Тоннельная война по газовым трубам до Ла-Манша: Карта, где ждать русских из-под земли
Фото: Коллаж Царьграда

Русская операция "Поток", в ходе которой целый штурмовой батальон проник в глубину вражеской обороны и вызвал коллапс украинского плацдарма в Курской области, взбудоражила мировые СМИ. У некоторых западных экспертов произошедшее вызвало форменную истерику.
Широко (и не очень заслуженно) известный в наших интернетах "военный обозреватель" Юлиан Рёпке разродился платиновыми мыслями, призвав полностью уничтожить газотранспортную систему, по которой Европа с советских времён получала дешёвый сибирский газ.
- отметил немецкий журналист.
Мысль товарища Рёпке вполне очевидная: труба, по которой прошли наши героические бойцы, является частью магистрального газопровода "Уренгой - Помары - Ужгород". Так что 1450-мм стальной туннель не только насквозь проходит сквозь всю так называемую Украину, но и, подобно грибнице, опутывает значительную часть Европы, дотягиваясь не только до Германии, но и до Италии и Ла-Манша.
Если бы Россия могла создать волшебные трубопроводные войска, то действительно была бы способна захватить большую часть Европы внезапным и сокрушительным ударом. Стоит признать, что это - плюс ещё одна фобия для русофобов-фантазёров, которым вечно под кроватью мерещится русская угроза.
В реальности же проведение подземных операций - исключительно сложное и трудоёмкое дело, которое может дать сокрушительный тактический результат (что мы и наблюдаем в Курской области), но совершенно не пригодно для получения оперативного, а тем более - стратегического эффекта.
Дрожь земли
Экс-командир третьего штурмового отряда ЧВК "Вагнер", а в настоящее время - командующий разведывательно-штурмовой бригадой "Восток" Борис Неживëнок (позывной "Зомби") рассказал, что 15-километровый подземный рывок готовился в течение трёх недель. За это время была проделана огромная работа: трубу освободили от газа, её стенки прорезали во многих местах, выбрали грунт, приготовив места для пребывания бойцов и туалеты. Далее начался этап заноса боекомплекта и продовольствия, а затем - накопление под землёй личного состава.
Последнее было нужно, чтобы после выхода на поверхность атакующая группа сразу могла действовать крупными силами, а не тянуть подкрепления по всей длине трубы. В результате бойцы, зашедшие в неё первыми, просидели под землёй несколько суток, ожидая завершения сосредоточения.
Первая штурмовая волна, поднявшаяся на поверхность, состояла из 300 военнослужащих, вторая - из 500. Фактически в бой из-под земли удалось ввести усиленный батальон. В результате противник сразу побежал, бросив ротный опорный пункт и позволив штурмовикам захватить удобные для обороны позиции в промзоне и частном секторе Суджи.
Такого мир ещё не видел
Мировыми лидерами в сфере туннельных войн являются армии Израиля и США. Первые постоянно проводят операции по зачистке подземных ходов в приграничных арабских деревнях, атакуют подземелья "Хезболлы" в ходе повторяющихся вторжений в Ливан, а в последние полтора года получили немало поводов для размышлений по итогам борьбы с боевиками ХАМАС в подземных лабиринтах сектора Газа. Что касается Штатов, то их опыт нарабатывался в течение 20 лет операций в Ираке и Афганистане.
Принципиальное отличие нашей ситуации от американо-израильской состоит в том, что они ведут противопартизанские действия, а потому действуют силами относительно малочисленных, специально подготовленных отрядов спецназа. Нам же приходится воевать с полноценной армией, и подземная операция для нас (а это уже третий тоннельный взлом вражеских укреплений за время СВО) - лишь элемент общевойскового боя, необходимый, чтобы обеспечить внезапность удара и без потерь преодолеть заминированную и насквозь простреливаемую полосу обеспечения вражеской обороны.
Разные условия диктуют разный состав участников. Там, где евреи и американцы действуют тесно спаянными отделениями, мы заводим под землю роты и батальоны. Там, где они могут взять на задачу баллистические щиты и крепить к стенам ретрансляторы высокоскоростного интернета, нашим приходится тащить с собой продовольствие и боекомплект в ящиках.
Нельзя сказать, чтобы на Западе не понимали растущей важности операций в подземельях. Продолжающаяся урбанизация войны - тренд объективно обусловленный, а потому понятный очень многим. В Штатах ещё в 2017 году решили оснастить и подготовить 26 пехотных бригад (из 31 имеющейся) к ведению операций в подземной среде. Аналогично менялась подготовка и Корпуса морской пехоты. Для этих целей построены более десятка подземных полигонов, имитирующих условия, с которыми американцы ожидают столкнуться в России и Китае.
