«Мирные предложения Запада» содержат хитрую лазейку для Украины
«Заморозка без признания территорий приведет к гораздо худшей ситуации». Такими словами политологи комментируют важнейший недостаток «мирных планов для Украины», которые сегодня обсуждаются Западом. О чем идет речь и при каких условиях как минимум Европа будет склонна признать Россию в ее реальных границах?
В последнее время появился целый вал так называемых мирных планов для Украины, который исходит из США и Европы. План кандидата в президенты США Дональда Трампа (озвученный его кандидатом в вице-президенты Джей Ди Вэнсом), план канцлера ФРГ Олафа Шольца и т. п.
Западные СМИ регулярно вбрасывали информацию о том, что Москва и Запад якобы ведут соответствующие переговоры. Последний вброс – в британской Financial Times – даже описывает примерные параметры сделки, которая в целом соответствует текущему общезападному взгляду на вероятный исход конфликта.
«Запад в последнее время стал продвигать тему о заморозке по так называемой германской модели, когда фиксируется фактическая граница (не признаваемая юридически) и подконтрольная часть Украины вступает в НАТО либо получает от альянса гарантии безопасности», – объясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований Дмитрий Суслов.
Перед нами, конечно, уже существенный сдвиг в позиции западных элит. Еще год назад, до провала украинского контрнаступа, не звучало никаких иных идей, кроме необходимости «победы Украины» и «выхода к границам 1991 года». Теперь фактически признается, что никакой «победы Украины» быть не может, однако и о реальных интересах России в этих планах ничего не сказано. А для Украины – наоборот, содержится хитроумная политическая лазейка.
«Россия с самого начала СВО была заинтересована не в военном, а именно в военно-политическом (дипломатическом) решении конфликта. Для нас важно, чтобы в самой «прошивке» конструкции будущего мира содержалось признание коллективным Западом учета интересов России при реализации им своей внешней политики», – объясняет газете ВЗГЛЯД политолог Антон Хащенко. И здесь есть три важнейших момента.
Во-первых, Москва с самого начала настаивала, что будущая Украина (вне зависимости от ее границ) не может быть в НАТО либо тесно аффилирована с НАТО. «Первопричиной СВО в принципе является именно сближение Украины с НАТО и превращение этой страны в прокси-инструмент западной политики против России», – продолжает Дмитрий Суслов. В Стамбульских соглашениях был прописан даже вывод российских войск с территории Запорожской и Херсонской областей в обмен на нейтральный статус Украины, ее демилитаризацию и изменение ее внутреннего законодательства.
«Россия борется за гарантии своей безопасности, которые могут быть обеспечены только разрывом связи Украины с Западом в области безопасности и превращением Украины в нейтральный буфер. Это несопоставимо важнее, чем территории», – резюмирует Дмитрий Суслов.
Соответственно, именно отказ Запада согласиться на нейтральный статус Украины и гарантировать его в будущем вынуждает Россию продолжать спецоперацию. Россия вынуждена обеспечивать свою безопасность за счет физического отодвигания угроз от своих границ, а также резкого сокращения военного и экономического потенциала Украины.
На Западе есть политики, которые понимают эту российскую озабоченность. Тот же Джей Ди Вэнс объяснял, что в его с Трампом видении мирного разрешения конфликта у Украины должен быть нейтральный статус. Однако здесь вступает в действие второй ключевой недостаток западного подхода, та самая политическая лазейка.
Все западные планы предполагают лишь согласие на фактический контроль России над территориями, которые были по конституции присоединены к РФ. Не исключено, что Запад даже готов согласиться на полный фактический контроль – то есть тех территорий РФ, которые сейчас временно оккупированы киевским режимом, но будут так или иначе освобождены российской армией.
Однако Запад не готов их признавать де-юре российской территорией и не хочет принуждать Украину к этому признанию.
Казалось бы, что здесь такого страшного? Присоединение Прибалтики к СССР тоже не признавалось Соединенными Штатами. А российский Крым в таком непризнанном Западом положении существует уже более 10 лет – как и ДНР с ЛНР (де-факто независимые до осени 2022 года, а теперь вернувшиеся в Россию).
