Регистрация

Ми-24 по прозвищу «Крокодил»: гроза душманов, друг сирийцев

19.09.2014  17:31
2 115
0


19 сентября 1969 года совершил первый полет вертолет Ми-24, прозванный в армии «Крокодилом». Он стал первым советским ударным вертолетом. С тех пор грозная винтокрылая машина прописалась в 45 армиях мира и участвовала в 30 войнах с минимальными потерями.

Поиски концепции

В 50-е годы считалось, что военный вертолет способен решать лишь транспортно-десантные задачи. Ему не требуется полоса для взлета и посадки. И, следовательно, он может работать в условиях стремительно изменяющей линии фронта. Однако использовать его в качестве ударного средства казалось проблематичным из-за высокой уязвимости в условиях боя, поскольку скорость невысока.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Но Вьетнамская война продемонстрировала, что вертолет прекрасно справляется и с задачей нанесения ударов как по живой силе, так и по технике противника. Разумеется, для этого он должен быть соответственным образом спроектирован и хорошо вооружен. Да и уязвимость винтокрылой машины не столь очевидна. Более того, вертолет имеет определенное преимущество перед самолетом в противостоянии средствам ПВО. Его полет «рваный». Не только резкие смены курса и высоты, но и зависание в воздухе перед нанесением ракетного удара способна отследить не каждая ракетная система, обладающая определенной инерционностью.

В этом смогли убедиться советские военные стратеги, изучив тактику ведения боя во Вьетнаме американских ударных вертолетов AH-1G Huey Cobra компании Bell. Именно они стали главной угрозой для вьетконговских танков и прочей бронетехники.


В середине 60-х годов было принято решение о создании ударного вертолета, что называется, методом «дешево и сердито». Взяли десантно-транспортную машину Ми-4А и навесили на нее неуправляемые авиационные ракеты калибра 57-мм, бомбардировочное вооружение и подвижный крупнокалиберный пулемет. Было произведено 150 таких модернизированных вертолетов, которые из-за отсутствия в армии концепции ударных вертолетных частей не прижились. Вначале их передали военно-транспортной авиации, но там не было необходимых специалистов. Потом – фронтовой авиации. Но и здесь не особо понимали, что делать со столь многофункциональной машиной.

Сражение Миля с Камовым

В 1968 году наконец-то концепция была сформулирована. Ударные вертолеты было решено приписать к армейской авиации, которая начинала формироваться. Предстояло «сформировать» и сам вертолет. Совместными усилиями сухопутных войск и ВВС были определены и тактико-технические требования к новой винтокрылой машине. Ее конструированием на конкурсной основе занялись два ОКБ – М.Л.Миля и Н.И.Камова.

Победу в поединке конструкторов одержали милевцы. Их машина получила название Ми-24.

Победа досталась не только благодаря лучшим летно-техническим характеристикам, но и лучшей технологической проработке машины, а также унификации узлов, которые были позаимствованы у серийно выпускавшегося Ми-8. Так, у двух машин одинаковые лопасти несущего винта, автомат перекоса, трансмиссия, главный редуктор и рулевой винт.

От транспортных вертолетов Ми-24 отличало не только наличие мощного вооружения, но повышенная живучесть машины. Для чего кабина, включая стекло, была бронированной. Бронировались и основные системы. Были спроектированы средства, которые существенно снижали вероятность возникновения пожара и взрыва при полученных в бою повреждениях.

Вертолету по настоянию министра обороны маршала А.А.Гречко придали еще и десантно-транспортные функции. Благодаря чему в дальнейшем были спасены тысячи раненых бойцов. Ми-24 берет на борт 8 десантников с полной выкладкой или 4 раненых на носилках.



На снимке: генеральный конструктор опытного КБ по вертолетостроению Михаил Миль/ Фото: Сергей Преображенский /Фотохроника ТАСС


Отставание оружейников

Ми-24 создавался стремительно. Причем параллельно с его разработкой проводилась подготовка производства вертолета на механическом заводе «Прогресс» в городе Арсеньеве. Первый полет состоялся уже 19 сентября 1969 года. А на вооружение машина начала поступать в 1971 году. При этом Ми-24 актуален и по нынешний день, его последние модели эксплуатируются и сейчас. Вертолет выпускается и поныне. Всего построено более пяти тысяч машин.

В момент создания первой серийной модели – Ми-24А – оружейники отставали от стремительного темпа работ вертолетостроителей. Поэтому 250 машин оказались, можно сказать, не слишком ударными. На них были установлены блоки неуправляемых авиационных ракет, 4 противотанковые управляемые ракеты и подвижный пулемет калибра 12,7 мм с боекомплектом из 900 патронов.

Затем от модели к модели вооружение вертолета становилось все более мощным и эффективным. Одноствольный пулемет был заменен четырехствольным. Затем пришла двуствольная пушка.

