Ми-24 по прозвищу «Крокодил»: гроза душманов, друг сирийцев
Поиски концепции
В 50-е годы считалось, что военный вертолет способен решать лишь транспортно-десантные задачи. Ему не требуется полоса для взлета и посадки. И, следовательно, он может работать в условиях стремительно изменяющей линии фронта. Однако использовать его в качестве ударного средства казалось проблематичным из-за высокой уязвимости в условиях боя, поскольку скорость невысока.
Но Вьетнамская война продемонстрировала, что вертолет прекрасно справляется и с задачей нанесения ударов как по живой силе, так и по технике противника. Разумеется, для этого он должен быть соответственным образом спроектирован и хорошо вооружен. Да и уязвимость винтокрылой машины не столь очевидна. Более того, вертолет имеет определенное преимущество перед самолетом в противостоянии средствам ПВО. Его полет «рваный». Не только резкие смены курса и высоты, но и зависание в воздухе перед нанесением ракетного удара способна отследить не каждая ракетная система, обладающая определенной инерционностью.
В этом смогли убедиться советские военные стратеги, изучив тактику ведения боя во Вьетнаме американских ударных вертолетов AH-1G Huey Cobra компании Bell. Именно они стали главной угрозой для вьетконговских танков и прочей бронетехники.
В середине 60-х годов было принято решение о создании ударного вертолета, что называется, методом «дешево и сердито». Взяли десантно-транспортную машину Ми-4А и навесили на нее неуправляемые авиационные ракеты калибра 57-мм, бомбардировочное вооружение и подвижный крупнокалиберный пулемет. Было произведено 150 таких модернизированных вертолетов, которые из-за отсутствия в армии концепции ударных вертолетных частей не прижились. Вначале их передали военно-транспортной авиации, но там не было необходимых специалистов. Потом – фронтовой авиации. Но и здесь не особо понимали, что делать со столь многофункциональной машиной.
Сражение Миля с Камовым
В 1968 году наконец-то концепция была сформулирована. Ударные вертолеты было решено приписать к армейской авиации, которая начинала формироваться. Предстояло «сформировать» и сам вертолет. Совместными усилиями сухопутных войск и ВВС были определены и тактико-технические требования к новой винтокрылой машине. Ее конструированием на конкурсной основе занялись два ОКБ – М.Л.Миля и Н.И.Камова.
Победу в поединке конструкторов одержали милевцы. Их машина получила название Ми-24.
Победа досталась не только благодаря лучшим летно-техническим характеристикам, но и лучшей технологической проработке машины, а также унификации узлов, которые были позаимствованы у серийно выпускавшегося Ми-8. Так, у двух машин одинаковые лопасти несущего винта, автомат перекоса, трансмиссия, главный редуктор и рулевой винт.
От транспортных вертолетов Ми-24 отличало не только наличие мощного вооружения, но повышенная живучесть машины. Для чего кабина, включая стекло, была бронированной. Бронировались и основные системы. Были спроектированы средства, которые существенно снижали вероятность возникновения пожара и взрыва при полученных в бою повреждениях.
Вертолету по настоянию министра обороны маршала А.А.Гречко придали еще и десантно-транспортные функции. Благодаря чему в дальнейшем были спасены тысячи раненых бойцов. Ми-24 берет на борт 8 десантников с полной выкладкой или 4 раненых на носилках.
Отставание оружейников
Ми-24 создавался стремительно. Причем параллельно с его разработкой проводилась подготовка производства вертолета на механическом заводе «Прогресс» в городе Арсеньеве. Первый полет состоялся уже 19 сентября 1969 года. А на вооружение машина начала поступать в 1971 году. При этом Ми-24 актуален и по нынешний день, его последние модели эксплуатируются и сейчас. Вертолет выпускается и поныне. Всего построено более пяти тысяч машин.
В момент создания первой серийной модели – Ми-24А – оружейники отставали от стремительного темпа работ вертолетостроителей. Поэтому 250 машин оказались, можно сказать, не слишком ударными. На них были установлены блоки неуправляемых авиационных ракет, 4 противотанковые управляемые ракеты и подвижный пулемет калибра 12,7 мм с боекомплектом из 900 патронов.
Затем от модели к модели вооружение вертолета становилось все более мощным и эффективным. Одноствольный пулемет был заменен четырехствольным. Затем пришла двуствольная пушка.
Но главные изменения производились в части подвесного ракетного вооружения. Начиная с Ми-24В стали устанавливать до 12 сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В». Арсенал «подвесок» постоянно расширялся за счет управляемых ракет ближнего воздушного боя «Игла», пушечных, пулеметных и гранатометных контейнеров, неуправляемых ракет калибра от 57 мм до 130 мм. На внешней подвеске размещалось до 1500 кг бомб различного типа. Причем в кабине вертолета мог размещаться дополнительный боекомплект. И во время кратковременной посадки имелась возможность перезарядки подвесок.
Аппаратура управления вооружением состоит из оптико-электронной обзорно-прицельной системы и радиокомандной системы наведения ракет, а также из пушечного прицела. Существует эффективная система борьбы с РЛС противника. В нее входят приемник предупреждения об облучении, система создания помех, контейнеры со 132 ложными целями.
Этапы большого пути
Ми-24 работает не только в составе армейской авиации. Среди двадцати его модификаций есть минный тральщик и противолодочный вертолет. Есть также корректировщик огня и разведчик химической и радиационной обстановки. Четыре модификации производятся на экспорт – Ми-25, Ми-35, Ми-35П и Ми-35М.
Понятно, что эта машина прежде всего использовалась в армии Советского Союза и используется сейчас в армии российской. Но при этом Ми-24 находится на вооружении и 45 стран мира. В том числе Сирии, где машина очень помогает правительственным войскам в войне с исламскими террористами. В боевых действиях задействовано несколько десятков Ми-24.
В связи со своими отличными боевыми и эксплуатационными качествами и распространением в мире Ми-24, начиная с 70-х годов, участвовал более чем в 30 войнах и вооруженных конфликтах. Главной нагрузкой для него была, естественно, Афганская война. Была и экзотика. Ми-24, например, работал в Кот-д’Ивуаре, Шри-Ланке, в Эфиопии, Судане, помогал вьетнамцам громить красных кхмеров в Камбодже.
ЛТХ Ми-24
Длина фюзеляжа – 17,51 м
Ширина фюзеляжа – 1,7 м
Высота фюзеляжа – 3,9 м
Высота с вращающимися винтами – 5,47 м
Диаметр несущего винта – 17,3 м
Масса пустого – 7580 кг
Максимальная взлетная масса – 11500 кг
Максимальная грузоподъемность – 2400 кг
Мощность силовой установки – 2х2200 л.с.
Максимальная скорость – 335 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Дальность – 450 км
Статический потолок – 1400 м
Динамический потолок – 5000 м
Экипаж – 2 человека
Число точек подвески - 6
Управляемое ракетное вооружение – «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А»
Неуправляемое ракетное вооружение - С-5, С-8, С-13, С-24
Ракеты «воздух-воздух» - Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
Калибр бомб – от 50 до 500 кг
Встроенные и подвесные пулеметы, пушки, гранатометы.