Украинское ядерное оружие
Всем известно, что в 1990-е годы Украина добровольно отказалась от всего ядерного оружия, стратегических ракетных вооружений и стратегической военной авиации. Киев широко рекламировал эти свои шаги, как доказательство приверженности молодого государства делу мира и разоружения. Менее известно, что отказ этот был не совсем добровольным, а происходил под довольно сильным нажимом как Запада так и России. И уж совсем мало известно о том, что судьба части доставшегося Украине от СССР ракетно-ядерного оружия до сих пор не прояснена…
«Статистическая несогласованность» в 200 ядерных боеголовок
Возможно, заголовок этого раздела вызовет удивление у части читателей. Но для внимательного наблюдателя ничего удивительного тут (увы!) нет. Дело в том, что по прошествии более чем 15-ти лет (!!!) с момента полного вывода из Украины ядерного оружия (это произошло в ночь на 2-е июня 1996-го г.) Министерство обороны Украины так и не удосужилось точно проинформировать — сколько же его вывели?
Доходит до смешного. Известно, что наземная стратегическая ядерная группировка на территории Украины насчитывала 1240 боеголовок. Больше в головных частях 130 межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ (она же РС-18; по классификации НАТО – SS-19 Stilleto) и 46 межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ (она же РС-22; по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) физически не могло быть. Но при этом национальное Министерство обороны вплоть до конца 2001-го года отчитывалось сначала о «более чем 1600» таких боеголовках, а в 2002-2010-х годах – о 1272! При этом, по завершении вывода боеголовок межконтинентальных баллистических ракет из Украины, государственным информационным агентством «Укринформ» было официально сообщено (позднее эта информация была удалена с ленты агентства, но сохранилась во вторичных источниках) о выводе только 1271 боеголовки. Расхождение в одну боеголовку представляет известный интерес с учетом того, что речь идет не просто о ядерном боеприпасе, а о ядерном боеприпасе мощностью 550 килотонн (для сравнения – ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму, имела мощность всего 12 килотонн).
Похожие несуразности были и с тяжелыми стратегическими бомбардировщиками, подпадавшими под сокращение по договору СНВ-1 (START-1). Как известно, Украина унаследовала от Советского Союза 44 такие машины. Но при этом Главное командование ВВС страны на протяжении ряда лет упорно утверждало – у нас только 42 таких самолета! Хотя речь шла отнюдь не о мелочи, а о 200-тонных машинах стоимостью (даже с учетом их скверного технического состояния) несколько десятков миллионов долларов США каждая.
Аналогичный беспорядок и с оружием этих бомбардировщиков – крылатыми ракетами Х-55 (она же РКВ-500; по классификации НАТО - AS-15 Kent). Вывоз их боеголовок в Россию был произведен еще в 1992-м – в обмен на встречные поставки ядерного топлива для украинских атомных электростанций. А вокруг самих ракет начался сложный торг с участием Киева, Москвы и Вашингтона. Закончилось дело тем, что в 1999-м стороны достигли компромисса: 581 ракета (включая все, способные нести ядерные боеголовки), вместе с теми их носителями (тяжелыми бомбардировщиками), которые еще способны летать, отправляются в Россию в качестве расчета натурой за газовые долги украинской стороны. Ну а невостребованные Россией ракеты (487 единиц) и бомбардировщики ликвидируются при финансовой помощи и под контролем Соединенных Штатов. Программа исполняется в течение последующих двух лет. Причем делается это не просто публично, но даже с некоторой помпой – как очередной большой шаг Киева в сфере стратегического разоружения!
Правда, уже тогда были отмечены некоторые неувязки. К концу 2000-го года, согласно официальным данным украинской стороны, 581 единица Х-55 уже должна была находиться в распоряжении дальней (стратегической) авиации ВВС России. И тут Москва заявила: от Киева получено только 575 крылатых ракет. В Украине быстро уловили намек и уже в 2001-м недостача (в размере шести ракет) была России компенсирована. После чего там о сделке предпочитали больше не вспоминать. В самом деле: Министерство обороны Российской Федерации получило 581 крылатую ракету? Получило. Значит, все ОК! А то, что Украина до сих пор полагает, будто продала их в Россию 587 – так это проблема Киева…
Тем временем украинские запасы крылатых ракет успешно утилизируют и вскоре официальные представители Министерства обороны Украины рапортуют о ликвидации 483 единиц Х-55. Правда, несколько позже эта цифра возросла до 487. А теперь элементарная задача на сложение и формальную логику: 587+483(или 487)=1070(или 1074) соответственно. Так как из 1068-ми крылатых ракет удалось ликвидировать 1074? Элементарная логика тут не помощник и в помощь следует призвать, очевидно, специалистов в области паранормальных явлений. Впрочем, на этом «приключения» Х-55 в Украине не закончились - но об этом несколько позже.