Но главные изменения производились в части подвесного ракетного вооружения. Начиная с Ми-24В стали устанавливать до 12 сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В». Арсенал «подвесок» постоянно расширялся за счет управляемых ракет ближнего воздушного боя «Игла», пушечных, пулеметных и гранатометных контейнеров, неуправляемых ракет калибра от 57 мм до 130 мм. На внешней подвеске размещалось до 1500 кг бомб различного типа. Причем в кабине вертолета мог размещаться дополнительный боекомплект. И во время кратковременной посадки имелась возможность перезарядки подвесок.

Аппаратура управления вооружением состоит из оптико-электронной обзорно-прицельной системы и радиокомандной системы наведения ракет, а также из пушечного прицела. Существует эффективная система борьбы с РЛС противника. В нее входят приемник предупреждения об облучении, система создания помех, контейнеры со 132 ложными целями.

Этапы большого пути

Ми-24 работает не только в составе армейской авиации. Среди двадцати его модификаций есть минный тральщик и противолодочный вертолет. Есть также корректировщик огня и разведчик химической и радиационной обстановки. Четыре модификации производятся на экспорт – Ми-25, Ми-35, Ми-35П и Ми-35М.

Понятно, что эта машина прежде всего использовалась в армии Советского Союза и используется сейчас в армии российской. Но при этом Ми-24 находится на вооружении и 45 стран мира. В том числе Сирии, где машина очень помогает правительственным войскам в войне с исламскими террористами. В боевых действиях задействовано несколько десятков Ми-24.

В связи со своими отличными боевыми и эксплуатационными качествами и распространением в мире Ми-24, начиная с 70-х годов, участвовал более чем в 30 войнах и вооруженных конфликтах. Главной нагрузкой для него была, естественно, Афганская война. Была и экзотика. Ми-24, например, работал в Кот-д’Ивуаре, Шри-Ланке, в Эфиопии, Судане, помогал вьетнамцам громить красных кхмеров в Камбодже.



На снимке: сборочный цех завода ОАО «Роствертол», где производят сборку военных вертолётов Ми-24/ Фото: РИА Новости/Сергей Венявский


ЛТХ Ми-24

Длина фюзеляжа – 17,51 м


Ширина фюзеляжа – 1,7 м


Высота фюзеляжа – 3,9 м


Высота с вращающимися винтами – 5,47 м


Диаметр несущего винта – 17,3 м


Масса пустого – 7580 кг


Максимальная взлетная масса – 11500 кг


Максимальная грузоподъемность – 2400 кг


Мощность силовой установки – 2х2200 л.с.


Максимальная скорость – 335 км/ч


Крейсерская скорость – 270 км/ч


Дальность – 450 км


Статический потолок – 1400 м


Динамический потолок – 5000 м


Экипаж – 2 человека


Число точек подвески - 6


Управляемое ракетное вооружение – «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А»


Неуправляемое ракетное вооружение - С-5, С-8, С-13, С-24


Ракеты «воздух-воздух» - Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»


Калибр бомб – от 50 до 500 кг


Встроенные и подвесные пулеметы, пушки, гранатометы.

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
На Украине США решили сыграть с Россией в ядерную игру "кто первый струсит". А зря
19.09.2024 06:58
x-true.info
Конфликт на Украине перестает быть исключительно региональным, пишет The American Conservative. США используют Киев для ослабления России, но непонятно, удастся ли им сдержать украинцев, если те смогут использовать дальнобойное западное оружие. А это повышает риск развития большой войны — в том числе ядерной.
Одно решение Путина - и западная авиация рухнет: У России оказался сильный аргумент
19.09.2024 02:24
Одно решение Владимира Путина - и западная авиация рухнет. У России оказался сильный аргумент.
"Ждет уничтожение". СМИ рассказали об угрозе НАТО в зоне СВО. Что происходит на фронте
19.09.2024 11:39
Изучение обломков переданных украинцам F-16 российскими военными представляет угрозу безопасности НАТО, написал бывший сотрудник конгресса США, геополитический аналитик Брэндон Вейхерт в статье для The National Interest.
Это ждет и нас: жесты доброй воли Ирана не принесли ему мира – Израиль сам начинает войну атакой на Ливан
19.09.2024 07:54
x-true.info
Серия взрывов пейджеров и бытовой техники в Ливане – не просто спецоперация Израиля. Это его «артподготовка» перед началом боевых действий против Ливана, в надежде втянуть в них Иран. Исламская Республика как могла уклонялась от конфликта: регулярно чертила «красные линии» и проявляла жесты доброй воли в ответ на провокации евреев. Почти, как Россия. В итоге, в Израиле просто устали ждать и бьют
Смогут ли США взорвать наши смартфоны, ноутбуки, телевизоры?
19.09.2024 00:05
Массовый подрыв гаджетов, потрясший 17 сентября Ливан, ознаменовал собой появление новой формы боевых действий.