В 2019 году Агентство перспективных исследовательских проектов (DARPA) запустило исследовательскую программу Underminer, в рамках которой поставлена задача создать оборудование и отработать технологии "агрессивного строительства" тактических тоннелей, каковые дадут американцам преимущество при штурме подземных комплексов со сложной архитектурой.
Однако, несмотря на то что на Западе раньше задумались и даже начали готовиться к подземной войне, именно русская армия перешла к практической реализации её возможностей в общевойсковом бою и добилась впечатляющих успехов.
В сухом остатке
Использование газотранспортных сетей, как и любых других подземных коммуникаций, для нанесения ударов хотя бы на оперативную глубину (не говоря уже о стратегической), на данном уровне развития военного дела - ненаучная фантастика. Так что Юлиан Рёпке может опохмелиться и дальше счастливо спать в своей редакции.
А вот тактическое значение подземных операций будет постоянно расти. И на самом деле тут важно не начать испытывать головокружение от успехов. Поскольку тот сокрушительный успех, которого удалось достичь в Курской области, стал результатом невероятного героизма и нечеловеческой выносливости рядовых бойцов, упёртости, способности к нестандартному мышлению на уровне командования группировки "Север" и подразделений, непосредственно готовивших операцию (ОДШБр "Ветераны", 11-й бригады ВДВ, ДШБр "Восток", 30-го мотострелкового полка, 106-й дивизии ВДВ, подразделений 106-й бригады морской пехоты и спецназа "Ахмат"), а никак не стадиального превосходства России в этом направлении.
То, что всё делалось на героизме и терпении бойцов, видно по целому ряду деталей. Например, по тому, как решалась задача обеспечения военнослужащих воздухом. Когда в общий доступ пошла информация о достигнутых успехах, сложилось впечатление, что операция планировалась на уровне начальника Генерального штаба и имела соответствующую поддержку и обеспечение. Соответственно, было логично предположить, что авиационные и ракетные удары по газотранспортной системе Украины января-февраля текущего года, в числе прочего, преследовали цель разгерметизировать трубу на украинской территории и уничтожить оборудование на их контрольно-измерительных станциях. После этого наша компрессорная станция могла бы подать в трубу воздух и небольшим давлением продуть её от остатков газа, обеспечив постоянный приток чистого воздуха даже в момент движения по ней бойцов.
Но судя по тому, что рассказали журналистам непосредственные участники операции, ничего подобного не было: консультации от инженеров они получали окольными путями, а технические решения клепались на коленке.
Для подачи воздуха в трубе были проложены шланги-воздуховоды; там, где их пропускной способности не хватало, бойцы пользовались тем, что могли найти своими силами - например вентиляторами. Скриншот ТГ-канала "Дневник Мракоборцев"
Возможно, сейчас это не для всех очевидно, но повторяется ситуация осени 2022 года, когда Россия показала всему миру, что дрон с пропеллером и простейшей системой наведения по спутнику - страшная сила. В результате то, что понимали несколько десятков, возможно, сотня специалистов по всему миру (которых к тому же ещё мало кто слушал), стало очевидным для всех. Противник перенял эту технологию, так что беспилотные удары по нашим городам и заводам очень скоро стали рутиной.
Весь мир увидел, что грамотно проведённая подземная операция существенно влияет на ход боевых действий на поверхности. Выводы из этого однозначно сделают очень многие. И далеко не все из них так же глупы, как товарищ Рёпке.
Отечественному ВПК, Минобороны и Генштабу хорошо бы взять себе это на заметку и заняться системным развитием концепции тоннельных войн, включая создание специальных роботов, экипировки для бойцов и инженерного оборудования для прокладки тоннелей, чтоб потом не пришлось догонять врага и в авральном режиме искать контрмеры на его ходы, чем ещё совсем недавно был занят наш Черноморский флот.
В свете предстоящего освобождения Харькова, а впоследствии, возможно, и Киева - усиленная подготовка к подземной войне точно не будет лишней.
Широко (и не очень заслуженно) известный в наших интернетах "военный обозреватель" Юлиан Рёпке разродился платиновыми мыслями, призвав полностью уничтожить газотранспортную систему, по которой Европа с советских времён получала дешёвый сибирский газ.
Последние 24 часа показали, почему нам стоит взорвать все российские трубопроводы в ЕС. Россия использует эти трубопроводы для переброски солдат и оружия на Запад. Не в переносном смысле, а в прямом. Военный переворот, надо признать,
- отметил немецкий журналист.
Мысль товарища Рёпке вполне очевидная: труба, по которой прошли наши героические бойцы, является частью магистрального газопровода "Уренгой - Помары - Ужгород". Так что 1450-мм стальной туннель не только насквозь проходит сквозь всю так называемую Украину, но и, подобно грибнице, опутывает значительную часть Европы, дотягиваясь не только до Германии, но и до Италии и Ла-Манша.