А пока также замечу, что украинские военные не смогли даже (за семнадцать с половиной лет со дня окончательной ратификации Украиной СНВ-1/START-1 в феврале 1994-го года) вычислить, сколько же ядерных боезарядов числилось за стратегическими ядерными силами Украины, по правилам подсчета, этим договором выработанным (эти правила предусматривают зачет не фактического числа боеголовок, а некоего условного – по специальной методике). Так вот, по ним Украине должно было быть зачтено 1592 боеголовки (при фактическом количестве развернутых в 1868 единиц), но Министерство обороны почему-то до сих пор полагает, что даже по правилам зачета их было 1944 (что означает фактическую численность еще на несколько сотен единиц больше). И это далеко не исчерпывающий список ядерных (и не только ядерных) «статистических неувязок», допускаемых украинским оборонным ведомством.
Наибольший интерес представляет, естественно, судьба тактического ядерного оружия (ввиду его потенциальной пригодности для использования в террористических целях). Сразу замечу, что Киев НИКОГДА не публиковал точного числа выведенных с территории Украины тактических ядерных боеприпасов – сообщалось только, что их было «около 2500» или «более 2500» (какая из этих цифр больше соответствует действительности установить не представлялось возможным, так как ОБЕ они ОДНОВРЕМЕННО фигурировали в информационных сообщениях Министерства обороны Украины). Как бы там ни было, с учетом 1272 боеголовок межконтинентальных баллистических ракет, общее число ядерных боезарядов в Украине на момент ее выхода из состава СССР должно было составлять, по данным Министерства обороны страны, примерно 3720-3820 единиц. Однако… в апреле 2002-го года тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенант Николай Пальчук вполне официально сообщил от имени Генерального штаба: «Всего за годы функционирования Вооруженных Сил Украины более 4 тысяч ядерных боеприпасов вывезено за пределы Украины».
Кстати, именно это обстоятельство, видимо, и дало повод лидеру Коммунистической партии Украины заявить в сентябре 2002-го года, что «двести находившихся на территории Украины ядерных боеголовок Советской Армии находятся неизвестно где». Помнится, официальные власти тогда обвинили украинских коммунистов в «политических спекуляциях». Но, соглашаясь с тем, что политика не есть дело кристально чистоплотное, трудно все-таки не воспринимать как наводящий на грустные размышления факт, что по прошествии пятнадцати лет (!) с момента официального вывода ядерного оружия с территории Украины Министерство обороны страны и Генеральный штаб ее Вооруженных Сил не могут договориться даже между собой – а сколько же его, собственно, на территории Украины было?
Разумеется, в связи с вышеизложенным определенный интерес представляет официальная точка зрения Министерства обороны Украины на ядерные «белые» и «серые» пятна в новейшей военной истории Украины. Автор этих строк дважды (в 2004-м и 2011-м годах) пытался их прояснить, направляя в Министерство обороны Украины соответствующие запросы (такой механизм предусмотрен действующим национальным законодательством). В первый раз после почти месячного размышления Министерство обороны оказалось достаточно любезным и прислало ответ. Который, впрочем, вызвал не меньшее удивление, чем публиковавшиеся ранее официальными военными кругами сведения. Например, выяснилось, что «информация о количестве ядерных боеприпасов, которые находились и в дальнейшем были вывезены с территории Украины, имеет ограниченный доступ и в соответствии со статьей 31 Закона Украины «О государственной тайне» не подлежит разглашению в средствах массовой информации». В свете того, что военную тайну действительно надо хранить, это заявление выглядело бы вполне убедительным, если бы не ряд обстоятельств откровенно анекдотического характера.
Во-первых, соответствующая статья закона о государственной тайне регламентирует порядок передачи секретной информации иностранным государствам. Поэтому так и осталось загадкой – то ли ответ Министерства обороны Украины является тем, что юристы называют «частичным признанием де-факто» газеты, в которой тогда работал автор и самого автора этих строк субъектами международного права, то ли закамуфлированным обвинением сотрудников издания в том, что они являются агентами иностранных спецслужб.
