"Все больше проблем". Почему украинским летчикам так тяжело освоить F-16
Фото: U.S. Air Force / Senior Airman Christopher Willis

Западные страны обещали передать Киеву американские истребители четвертого поколения F-16 Fighting Falcon весной, однако по разным причинам отложили до лета. На первых порах ВСУ получат всего несколько машин, которые вряд ли повлияют на ход боевых действий.
Нет летчиков и аэродромов
По данным газеты The New York Times, шесть F-16 привезут в июле. Всего Дания, Норвегия и Нидерланды обещали Киеву до 60 истребителей ранних модификаций. Точных сроков не называли. Спикер Воздушных сил Украины Юрий Игнат в конце декабря пояснял: машины доставят после того, как для них подготовят инфраструктуру. Дело в том, что F-16 — очень капризный самолет, требует особых условий хранения и обслуживания. Далеко не все военные аэродромы Украины соответствуют стандартам НАТО. И все они давно известны российской разведке.
Вопрос обслуживания — один из самых сложных. В настоящий момент около 50 украинских технических специалистов обучаются в Дании. Для одного F-16 требуется от восьми до 14 человек. Разумеется, полсотни технарей не хватит. Западным оборонным подрядчикам придется сопровождать самолеты и оставаться с ними до тех пор, пока их не сменят местные. А это может занять годы.
Еще одна проблема — техническое состояние самолетов. По плану первые шесть F-16 предоставит Дания. На вооружении этой страны — 30 машин такого типа в ранней модификации F-16AM, им больше 30 лет. Их должны были утилизовать до 2020-го. Теперь отправят на Украину. Насколько они боеспособны, неизвестно.
От Нидерландов Киев ждет 30 F-16. Но сейчас в Амстердаме острый правительственный кризис из-за победы правых евроскептиков, выступающих против дальнейшей помощи Украине. И поставки повисли в воздухе. Конечно, в итоге союзники их продавят, однако это потребует дополнительного времени.
Не все так просто и с Норвегией. Там перевооружаются на F-35, поскольку парк F-16AM откровенно устарел. Эти машины, изготовленные с 1980 по 1989-й, уже сняты с вооружения королевских ВВС. Соответствуют ли они современным требованиям эксплуатации боевой авиации — непонятно.
Наконец, до сих пор нет обученных экипажей. Подготовка затягивается из-за плохого знания английского и технических стандартов НАТО. В лучшем случае Киев получит к июлю 12 летчиков.
Оружие для F-16
F-16 — самый массовый истребитель четвертого поколения. С 1978-го построили более 4600 единиц разных модификаций. Они стоят на вооружении 25 стран и могут использовать практически весь спектр средств поражения тактической авиации НАТО.
Особые надежды в Киеве возлагают на крылатые ракеты JASSM. AGM-158 JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — единая ракета "воздух — поверхность"). Это высокоточный боеприпас, разработанный корпорацией Lockheed Martin и принятый на вооружение ВВС США в 1986-м. Предназначен для поражения важных высокозащищенных стационарных целей в любых метеоусловиях и в любое время суток с дистанций пуска вне зоны действия средств ПВО противника. Дальность — 370 километров, в варианте AGM-158B JASSM-ER — до 1000 километров. Боевая часть унитарная, проникающая — массой 450 килограммов.
В конструкции широко применяются композиционные материалы на основе углеродных волокон, корпус полностью выполнен из углепластика, что снижает радиолокационную заметность. К тому же ракета летит на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
Это достаточно грозное оружие, с которым ВСУ получат возможность бить вглубь российской территории — в первую очередь по аэродромам. Кроме того, F-16 — это истребитель для завоевания господства в воздухе. У него широкая номенклатура ракет "воздух — воздух", включая AIM-120D с дальностью до 160 километров. Этот боеприпас сравним с российским Р-77М.
Вопрос мастерства
На "Фалконы" делают большую ставку. Это игра ва-банк. Если истребители и украинские летчики покажут себя хорошо, Киев попросит у Запада дополнительную помощь. Но если российские ракеты станут сбивать самолеты американской конструкторской школы, это может стать для Вашингтона последней каплей. F-16 — коммерчески очень успешный. В Пентагоне дорожат его репутацией.
Киеву передадут F-16A/B, усовершенствованные по сравнению с оригинальными F-16 конца 1970-х. Однако до уровня тех самолетов, которые эксплуатируют, например, сами американцы, им очень далеко. В частности, на истребителях ВВС Нидерландов установлена устаревшая РЛС APG-66V2, отслеживающая всего несколько целей, в то время как современная РЛС APG-83 справляется с десятками.
Впрочем, исход воздушного боя решает прежде всего летное мастерство. Украинским летчикам предстоит на практике доказать, что пилота истребителя западной школы можно подготовить за несколько месяцев. А экзамен у них будут принимать экипажи более совершенных российских самолетов Су-30СМ и Су-35С, наколотившие за два года СВО столько воздушных побед, сколько не снилось ни одному западному асу.
Нет летчиков и аэродромов
По данным газеты The New York Times, шесть F-16 привезут в июле. Всего Дания, Норвегия и Нидерланды обещали Киеву до 60 истребителей ранних модификаций. Точных сроков не называли. Спикер Воздушных сил Украины Юрий Игнат в конце декабря пояснял: машины доставят после того, как для них подготовят инфраструктуру. Дело в том, что F-16 — очень капризный самолет, требует особых условий хранения и обслуживания. Далеко не все военные аэродромы Украины соответствуют стандартам НАТО. И все они давно известны российской разведке.
