Регистрация

Вячеслав Моше Кантор: от бизнеса к делу толерантности

26.03.2025  18:49
554
0
Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев


Вячеслав Кантор – российский бизнесмен, известный не только своими деловыми успехами, но и тем, что в своё время собственно бизнесу предпочёл общественную работу, которую ведёт до сих пор с не меньшим, если не большим успехом, и благотворительные проекты. Решение своё сам Моше Кантор объясняет тем, что именно общественная работа – то направление, которое даёт ему возможность жить и принимать решения в соответствии с его убеждениями, не оглядываясь на тенденции рынка и законы бизнеса, придуманные кем-то другим. Иными словами, меценатство и общественное направление работы – его возможность самореализоваться как человеку, по-настоящему.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Впрочем, несправедливо было бы говорить, что во время бизнес-деятельности Вячеслав Моше Кантор обходил общественные проекты и благотворительной стороной – напротив, он всегда сочетал эти направления, да и бизнес-проекты в своём холдинге выстроил так, чтобы социальные задачи и направления находились в приоритете.


Социальная составляющая

Много лет Вячеслав Моше Кантор действительно весьма удачно совмещал деловую деятельность и занятия благотворительностью. Успехи его в этом деле отражались в том, что даже в инвестиционной программе его агрохимического холдинга «Акрон» было уделено внимание поддержке благотворительных и социальных проектов. Особенно большой фокус компании был сосредоточен на помощи тем регионам, где располагались её площадки: здесь поддерживались не только местные социальные программы, но и культурные, молодёжные и спортивные проекты. И несмотря на то, что в настоящее время Моше Кантор уже не возглавляет непосредственно созданный им когда-то бизнес, богатый опыт руководства социально-ответственной компанией позволил ему не единожды выступать в авангарде продвижения самой идеи благотворительности и социальной поддержки от крупного бизнеса в адрес тех сфер и направлений, которые в этом нуждаются. Сам Вячеслав Кантор прежде всего говорил о тех отраслях и направлениях, которые не всегда могут рассчитывать на оперативную бюджетную поддержку или спонсорство, но при этом способны по-настоящему менять качество жизни людей.

Социальная сфера всегда была в числе как раз таких направлений: Кантор не раз оказывал помощь в реконструкции и строительстве социальной инфраструктуры в регионах, где не всегда и не все социальные учреждения располагаются в зданиях, отвечающих современным требованиям. Вячеслав Кантор выделял как собственные сбережения, так и инвестиции «Акрона», например, на восстановление пострадавших от пожара интернатов и так далее. В крупнейшем таком проекте – помощи интернату «Оксочи» - Кантор и вовсе предпочёл ремонту пострадавшего здания строительство современного корпуса, оснащённого по самым передовым стандартам как с точки зрения безопасности, так и технического оснащения.

Тема поддержки общества, помощи людей другу и в целом идеи взаимоуважения, толерантности и помощи прослеживаются во многих направлениях деятельности Вячеслава Кантора. Даже, например, в коллекционировании искусства. Благотворитель и филантроп действительно не чужд коллекционированию, но даже в этом Кантор руководствуется прежде всего идеей – желанием как сохранить культурное разнообразие, так и через объекты искусства и культуры говорить с обществом о значимости человеческих ценностей, в том числе и толерантности.

Коллекционер со своим музеем

Искусство действительно сильно занимает Моше Кантора, причём как с точки зрения коллекционирования, так и как объект для продвижения и поддержки. Собственная коллекция картин Кантора также от глаз людей не скрыта: на её основе Кантор организовал музей - МАГМА или Музея искусства авангарда. Профильные эксперты и издания не раз отмечали, что во владении Вячеслава Кантора действительно находится едва ли не крупнейшее в мире собрание работ русских авангардистов. Как пояснял сам Моше Кантор, особый интерес он питает к полотнам мастеров, которые в своё время эмигрировали из России и приобрели мировую известность уже за её пределами. Последнее нередко приводило и к тому, что о русском происхождении шедевров и их художников не знали даже русские зрители и поклонники.

Во многом в подборе работ для коллекции Кантор выразил и свой интерес к еврейской жизни и истории. Будучи в течение полутора десятков лет главой Европейского еврейского конгресса, а прежде – президентом Российского еврейского конгресса, Вячеслав Моше Кантор всегда находил особое значение в самих историях еврейских художников, особенно когда годы жизни и творчества их приходились на первую половину XX века – трагичную для большинства евреев. Сам факт того, что в это непростое время мастера добились славы и признания, да даже просто пристанища и возможности работать – уже подтверждает для Кантора значимость толерантности как ценности, а также того, что искусство и культура воспитывает – вольно или невольно – эти ценности в человеке.