Во-вторых, было совершенно непонятно, как с заявлением о необходимости хранить секрет согласовываются другие заявления. Ведь и Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины неоднократно публиковали информацию о количестве ядерных боеприпасов, вывезенных в Россию с территории страны. Другое дело, что информация эта была весьма приблизительной, а главное – одни официальные сведения противоречили другим.
В-третьих, тем более непонятно было, каким образом сохранение в секрете сведений о процессе ядерного разоружения Украины имеет «жизненно важное значение» для национальных интересов (что по закону только и может быть поводом для их засекречивания). Ведь последний ядерный боеприпас покинул территорию Украины в 1996-м году (тактическое же ядерное оружие было выведено еще в мае 1992-го года) и был ликвидирован под международным контролем в 2001-м году. (во всяком случае – такова официальная точка зрения). В свете вышеизложенного, логичным выглядело только одно объяснение – Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины просто не обладают всей полнотой информации о судьбе бывшего на территории страны ядерного арсенала. И много лет отчаянно пытались скрыть это обстоятельство ссылками на «государственную тайну».
Только в 2011-м году Министерство обороны, наконец, признало этот скандальный факт, официально сообщив 17-го октября 2011-го года в ответ на очередной запрос: «сведения о точном количестве тактического ядерного оружия, вывезенного с территории Украины, в Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины и Министерстве обороны Украины не ведутся». Вопрос же - как Министерство обороны может в таких условиях гарантировать, что все ядерное оружие, находившееся на территории Украины, действительно было выведено в Россию и действительно ликвидировано? – остается по-прежнему открытым и теперь…
Оборонное ведомство Украины также не может дать ответов и на ряд других неприятных вопросов. Например, как получилось, что официально последние ракеты УР-100Н УТТХ были ликвидированы или выведены с территории Украины еще к 1999-му году, а три года спустя вдруг оказалось, что у Киева их еще 31? Кстати, еще в апреле 1998-го парламентская Временная следственная комиссия по проверке возможных фактов несанкционированной торговли оружием заинтересовалась письмом заместителя министра обороны – командующего 43-й ракетной армией генерал-полковника Владимира Михтюка от 17.12.1997 г., в соответствии с которым Министерству обороны России были проданы 24 межконтинентальные баллистические ракеты этого типа. Депутатов Верховной Рады тогда очень занимало: куда же делись деньги от этой «коммерческой операции»? Но они пропустили, пожалуй, самое интересное: из 24-х УР-100Н УТТХ, отправленных (согласно документам) в Россию, туда попало только 19. Судьба остальных 5 ракет (каждая массой 106 тонн, с дальностью стрельбы до 10 тысяч километров, рассчитана на 6 ядерных боеголовок по 550 килотонн тротилового эквивалента) и по сей день покрыта мраком неизвестности…
Кстати, любопытно, что хотя Украина и обязалась декларировать перед Организацией Объединенных Наций факты передачи другим странам так называемых конвенциальных видов вооружений (в эту категорию входит и все управляемое ракетное оружие — от переносных зенитно-ракетных комплексов до межконтинентальных баллистических ракет), вышеописанная сделка в базу данных UNROCA - United Nations Register Of Conventional Arms (Регистр обычных вооружений ООН) почему-то не попала. Возможно, именно потому, что в этой «коммерческой операции» не сходятся концы с концами?
Но не все в порядке и со сделками, оказавшимися в базе данных UNROCA. Так, в 2002-2004-м годах Украина (как было официально сообщено ООН) поставила еще 29 единиц уже упоминавшихся межконтинентальных ракет УР-100Н УТТХ в Россию. Сделка совершенно законна и не вызывает подозрений, если бы не одна деталь: согласно столь же официальным данным Министерства обороны Украины в Россию в этот раз была поставлена 31 ракета такого типа. Куда исчезли еще две 106-тонных ракеты – также остается тайной…
«Статистическая несогласованность» в 200 ядерных боеголовок
Возможно, заголовок этого раздела вызовет удивление у части читателей. Но для внимательного наблюдателя ничего удивительного тут (увы!) нет. Дело в том, что по прошествии более чем 15-ти лет (!!!) с момента полного вывода из Украины ядерного оружия (это произошло в ночь на 2-е июня 1996-го г.) Министерство обороны Украины так и не удосужилось точно проинформировать — сколько же его вывели?
