальных вопросов — это обеспечение крейсерского сверхзвука без включения форсажной камеры, что позволит быстро и скрытно выходить на рубежи применения вооружения. Это особенно важно при выполнении миссий над обширными пространствами, — отметил исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, добавив, что ни США, ни Китай, ни какие-либо другие страны двигателями с такими характеристиками не располагают.
Таким образом, АЛ-51 стал первым универсальным двигателем пятого поколения, который способен одинаково эффективно работать на разных режимах и может применяться в различных типах самолётов и БПЛА. На АЛ-51 смогут летать Су-57 и Су-75 Checkmate, а в бесфорсажной модификации — ударные беспилотники, такие как С-70 "Охотник".
БПЛА С-70 "Охотник"
По замыслу разработчиков, Су-57 будут использоваться в паре с тяжёлыми разведывательно-ударными беспилотниками С-70 "Охотник", которые также разработаны в ОКБ Сухого. Это первый тяжёлый ударный БПЛА отечественного производства, к проектировке которого приступили в 2012 году, а свой первый испытательный полёт беспилотник совершил в августе 2019 года.
С-70 выполнен по схеме "летающее крыло". Внешне он напоминает уменьшенную версию американского бомбардировщика B-2 Spirit и БПЛА Northrop Grumman X-47B. Тактико-технические характеристики "Охотника" не раскрываются. Без дозаправки "Охотник" может находиться в воздухе более суток.
— С-70 по скорости, высоте полёта и своей манёвренности будет сопоставим с самолётами пятого поколения. Это реактивная машина, практически такой же самолёт, только без пилота и с высокой степенью автоматизации процессов управления и выполнения полётных заданий. Кроме всего прочего, он интегрирован в общую автоматизированную систему управления авиацией. Это позволяет ему выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и в связке с пилотируемыми самолётами, — рассказал заслуженный военный лётчик РФ, генерал-майор в отставке Владимир Попов.
По мнению большинства экспертов, одна из модификаций нового двигателя для Су-57 может стать силовой установкой и для "Охотника". Олег Пантелеев считает, что для отечественных ВКС это переход на новую ступень.
Читайте также:
4 миллиарда на Arrow 3: Германия, вы серьёзно думали, что это остановит русский гиперзвук?
Германия получила первые Arrow 3 — супер-ПРО за €4 млрд, чтобы «защититься от России». А в это время Россия запустила серийное производство гиперзвуковой «Орешник» с маневрирующими блоками, которые даже израильтяне называют «неперехватываемыми». Кто кого переиграл в новой гонке вооружений?
Филиппо: Речь Путина заставила Макрона и фон дер Ляйен краснеть от стыда
Слова президента России Владимира Путина о путях разрешения ситуации на Украине вызвали неловкость у лидера Франции Эмманюэля Макрона и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, у них «горели уши
«Местные полыхают синим пламенем»: Русская диверсия на Украине вышла на редкость комичной
Накануне Нового года на Украине фиксируют всплеск «русских диверсий особого цинизма». Злость местных зашкаливает, хотя со стороны выглядит скорее комично.
Россия должна прекратить побеждать: срочное требование из Парижа
Макрон в Пекине предложил мораторий на удары по энергетике Украины: «Зимой нельзя лишать людей света и тепла». Россия ответила сарказмом: «Это как запретить боксёру бить по корпусу, чтобы сопернику было легче победить». Почему инициатива выглядит односторонней, при чём тут Наполеон и Гудериан, и как отреагировал Китай — в материале.
Вот это да. Румыния вступилась за Россию и ударила по ВСУ. Полный провал Киева
05.12.2025 19:06
Неожиданное событие произошло у берегов Чёрного моря в Румынии. Местные военные не раздумывая подорвали морской дрон ВСУ Sea Baby. По сути, румынская армия вступилась за Россию. А сама атака стала полным провалом ВСУ.