Однако нельзя сказать, что такое непризнание можно полностью игнорировать. Например, из-за экономических ограничений. Непризнание Западом этих территорий мешает иностранным инвесторам вкладывать деньги в крымские курорты, донбасскую металлургию и приазовское сельское хозяйство. Мешает жителям новых территорий беспрепятственно получать визы в западные страны. Мешает спортивным, общественным и иным организациям принимать участие в международных проектах.
Еще одним обстоятельством является юридическая неопределенность международных соглашений. Сложно заключать договоры с другими государствами, не признающими новые территории – поскольку в этом случае получается, что эти договоры на данные территории не распространяются. А если речь идет, например, о каком-то соглашении по контролю над вооружениями? Получается, что эти территории оказываются этакими «черными дырами»?
Наконец, последним – но не по значимости – недостатком из-за отсутствия юридического признания вернувшихся в Россию территорий является возможность реваншизма. Киев и его западные спонсоры будут иметь надежду на «восстановление территориальной целостности» в подходящий момент. «Заморозка без признания территорий приведет к тому, что позиции Москвы с годами будут слабеть. Вспомните Минские соглашения, которые Киев не выполнял, вместо этого проводя милитаризацию. Так вот, сейчас заморозка конфликта приведет к гораздо более худшей ситуации», – поясняет Дмитрий Суслов.
На сегодняшний день ни план Трампа – Вэнса, ни тем более различные европейские инициативы не подразумевают готовности даже обсуждать возможность юридического признания воссоединения Новороссии и Донбасса с Россией. И уже тем более обсуждения отказа от присоединения к НАТО послевоенной Украины. Однако Москве даже этого будет мало – ведь третьим серьезнейшим недостатком западных предложений является отказ от комплексного урегулирования отношений с Россией.
России нужно не просто юридическое признание новых территорий – Москва, выражаясь языком Великой Отечественной войны, воюет для того, чтобы потом не воевать.
А для этого нужно, чтобы по итогам СВО Россия и Запад выработали новые правила игры. Чтобы были сняты санкции (которые так или иначе ограничивают российское развитие). Чтобы конфликт по украинскому сценарию больше никогда не повторился – ни в Армении, ни в Казахстане, ни в Молдавии, ни в Грузии.
Но для этого Запад должен быть готов как минимум признать Москву равноправным игроком и партнером по диалогу. А значит, должна радикально измениться расстановка сил на мировой геополитической сцене. Несомненно, прологом к этому изменению послужит победа России в спецоперации и достижение тех целей, что были поставлены: демилитаризация, денацификация Украины, ее нейтральный статус, возвращение прав русскому населению страны и т. д.
Так потерпит поражение не только киевский режим, но и его главный подстрекатель и спонсор, его главное политическое прикрытие – Соединенные Штаты Америки.
И это, в свою очередь, послужит спусковым крючком для переформатирования всего политического ландшафта западного сообщества. В этом случае возможны и весьма радикальные сценарии.
«Исход этого конфликта решит судьбу Европы. <...> Если <...> Соединенные Штаты потерпят поражение, НАТО распадется, а Европа станет свободной», – пророчит французский историк Эммануэль Тодд. А свободная от давления США Европа будет склонна восстановить отношения с Россией. В том числе признанием реальных российских границ. Возможно, сейчас этот прогноз звучит как не самый вероятный. Однако стоит вспомнить, что именно Тодд в свое время предсказал распад СССР, что в 1970-е представлялось полной фантастикой.
Но даже без распада НАТО победа России в СВО приведет к заключению каких-либо финальных международных соглашений, фиксирующих достигнутый к тому моменту статус-кво. И при их подготовке Москва вправе ставить перед собою такую цель – требовать юридическое международное признание фактического единства народа России в реальных российских границах.
В последнее время появился целый вал так называемых мирных планов для Украины, который исходит из США и Европы. План кандидата в президенты США Дональда Трампа (озвученный его кандидатом в вице-президенты Джей Ди Вэнсом), план канцлера ФРГ Олафа Шольца и т. п.
Западные СМИ регулярно вбрасывали информацию о том, что Москва и Запад якобы ведут соответствующие переговоры. Последний вброс – в британской Financial Times – даже описывает примерные параметры сделки, которая в целом соответствует текущему общезападному взгляду на вероятный исход конфликта.
«Запад в последнее время стал продвигать тему о заморозке по так называемой германской модели, когда фиксируется фактическая граница (не признаваемая юридически) и подконтрольная часть Украины вступает в НАТО либо получает от альянса гарантии безопасности», – объясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований Дмитрий Суслов.