Доходит до смешного. Известно, что наземная стратегическая ядерная группировка на территории Украины насчитывала 1240 боеголовок. Больше в головных частях 130 межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ (она же РС-18; по классификации НАТО – SS-19 Stilleto) и 46 межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ (она же РС-22; по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) физически не могло быть. Но при этом национальное Министерство обороны вплоть до конца 2001-го года отчитывалось сначала о «более чем 1600» таких боеголовках, а в 2002-2010-х годах – о 1272! При этом, по завершении вывода боеголовок межконтинентальных баллистических ракет из Украины, государственным информационным агентством «Укринформ» было официально сообщено (позднее эта информация была удалена с ленты агентства, но сохранилась во вторичных источниках) о выводе только 1271 боеголовки. Расхождение в одну боеголовку представляет известный интерес с учетом того, что речь идет не просто о ядерном боеприпасе, а о ядерном боеприпасе мощностью 550 килотонн (для сравнения – ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму, имела мощность всего 12 килотонн).
Похожие несуразности были и с тяжелыми стратегическими бомбардировщиками, подпадавшими под сокращение по договору СНВ-1 (START-1). Как известно, Украина унаследовала от Советского Союза 44 такие машины. Но при этом Главное командование ВВС страны на протяжении ряда лет упорно утверждало – у нас только 42 таких самолета! Хотя речь шла отнюдь не о мелочи, а о 200-тонных машинах стоимостью (даже с учетом их скверного технического состояния) несколько десятков миллионов долларов США каждая.
Аналогичный беспорядок и с оружием этих бомбардировщиков – крылатыми ракетами Х-55 (она же РКВ-500; по классификации НАТО - AS-15 Kent). Вывоз их боеголовок в Россию был произведен еще в 1992-м – в обмен на встречные поставки ядерного топлива для украинских атомных электростанций. А вокруг самих ракет начался сложный торг с участием Киева, Москвы и Вашингтона. Закончилось дело тем, что в 1999-м стороны достигли компромисса: 581 ракета (включая все, способные нести ядерные боеголовки), вместе с теми их носителями (тяжелыми бомбардировщиками), которые еще способны летать, отправляются в Россию в качестве расчета натурой за газовые долги украинской стороны. Ну а невостребованные Россией ракеты (487 единиц) и бомбардировщики ликвидируются при финансовой помощи и под контролем Соединенных Штатов. Программа исполняется в течение последующих двух лет. Причем делается это не просто публично, но даже с некоторой помпой – как очередной большой шаг Киева в сфере стратегического разоружения!
Правда, уже тогда были отмечены некоторые неувязки. К концу 2000-го года, согласно официальным данным украинской стороны, 581 единица Х-55 уже должна была находиться в распоряжении дальней (стратегической) авиации ВВС России. И тут Москва заявила: от Киева получено только 575 крылатых ракет. В Украине быстро уловили намек и уже в 2001-м недостача (в размере шести ракет) была России компенсирована. После чего там о сделке предпочитали больше не вспоминать. В самом деле: Министерство обороны Российской Федерации получило 581 крылатую ракету? Получило. Значит, все ОК! А то, что Украина до сих пор полагает, будто продала их в Россию 587 – так это проблема Киева…
Тем временем украинские запасы крылатых ракет успешно утилизируют и вскоре официальные представители Министерства обороны Украины рапортуют о ликвидации 483 единиц Х-55. Правда, несколько позже эта цифра возросла до 487. А теперь элементарная задача на сложение и формальную логику: 587+483(или 487)=1070(или 1074) соответственно. Так как из 1068-ми крылатых ракет удалось ликвидировать 1074? Элементарная логика тут не помощник и в помощь следует призвать, очевидно, специалистов в области паранормальных явлений. Впрочем, на этом «приключения» Х-55 в Украине не закончились - но об этом несколько позже.
А пока также замечу, что украинские военные не смогли даже (за семнадцать с половиной лет со дня окончательной ратификации Украиной СНВ-1/START-1 в феврале 1994-го года) вычислить, сколько же ядерных боезарядов числилось за стратегическими ядерными силами Украины, по правилам подсчета, этим договором выработанным (эти правила предусматривают зачет не фактического числа боеголовок, а некоего условного – по специальной методике). Так вот, по ним Украине должно было быть зачтено 1592 боеголовки (при фактическом количестве развернутых в 1868 единиц), но Министерство обороны почему-то до сих пор полагает, что даже по правилам зачета их было 1944 (что означает фактическую численность еще на несколько сотен единиц больше). И это далеко не исчерпывающий список ядерных (и не только ядерных) «статистических неувязок», допускаемых украинским оборонным ведомством.
