Почему санкции не останавливают Путина?
Меган О'Салливан в The Daily Beast суммирует международный опыт применения санкций и, исходя из этого, объясняет, почему в нынешнем виде штрафные меры против России едва ли будут эффективными. Для достижения результата, считает автор, их нужно "прояснить, углубить и встроить в более широкую стратегию, в фокусе которой была бы не только Украина".
В статье сформулированы несколько правил, соблюдение которых, по мнению О'Cалливан, делает санкции действенными.
1) У санкций должны быть ясные цели, а у тех, кто их налагает, не должно быть расхождений в трактовке этих целей. "Если один сторонник санкций воспринимает этот инструмент как средство смены режима, у целевой страны нет особых стимулов менять свое поведение, даже если остальные взамен предлагают облегчение санкций (вспомните Ирак 1990-х)".
2) Санкции сами по себе не могут составлять суть стратегии. "Санкции - это инструмент, а не стратегия", им должны сопутствовать другие меры, поясняет автор статьи. В качестве отрицательного примера она указывает на курс США по отношению к Кубе и Ирану.
3) Односторонние торговые и инвестиционные санкции "приносят ограниченную (но не нулевую) пользу, особенно в отношении товаров, представленных на мировом рынке". Здесь сказывается влияние такого фактора, как глобализация: если тот или иной ресурс можно купить у другого поставщика (или продать другому потребителю), то запрет на его реализацию или приобретение доставит целевой стране "разве что неудобство". "Односторонние санкции все же могут сыграть роль в рамках более масштабной стратегии, но сами по себе в средне- и долгосрочной перспективе они могут принести налагающей стране больше экономических издержек, чем целевой".
4) Не следует надеяться, что мягкие санкции позволят добиться амбициозных результатов. "Многие режимы скорее будут мириться с санкциями, которые доставляют им неудобство или незначительные трудности, чем пойдут на уступки, способные поставить под угрозу их режим", - говорится в статье.
5) Не следует ожидать, что санкции приведут к переменам в сжатые сроки. "Санкции работают в основном посредством косвенных механизмов, и для того, чтобы они оказали влияние на политические решения данного правительства, требуется время", - отмечает О'Салливан.
6) "Вторичные санкции", налагаемые на союзников в связи с их решительным неприятием основных санкций, могут привести к негативным последствиям. К такому заключению автор пришла, изучив американские санкции против Ирана и Ливии, введенные в 1996 году: тогда "в ярость пришли европейцы, что привело к открытым разногласиям между дипломатами и кризису в трансатлантических отношениях".
"Можно заключить, что у санкций больше шансов дать ожидаемый результат, если они являются частью многосторонней системы, имеют четко очерченные цели, на правах одного из компонентов входят в более широкую стратегию, в рамках которой сочетаются с другими политическими инструментами, и ставят глобализацию себе на службу, а не пытаются ее побороть. Кроме того, больше шансов оказаться эффективными у тех санкций, которые ставят себе целью решение вопросов, не являющихся жизненно важными для данного режима, и которым на достижение результата отводится длительный период времени", - резюмирует автор.
Применительно к нынешним санкциям против России все это означает, что в существующую концепцию необходимо внести изменения, говорится в статье. Сегодня у стран Запада "нет согласованного мнения" о цели санкций, а те цели, которые называются, несоразмерны масштабу вводимых ограничений. Кроме того, не используются сопутствующие санкциям инструменты, а сами они "не согласуются с экстренностью ситуации" на Украине.
"Творцы американской и европейской политики должны расширить границы восприятия и думать не только о том, как быть в связи с действиями России на Украине, но и поразмыслить о более широкой стратегии в отношении России в долгосрочной перспективе, - советует О'Салливан. - Несомненно, здесь есть место и санкциям, но, как недвусмысленно показывает исторический опыт, с той серьезной внешнеполитической проблемой, которую - и сейчас, и в перспективе - представляет собой Москва, одними только санкциями не справиться".
В заключение автор добавляет, что "американских и европейских политиков может ожидать серьезное разочарование, если они думают, что развенчание Путина (будь то вследствие экономического давления или в силу иных причин) обязательно приведет к появлению в Москве более дружелюбного и демократичного правительства".
В статье сформулированы несколько правил, соблюдение которых, по мнению О'Cалливан, делает санкции действенными.
1) У санкций должны быть ясные цели, а у тех, кто их налагает, не должно быть расхождений в трактовке этих целей. "Если один сторонник санкций воспринимает этот инструмент как средство смены режима, у целевой страны нет особых стимулов менять свое поведение, даже если остальные взамен предлагают облегчение санкций (вспомните Ирак 1990-х)".
