Почему европейцы недооценивают роль Европарламента
Европейский парламент - важное звено в процессе осуществления политики ЕС. Правда, не все граждане имеют представление о его значимости. DW разбиралась в причинах.
Процент явки избирателей на выборах в Европарламент, по данным опросов, с каждым годом опускается все ниже. А граждане, которые все же идут голосовать, все чаще ставят отметку в избирательных бюллетенях напротив антиевропейских партий. При этом влияние Европарламента на политику ЕС сегодня велико как никогда со времени вступления в силу Лиссабонского договора в 2009 году. Ни канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), ни главы правительств других европейских государств больше не могут, как раньше, игнорировать Европарламент, который сегодня возглавляет немец Мартин Шульц (Martin Schulz).
В ближайшее время истекает 5-летний срок полномочий нынешнего состава парламента. Выборы в законодательный орган ЕС пройдут с 22 по 25 мая. Между тем степень влияния Европарламента значительно больше, чем об этом можно судить из публикаций в СМИ, и чем полагают избиратели. Наряду с Советом министров ЕС он остается равноправным и равноценным институтом принятия решений в отношении большей части европейского законодательства.
Парламентарии выходят из тени
Все начиналось с малого. Предшественником Европейского парламента была Всеобщая ассамблея, выполнявшая исключительно консультативные функции при Европейском объединении угля и стали. Всеобщая ассамблея, основанная в 1952 году, состояла из 78 депутатов, что не идет ни в какое сравнение с 751 мандатом, которые будут распределены на предстоящих выборах.
Пять лет спустя полномочия членов Всеобщей ассамблеи был расширены – были учреждены Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Однако парламентарии все еще не участвовали в принятии решений. Неудивительно поэтому, что население по большей части не слишком интересовалось деятельностью этой "группы дискутирующих".
Клаус Хэнш
Клаус Хэнш возглавлял Европарламент с 1994 по 1997 год
Впервые орган, переименованный в Европейский парламент, попал в центр внимания граждан - тогда еще девяти стран-членов Европейского сообщества - в 1979 году, когда они получили возможность напрямую выбирать депутатов. Явка избирателей, составившая в том году 63 процента, до сих пор остается самой высокой в истории выборов в Европарламент.
С этого момента парламент постепенно начал приобретать влияние, и случилось это "за время работы всего лишь одного поколения политиков", подчеркнул в беседе с DW Клаус Хэнш (Klaus Hänsch), который занимал пост председателя Европарламента с 1994 по 1997 год. Как показывает история, национальным парламентам на это обычно требуется в пять раз больше времени.
Многие цели достигнуты…
Функции Европейского парламента включают принятие законов, бюджета ЕС, а также контроль за работой Еврокомиссии. Однако парламент не обладает правом единоличного принятия решений и делит эти задачи с Советом министров. И все же ни одно решение не может быть принято без согласия парламентариев.
"Парламент - основополагающая составляющая в институциональном треугольнике Европейского Союза", - отмечает Клаус Хэнш. Без его согласия невозможно ни изменить существующие договоры Евросоюза, ни заключить договоры о вступлении в ЕС или принять программы финансирования, подчеркивает он. В свою очередь Еврокомиссия обладает правом внесения предложений и осуществляет контроль за соблюдением договоров, а Совет министров наделен законодательными полномочиям и отвечает за межгосударственные вопросы европейской политики.
И все же Европарламенту как организации предстоит еще большая работа по завоеванию доверия населения ЕС. Так, в Германии, например, согласно опросам, лишь 41 процент граждан "доверяют" Европейскому парламенту, в то время как 44 процента заявляют, что "скорее не доверяют". Для многих жителей Евросоюза парламент ЕС вообще - нечто далекое, вне зависимости от его компетенций. Брюссель или Страсбург ассоциируются у них не с конкретными людьми, а, скорее, с контролем и бюрократией.
Почему избирателям не интересны выборы в Европарламент?