Перед нами, конечно, уже существенный сдвиг в позиции западных элит. Еще год назад, до провала украинского контрнаступа, не звучало никаких иных идей, кроме необходимости «победы Украины» и «выхода к границам 1991 года». Теперь фактически признается, что никакой «победы Украины» быть не может, однако и о реальных интересах России в этих планах ничего не сказано. А для Украины – наоборот, содержится хитроумная политическая лазейка.
«Россия с самого начала СВО была заинтересована не в военном, а именно в военно-политическом (дипломатическом) решении конфликта. Для нас важно, чтобы в самой «прошивке» конструкции будущего мира содержалось признание коллективным Западом учета интересов России при реализации им своей внешней политики», – объясняет газете ВЗГЛЯД политолог Антон Хащенко. И здесь есть три важнейших момента.
Во-первых, Москва с самого начала настаивала, что будущая Украина (вне зависимости от ее границ) не может быть в НАТО либо тесно аффилирована с НАТО. «Первопричиной СВО в принципе является именно сближение Украины с НАТО и превращение этой страны в прокси-инструмент западной политики против России», – продолжает Дмитрий Суслов. В Стамбульских соглашениях был прописан даже вывод российских войск с территории Запорожской и Херсонской областей в обмен на нейтральный статус Украины, ее демилитаризацию и изменение ее внутреннего законодательства.
«Россия борется за гарантии своей безопасности, которые могут быть обеспечены только разрывом связи Украины с Западом в области безопасности и превращением Украины в нейтральный буфер. Это несопоставимо важнее, чем территории», – резюмирует Дмитрий Суслов.
Соответственно, именно отказ Запада согласиться на нейтральный статус Украины и гарантировать его в будущем вынуждает Россию продолжать спецоперацию. Россия вынуждена обеспечивать свою безопасность за счет физического отодвигания угроз от своих границ, а также резкого сокращения военного и экономического потенциала Украины.
На Западе есть политики, которые понимают эту российскую озабоченность. Тот же Джей Ди Вэнс объяснял, что в его с Трампом видении мирного разрешения конфликта у Украины должен быть нейтральный статус. Однако здесь вступает в действие второй ключевой недостаток западного подхода, та самая политическая лазейка.
Все западные планы предполагают лишь согласие на фактический контроль России над территориями, которые были по конституции присоединены к РФ. Не исключено, что Запад даже готов согласиться на полный фактический контроль – то есть тех территорий РФ, которые сейчас временно оккупированы киевским режимом, но будут так или иначе освобождены российской армией.
Однако Запад не готов их признавать де-юре российской территорией и не хочет принуждать Украину к этому признанию.
Казалось бы, что здесь такого страшного? Присоединение Прибалтики к СССР тоже не признавалось Соединенными Штатами. А российский Крым в таком непризнанном Западом положении существует уже более 10 лет – как и ДНР с ЛНР (де-факто независимые до осени 2022 года, а теперь вернувшиеся в Россию).
Однако нельзя сказать, что такое непризнание можно полностью игнорировать. Например, из-за экономических ограничений. Непризнание Западом этих территорий мешает иностранным инвесторам вкладывать деньги в крымские курорты, донбасскую металлургию и приазовское сельское хозяйство. Мешает жителям новых территорий беспрепятственно получать визы в западные страны. Мешает спортивным, общественным и иным организациям принимать участие в международных проектах.
Еще одним обстоятельством является юридическая неопределенность международных соглашений. Сложно заключать договоры с другими государствами, не признающими новые территории – поскольку в этом случае получается, что эти договоры на данные территории не распространяются. А если речь идет, например, о каком-то соглашении по контролю над вооружениями? Получается, что эти территории оказываются этакими «черными дырами»?
Наконец, последним – но не по значимости – недостатком из-за отсутствия юридического признания вернувшихся в Россию территорий является возможность реваншизма. Киев и его западные спонсоры будут иметь надежду на «восстановление территориальной целостности» в подходящий момент. «Заморозка без признания территорий приведет к тому, что позиции Москвы с годами будут слабеть. Вспомните Минские соглашения, которые Киев не выполнял, вместо этого проводя милитаризацию. Так вот, сейчас заморозка конфликта приведет к гораздо более худшей ситуации», – поясняет Дмитрий Суслов.
