"Другого выхода нет". Пентагон делает ставку на устаревшую технику

Фото: Air Force / Giancarlo Casem

Вьетнам, Ирак, Югославия, Афганистан, снова Ирак, Сирия — за 70 лет службы знаменитый B-52 бомбил многие страны. Некоторые уже остались только в учебниках по истории, а самолет все еще на вооружении. И у американских военных есть неожиданное предложение по поводу его будущего.
Амбициозные задачи
О намерении полностью обновить ядерную триаду в США говорят давно. В марте 2022-го утвердили пересмотренную доктрину. Так, нынешние субмарины класса "Огайо" с 2031-го должны сменить подлодки "Колумбия". Всего в ВМС передадут 12 подводных крейсеров. Срок службы — 42 года, причем перезагрузка топлива в реакторах, в отличие от предшественниц, не требуется.
Наиболее проблемная часть — межконтинентальные баллистические ракеты. LGM-30 Minuteman III шахтного базирования, принятые на вооружение в 1970-х, стремительно стареют. Участились неудачные тренировочные пуски. Дорожает обслуживание — уже 482 миллиона долларов в год.
А с новыми МБР Sentinel ("Страж") сложности. Они должны были заступить на службу в мае 2029-го, но еще в прошлом году стало ясно, что успеют лишь к апрелю-июню 2030-го. И это полбеды — теперь американские СМИ пишут, что стоимость программы выросла с 96 миллиардов долларов до 117, поэтому правительство может вовсе отказаться от "Стражей".
Старый новый бомбардировщик
Что касается последнего звена ядерной триады — стратегических бомбардировщиков, то тут придумали совсем оригинальное решение.
Основную часть воздушного флота составят B-21 Raider — к 2030-му на вооружение планируют принять сотню таких машин. Пока в воздух поднялся только один образец — производитель Northrop Grumman не укладывается в сроки.
В Пентагоне хотят постепенно избавляться от стареющих B-1B Lancer и B-2 Spirit. А вот от еще более древних B-52 Stratofortress отказываться не спешат. Их эксплуатируют с 1955-го, впервые "летающие крепости" поднялись в воздух в 1952-м, а проектировали и вовсе в 1940-е.
Полное обновление
B-52 существенно модернизируют. В первую очередь заменят двигатели. Срок службы TF33 уже истек, возьмут F130 от Rolls-Royce — такие стоят, к примеру, на американских воздушных узлах связи E-11 и бизнес-джетах Gulfstream.
Кроме того, отмечает американское издание Defense News, бомбардировщик получит новый радар, средства связи, цифровые дисплеи взамен аналоговых, обновят шасси и тормозную систему. Вооружение — AGM-181 LRSO, крылатая ракета воздушного базирования с ядерной боеголовкой дальностью 2500 километров.
К работам приступят в 2026-м. Начнут со строительства специальных ангаров для огромных бомбардировщиков с размахом крыльев в полсотни метров на авиабазе ВВС США "Тинкер" в Оклахоме. Общая стоимость программы оценивается в 48,6 миллиарда долларов — как рассчитывают в Пентагоне, этого хватит, чтобы сохранить самолеты в рабочем состоянии до 2060-го.
Возраст дает о себе знать
За все время в США изготовили 744 Stratofortress. Сейчас в строю порядка восьми десятков машин. Но и с ними проблемы: если в 2012-м 78% были в полной боевой готовности, то в 2022-м этот показатель опустился до 59.
Приходится прибегать к "каннибализации" — самолеты разбирают на запчасти. По словам одного из американских военнослужащих базы в Барксдейле, на которого ссылается Defense News, с 2019-го этим приемом пользуются вдвое чаще — из-за нарушений в цепочках поставок, вызванных пандемией. Командование глобальных ударов ВВС США это опровергло. Однако признало, что есть трудности.
При этом, как отметил полковник Дэвид Миллер, директор по логистике и инженерному обеспечению Командования глобальных ударов, все сильнее сказывается сокращение промышленной базы, поставляющей запчасти для B-52, — самолет просто слишком старый. Важных деталей дожидаются месяцами и даже годами.
Если, тем не менее, бомбардировщик все же останется в строю до 2060-го, срок его службы перевалит за столетие. Для сравнения: самолеты, поднимавшиеся в небо 108 лет назад, были деревянными бипланами, а чтобы катапультироваться из них, пилоту приходилось вылезать из кабины самостоятельно.
Амбициозные задачи
О намерении полностью обновить ядерную триаду в США говорят давно. В марте 2022-го утвердили пересмотренную доктрину. Так, нынешние субмарины класса "Огайо" с 2031-го должны сменить подлодки "Колумбия". Всего в ВМС передадут 12 подводных крейсеров. Срок службы — 42 года, причем перезагрузка топлива в реакторах, в отличие от предшественниц, не требуется.