Если бы Россия могла создать волшебные трубопроводные войска, то действительно была бы способна захватить большую часть Европы внезапным и сокрушительным ударом. Стоит признать, что это - плюс ещё одна фобия для русофобов-фантазёров, которым вечно под кроватью мерещится русская угроза.
В реальности же проведение подземных операций - исключительно сложное и трудоёмкое дело, которое может дать сокрушительный тактический результат (что мы и наблюдаем в Курской области), но совершенно не пригодно для получения оперативного, а тем более - стратегического эффекта.
Дрожь земли
Экс-командир третьего штурмового отряда ЧВК "Вагнер", а в настоящее время - командующий разведывательно-штурмовой бригадой "Восток" Борис Неживëнок (позывной "Зомби") рассказал, что 15-километровый подземный рывок готовился в течение трёх недель. За это время была проделана огромная работа: трубу освободили от газа, её стенки прорезали во многих местах, выбрали грунт, приготовив места для пребывания бойцов и туалеты. Далее начался этап заноса боекомплекта и продовольствия, а затем - накопление под землёй личного состава.
Последнее было нужно, чтобы после выхода на поверхность атакующая группа сразу могла действовать крупными силами, а не тянуть подкрепления по всей длине трубы. В результате бойцы, зашедшие в неё первыми, просидели под землёй несколько суток, ожидая завершения сосредоточения.
Первая штурмовая волна, поднявшаяся на поверхность, состояла из 300 военнослужащих, вторая - из 500. Фактически в бой из-под земли удалось ввести усиленный батальон. В результате противник сразу побежал, бросив ротный опорный пункт и позволив штурмовикам захватить удобные для обороны позиции в промзоне и частном секторе Суджи.
Такого мир ещё не видел
Мировыми лидерами в сфере туннельных войн являются армии Израиля и США. Первые постоянно проводят операции по зачистке подземных ходов в приграничных арабских деревнях, атакуют подземелья "Хезболлы" в ходе повторяющихся вторжений в Ливан, а в последние полтора года получили немало поводов для размышлений по итогам борьбы с боевиками ХАМАС в подземных лабиринтах сектора Газа. Что касается Штатов, то их опыт нарабатывался в течение 20 лет операций в Ираке и Афганистане.
Принципиальное отличие нашей ситуации от американо-израильской состоит в том, что они ведут противопартизанские действия, а потому действуют силами относительно малочисленных, специально подготовленных отрядов спецназа. Нам же приходится воевать с полноценной армией, и подземная операция для нас (а это уже третий тоннельный взлом вражеских укреплений за время СВО) - лишь элемент общевойскового боя, необходимый, чтобы обеспечить внезапность удара и без потерь преодолеть заминированную и насквозь простреливаемую полосу обеспечения вражеской обороны.
Разные условия диктуют разный состав участников. Там, где евреи и американцы действуют тесно спаянными отделениями, мы заводим под землю роты и батальоны. Там, где они могут взять на задачу баллистические щиты и крепить к стенам ретрансляторы высокоскоростного интернета, нашим приходится тащить с собой продовольствие и боекомплект в ящиках.
Нельзя сказать, чтобы на Западе не понимали растущей важности операций в подземельях. Продолжающаяся урбанизация войны - тренд объективно обусловленный, а потому понятный очень многим. В Штатах ещё в 2017 году решили оснастить и подготовить 26 пехотных бригад (из 31 имеющейся) к ведению операций в подземной среде. Аналогично менялась подготовка и Корпуса морской пехоты. Для этих целей построены более десятка подземных полигонов, имитирующих условия, с которыми американцы ожидают столкнуться в России и Китае.
В 2019 году Агентство перспективных исследовательских проектов (DARPA) запустило исследовательскую программу Underminer, в рамках которой поставлена задача создать оборудование и отработать технологии "агрессивного строительства" тактических тоннелей, каковые дадут американцам преимущество при штурме подземных комплексов со сложной архитектурой.
Однако, несмотря на то что на Западе раньше задумались и даже начали готовиться к подземной войне, именно русская армия перешла к практической реализации её возможностей в общевойсковом бою и добилась впечатляющих успехов.
В сухом остатке
Использование газотранспортных сетей, как и любых других подземных коммуникаций, для нанесения ударов хотя бы на оперативную глубину (не говоря уже о стратегической), на данном уровне развития военного дела - ненаучная фантастика. Так что Юлиан Рёпке может опохмелиться и дальше счастливо спать в своей редакции.