Клаус Хэнш также придерживается мнения, что в обществе все еще нет исчерпывающего представления о депутатах Европарламента. СМИ обычно рассказывают о парламентариях из своей страны, поэтому представители других государств остаются в основном за кадром, даже если они занимают важные позиции.
Правда, в отличие от национальных парламентов, законодательный орган ЕС действительно не создает большого количества информационных поводов, поскольку в нем нет деления на правительственное большинство и оппозицию. По словам Хэнша, в Европарламенте всегда приходится иметь дело с "большой коалицией", поскольку для принятия решений необходимо абсолютное большинство голосов депутатов: "Поэтому возникает ощущение, что в Европейском парламенте не происходит какой-либо дискуссии".
Таким образом, Европейский Союз и Европарламент ожидают непростые времена. Последствия кризиса пока еще до конца неясны, недовольство общественности приобрело между тем значительные масштабы и может обернуться усилением позиций правых антиевропейских партий. В этом случае может возникнуть противостояние внутри самого парламента, считает Клаус Хэнш.
Одновременно кризис дает Европарламенту шанс доказать гражданам необходимость его самого и Евросоюза и за счет этого стать ближе к народу. Для этого у него есть все необходимые предпосылки и политические средства, подчеркивает эксперт.
Процент явки избирателей на выборах в Европарламент, по данным опросов, с каждым годом опускается все ниже. А граждане, которые все же идут голосовать, все чаще ставят отметку в избирательных бюллетенях напротив антиевропейских партий. При этом влияние Европарламента на политику ЕС сегодня велико как никогда со времени вступления в силу Лиссабонского договора в 2009 году. Ни канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), ни главы правительств других европейских государств больше не могут, как раньше, игнорировать Европарламент, который сегодня возглавляет немец Мартин Шульц (Martin Schulz).
В ближайшее время истекает 5-летний срок полномочий нынешнего состава парламента. Выборы в законодательный орган ЕС пройдут с 22 по 25 мая. Между тем степень влияния Европарламента значительно больше, чем об этом можно судить из публикаций в СМИ, и чем полагают избиратели. Наряду с Советом министров ЕС он остается равноправным и равноценным институтом принятия решений в отношении большей части европейского законодательства.
Парламентарии выходят из тени
Все начиналось с малого. Предшественником Европейского парламента была Всеобщая ассамблея, выполнявшая исключительно консультативные функции при Европейском объединении угля и стали. Всеобщая ассамблея, основанная в 1952 году, состояла из 78 депутатов, что не идет ни в какое сравнение с 751 мандатом, которые будут распределены на предстоящих выборах.
Пять лет спустя полномочия членов Всеобщей ассамблеи был расширены – были учреждены Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Однако парламентарии все еще не участвовали в принятии решений. Неудивительно поэтому, что население по большей части не слишком интересовалось деятельностью этой "группы дискутирующих".
Клаус Хэнш
Клаус Хэнш возглавлял Европарламент с 1994 по 1997 год
Впервые орган, переименованный в Европейский парламент, попал в центр внимания граждан - тогда еще девяти стран-членов Европейского сообщества - в 1979 году, когда они получили возможность напрямую выбирать депутатов. Явка избирателей, составившая в том году 63 процента, до сих пор остается самой высокой в истории выборов в Европарламент.
С этого момента парламент постепенно начал приобретать влияние, и случилось это "за время работы всего лишь одного поколения политиков", подчеркнул в беседе с DW Клаус Хэнш (Klaus Hänsch), который занимал пост председателя Европарламента с 1994 по 1997 год. Как показывает история, национальным парламентам на это обычно требуется в пять раз больше времени.
Многие цели достигнуты…
Функции Европейского парламента включают принятие законов, бюджета ЕС, а также контроль за работой Еврокомиссии. Однако парламент не обладает правом единоличного принятия решений и делит эти задачи с Советом министров. И все же ни одно решение не может быть принято без согласия парламентариев.