Наибольший интерес представляет, естественно, судьба тактического ядерного оружия (ввиду его потенциальной пригодности для использования в террористических целях). Сразу замечу, что Киев НИКОГДА не публиковал точного числа выведенных с территории Украины тактических ядерных боеприпасов – сообщалось только, что их было «около 2500» или «более 2500» (какая из этих цифр больше соответствует действительности установить не представлялось возможным, так как ОБЕ они ОДНОВРЕМЕННО фигурировали в информационных сообщениях Министерства обороны Украины). Как бы там ни было, с учетом 1272 боеголовок межконтинентальных баллистических ракет, общее число ядерных боезарядов в Украине на момент ее выхода из состава СССР должно было составлять, по данным Министерства обороны страны, примерно 3720-3820 единиц. Однако… в апреле 2002-го года тогдашний первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины генерал-лейтенант Николай Пальчук вполне официально сообщил от имени Генерального штаба: «Всего за годы функционирования Вооруженных Сил Украины более 4 тысяч ядерных боеприпасов вывезено за пределы Украины».
Кстати, именно это обстоятельство, видимо, и дало повод лидеру Коммунистической партии Украины заявить в сентябре 2002-го года, что «двести находившихся на территории Украины ядерных боеголовок Советской Армии находятся неизвестно где». Помнится, официальные власти тогда обвинили украинских коммунистов в «политических спекуляциях». Но, соглашаясь с тем, что политика не есть дело кристально чистоплотное, трудно все-таки не воспринимать как наводящий на грустные размышления факт, что по прошествии пятнадцати лет (!) с момента официального вывода ядерного оружия с территории Украины Министерство обороны страны и Генеральный штаб ее Вооруженных Сил не могут договориться даже между собой – а сколько же его, собственно, на территории Украины было?
Разумеется, в связи с вышеизложенным определенный интерес представляет официальная точка зрения Министерства обороны Украины на ядерные «белые» и «серые» пятна в новейшей военной истории Украины. Автор этих строк дважды (в 2004-м и 2011-м годах) пытался их прояснить, направляя в Министерство обороны Украины соответствующие запросы (такой механизм предусмотрен действующим национальным законодательством). В первый раз после почти месячного размышления Министерство обороны оказалось достаточно любезным и прислало ответ. Который, впрочем, вызвал не меньшее удивление, чем публиковавшиеся ранее официальными военными кругами сведения. Например, выяснилось, что «информация о количестве ядерных боеприпасов, которые находились и в дальнейшем были вывезены с территории Украины, имеет ограниченный доступ и в соответствии со статьей 31 Закона Украины «О государственной тайне» не подлежит разглашению в средствах массовой информации». В свете того, что военную тайну действительно надо хранить, это заявление выглядело бы вполне убедительным, если бы не ряд обстоятельств откровенно анекдотического характера.
Во-первых, соответствующая статья закона о государственной тайне регламентирует порядок передачи секретной информации иностранным государствам. Поэтому так и осталось загадкой – то ли ответ Министерства обороны Украины является тем, что юристы называют «частичным признанием де-факто» газеты, в которой тогда работал автор и самого автора этих строк субъектами международного права, то ли закамуфлированным обвинением сотрудников издания в том, что они являются агентами иностранных спецслужб.
То ли признаком юридического невежества представителей министерства. Последнее, конечно, наиболее вероятно, но наводит на грустные размышления в связи с тем, что ответ военного ведомства готовился не где-нибудь, а в Центре обеспечения реализации договоров Генерального штаба Вооруженных Сил Украины. Иными словами, в подразделении, где соответствующее законодательство должны были бы (по крайней мере, теоретически) знать.
Во-вторых, было совершенно непонятно, как с заявлением о необходимости хранить секрет согласовываются другие заявления. Ведь и Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины неоднократно публиковали информацию о количестве ядерных боеприпасов, вывезенных в Россию с территории страны. Другое дело, что информация эта была весьма приблизительной, а главное – одни официальные сведения противоречили другим.
В-третьих, тем более непонятно было, каким образом сохранение в секрете сведений о процессе ядерного разоружения Украины имеет «жизненно важное значение» для национальных интересов (что по закону только и может быть поводом для их засекречивания). Ведь последний ядерный боеприпас покинул территорию Украины в 1996-м году (тактическое же ядерное оружие было выведено еще в мае 1992-го года) и был ликвидирован под международным контролем в 2001-м году. (во всяком случае – такова официальная точка зрения). В свете вышеизложенного, логичным выглядело только одно объяснение – Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины просто не обладают всей полнотой информации о судьбе бывшего на территории страны ядерного арсенала. И много лет отчаянно пытались скрыть это обстоятельство ссылками на «государственную тайну».