МАГМА во многом стала проектом, через который Моше Кантор рассчитывает и до максимально широкого зрителя донести эти идеи и это понимание. Выставки частного музея Кантора уже не раз проходили в разных уголках мира, как за границей, так и в России, причём зачастую – впервые. Это, по словам Кантора, стало в каком-то смысле его собственным вкладом в то, что заново познакомить этих мастеров со зрителями на их исторической родине, а также в развивание бытующих на Западе мифов о том, что Россия – это исключительно ресурсная держава, которой нечем похвастаться в культурном плане. Далеко не всегда и не во всём Россия оглядывалась на Запад, утверждает Кантор, и авангард – один из наиболее ярких тому примеров, ведь в этом новаторском и прорывном направлении искусства именно выходцы из России были главными первопроходцами.

Впрочем, коллекция Кантора, несмотря на явную его любовь к теме, не исчерпывается работами художников еврейского происхождения – немало шедевров представлено и от мастеров из других стран и других национальностей, если их вклад в развитие авангарда или даже его вдохновение для будущих первопроходцев был неоспорим. По мнению Кантора, в искусстве более чем наглядно отражается его убеждение относительно того, что между самореализацией человека и служением интересам его нации или родины не обязательно должны быть какие-то противоречия, как может их не быть и между универсальными человеческими ценностями и ценностями отдельного народа.

Что касается толерантности, то, убеждён Вячеслав Кантор, инновационные движения искусства, вроде того же авангарда, лучше чем что-либо способны и продемонстрировать, и объяснить конструктивную силу толерантности. Были бы у художников возможности пробовать и продвигать что-то новое, если бы общество совсем не принимало что-то новое? Вряд ли. Именно поэтому сам Моше Кантор в одном из интервью отметил одно из преимуществ толерантности как умение принимать что-то, даже ещё до конца не понимая его сути – просто принимая как что-то новое и давая этому возможность конкурировать с известным, без дискриминации и отвержения. Такой настрой и такие умения как раз и дают возможность любому обществу двигаться вперёд, развиваться и перенимать новое – и в этом и кроется главное преимущество такой ценности, как толерантность, для современной цивилизации, уверен Кантор.

Не превратить в яд

Разумеется, работа Вячеслава Кантора по продвижению и закреплению в обществе толерантности не ограничивается благотворительностью, меценатскими инициативами и культурными проектами. Тем более, что, по убеждению самого Моше Кантора, для настоящего продвижения толерантности необходимо задействовать такие серьёзные механизмы, как изменения в законодательстве и закрепление соответствующих норм. Ведь ценностью – любая ценность – только тогда превращается в полноценную норму, когда оказывается защищена своим статусом «закона» и тем самым укрыта от попыток переиначивать её, манипулировать её смыслом и быть инструментом в политических прениях.

За плечами Вячеслава Моше Кантора немало собственных инициатив по стимулированию процесса разработки законодательства в сфере толерантности. Одной из таких удачных инициатив можно считать создание Европейского совета по толерантности и примирению, экспертного собрания, начавшего свою работу ещё в 2008 году, чьи специалисты во главу угла своей работы ставили изучение и исследование толерантности как явления и как ценности, а также продвижение самой идеи на глобальном уровне.

Что касается состав совета, то он объединили представителей многих различных сфер, так или иначе соприкасающихся с обществом и имеющих влияние на мнение этого самого общества: это и политики, и общественные деятели, и научные светила, и спортсмены, и деятели культуры. Как объяснял сам Кантор, именно преданность конкретных людей идеям толерантности, собственные попытки продвижения этой ценности и усилия в деле противостояния любым видам нетерпимости и дискриминации, послужили поводом для приглашения их участвовать в работе ЕСТП. Если же говорить о необходимости толерантности и самой актуальности вопроса, то излишних объяснений не требовалось: Европа всегда представляла собой многонациональное объединение, поэтому и ценность, помогающая её людям жить бок о бок мирно и продуктивно, иначе как необходимой не назовёшь.

Примерно в то же время, как ЕСТП начинал свою работу официально, Вячеслав Моше Кантор продвигал в экспертных кругах и собственное видение толерантности – какой именно, по его мнению, должна быть эта ценность, чтобы быть полезной обществу и при этом востребованной этим самым обществом. В частности, Кантор немало говорил о том, что давно необходимо отказаться от представлений о толерантности как о чём-то безграничном, ведь в избыточном своём виде она скорее опасна, чем полезна. Так, напоминал Кантор, Холокост и многие преступления нацистской Германии стали возможны во многом потому, что слишком долго другие государства Европы проявляли «преступную толерантность» и безразличие к их злодеяниям.

Пример такого толка – не исключение для Вячеслава Кантора, а лишь иллюстрация его собственной убеждённости, что, аналогично любому лекарству, толерантность в избыточном проявлении превращается в яд. И уж тем более толерантностью нельзя оправдать пассивность и невмешательство, особенно когда проявляется это по отношению к преступлениям или иным деструктивным тенденциям, несущим обществу дестабилизацию и вред. Те же наблюдатели, как учит история, в результате страдают также, как и прямые жертвы: так, напоминал Моше Кантор, в ходе Второй мировой войны погибли миллионы людей, которые не были ни немцами, ни евреями, а представителями других народов, оказавшихся втянутыми в конфликт, которому вовремя не был положен конец жёстким отпором при первых признаках нацистских преступлений.

