Киевские политики готовят федерализацию страны только на словах
И.о. премьер-министра Украины Арсений Яценюк поручил до 1 октября вынести на всеобщее обсуждение вопрос об изменении Конституции страны по децентрализации власти. Об этом сообщается на сайте украинского кабмина.
Отмечается, что к обсуждению вопроса привлекут органы местного самоуправления, общественность, научные и деловые круги. Координация обсуждения поручена Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Поручение Яценюка вряд ли можно назвать «прорывным» и считать ответом на переговоры России, США, ЕС и Украины, которые состоялись 17 апреля в Женеве: Киев дает обещание прописать децентрализацию в Конституции страны уже не в первый раз. Так, 19 марта Арсений Яценюк в своем обращении к жителям южных и восточных областей страны обещал «глубокую децентрализацию». Для этих целей, по словам Яценюка, в госаппарат введена специальная должность вице-премьера, главная задача которого - как раз децентрализация власти. А в Верховной Раде была сформирована специальная комиссия по конституционной реформе, правда, о работе этой структуры нет какой-либо конкретной информации.
Но самое интересное: 13 апреля исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов уже издал указ о децентрализации власти на Украине…
К слову, на женевских переговорах по формуле «3+1» глава МИД РФ Сергей Лавров, говоря об урегулировании кризиса, отметил, что «термины, описывающие государственное устройство, могут быть самые разные, главное — реальные права регионов». Ранее Россия настаивала на федерализации Украины.
В связи с этим заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин замечает: в мире есть очень много типов федерализма.
- Так, есть знаменитое высказывание отца американской демократии Томаса Джефферсона: «Федерализм — территориальная форма демократии». Спор о типах федерализма идет давно, но в любом случае он означает превращение унитарного государства в федерацию. И какими бы там терминами не играть, ясно, что федерализация и децентрализация - это разные вещи.
Децентрализация - это более «косметическая» реформа, она предполагает передачу более широких прав регионам, введение выборности губернаторов. Но федеративное государство – это все-таки государство, в котором сохраняется единая внешняя политика и армия. На местный же уровень передается финансовая система, другие важные права.
Децентрализация Украины в нынешних условиях мера неэффективная. Потому как Киев может трактовать ее по-разному: может ввести выборы губернаторов, но кроме этого ничего не сделать. То есть децентрализация позволяет властям уходить от острых вопросов и минимизировать передачу полномочий.
Если Украина все-таки примет решение о федерации, то в таком случае не каждая из 24 областей будет иметь статус федерального субъекта - из этого числа должно остаться всего лишь 3-4 крупных региона. А это резко меняет экономическую картину, поскольку в федерализации главный вопрос – это вопрос бюджетирования и взаимоотношений центра с регионами.
«СП»: - На ваш взгляд, России удастся продавить идею федерализации? Лавров уже сказал, что процесс конституционной реформы уже запущен и это – процесс необратимый…
- Трудно сказать, будет ли федерализация, но какие-то серьезные шаги Киев должен будет сделать. Ведь не только Россия в этом плане давит на Киев, это делает и Запад, который прекрасно понимает, что невозможно обойтись без договоренностей с элитой Юго-Востока. Думаю, многое будет зависеть от того, насколько успешно Киеву удастся договориться с донецкой элитой, скажем, с тем же Ринатом Ахметовым.
Другое дело, что нет уверенности в том, что все аспекты Женевского соглашения будут выполнены в полном объеме. Если в Сумской области украинцы роют ров, страна закрывает границу для мужчин из России, создает катерные группы для противодействия якобы российскому десанту со стороны Азовского моря, то это, согласитесь, мало способствует нормализации обстановки.
Научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей отмечает: нынешние киевские власти хотят расширить полномочия регионов, сохранив при этом управленческую вертикаль, характерную для унитарного государства. Но если, оставаясь унитарным государством, передать полномочия муниципалитетам, то власть может регионам сегодня дать деньги, а завтра забрать.
- Западные эксперты как не понимали специфики Югославии, так они не понимают специфики Украины. Поэтому их советы ведут к коллапсу. Мы видим, во что вылилось навязывание Киева своей точки зрения жителям Юго-Востока страны – в начинающуюся гражданскую войну. А гражданские войны не остановишь ни войсками НАТО, ни другими миротворческими силами: они заканчиваются сами, когда народы устают проливать кровь.