"Парламент - основополагающая составляющая в институциональном треугольнике Европейского Союза", - отмечает Клаус Хэнш. Без его согласия невозможно ни изменить существующие договоры Евросоюза, ни заключить договоры о вступлении в ЕС или принять программы финансирования, подчеркивает он. В свою очередь Еврокомиссия обладает правом внесения предложений и осуществляет контроль за соблюдением договоров, а Совет министров наделен законодательными полномочиям и отвечает за межгосударственные вопросы европейской политики.
И все же Европарламенту как организации предстоит еще большая работа по завоеванию доверия населения ЕС. Так, в Германии, например, согласно опросам, лишь 41 процент граждан "доверяют" Европейскому парламенту, в то время как 44 процента заявляют, что "скорее не доверяют". Для многих жителей Евросоюза парламент ЕС вообще - нечто далекое, вне зависимости от его компетенций. Брюссель или Страсбург ассоциируются у них не с конкретными людьми, а, скорее, с контролем и бюрократией.
Почему избирателям не интересны выборы в Европарламент?
Клаус Хэнш также придерживается мнения, что в обществе все еще нет исчерпывающего представления о депутатах Европарламента. СМИ обычно рассказывают о парламентариях из своей страны, поэтому представители других государств остаются в основном за кадром, даже если они занимают важные позиции.
Правда, в отличие от национальных парламентов, законодательный орган ЕС действительно не создает большого количества информационных поводов, поскольку в нем нет деления на правительственное большинство и оппозицию. По словам Хэнша, в Европарламенте всегда приходится иметь дело с "большой коалицией", поскольку для принятия решений необходимо абсолютное большинство голосов депутатов: "Поэтому возникает ощущение, что в Европейском парламенте не происходит какой-либо дискуссии".
Таким образом, Европейский Союз и Европарламент ожидают непростые времена. Последствия кризиса пока еще до конца неясны, недовольство общественности приобрело между тем значительные масштабы и может обернуться усилением позиций правых антиевропейских партий. В этом случае может возникнуть противостояние внутри самого парламента, считает Клаус Хэнш.
Одновременно кризис дает Европарламенту шанс доказать гражданам необходимость его самого и Евросоюза и за счет этого стать ближе к народу. Для этого у него есть все необходимые предпосылки и политические средства, подчеркивает эксперт.
Читайте также:
Наша армия начала прощупывать ход на Киев: Идем туда, где есть пустота
23.11.2024 23:46
Искусство войны говорит о том, что нужно идти не на рожон, а туда, где есть пустота. ВСУ, реализуя курскую авантюру, поступили именно так. Почему бы нам не сделать то же самое? Впрочем, нечто подобное и готовится: силы Украины растянуты, людей не хватает. Самое время открыть новые фронты.
"Орешники" уничтожат бункер Зеленского "со всеми вытекающими". В Киеве срочная эвакуация
23.11.2024 12:17
После нашего внезапного удара с помощью новейшей РСД "Орешник" по Днепропетровску, помимо паники среди натовских и киевских чиновников и экспертов, враг "разразился" инсайдами: ракеты уничтожат бункер Зеленского "со всеми вытекающими".
Западу лучше поверить Путину
23.11.2024 12:24
Запущенная в ответ на удары англосаксонским дальнобойным оружием по России гиперзвуковая баллистическая ракета средней дальности "Орешник" вывела конфликт между Россией и Западом на новый уровень.
Перемены на фронте: Харьков будем штурмовать стремительно, Запорожье возьмем в кольцо, под Угледаром зайдем в тыл
Под Курском врагу сломали логистику, на оборону Харькова кинут 30 тысяч человек, после освобождения Курахова ставку сделают на бронетехнику.
Сладкову хватило пары секунд, чтобы оценить козырь России: «Владимир Владимирович, браво!»
Военкор Александр Сладков оценил выступление Владимира Путина и указал на козырь России, которого нет у наших врагов