Позади России и Китая. США могут отказаться от нового оружия
Фото: U.S. Air Force / SSGT JOELY M SANTIAGO
Одобренный в декабре Джо Байденом оборонный бюджет стал рекордным за всю историю — 886 миллиардов долларов. Значительная часть средств пойдет на модернизацию уже имеющихся вооружений и создание новых, в том числе стратегических. Но на этом пути возникли неожиданные препятствия — очень опасные для Вашингтона.
Проблемная новинка
Среди проблем, которые болезненно ударят по бюджету Пентагона, — истребитель F-35 Lightning II. На днях Lockheed Martin выпустила 1000-й экземпляр машины. В 2001-м производитель обещал к 2010-му выполнить заказ аж на 2852 единицы. За это попросили 233 миллиарда долларов. Прошло 23 года, портфель заказов с учетом заграничных клиентов достиг 3481 самолета, но итоговая цена увеличилась более чем в семь раз — до 1,7 триллиона. Это самая дорогая оружейная программа в американской — и, вероятно, мировой — истории.
F-35 задумывался как многофункциональный истребитель-бомбардировщик для нужд ВВС, Корпуса морской пехоты и ВМС. Напичканный электроникой малозаметный самолет, выполненный по технологии "стелс", должен был сменить целый ряд боевых машин.
Однако у разрекламированного изделия проявились "детские болезни", на устранение которых потребовались дополнительные деньги и время.
Выполнение обязательного требования к истребителю пятого поколения — полета на сверхзвуковой скорости — оказалось не такой уж простой задачей. Так, если палубные версии находятся в данном режиме достаточно долго, то теряют малозаметность. Стелс-покрытие вздувается, обшивка трескается, антенны в хвостовой части выходят из строя.
Также выявили дефекты силовой установки — и уже случались аварии, в частности, в декабре 2022-го, на базе Форт-Уэрт во время вертикальной посадки разбился F-35B. Из-за этого поставки и приемочные полеты приостановили на два месяца.
Несколько машин разбились из-за сбоев в программном обеспечении. И эта проблема, как отмечает американское издание Defense News, не решена до сих пор.
Технологичное решение
Устранить недостатки хотят в рамках обновления Technology Refrersh 3 и более обширной доработки под названием Block 4. Однако компания не укладывается в график: TR-3 перенесли с апреля 2023 на лето 2024-го.
Из-за этого, по словам директора программы F-35 генерал-лейтенанта Майкла Шмидта, тормозится и производство новых самолетов. А выпущенным истребителям приходится летать с неполной версией программного обеспечения.
Примечательно, что конгрессмен Роб Уиттман, председатель группы по тактическим воздушным и сухопутным силам комитета палаты представителей по вооруженным силам, сомневается в способности производителей управиться к лету. "Я хотел бы поделиться с вами оптимизмом, но считайте меня скептиком", — сказал он.
О проблемах с Block 4 сообщил и Джон Людвигсон, директор по контрактам и закупкам в сфере национальной безопасности в Счетной палате. На модернизацию выделили 10,6 миллиарда долларов, срок завершения работ — 2026-й. Теперь же цена выросла почти на треть — 16,5 миллиарда, и все закончат не раньше 2029-го.
В сентябре Корпус морской пехоты потерял из-за аварии очередную машину — F-35B в Южной Каролине. Но трудности с самолетами — это еще далеко не все.
Полувековая ракета
Обновление ядерной триады у США идет не по плану. Так, стратегический бомбардировщик B-21 Raider поднялся в воздух позже намеченного срока, лишь в ноябре. А преемница субмарины "Огайо" — основного носителя атомного оружия — подлодка "Колумбия" значительно подорожала. Хотя хуже всего дела обстоят с межконтинентальными баллистическими ракетами.
Сейчас на боевом дежурстве находятся LGM-30 Minuteman III шахтного базирования. Они стремительно стареют — эти МБР приняли на вооружение еще в 1970-м. Обслуживание 400 ракет влетает в копеечку: за полвека ежегодные расходы выросли на 17 процентов, сегодня общая сумма — 482 миллиона долларов. Новые Sentinel должны были заступить на службу в мае 2029-го. Но еще в прошлом году стало ясно, что успеют лишь к апрелю — июню 2030-го.
И вот теперь Bloomberg сообщает: стоимость программы выросла с 96 миллиардов долларов до 117. И поэтому правительство может вовсе ее закрыть, оставив Minuteman III.
В более спокойной обстановке на все это в Вашингтоне закрыли бы глаза. Однако сейчас, в условиях противостояния с Россией и Китаем (и явном отставании по некоторым направлениям, например, в гиперзвуковом оружии), подобное чревато куда более опасными последствиями, нежели финансовые потери.
Проблемная новинка
Среди проблем, которые болезненно ударят по бюджету Пентагона, — истребитель F-35 Lightning II. На днях Lockheed Martin выпустила 1000-й экземпляр машины. В 2001-м производитель обещал к 2010-му выполнить заказ аж на 2852 единицы. За это попросили 233 миллиарда долларов. Прошло 23 года, портфель заказов с учетом заграничных клиентов достиг 3481 самолета, но итоговая цена увеличилась более чем в семь раз — до 1,7 триллиона. Это самая дорогая оружейная программа в американской — и, вероятно, мировой — истории.