Если Киев передаст часть полномочий регионам, которые будут вынуждены решать задачи, только надеясь на свои силы, то тогда не будет времени для мордобоя: регионы сами по себе не выживут, их надо будет как-то координировать. Поэтому единственный выход для Украины – это федерализация. Возможность для децентрализации власти Украины уже упустили. Поэтому, если ее власти хотят принять хоть какое-то решение, то они должны разобрать баррикады, поскольку у них уже практически не остается времени для подготовки соответствующих законов.
Президент «Международного совета российских соотечественников», экс-депутат парламента Украины (Рада лишила его мандата 15 апреля 2014 года) Вадим Колесниченко уверен: Киев тянет время, чтобы провести так называемые президентские выборы и за это время нейтрализовать активистов, которые возглавляют протестное движение на Юго-Востоке страны.
- Лично я не верю ни одному заявлению самопровозглашенной хунты. С момента подписания соглашения о перемирии 19 февраля и до сегодняшнего дня власть не выполнила ни одного своего обещания. Она и не может это выполнить, потому что у нее другая задача и есть «кукловоды»…
Прежде чем говорить о децентрализации и федерализации Украины, я напомню, что киевские власти обещали не ограничивать право на русский язык. Турчинов заявлял, что он наложил вето на принятие закона об отмене языкового закона, автором которого я являюсь.
Но в соответствии с украинской Конституцией, если президент не вносит в парламент документ, в котором поясняет – чем его не устраивает закон, на которое он наложил вето, то через 15 дней он автоматически вступает в силу. Поэтому сегодня де-факто и де-юре закон о «О принципах государственной языковой политики» прекратил свое действие. Вот вам первая ложь международному сообществу гражданам Украины в отношении статуса русского языка
К тому же неделю назад в Венецианскую комиссию был отправлен новый вариант закона о языковой политике, который, на самом деле, грубо противоречит Конституции Украины. По сути, он предполагает возникновение русскоговорящих гетто в одном-двух регионах Украины и возвращение языковой цензуры. То есть в школах у детей уже не будет права обучаться на родном языке. Такая возможность будет им предоставлена, если у государства появятся на это деньги… Самое страшное, я прекрасно понимаю, что экспертиза Венецианской комиссии этот закон одобрит…
Что касается децентрализации, то этим вопросом должны заниматься специалисты, которые действительно желают реформ. Но когда Яценюк предлагает до первого октября собрать предложения об изменении в Конституцию по децентрализации, это означает одно – власть ничего не собирается менять. Ведь децентрализация в первую очередь предполагает изменение бюджетных потоков.
Почему сегодня ведется такая битва за кресло президента Украины и за мандаты в парламенте? Потому что все, что зарабатывают регионы, идет прямиком в Киев, регионам же не остается ничего. Однако потом представителей областей просят приехать в Киев и за взятки вернуть деньги в регионы в качестве дотаций… Поэтому, чтобы осуществить децентрализацию, надо просто-напросто пересмотреть закон о бюджете. Не надо до осени что-то обсуждать, надо внести закон о бюджетной политике, указав, что 50-60% налоговых сборов остается в регионах, а центр получает 20-25% - именно столько необходимо для осуществления государственных функций.
«СП»: - То есть в Киеве никто не будет проводить децентрализацию, несмотря на громкие заявления Яценюка и Турчинова и давление международного сообщества?
- Именно так. Децентрализация подразумевает изменение законов, а не их обсуждение в министерствах. Децентрализация и федерализация означают сокращение центральных органов власти как минимум наполовину, а в регионах наоборот – увеличение чиновничьего госаппарата. Но за 21 год в Киеве сформировалось довольно большое «киевское лобби», а реформа подразумевает, что вместо 25 областей Украины будет три-четыре региона максимум. Это означает, что огромное число чиновников, которые являются друзьями и приятелями хунты, останется без работы. Поэтому Киев категорически не хочет проводить децентрализацию власти, а тем более соглашаться на федерализацию.