Наиболее проблемная часть — межконтинентальные баллистические ракеты. LGM-30 Minuteman III шахтного базирования, принятые на вооружение в 1970-х, стремительно стареют. Участились неудачные тренировочные пуски. Дорожает обслуживание — уже 482 миллиона долларов в год.
А с новыми МБР Sentinel ("Страж") сложности. Они должны были заступить на службу в мае 2029-го, но еще в прошлом году стало ясно, что успеют лишь к апрелю-июню 2030-го. И это полбеды — теперь американские СМИ пишут, что стоимость программы выросла с 96 миллиардов долларов до 117, поэтому правительство может вовсе отказаться от "Стражей".
Старый новый бомбардировщик
Что касается последнего звена ядерной триады — стратегических бомбардировщиков, то тут придумали совсем оригинальное решение.
Основную часть воздушного флота составят B-21 Raider — к 2030-му на вооружение планируют принять сотню таких машин. Пока в воздух поднялся только один образец — производитель Northrop Grumman не укладывается в сроки.
В Пентагоне хотят постепенно избавляться от стареющих B-1B Lancer и B-2 Spirit. А вот от еще более древних B-52 Stratofortress отказываться не спешат. Их эксплуатируют с 1955-го, впервые "летающие крепости" поднялись в воздух в 1952-м, а проектировали и вовсе в 1940-е.
Полное обновление
B-52 существенно модернизируют. В первую очередь заменят двигатели. Срок службы TF33 уже истек, возьмут F130 от Rolls-Royce — такие стоят, к примеру, на американских воздушных узлах связи E-11 и бизнес-джетах Gulfstream.
Кроме того, отмечает американское издание Defense News, бомбардировщик получит новый радар, средства связи, цифровые дисплеи взамен аналоговых, обновят шасси и тормозную систему. Вооружение — AGM-181 LRSO, крылатая ракета воздушного базирования с ядерной боеголовкой дальностью 2500 километров.
К работам приступят в 2026-м. Начнут со строительства специальных ангаров для огромных бомбардировщиков с размахом крыльев в полсотни метров на авиабазе ВВС США "Тинкер" в Оклахоме. Общая стоимость программы оценивается в 48,6 миллиарда долларов — как рассчитывают в Пентагоне, этого хватит, чтобы сохранить самолеты в рабочем состоянии до 2060-го.
Возраст дает о себе знать
За все время в США изготовили 744 Stratofortress. Сейчас в строю порядка восьми десятков машин. Но и с ними проблемы: если в 2012-м 78% были в полной боевой готовности, то в 2022-м этот показатель опустился до 59.
Приходится прибегать к "каннибализации" — самолеты разбирают на запчасти. По словам одного из американских военнослужащих базы в Барксдейле, на которого ссылается Defense News, с 2019-го этим приемом пользуются вдвое чаще — из-за нарушений в цепочках поставок, вызванных пандемией. Командование глобальных ударов ВВС США это опровергло. Однако признало, что есть трудности.
При этом, как отметил полковник Дэвид Миллер, директор по логистике и инженерному обеспечению Командования глобальных ударов, все сильнее сказывается сокращение промышленной базы, поставляющей запчасти для B-52, — самолет просто слишком старый. Важных деталей дожидаются месяцами и даже годами.
Если, тем не менее, бомбардировщик все же останется в строю до 2060-го, срок его службы перевалит за столетие. Для сравнения: самолеты, поднимавшиеся в небо 108 лет назад, были деревянными бипланами, а чтобы катапультироваться из них, пилоту приходилось вылезать из кабины самостоятельно.
Читайте также:
Кто подпишет капитуляцию? Названы виноватые в провале ВСУ на Курщине
15.03.2025 21:39
Два извечных вопроса: что делать и кто виноват? Кто виноват в провале ВСУ на Курщине, уже ясно. Что Киев будет делать дальше, пока вопрос открытый. Может, подпишет капитуляцию?
Так вот зачем приехал Лукашенко: С Украины Путину звонили
15.03.2025 10:38
Президенту России Владимиру Путину звонили с Украины. Это точно. Но кто именно, президент Белоруссии Александр Лукашенко не стал раскрывать.
Улыбнись: Как технологии меняют стоматологию
15.03.2025 14:29
Современная стоматология — это почти космическая отрасль медицины, где технологии, комфорт и эстетика идут рука об руку.
Тайная морская война: ВМС НАТО подключили диверсантов, но они перепутали русский танкер с американским
15.03.2025 15:28
В НАТО планируют активизировать атаки на российские подводные трубопроводы, танкеры и сухогрузы. Об этом в интервью журналу «Национальная оборона» заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
Путин удивил Запад - таким его видеть не привыкли. В Китае расшифровали сигнал США
15.03.2025 14:46
Президент России Владимир Путин удивил Запад - таким его видеть не привыкли, пишет издание Sina. Журналисты из Китая расшифровали сигнал США.