Газовая сделка России и Китая: последствия для миропорядка

21 мая «Газпром» и «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» (CNPC) заключают газовое соглашение, по которому с 2018 г. наша страна будет поставлять в Поднебесную голубое топливо на протяжении тридцати лет. Как и ожидалось, экспертное сообщество России и зарубежных стран делится на два противоборствующих лагеря. С учётом того, что объявленная сумма контракта составляет 400 млрд. долларов, первые во весь голос заявляют, что Кремль «работает себе в убыток», продавая ресурсы по «низкой цене» (которая, по предварительным данным, составляет 350$ за тысячу м3), а вторые поют президенту В. Путину оду, предрекая скорую смену полюсов в мировой политике и финансах. Даже британское исследовательское сообщество, как правило, сдержанное в оценке действий российского президента, на этот раз с энтузиазмом воспринимает сообщение о подписании контракта. Р. Веллингс из лондонского Института экономических отношений (Institute of Economic Affairs) называет это событие «проявлением «монументального сдвига» в мировой торговле и перехода к многополярному миропорядку»[1].
Какая из этих позиций адекватна реальности? Попробуем разобраться.
Ежегодный объём поставок по контракту, составляющий 38 млрд. м3, внушителен, но он не разворачивает «Газпром» в сторону Азии, как утверждает пресса. Для сравнения: только в 2013 г. «Газпром экспорт» снабжает потребителей из Западной Европы 161,5 млрд. м3 газа. Однако, по импорту газа Китай достигает уровня Германии, доля которой в прошлом году составила 40,18 млрд. м3.[2] Постепенная диверсификация мощностей российского газового гиганта на лицо. Китай становится экономическим партнёром, равнозначным Германии.
Панические заявления либеральной прессы о «распродаже» страны разбиваются о суровую реальность. Сумма за контракт дополняется инвестициями в разработку крупных газовых месторождений Ковыкта и Чаянда, у которых подтверждённый объем извлекаемых ресурсов составляет три триллиона м3 газа. Ввиду того, что Россия, по утверждению президента В. Путина, инвестирует туда 55 млрд. долларов, а Китай, - около 20 млрд.[3], мы фактически получаем крупный беспроцентный кредит, который в Европе и Америке мало кто в состоянии нам предоставить. Разработав данные месторождения, ничто не препятствует Москве заключить дополнительное соглашение с Пекином, пересмотрев в нём ценовые параметры.
Помимо «Газпрома», активность на азиатском направлении проявляет и «Роснефть», которая ещё в начале февраля с.г. предлагает индийской «ONGC»[4] (Oil & Natural Gas Company) совместную геологоразведку на 10 шельфовых участках. Во время своей поездки в Дели (25 марта) И. Сечин призывает индийцев стать покупателями СПГ с проекта «Дальневосточный СПГ», запуск которого планируется в 2018-2019 гг.[5]
С точки зрения стратегии, Россия решает две планетарные задачи:
1. поддерживает темпы мирового экономического роста; долгосрочный контракт с Китаем, номинированный в долларах, говорит о намерении обеих сторон стабилизировать глобальный финансово-экономический порядок, доллароцентричный по своей природе; невзирая на многочисленные выпады со стороны ангажированных экспертов, участившиеся на волне финансового кризиса, В. Путин и С. Цзиньпин демонстрируют понимание того, что отказ двух стран от доллара во взаимных расчётах приведёт к резкому падению курса американской валюты, которое, в свою очередь, спровоцирует масштабный политический хаос и гиперинфляцию. Причём под обломками империи доллара окажутся все нации. Т.е. контракт между Москвой и Пекином имеет колоссальное психологическое значение на инвесторов.
2. реагирует на мировой демографический тренд, который переносит львиную долю спроса на энергоресурсы с Запада на Восток; Китай и Индия превращаются во флагманов индустриализации, что требует масштабных поставок нефти и газа, поскольку их потребность в углеводородах удвоится к 2020 г.
Государство, которое обратит себе на пользу изменения в глобальном спросе на энергоресурсы, будет самым влиятельным участником мировой политики в первой половине наступившего столетия. Опыт Америки, получившей в 1945 г. контроль над поставками нефти в Европу, говорит сам за себя. Россия имеет не только все шансы повторить этот успех, она способна его превзойти.
Читайте также:
«Местные полыхают синим пламенем»: Русская диверсия на Украине вышла на редкость комичной
Накануне Нового года на Украине фиксируют всплеск «русских диверсий особого цинизма». Злость местных зашкаливает, хотя со стороны выглядит скорее комично.
Ну, всё. Вы разозлили: Путин выдвинул ЕС жёсткий ультиматум. В союзе истерика — напуганная Бельгия "выкинула" неожиданный ход
05.12.2025 14:38
EC не на шутку разозлил Путина — он выдвинул Европе жёсткий ультиматум. Когда после этого Бельгия "выкинула" неожиданный ход, среди европейских русофобов началась истерика.
От слов Путина «мы не хотим войны» Европа затряслась. А когда узнали правду — стало совсем страшно
Путин чётко сказал: «Мы не хотим войны с Европой». Итальянские СМИ в один голос: «Путин угрожает войной прямо сейчас!» Коммунист Паоло Ферреро разоблачает, как ведущие газеты перевирают слова президента РФ, чтобы подогреть эскалацию. Пока Трамп требует переговоров, Европа готовится к прямому столкновению. Кто обманывает миллионы европейцев и зачем? Подробности — в статье.
Вот это да. Румыния вступилась за Россию и ударила по ВСУ. Полный провал Киева
05.12.2025 19:06
Неожиданное событие произошло у берегов Чёрного моря в Румынии. Местные военные не раздумывая подорвали морской дрон ВСУ Sea Baby. По сути, румынская армия вступилась за Россию. А сама атака стала полным провалом ВСУ.
Спецоперация «Брюссельский гром»: Трамп выбивает из Европы поддержку Киева. Путин наблюдает молча
2 декабря Трамп провёл молниеносную спецоперацию в сердце Европы: бельгийцы задержали экс-главу евродипломатии Могерини и ещё двух итальянских топ-чиновников. За неделю: Бельгия блокирует 190 млрд российских активов, Италия отказывается платить за оружие Киеву, Финляндия и Чехия сворачивают помощь, ЕЦБ хоронит кредит на 165 млрд. Европа в шоке, Украина без денег, а Путин делает вид, что ничего не