Россия заняла правильную позицию: она дает возможность предстать украинской власти перед мировым сообществам во всей красе и показать свою бездарность. Почему? Потому что разоружение формирований подразумевает и разоружение формирований в Киеве, а не только на Юго-Востоке. А «Правый сектор», как мы знаем, давно заявил, что не собирается складывать оружие. К тому же жителям Юго-Востока не нужна амнистия – они отстаивают свои права. Амнистия нужна только хунте, которая совершила госпереворот и захватила власть.
Теперь же этой власти предложено самостоятельно определять, какие формирования являются законными, а какие - нет. Но что предлагают людям на Юго-Востоке, чтобы они прекратили свои протесты? Им даже не могут гарантировать право на использование их родного языка! Но переговорный процесс, безусловно, нужен. Кровопролитие надо остановить, ведь так называемая армия Киева уже переступила порог и начала стрелять по населению... Так что, я думаю, что встреча в Женеве – это только первый раунд долгих и сложных переговоров. Но выход для Украины только один: в результате диалога должен появиться документ, где будет четко указано, что должна сделать Украина, а именно – принять Конституцию, где будет прописана федерализация и государственный статус русского языка.
Отмечается, что к обсуждению вопроса привлекут органы местного самоуправления, общественность, научные и деловые круги. Координация обсуждения поручена Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Поручение Яценюка вряд ли можно назвать «прорывным» и считать ответом на переговоры России, США, ЕС и Украины, которые состоялись 17 апреля в Женеве: Киев дает обещание прописать децентрализацию в Конституции страны уже не в первый раз. Так, 19 марта Арсений Яценюк в своем обращении к жителям южных и восточных областей страны обещал «глубокую децентрализацию». Для этих целей, по словам Яценюка, в госаппарат введена специальная должность вице-премьера, главная задача которого - как раз децентрализация власти. А в Верховной Раде была сформирована специальная комиссия по конституционной реформе, правда, о работе этой структуры нет какой-либо конкретной информации.
Но самое интересное: 13 апреля исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов уже издал указ о децентрализации власти на Украине…
К слову, на женевских переговорах по формуле «3+1» глава МИД РФ Сергей Лавров, говоря об урегулировании кризиса, отметил, что «термины, описывающие государственное устройство, могут быть самые разные, главное — реальные права регионов». Ранее Россия настаивала на федерализации Украины.
В связи с этим заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин замечает: в мире есть очень много типов федерализма.
- Так, есть знаменитое высказывание отца американской демократии Томаса Джефферсона: «Федерализм — территориальная форма демократии». Спор о типах федерализма идет давно, но в любом случае он означает превращение унитарного государства в федерацию. И какими бы там терминами не играть, ясно, что федерализация и децентрализация - это разные вещи.
Децентрализация - это более «косметическая» реформа, она предполагает передачу более широких прав регионам, введение выборности губернаторов. Но федеративное государство – это все-таки государство, в котором сохраняется единая внешняя политика и армия. На местный же уровень передается финансовая система, другие важные права.
Децентрализация Украины в нынешних условиях мера неэффективная. Потому как Киев может трактовать ее по-разному: может ввести выборы губернаторов, но кроме этого ничего не сделать. То есть децентрализация позволяет властям уходить от острых вопросов и минимизировать передачу полномочий.
Если Украина все-таки примет решение о федерации, то в таком случае не каждая из 24 областей будет иметь статус федерального субъекта - из этого числа должно остаться всего лишь 3-4 крупных региона. А это резко меняет экономическую картину, поскольку в федерализации главный вопрос – это вопрос бюджетирования и взаимоотношений центра с регионами.
«СП»: - На ваш взгляд, России удастся продавить идею федерализации? Лавров уже сказал, что процесс конституционной реформы уже запущен и это – процесс необратимый…
- Трудно сказать, будет ли федерализация, но какие-то серьезные шаги Киев должен будет сделать. Ведь не только Россия в этом плане давит на Киев, это делает и Запад, который прекрасно понимает, что невозможно обойтись без договоренностей с элитой Юго-Востока. Думаю, многое будет зависеть от того, насколько успешно Киеву удастся договориться с донецкой элитой, скажем, с тем же Ринатом Ахметовым.