Толерантный закон

Работа Вячеслава Кантора и экспертов ЕСТП во многом была сосредоточена на теме закона о толерантности, о той необходимой базе, что, по мнению Кантора, была нужна этой ценности. Закон не только закреплял бы само юридическое определение толерантности, но и обозначал бы те принципы взаимоуважения, по которым люди из разных групп, разных культур и религий, разных наций и рас могли бы жить во взаимном уважении – и сделал бы этими принципы действующей и требуемой от общества нормой.

В то же самое время Моше Кантор продолжал поднимать вопрос о необходимости конкретного определения и ограничения толерантности, поскольку уже в то время тенденции к росту нетерпимости и ксенофобии в обществе игнорировать становилось попросту нельзя. На фоне этого Кантор всё активнее отвергал представление о толерантности как чём-то безграничном, призывая найти необходимый баланс между толерантностью и безопасностью – и как раз в этом, в представлении Вячеслава Кантора, очень помог бы соответствующий закон.

Вопросы безопасности в целом в то время также стояли в центре многих дискуссий и обсуждений. По мнению Кантора, технологическое развитие мира и глобализация сделали так, что ни одна страна в мире уже не может собственными силами изолированно обеспечить только собственную безопасность, и таким образом эта самая безопасность превратилась в общий, глобальный вопрос и проблему. А чтобы изучить эту проблему как можно более детально и тщательно, Моше Кантор предложил открыть при одном из ведущих европейских университетов специальную программу, способную привлечь экспертов и специалистов, по-настоящему заинтересованных в тематике.

Говоря же о «толерантном законе», Вячеслав Кантор подчёркивал, что он нужен не только для определения и закрепления этой ценности, но и для того, чтобы она продолжала развиваться и не канула в лету со временем. Проводя аналогию, Кантор говорил о сорняках, которые, как и негативные явления в обществе, вроде ненависти и агрессии, не требуют никаких специальных усилий, чтобы разрастаться. Толерантность, этика и моральные ценности, напротив, нуждаются в постоянной подпитке, уходе и специальных программах, чтобы развиваться, как это происходит с благородным плодоносным садом. Не говоря уж о том, что закон о толерантности, существуй он в самом деле, стал бы отличным подспорьем и инструментом по выходу из идеологических тупиков, в которые периодически заходит политика, особенно – на международном уровне.

«Если нельзя найти решение, основываясь на политических подходах, поступай по закону», - подчёркивал этот принцип Вячеслав Моше Кантор.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.




Что сделал Чернышёв на могиле Заворотнюк: свежее фото с дочерью
Неожиданный поворот в жутком деле убитой девочки в лесу в Твери
Дочь Кузьмина на похоронах: "Я даже папой не называла"
Голикова о новой маленькой, но выплате для всех пенсионеров


Читайте также:
Самое масштабное наступление русской армии. В России заговорили о мобилизации. Путин - о ротации
30.03.2025 22:56
Особенно жутко становится европейцам, тем более в контексте того, что недавно президент России говорил о ротации, а в России заговорили о мобилизации.
Россия планирует наступление по всему фронту. ВСУ надеются лишь на чудо
30.03.2025 23:33
x-true.info
В скором времени российская армия планирует многоцелевое наступление, сообщает АР. Оно может привести к полному освобождению ДНР и Запорожской области. Напуганные ВСУшники нехотя признают, что ситуация складывается для них хуже некуда.
Эвакуация в стиле «Интервенции»: Французы после первого прилета «Искандера» быстро «сделают ноги» из Одессы
30.03.2025 18:18
Если правительство Макрона хочет, чтобы они воевали на Украине, думаю, это будет сюрприз для Макрона. Потому что они не будут воевать против русской армии.
Сильный ход Путина сделан. Осталось ещё шесть. Рискнёт ли ООН?
30.03.2025 12:35
Президент России Владимир Путин предложил для легитимации власти на Украине ввести временное управление под эгидой ООН. Сильный ход, который теперь пошагово расписали в МИД России. Рискнёт ли ООН? Чем на это ответят в Белом доме?
Солдат ВСУ два дня притворялся русским, лишь бы не возвращаться на Украину
30.03.2025 23:39
freedom-news.ru
Его быстро раскрыли благодаря всего одному случаю.
Прощание с младшим братом Кузьмина переросло в скандал
В Ульяновской области пропавшую женщину нашли мертвой
В СМИ выяснили сколько стоил наряд Королевой на финале
Кто убийца последнего вора-законника СССР?
Из-за этой мелочи убили бизнесмена в Мисайлове
Маньяка смогли найти по укусам жертвы: читать
Что сделал Чернышёв на могиле Заворотнюк: свежее фото с дочерью
Неожиданный поворот в жутком деле убитой девочки в лесу в Твери
Дочь Кузьмина на похоронах: "Я даже папой не называла"