"Крымский кризис" высветил амбиции Путина
"Президент Обама пренебрежительно отозвался о России как о "региональной" державе, но его администрация постоянно недооценивала Владимира Путина и продолжает это делать, утверждая, что Россия изолирована. Путин заложил основы для создания влиятельной альтернативы трансатлантическому союзу", - пишут независимые эксперты, консультировавшие Михаила Саакашвили, в статье для The Washington Post.
"Пока реальная возможность применения силы угрожает соседям России, Путин сосредоточит силы и средства на создании Евразийского Союза", - прогнозируют Молли Маккью и Грегори Маниатис. Они отмечают, что Индия и Китай зависят от российских военных технологий, а "Газпром" и "Роснефть" работают над договорами с Китаем и Индией.
Путин активно пересматривает связи с такими союзниками времен холодной войны, как Индия, Китай и Вьетнам; предлагает материальную поддержку крупным "опасным" режимам, таким как Сирия, Иран и Венесуэла; развивает отношения с государствами БРИКС. "Их сотрудничество может трансформироваться в военный союз без каких-либо ценностей, обладающий экспедиционными войсками и целями, которые Путин так отчаянно хочет противопоставить НАТО", - говорится в статье.
"Все еще надеются на то, что Путин остановится на Крыме. Но надежда - это не стратегия", - пишут Маккью и Маниатис. По их мнению, выжидать и отвечать лишь на каждое действие лидера-реваншиста - план, обреченный на провал. "Было бы серьезной ошибкой не готовиться к длительной и многоуровневой конфронтации", иначе будут перечеркнуты ценности, "за продвижение которых справедливо боролись поколения европейцев, американцев и их союзников".
В пятницу Путин и Обама поговорили по телефону об Украине. В пресс-релизах Белого дома и Кремля об этом разговоре нет слова "Крым", подчеркивает Гарри Каспаров в статье для Time, озаглавленной "Украина - "мюнхенский момент" для Обамы". Такое впечатление, что вопрос о Крыме больше не ставится и Обама позволяет Путину переключиться на вопрос, вторгнется ли Россия на другие украинские территории, возмущен Каспаров.
"Переговоры, где в качестве залога предлагается территория другого государства, имеют долгую традицию. Самый очевидный пример - когда в 1938 году Гитлер милосердно вызвался не захватывать всю Чехословакию взамен на получение Судетской области без жалоб со стороны Великобритании и Франции", - пишет автор.
Нужно продолжать давление на Путина, уверен Каспаров. Иначе, совсем как в Чехословакии в 1938 году, украинское правительство будет низведено до роли "пациента под местной анестезией, который беспомощно наблюдает, как хирурги отрезают куски". "Те же персонажи - Путин и Обама - недавно сыграли главные роли в похожем фарсе с целью "спасти лицо", - пишет автор, подразумевая ситуацию с несостоявшимся ударом по Сирии в прошлом году. "Возможно, есть еще более прямая связь между Украиной и Сирией.
Поскольку события оборачиваются против Асада, не исключено, что Путин решил "обналичить" свой "сирийский выигрыш" взамен на завоеванный Крым. Путин получит желанное взамен на то, что, скорее всего, и так потерял бы, а Обама сможет объявить об успехе, просто идя на поводу у Путина", - говорится в статье.
Каспаров уверен: Путин всегда будет захватывать все, что сможет подгрести под себя без большого сопротивления, и не перестанет дестабилизировать политическую и экономическую обстановку на Украине. План, вполне возможно, удастся, если Запад не придет на выручку Украине.
Каспаров советует заявить Путину: "едва он вновь перейдет украинскую границу", будут немедленно заморожены все активы России и россиян на Западе. Также следует ужесточать санкции в отношении "путинских олигархов и их родственников за границей". Если же разрешить Путину удержать Крым, его власть в России окрепнет, а в регионе он останется угрозой. "Пусть Обама публично заявит, что о суверенной территории Украины, включая Крым, переговоров быть не может", - заключает Каспаров.
Андерс Аслунд, американский эксперт по России и Украине, ответил на вопросы итальянской La Stampa. Специалист по бывшим плановым экономикам уверен, что наступление Москвы можно остановить без применения силы, всего лишь используя рычаги финансов и энергетики.
"Пульсирующее сердце российских финансов находится в Лондоне, - указывает Аслунд. - Следует исходить именно из этого, создавая финансовое давление, которое ускорит отток капиталов из России с последующим обесцениванием рубля и местных рынков акций, на которых уже фиксируется ежедневное падение. Только это приведет к давлению на компании, которые в большинстве своем контролируются людьми из ближайшего круга Путина".
"Другой аспект, над которым следует работать, - отмывание денег. Многие российские правительственные чиновники имеют счета в европейских финансовых институтах, и это не всегда легальный доход. Достаточно инициировать углубленные расследования по этим счетам и замораживать их. Одновременно с этим следует применять принцип "строгих проверок" и осуществлять меры по блокированию незаконных денег", - рекомендует эксперт.