Другое дело, что нет уверенности в том, что все аспекты Женевского соглашения будут выполнены в полном объеме. Если в Сумской области украинцы роют ров, страна закрывает границу для мужчин из России, создает катерные группы для противодействия якобы российскому десанту со стороны Азовского моря, то это, согласитесь, мало способствует нормализации обстановки.
Научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей отмечает: нынешние киевские власти хотят расширить полномочия регионов, сохранив при этом управленческую вертикаль, характерную для унитарного государства. Но если, оставаясь унитарным государством, передать полномочия муниципалитетам, то власть может регионам сегодня дать деньги, а завтра забрать.
- Западные эксперты как не понимали специфики Югославии, так они не понимают специфики Украины. Поэтому их советы ведут к коллапсу. Мы видим, во что вылилось навязывание Киева своей точки зрения жителям Юго-Востока страны – в начинающуюся гражданскую войну. А гражданские войны не остановишь ни войсками НАТО, ни другими миротворческими силами: они заканчиваются сами, когда народы устают проливать кровь.
Если Киев передаст часть полномочий регионам, которые будут вынуждены решать задачи, только надеясь на свои силы, то тогда не будет времени для мордобоя: регионы сами по себе не выживут, их надо будет как-то координировать. Поэтому единственный выход для Украины – это федерализация. Возможность для децентрализации власти Украины уже упустили. Поэтому, если ее власти хотят принять хоть какое-то решение, то они должны разобрать баррикады, поскольку у них уже практически не остается времени для подготовки соответствующих законов.
Президент «Международного совета российских соотечественников», экс-депутат парламента Украины (Рада лишила его мандата 15 апреля 2014 года) Вадим Колесниченко уверен: Киев тянет время, чтобы провести так называемые президентские выборы и за это время нейтрализовать активистов, которые возглавляют протестное движение на Юго-Востоке страны.
- Лично я не верю ни одному заявлению самопровозглашенной хунты. С момента подписания соглашения о перемирии 19 февраля и до сегодняшнего дня власть не выполнила ни одного своего обещания. Она и не может это выполнить, потому что у нее другая задача и есть «кукловоды»…
Прежде чем говорить о децентрализации и федерализации Украины, я напомню, что киевские власти обещали не ограничивать право на русский язык. Турчинов заявлял, что он наложил вето на принятие закона об отмене языкового закона, автором которого я являюсь.
Но в соответствии с украинской Конституцией, если президент не вносит в парламент документ, в котором поясняет – чем его не устраивает закон, на которое он наложил вето, то через 15 дней он автоматически вступает в силу. Поэтому сегодня де-факто и де-юре закон о «О принципах государственной языковой политики» прекратил свое действие. Вот вам первая ложь международному сообществу гражданам Украины в отношении статуса русского языка
К тому же неделю назад в Венецианскую комиссию был отправлен новый вариант закона о языковой политике, который, на самом деле, грубо противоречит Конституции Украины. По сути, он предполагает возникновение русскоговорящих гетто в одном-двух регионах Украины и возвращение языковой цензуры. То есть в школах у детей уже не будет права обучаться на родном языке. Такая возможность будет им предоставлена, если у государства появятся на это деньги… Самое страшное, я прекрасно понимаю, что экспертиза Венецианской комиссии этот закон одобрит…
Что касается децентрализации, то этим вопросом должны заниматься специалисты, которые действительно желают реформ. Но когда Яценюк предлагает до первого октября собрать предложения об изменении в Конституцию по децентрализации, это означает одно – власть ничего не собирается менять. Ведь децентрализация в первую очередь предполагает изменение бюджетных потоков.
Почему сегодня ведется такая битва за кресло президента Украины и за мандаты в парламенте? Потому что все, что зарабатывают регионы, идет прямиком в Киев, регионам же не остается ничего. Однако потом представителей областей просят приехать в Киев и за взятки вернуть деньги в регионы в качестве дотаций… Поэтому, чтобы осуществить децентрализацию, надо просто-напросто пересмотреть закон о бюджете. Не надо до осени что-то обсуждать, надо внести закон о бюджетной политике, указав, что 50-60% налоговых сборов остается в регионах, а центр получает 20-25% - именно столько необходимо для осуществления государственных функций.