А вот тактическое значение подземных операций будет постоянно расти. И на самом деле тут важно не начать испытывать головокружение от успехов. Поскольку тот сокрушительный успех, которого удалось достичь в Курской области, стал результатом невероятного героизма и нечеловеческой выносливости рядовых бойцов, упёртости, способности к нестандартному мышлению на уровне командования группировки "Север" и подразделений, непосредственно готовивших операцию (ОДШБр "Ветераны", 11-й бригады ВДВ, ДШБр "Восток", 30-го мотострелкового полка, 106-й дивизии ВДВ, подразделений 106-й бригады морской пехоты и спецназа "Ахмат"), а никак не стадиального превосходства России в этом направлении.
То, что всё делалось на героизме и терпении бойцов, видно по целому ряду деталей. Например, по тому, как решалась задача обеспечения военнослужащих воздухом. Когда в общий доступ пошла информация о достигнутых успехах, сложилось впечатление, что операция планировалась на уровне начальника Генерального штаба и имела соответствующую поддержку и обеспечение. Соответственно, было логично предположить, что авиационные и ракетные удары по газотранспортной системе Украины января-февраля текущего года, в числе прочего, преследовали цель разгерметизировать трубу на украинской территории и уничтожить оборудование на их контрольно-измерительных станциях. После этого наша компрессорная станция могла бы подать в трубу воздух и небольшим давлением продуть её от остатков газа, обеспечив постоянный приток чистого воздуха даже в момент движения по ней бойцов.
Но судя по тому, что рассказали журналистам непосредственные участники операции, ничего подобного не было: консультации от инженеров они получали окольными путями, а технические решения клепались на коленке.
Для подачи воздуха в трубе были проложены шланги-воздуховоды; там, где их пропускной способности не хватало, бойцы пользовались тем, что могли найти своими силами - например вентиляторами. Скриншот ТГ-канала "Дневник Мракоборцев"
Возможно, сейчас это не для всех очевидно, но повторяется ситуация осени 2022 года, когда Россия показала всему миру, что дрон с пропеллером и простейшей системой наведения по спутнику - страшная сила. В результате то, что понимали несколько десятков, возможно, сотня специалистов по всему миру (которых к тому же ещё мало кто слушал), стало очевидным для всех. Противник перенял эту технологию, так что беспилотные удары по нашим городам и заводам очень скоро стали рутиной.
Весь мир увидел, что грамотно проведённая подземная операция существенно влияет на ход боевых действий на поверхности. Выводы из этого однозначно сделают очень многие. И далеко не все из них так же глупы, как товарищ Рёпке.
Отечественному ВПК, Минобороны и Генштабу хорошо бы взять себе это на заметку и заняться системным развитием концепции тоннельных войн, включая создание специальных роботов, экипировки для бойцов и инженерного оборудования для прокладки тоннелей, чтоб потом не пришлось догонять врага и в авральном режиме искать контрмеры на его ходы, чем ещё совсем недавно был занят наш Черноморский флот.
В свете предстоящего освобождения Харькова, а впоследствии, возможно, и Киева - усиленная подготовка к подземной войне точно не будет лишней.
Читайте также:
Российский флот начинает охоту на европейских пиратов
Запад перешёл к откровенному пиратству, захватывая танкеры с российской нефтью под выдуманным предлогом «теневого флота». В ответ Морская коллегия готовит конвоирование судов боевыми кораблями ВМФ. Пока на танкерах уже дежурят вооружённые группы. Русский флот готов открыть огонь по любому, кто попытается остановить наши грузы.
«Мы первыми сорвали перемирие»: откровение на украинском телевидении (Видео)
Украинцы нарушили режим прекращения огня, в результате чего Россия теперь проводит обстрелы
В Германии раскрыли отчаяние Зеленского на переговорах
02.02.2026 19:21
То, как киевский лидер ведёт себя за закрытыми дверями, вызвало недоумение даже у его союзников.
Шойгу привёз Си шесть сигналов: Россия не предаст Китай ради Трампа
Секретарь Совбеза Сергей Шойгу провёл в Пекине ключевые переговоры с Ван И. Москва дала Пекину шесть чётких сигналов: никакого разворота к США, полная поддержка по Тайваню, помощь Ирану против агрессии Вашингтона, укрепление БРИКС и ШОС, отказ от «Совета мира» Трампа. Несмотря на падение торговли на 6,9 %, стратегическое партнёрство крепнет. Россия сохраняет «золотую акцию» в геополитическом
Российские морские беспилотники меняют правила игры в Черном море
Черное море стремительно превращается в зону доминирования российских морских беспилотников. Москва разрабатывает безэкипажные катера, минные заградители и комбинированные удары с «Орионом». После украинских атак флот отвечает технологическим рывком, меняя баланс сил на воде.