Только в 2011-м году Министерство обороны, наконец, признало этот скандальный факт, официально сообщив 17-го октября 2011-го года в ответ на очередной запрос: «сведения о точном количестве тактического ядерного оружия, вывезенного с территории Украины, в Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины и Министерстве обороны Украины не ведутся». Вопрос же - как Министерство обороны может в таких условиях гарантировать, что все ядерное оружие, находившееся на территории Украины, действительно было выведено в Россию и действительно ликвидировано? – остается по-прежнему открытым и теперь…
Оборонное ведомство Украины также не может дать ответов и на ряд других неприятных вопросов. Например, как получилось, что официально последние ракеты УР-100Н УТТХ были ликвидированы или выведены с территории Украины еще к 1999-му году, а три года спустя вдруг оказалось, что у Киева их еще 31? Кстати, еще в апреле 1998-го парламентская Временная следственная комиссия по проверке возможных фактов несанкционированной торговли оружием заинтересовалась письмом заместителя министра обороны – командующего 43-й ракетной армией генерал-полковника Владимира Михтюка от 17.12.1997 г., в соответствии с которым Министерству обороны России были проданы 24 межконтинентальные баллистические ракеты этого типа. Депутатов Верховной Рады тогда очень занимало: куда же делись деньги от этой «коммерческой операции»? Но они пропустили, пожалуй, самое интересное: из 24-х УР-100Н УТТХ, отправленных (согласно документам) в Россию, туда попало только 19. Судьба остальных 5 ракет (каждая массой 106 тонн, с дальностью стрельбы до 10 тысяч километров, рассчитана на 6 ядерных боеголовок по 550 килотонн тротилового эквивалента) и по сей день покрыта мраком неизвестности…
Кстати, любопытно, что хотя Украина и обязалась декларировать перед Организацией Объединенных Наций факты передачи другим странам так называемых конвенциальных видов вооружений (в эту категорию входит и все управляемое ракетное оружие — от переносных зенитно-ракетных комплексов до межконтинентальных баллистических ракет), вышеописанная сделка в базу данных UNROCA - United Nations Register Of Conventional Arms (Регистр обычных вооружений ООН) почему-то не попала. Возможно, именно потому, что в этой «коммерческой операции» не сходятся концы с концами?
Но не все в порядке и со сделками, оказавшимися в базе данных UNROCA. Так, в 2002-2004-м годах Украина (как было официально сообщено ООН) поставила еще 29 единиц уже упоминавшихся межконтинентальных ракет УР-100Н УТТХ в Россию. Сделка совершенно законна и не вызывает подозрений, если бы не одна деталь: согласно столь же официальным данным Министерства обороны Украины в Россию в этот раз была поставлена 31 ракета такого типа. Куда исчезли еще две 106-тонных ракеты – также остается тайной…
Читайте также:
Идем на Днепропетровск! Чем это грозит бандеровцам
28.12.2024 19:30
Украинская «телега» уверена, что совсем скоро ВС РФ войдут в Днепропетровскую область и начнут стремительно захватывать на ее территории населенные пункты, которые неудобно оборонять.
На Западе раскрыли, как Трамп помогает России неожиданным образом
Обвинения в адрес России не имеют под собой никаких рациональных оснований: у Москвы совершенно нет причин для нападения на европейские страны. Трамп же, как заметил ученый, напрямую претендует на территорию европейского государства — Дании.
"За несколько недель". НАТО готовится потопить весь Черноморский флот
28.12.2024 12:25
В Североатлантическом альянсе планируют создать флот безэкипажных катеров. Официальная цель — "защита подводной инфраструктуры на Балтике и в Средиземноморье".
Зачем Трамп хочет «проглотить» Канаду, Гренландию и Панаму
27.12.2024 23:28
Избранный президент США Дональд Фредович Трамп в последнее время сделал ряд заявлений, которые заставляют задуматься.
Соловьёв вслед за госканалом угодил в скандал: На этот раз — крестопад
Сначала "Россия 1" замазала флаг Российской империи и стяг Спаса Нерукотворного в сюжете о бойцах русской армии в ЛНР. Теперь и ведущий Владимир Соловьёв угодил в историю с крестопадом.