«СП»: - То есть в Киеве никто не будет проводить децентрализацию, несмотря на громкие заявления Яценюка и Турчинова и давление международного сообщества?
- Именно так. Децентрализация подразумевает изменение законов, а не их обсуждение в министерствах. Децентрализация и федерализация означают сокращение центральных органов власти как минимум наполовину, а в регионах наоборот – увеличение чиновничьего госаппарата. Но за 21 год в Киеве сформировалось довольно большое «киевское лобби», а реформа подразумевает, что вместо 25 областей Украины будет три-четыре региона максимум. Это означает, что огромное число чиновников, которые являются друзьями и приятелями хунты, останется без работы. Поэтому Киев категорически не хочет проводить децентрализацию власти, а тем более соглашаться на федерализацию.
Россия заняла правильную позицию: она дает возможность предстать украинской власти перед мировым сообществам во всей красе и показать свою бездарность. Почему? Потому что разоружение формирований подразумевает и разоружение формирований в Киеве, а не только на Юго-Востоке. А «Правый сектор», как мы знаем, давно заявил, что не собирается складывать оружие. К тому же жителям Юго-Востока не нужна амнистия – они отстаивают свои права. Амнистия нужна только хунте, которая совершила госпереворот и захватила власть.
Теперь же этой власти предложено самостоятельно определять, какие формирования являются законными, а какие - нет. Но что предлагают людям на Юго-Востоке, чтобы они прекратили свои протесты? Им даже не могут гарантировать право на использование их родного языка! Но переговорный процесс, безусловно, нужен. Кровопролитие надо остановить, ведь так называемая армия Киева уже переступила порог и начала стрелять по населению... Так что, я думаю, что встреча в Женеве – это только первый раунд долгих и сложных переговоров. Но выход для Украины только один: в результате диалога должен появиться документ, где будет четко указано, что должна сделать Украина, а именно – принять Конституцию, где будет прописана федерализация и государственный статус русского языка.
Читайте также:
Коренной перелом в войне наступил: ВСУ отступают, не успевая разрушать города
ВСУ больше не в состоянии долго сопротивляться русскому натиску. Наша армия движется лавой, с флангов обтекая города и сёла, забирая их один за другим. Раньше любое возвращение русского города, села и посёлка было не только радостью, но и болью, потому что вместо живых поселений нам доставались мёртвые руины. Но теперь появилась надежда на то, что всё будет иначе.
Тысячи мужиков взвыли и взмолились: ATACMS "уничтожили офицерский штаб" на Курщине. В освобождённом ССО КНДР Плёхово убивали детей
С Курского приграничья приходят противоречивые данные. Враг докладывает о захвате 56 квадратных километров буквально за одну ночь, выбив наших защитников с позиций (это почти 14 городов Суджа). Помимо этого, ВСУ атаковали один из городов приграничной области, утверждая, что ATACMS "уничтожили офицерский штаб" ВС России. Огромные проблемы с логистикой и продвижение бойцов группировки
Турция хочет взять Сирию под свой контроль, если не помешает Израиль
У турецкого президента Эрдогана большие планы на Сирию, однако сбыться им может помешать Израиль, а также население арабской республики.
"Ложь нас погубит": Русская ракета обнулила офицеров НАТО, Сырский начал наступление - Киев "бомбит" из-за правды
Главком ВСУ Сырский, вместо того чтобы искать пути стабилизации обороны, начал наступление на авторов проекта Deep State, обвинив их в неудачах и пропущенных ракетных ударах, которые обнулили офицеров НАТО. Киев "бомбит" из-за правды, которая подрывает авторитет Генштаба. "Ложь нас погубит", — справедливо замечают блогеры, попавшие под раздачу.
Распад СССР - это разве навсегда? Мир опять приходит в движение: С возвращением Трампа начнётся большой передел границ
26.12.2024 21:56
Мир опять приходит в движение. Владимир Васильев считает, что с возвращением Дональда Трампа в Белый дом начнётся большой передел границ государств: распад СССР - это разве навсегда?