На сегодняшний день ни план Трампа – Вэнса, ни тем более различные европейские инициативы не подразумевают готовности даже обсуждать возможность юридического признания воссоединения Новороссии и Донбасса с Россией. И уже тем более обсуждения отказа от присоединения к НАТО послевоенной Украины. Однако Москве даже этого будет мало – ведь третьим серьезнейшим недостатком западных предложений является отказ от комплексного урегулирования отношений с Россией.
России нужно не просто юридическое признание новых территорий – Москва, выражаясь языком Великой Отечественной войны, воюет для того, чтобы потом не воевать.
А для этого нужно, чтобы по итогам СВО Россия и Запад выработали новые правила игры. Чтобы были сняты санкции (которые так или иначе ограничивают российское развитие). Чтобы конфликт по украинскому сценарию больше никогда не повторился – ни в Армении, ни в Казахстане, ни в Молдавии, ни в Грузии.
Но для этого Запад должен быть готов как минимум признать Москву равноправным игроком и партнером по диалогу. А значит, должна радикально измениться расстановка сил на мировой геополитической сцене. Несомненно, прологом к этому изменению послужит победа России в спецоперации и достижение тех целей, что были поставлены: демилитаризация, денацификация Украины, ее нейтральный статус, возвращение прав русскому населению страны и т. д.
Так потерпит поражение не только киевский режим, но и его главный подстрекатель и спонсор, его главное политическое прикрытие – Соединенные Штаты Америки.
И это, в свою очередь, послужит спусковым крючком для переформатирования всего политического ландшафта западного сообщества. В этом случае возможны и весьма радикальные сценарии.
«Исход этого конфликта решит судьбу Европы. <...> Если <...> Соединенные Штаты потерпят поражение, НАТО распадется, а Европа станет свободной», – пророчит французский историк Эммануэль Тодд. А свободная от давления США Европа будет склонна восстановить отношения с Россией. В том числе признанием реальных российских границ. Возможно, сейчас этот прогноз звучит как не самый вероятный. Однако стоит вспомнить, что именно Тодд в свое время предсказал распад СССР, что в 1970-е представлялось полной фантастикой.
Но даже без распада НАТО победа России в СВО приведет к заключению каких-либо финальных международных соглашений, фиксирующих достигнутый к тому моменту статус-кво. И при их подготовке Москва вправе ставить перед собою такую цель – требовать юридическое международное признание фактического единства народа России в реальных российских границах.
Читайте также:
Новая военная тайна о Запорожье? Пентагон обеспокоен: Ударный кулак, бунт в ВСУ и корейские генералы
01.11.2024 16:27
Распиаренный украинский блогер Шарий неожиданно эмоционально призвал к эвакуации Запорожья. В Киеве увидели наш ударный кулак на этом направлении. И если украинских осведомителей мы давно считаем сказочниками, то тут есть повод задуматься.
Отвоевать Курщину поможет спецназ КНДР? Эксперт назвал сроки
01.11.2024 13:38
Вокруг присутствия спецназа КНДР в зоне СВО ходит много слухов. Москва и Пхеньян на вопросы по этой теме отвечают максимально уклончиво, давая простор для фантазий. Так всё же отвоевать Курщину поможет спецназ КНДР? Что говорят эксперты?
"Ржавый контрнаступ". На Украину едут югославские танки, расстреливавшие Сербскую Краину
01.11.2024 22:41
К концу года Хорватия отправит на Украину 30 танков и 30 БМП, находившихся ещё на вооружении бывшей Югославии. Как выяснилось, таков план по созданию новых 14 моторизованных бригад ВСУ.
Вашингтон берется за Босфор и Дарданеллы
США и НАТО планируют использовать в военных целях внутренние водные пути Европы для доступа в Черное море, уточнил Патрушев на совещании в Крыму по вопросам судостроения. В частности, речь идет об изменении режима черноморских проливов, установленного Конвенцией Монтре.
Наступление армии России - "заберут всю Донецкую и Запорожье", а Киев сам "поплывёт"
01.11.2024 13:24
Инсайд Шария гласит, что наступление армии России не сулит ничего хорошего для Зеленского - "заберут всю Донецкую и Запорожье", а Киев сам "поплывёт". Своим соотечественникам он уже рекомендует "срочно бежать".