F-35 задумывался как многофункциональный истребитель-бомбардировщик для нужд ВВС, Корпуса морской пехоты и ВМС. Напичканный электроникой малозаметный самолет, выполненный по технологии "стелс", должен был сменить целый ряд боевых машин.
Однако у разрекламированного изделия проявились "детские болезни", на устранение которых потребовались дополнительные деньги и время.
Выполнение обязательного требования к истребителю пятого поколения — полета на сверхзвуковой скорости — оказалось не такой уж простой задачей. Так, если палубные версии находятся в данном режиме достаточно долго, то теряют малозаметность. Стелс-покрытие вздувается, обшивка трескается, антенны в хвостовой части выходят из строя.
Также выявили дефекты силовой установки — и уже случались аварии, в частности, в декабре 2022-го, на базе Форт-Уэрт во время вертикальной посадки разбился F-35B. Из-за этого поставки и приемочные полеты приостановили на два месяца.
Несколько машин разбились из-за сбоев в программном обеспечении. И эта проблема, как отмечает американское издание Defense News, не решена до сих пор.
Технологичное решение
Устранить недостатки хотят в рамках обновления Technology Refrersh 3 и более обширной доработки под названием Block 4. Однако компания не укладывается в график: TR-3 перенесли с апреля 2023 на лето 2024-го.
Из-за этого, по словам директора программы F-35 генерал-лейтенанта Майкла Шмидта, тормозится и производство новых самолетов. А выпущенным истребителям приходится летать с неполной версией программного обеспечения.
Примечательно, что конгрессмен Роб Уиттман, председатель группы по тактическим воздушным и сухопутным силам комитета палаты представителей по вооруженным силам, сомневается в способности производителей управиться к лету. "Я хотел бы поделиться с вами оптимизмом, но считайте меня скептиком", — сказал он.
О проблемах с Block 4 сообщил и Джон Людвигсон, директор по контрактам и закупкам в сфере национальной безопасности в Счетной палате. На модернизацию выделили 10,6 миллиарда долларов, срок завершения работ — 2026-й. Теперь же цена выросла почти на треть — 16,5 миллиарда, и все закончат не раньше 2029-го.
В сентябре Корпус морской пехоты потерял из-за аварии очередную машину — F-35B в Южной Каролине. Но трудности с самолетами — это еще далеко не все.
Полувековая ракета
Обновление ядерной триады у США идет не по плану. Так, стратегический бомбардировщик B-21 Raider поднялся в воздух позже намеченного срока, лишь в ноябре. А преемница субмарины "Огайо" — основного носителя атомного оружия — подлодка "Колумбия" значительно подорожала. Хотя хуже всего дела обстоят с межконтинентальными баллистическими ракетами.
Сейчас на боевом дежурстве находятся LGM-30 Minuteman III шахтного базирования. Они стремительно стареют — эти МБР приняли на вооружение еще в 1970-м. Обслуживание 400 ракет влетает в копеечку: за полвека ежегодные расходы выросли на 17 процентов, сегодня общая сумма — 482 миллиона долларов. Новые Sentinel должны были заступить на службу в мае 2029-го. Но еще в прошлом году стало ясно, что успеют лишь к апрелю — июню 2030-го.
И вот теперь Bloomberg сообщает: стоимость программы выросла с 96 миллиардов долларов до 117. И поэтому правительство может вовсе ее закрыть, оставив Minuteman III.
В более спокойной обстановке на все это в Вашингтоне закрыли бы глаза. Однако сейчас, в условиях противостояния с Россией и Китаем (и явном отставании по некоторым направлениям, например, в гиперзвуковом оружии), подобное чревато куда более опасными последствиями, нежели финансовые потери.
Читайте также:
На Западе раскрыли, как Трамп помогает России неожиданным образом
Обвинения в адрес России не имеют под собой никаких рациональных оснований: у Москвы совершенно нет причин для нападения на европейские страны. Трамп же, как заметил ученый, напрямую претендует на территорию европейского государства — Дании.
Медведя берут в клещи: Запад готовит удар в Белоруссии и Приднестровье. "Орешников" хватит?
Пока "альтернативный президент" Белоруссии Тихановская рассуждает о вторжении "белорусского" полка ВСУ в свою бывшую страну, Госдеп США призывает своих граждан покинуть её. Официальная Молдавия спешно опровергает данные русской разведки о готовящемся вторжении в Приднестровье, но усиливает напряжённость. Казахстан перевооружает свою армию натовской техникой, на улицах Тбилиси
Танкер теневого флота России захватил десант НАТО: Нефть не нужна, важен один человек
27.12.2024 20:01
Финский патрульный корабль взял на абордаж танкер Eagle S с российской нефтью и запер его в территориальных водах Финляндии. Причиной захвата судна финская полиция называет очередной обрыв кабелей в Балтийском море между Финляндией и Эстонией.
"За несколько недель". НАТО готовится потопить весь Черноморский флот
28.12.2024 12:25
В Североатлантическом альянсе планируют создать флот безэкипажных катеров. Официальная цель — "защита подводной инфраструктуры на Балтике и в Средиземноморье".
"Невидимый уровень": Как Россия ответит на агрессию НАТО?
28.12.2024 12:19
23 декабря в Средиземное море затонул сухогруз из России Ursa Major. Тонущим морякам срочно понадобилась помощь, но команда норвежского судна Oslo Carrier 3 от спасения отказалась.