2) Санкции сами по себе не могут составлять суть стратегии. "Санкции - это инструмент, а не стратегия", им должны сопутствовать другие меры, поясняет автор статьи. В качестве отрицательного примера она указывает на курс США по отношению к Кубе и Ирану.
3) Односторонние торговые и инвестиционные санкции "приносят ограниченную (но не нулевую) пользу, особенно в отношении товаров, представленных на мировом рынке". Здесь сказывается влияние такого фактора, как глобализация: если тот или иной ресурс можно купить у другого поставщика (или продать другому потребителю), то запрет на его реализацию или приобретение доставит целевой стране "разве что неудобство". "Односторонние санкции все же могут сыграть роль в рамках более масштабной стратегии, но сами по себе в средне- и долгосрочной перспективе они могут принести налагающей стране больше экономических издержек, чем целевой".
4) Не следует надеяться, что мягкие санкции позволят добиться амбициозных результатов. "Многие режимы скорее будут мириться с санкциями, которые доставляют им неудобство или незначительные трудности, чем пойдут на уступки, способные поставить под угрозу их режим", - говорится в статье.
5) Не следует ожидать, что санкции приведут к переменам в сжатые сроки. "Санкции работают в основном посредством косвенных механизмов, и для того, чтобы они оказали влияние на политические решения данного правительства, требуется время", - отмечает О'Салливан.
6) "Вторичные санкции", налагаемые на союзников в связи с их решительным неприятием основных санкций, могут привести к негативным последствиям. К такому заключению автор пришла, изучив американские санкции против Ирана и Ливии, введенные в 1996 году: тогда "в ярость пришли европейцы, что привело к открытым разногласиям между дипломатами и кризису в трансатлантических отношениях".
"Можно заключить, что у санкций больше шансов дать ожидаемый результат, если они являются частью многосторонней системы, имеют четко очерченные цели, на правах одного из компонентов входят в более широкую стратегию, в рамках которой сочетаются с другими политическими инструментами, и ставят глобализацию себе на службу, а не пытаются ее побороть. Кроме того, больше шансов оказаться эффективными у тех санкций, которые ставят себе целью решение вопросов, не являющихся жизненно важными для данного режима, и которым на достижение результата отводится длительный период времени", - резюмирует автор.
Применительно к нынешним санкциям против России все это означает, что в существующую концепцию необходимо внести изменения, говорится в статье. Сегодня у стран Запада "нет согласованного мнения" о цели санкций, а те цели, которые называются, несоразмерны масштабу вводимых ограничений. Кроме того, не используются сопутствующие санкциям инструменты, а сами они "не согласуются с экстренностью ситуации" на Украине.
"Творцы американской и европейской политики должны расширить границы восприятия и думать не только о том, как быть в связи с действиями России на Украине, но и поразмыслить о более широкой стратегии в отношении России в долгосрочной перспективе, - советует О'Салливан. - Несомненно, здесь есть место и санкциям, но, как недвусмысленно показывает исторический опыт, с той серьезной внешнеполитической проблемой, которую - и сейчас, и в перспективе - представляет собой Москва, одними только санкциями не справиться".
В заключение автор добавляет, что "американских и европейских политиков может ожидать серьезное разочарование, если они думают, что развенчание Путина (будь то вследствие экономического давления или в силу иных причин) обязательно приведет к появлению в Москве более дружелюбного и демократичного правительства".
Читайте также:
Цель для второго «Орешника»: неизвестный БПЛА следил за британским авианосцем в порту Гамбурга
22 ноября в порту Гамбурга произошел любопытный инцидент: полиция заметила дрон над британским авианосцем HMS Queen Elizabeth. Посадить или заглушить его не удалось. Как и поймать того, кто им управлял.
Перемены на фронте: Харьков будем штурмовать стремительно, Запорожье возьмем в кольцо, под Угледаром зайдем в тыл
Под Курском врагу сломали логистику, на оборону Харькова кинут 30 тысяч человек, после освобождения Курахова ставку сделают на бронетехнику.
«Их скоро не будет». В США обратились к России с неожиданным заявлением
В США скоро не будет психов у власти, желающих войны с Россией
Сладкову хватило пары секунд, чтобы оценить козырь России: «Владимир Владимирович, браво!»
Военкор Александр Сладков оценил выступление Владимира Путина и указал на козырь России, которого нет у наших врагов
Многоступенчатая спецоперация подняла ракету из прошлого: Загадка секретного полигона
23.11.2024 12:53
Россия в ходе сложной многоступенчатой операции, включавшей пуск загадочной ракеты, разговор официального представителя МИД Марии Захаровой по телефону перед включённым микрофоном и, наконец, вечернее обращение президента, показала миру, что у нас есть новое гиперзвуковое оружие.