Вопрос обслуживания — один из самых сложных. В настоящий момент около 50 украинских технических специалистов обучаются в Дании. Для одного F-16 требуется от восьми до 14 человек. Разумеется, полсотни технарей не хватит. Западным оборонным подрядчикам придется сопровождать самолеты и оставаться с ними до тех пор, пока их не сменят местные. А это может занять годы.
Еще одна проблема — техническое состояние самолетов. По плану первые шесть F-16 предоставит Дания. На вооружении этой страны — 30 машин такого типа в ранней модификации F-16AM, им больше 30 лет. Их должны были утилизовать до 2020-го. Теперь отправят на Украину. Насколько они боеспособны, неизвестно.
От Нидерландов Киев ждет 30 F-16. Но сейчас в Амстердаме острый правительственный кризис из-за победы правых евроскептиков, выступающих против дальнейшей помощи Украине. И поставки повисли в воздухе. Конечно, в итоге союзники их продавят, однако это потребует дополнительного времени.
Не все так просто и с Норвегией. Там перевооружаются на F-35, поскольку парк F-16AM откровенно устарел. Эти машины, изготовленные с 1980 по 1989-й, уже сняты с вооружения королевских ВВС. Соответствуют ли они современным требованиям эксплуатации боевой авиации — непонятно.
Наконец, до сих пор нет обученных экипажей. Подготовка затягивается из-за плохого знания английского и технических стандартов НАТО. В лучшем случае Киев получит к июлю 12 летчиков.
Оружие для F-16
F-16 — самый массовый истребитель четвертого поколения. С 1978-го построили более 4600 единиц разных модификаций. Они стоят на вооружении 25 стран и могут использовать практически весь спектр средств поражения тактической авиации НАТО.
Особые надежды в Киеве возлагают на крылатые ракеты JASSM. AGM-158 JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile — единая ракета "воздух — поверхность"). Это высокоточный боеприпас, разработанный корпорацией Lockheed Martin и принятый на вооружение ВВС США в 1986-м. Предназначен для поражения важных высокозащищенных стационарных целей в любых метеоусловиях и в любое время суток с дистанций пуска вне зоны действия средств ПВО противника. Дальность — 370 километров, в варианте AGM-158B JASSM-ER — до 1000 километров. Боевая часть унитарная, проникающая — массой 450 килограммов.
В конструкции широко применяются композиционные материалы на основе углеродных волокон, корпус полностью выполнен из углепластика, что снижает радиолокационную заметность. К тому же ракета летит на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.
Это достаточно грозное оружие, с которым ВСУ получат возможность бить вглубь российской территории — в первую очередь по аэродромам. Кроме того, F-16 — это истребитель для завоевания господства в воздухе. У него широкая номенклатура ракет "воздух — воздух", включая AIM-120D с дальностью до 160 километров. Этот боеприпас сравним с российским Р-77М.
Вопрос мастерства
На "Фалконы" делают большую ставку. Это игра ва-банк. Если истребители и украинские летчики покажут себя хорошо, Киев попросит у Запада дополнительную помощь. Но если российские ракеты станут сбивать самолеты американской конструкторской школы, это может стать для Вашингтона последней каплей. F-16 — коммерчески очень успешный. В Пентагоне дорожат его репутацией.
Киеву передадут F-16A/B, усовершенствованные по сравнению с оригинальными F-16 конца 1970-х. Однако до уровня тех самолетов, которые эксплуатируют, например, сами американцы, им очень далеко. В частности, на истребителях ВВС Нидерландов установлена устаревшая РЛС APG-66V2, отслеживающая всего несколько целей, в то время как современная РЛС APG-83 справляется с десятками.
Впрочем, исход воздушного боя решает прежде всего летное мастерство. Украинским летчикам предстоит на практике доказать, что пилота истребителя западной школы можно подготовить за несколько месяцев. А экзамен у них будут принимать экипажи более совершенных российских самолетов Су-30СМ и Су-35С, наколотившие за два года СВО столько воздушных побед, сколько не снилось ни одному западному асу.
Читайте также:
«Местные полыхают синим пламенем»: Русская диверсия на Украине вышла на редкость комичной
Накануне Нового года на Украине фиксируют всплеск «русских диверсий особого цинизма». Злость местных зашкаливает, хотя со стороны выглядит скорее комично.
«Достали до Грозного-Сити!»: Кадыров получил «привет» от Киева прямо под окна
Ровно через 2 дня после слов Кадырова «церемониться не будем» — дрон ВСУ врезался в небоскрёб Грозный-Сити в 800 м от резиденции главы Чечни. Разбиты стёкла, усилена охрана, аэропорт закрыт. Киев показал: достать может даже в сердце республики. Это ответ за угрозы Европе или отчаяние проигрывающей стороны? Подробности и символизм удара — в свежей статье.
Точные удары "Искандерами": Огромные потери офицеров СБУ и сбои в управлении фронтом
Ювелирные «Искандеры» по СБУ: огромные потери офицеров в Кривом Роге, архивы уничтожены, управление фронтом «подвисло». За двое суток — серия точных ударов по Одессе, Сумам, Харькову и Запорожью. ПВО Украины на исходе. Что это значит для хода конфликта?
Филиппо: Речь Путина заставила Макрона и фон дер Ляйен краснеть от стыда
Слова президента России Владимира Путина о путях разрешения ситуации на Украине вызвали неловкость у лидера Франции Эмманюэля Макрона и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, у них «горели уши
Вот это да. Румыния вступилась за Россию и ударила по ВСУ. Полный провал Киева
05.12.2025 19:06
Неожиданное событие произошло у берегов Чёрного моря в Румынии. Местные военные не раздумывая подорвали морской дрон ВСУ Sea Baby. По сути, румынская армия вступилась за Россию. А сама атака стала полным провалом ВСУ.