Андерс Аслунд считает, что в настоящее время американский президент применяет правильный тон и правильные меры и он должен продолжать действовать в этом направлении с абсолютной твердостью.
Корреспондент The Daily Beast Анна Немцова взяла эксклюзивное интервью у "шоколадного короля" Петра Порошенко - самого популярного политического лидера Украины и, возможно, ее будущего президента.
За последнее десятилетие Порошенко занимал несколько правительственных постов. В 2009-2010 годах он пять месяцев возглавлял МИД, успев за это время закончить текст знаменитого "Соглашения об ассоциации" с Евросоюзом. "Я не спаситель, но я делаю все ради страны, которую очень люблю", - сказал он журналистке.
Националистические пристрастия Порошенко не вызывают сомнений. В 2012 году он написал в Facebook, что "на Украине должен быть один государственный язык - украинский. Это моя позиция: она была, есть и будет неизменной".
Однако национальности и языки не имеют никакого отношения к конфликту России с Украиной, настаивает кандидат в президенты: просто Украина не хочет быть частью российской империи. "Революция достоинства" на Украине стала "победой безоружных людей, пришедших умереть за свои убеждения", говорит Порошенко. "Народ России имеет право на выбор, если он хочет жить в империи. Но ему нужно смириться с тем, что народ Украины имеет право на свободу".
Манера Порошенко давать интервью напомнила Немцовой советских дипломатов старой школы, которые очень тщательно следят за языком. К примеру, когда Порошенко говорит о Путине, его слова всегда взвешены. На политическом ландшафте, переполненном провокаторами-популистами, может быть, поэтому Порошенко опережает всех известных и потенциальных кандидатов на критически важных президентских выборах 25 мая, говорится в статье.
Порошенко посмеивается над своими президентскими амбициями. "Моя любимая работа - быть Петром Порошенко, - шутит он. - Я доволен полномочиями и высоким статусом, которые она мне дает!"
Олигарх подчеркивает, что последние 15 лет работал над сближением Украины с ЕС, стараясь поддерживать хорошие отношения с Россией. Как пишут украинские СМИ, высокий рейтинг Порошенко объясняется надеждой на то, что он сможет примириться с Россией даже в текущей обстановке, и высокая вероятность его победы помогла убедить Европу, США и МВФ приступить к оказанию финансовой помощи Киеву.
"Шоколадного короля" не назовешь кристально чистым, - продолжает журналистка. - Виктор Ющенко уволил его из Совета национальной безопасности по обвинению в коррупции. Порошенко, конечно же, все отрицал, да и Ющенко - не тот человек, который вправе указывать на других пальцем". Как замечает Немцова, в украинской политике обычное дело, чтобы "горшок котелок сажей корил".
В начале 2014 года Порошенко обвиняли в финансировании радикалов из "Правого сектора", однако он снова отрицает все обвинения. "В ходе революции я лишь два-три раза встретился с их лидером Дмитрием Ярошем", - сказал он Немцовой.
"В Порошенко поражает то, что ему удалось создать образ трудолюбивого self-made бизнесмена, пытающегося по мере возможностей служить государству, - констатирует Немцова. - В богатой на скандалы стране Порошенко в общем не сильно от них пострадал".
The Financial Times публикует интервью с Юлией Тимошенко. "Все, что сейчас происходит на украино-российской границе - это не проблема Украины, а проблема разрушения геополитической стабильности, - заявила она. - [Путин] показывает, что с помощью агрессии можно безнаказанно менять границы. Своими агрессивными действиями он показывает, что международные организации не работают, международное право не работает и даже соглашения не работают".
29 марта съезд партии "Батькивщина" назвал экс-премьера кандидатом в президенты Украины. По свежим опросам, рейтинг Тимошенко составляет всего 8,2%, тогда как у лидера предвыборной гонки Петра Порошенко - 24,9%. Тем не менее, Тимошенко не считает, что, выступая против него, она рискует расколоть проевропейский электорат страны. По ее словам, первый тур выборов станет "праймериз" для проевропейских кандидатов, тем более что после захвата Крыма "у пророссийских кандидатов нет ни единого шанса".
Тимошенко слабо верит в возможность дипломатического урегулирования конфликта с Россией: выдвинутые Москвой требования военного нейтралитета и федеративной системы - это "меню неоколониализма".
"Предлагать это меню Украине и, не приведи Господь, осуществлять его - это практически прямой путь к разрушению независимой суверенной Украины". Чтобы предотвратить дальнейшую агрессию со стороны России, Запад должен не только снабдить украинскую армию спальными мешками и сухпайками, но и оказать ей военно-техническое содействие, считает она: "Весь мир должен значительно усилить украинскую армию, не ради войны, а как способ обеспечить стабильность и потенциал сдерживания".