Донбасский размен

Может ли Россия восстановить Юго-Восток за смягчение санкций? Восстановление разрушенного Донбасса может стать одним из пунктов торга вокруг отмены западных санкций против России. Об этом сообщает «Газета.ру». Косвенно на такое развитие событий указывают следующие факты:
– Пункт в мирном плане, предложенном Владимиром Путиным накануне Минска, где прописаны командировки российских ремонтных бригад в регион;
– Помощь региону, которую Россия уже оказывает. Наша страна, в частности, начала прокладку в Донбасс газовых труб и запитку ЛЭП через Краснодон. На минимальном уровне жизнеспособность Донецкой и Луганской областей поддерживает российская гуманитарная помощь;
– Разговоры, которые циркулируют в руководстве Новороссии, по информации «Газеты.ру», о том что Донбасс будет восстанавливаться по сценарию Абхазии и Приднестровья — на невозвратные кредиты из Москвы.
Действительно, Евросоюз заинтересован в стабилизации ситуации и между Украиной и Россией, и между Украиной и Западом. Подвижки в этом вопросе могут быть связаны именно с европейским санкционным пакетом, и многое здесь зависит от позиции Германии.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель так обозначила условия смягчения санкций:
«Чтобы ЕС мог снять антироссийские санкции, на Востоке Украины должны пройти выборы, а Запад должен быть уверен, что со стороны РФ не появится дальнейших притязаний на территории», – заявила канцлер в понедельник, 29 сентября, на пресс-конференции в Берлине. При этом Меркель отметила, что у ЕС есть веские причины для продолжения энергетического сотрудничества с Россией, несмотря на конфликт на Украине. Другими словами, Германия на санкциях категорически не настаивает, и готова в удобный момент дать «задний ход».
В тот же день стало известно, что Меркель в ходе телефонного разговора с украинским президентом Петром Порошенко сообщила о выделении 25 миллионов евро на строительство жилья для вынужденных переселенцев, а также о кредитах на 500 миллионов евро для восстановления инфраструктуры Донбасса.
Однако, судя по всему, этих денег недостаточно. По оценкам вице-премьера Украины Владимира Гройсмана, на восстановление Донбасса понадобится минимум 1 млрд. долларов, а по мнению главы кабмина Арсения Яценюка — целых 8 млрд. долларов.
Возможно, изначально предполагалось, что недостающую сумму заплатит Россия, получив взамен ослабление санкционного режима. Неслучайно один из ее пунктов «дорожной карты» урегулирования кризиса, который Порошенко озвучил в Минске на встрече глав государств Таможенного союза и представителей Евросоюза, – созыв международной донорской конференции. Важно учесть, что «карта» была составлена не без участия Германии – по мнению экспертов, канцлер ФРГ привезла документ Петру Порошенко аккурат накануне минской встречи.
И здесь нужно понимать: обмен «санкции на Донбасс» – вовсе не признание РФ своей «вины» перед Западом. Скорее, наоборот, негласное признание Донбасса со стороны Запада в качестве части русского мира.
Состоится ли этот обмен?
– Жесткие торги между Россией и ЕС идут постоянно, но дискуссию о восстановлении Донбасса я бы назвал не торгом, а взаимным давлением, – отмечает заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Издержки, которые получила Украина в результате гражданской войны, действительно хотят переложить на Россию, но одновременно – сделать Россию виновной если не в развязывании конфликта, то в его переходе в военную плоскость.
Сама Европа де-факто оплачивать восстановление Донбасса не способна. Проблема даже не в том, что 500 миллионов евро кредитов, которые пообещала выделить Германия – сумма явно недостаточная. Центральное киевское правительство будет расходовать эти деньги на что угодно – от военных нужд украинской армии до переименования улиц, – но только не на восстановление Юго-Востока. Другими словами, до Донбасса европейские деньги банально не дойдут. Сейчас хорошо видно, как силы, которые захватили власть в Киеве, относятся к жителям Донбасса – как к «лишним» людям, которые достойны либо уничтожения, либо изгнания. Поэтому вопрос о том, кто же оплатит восстановление Донбасса, по-прежнему остается открытым.
Между тем, всем ясно, что с приходом холодов Донбассу придется гораздо труднее, чем остальной Украине. Российская элита в этой ситуации стоит на позиции, что Юго-Востоку нужно, прежде всего, помочь выжить.
— Насколько реально, что торг «Донбасс в обмен на санкции» состоится в ближайшее время?
– Конфликт на Юго-Востоке далеко не завершен. Поэтому говорить сейчас о том, кто будет восстанавливать Донбасс, на какие средства и в каких объемах – преждевременно.
Пока все разговоры Запада о санкциях относятся к области политических спекуляций – и когда наши партнеры заявляют о необходимости ужесточения санкционного режима, и когда говорят о возможном его ослаблении. Я считаю, что европейские политики вообще не до конца понимают, как им вести себя с Россией. С одной стороны, они зависят от энергетического и торгового сотрудничества с РФ, с другой – подвергаются давлению со стороны США. Поэтому нынешнее состояние зыбкого равновесия в отношениях Россия-ЕС может нарушиться в любой момент. Тем не менее, Россия пока держит удар, и демонстрирует, что способна проводить самостоятельную политику на восточно-славянском направлении.
— Нам выгодно, с точки зрения геополитики, восстановить Донбасс, чтобы де-факто установить над этой территорией российский протекторат?
– Установление негласного протектората – для России слишком мало. Никогда нельзя верить устным обещаниям Запада, что они такой протекторат молчаливо признают. Сегодня признают – а завтра отыграют назад.
В конце концов, формально Донбасс – территория не Евросоюза, а украинского государства. Да, сейчас, когда стоит задача его восстановления за счет России, Запад может наобещать нам что угодно. Но потом с Юго-Востоком могут сделать все, что выгодно европейским политикам и украинским националистическим деятелям, а об обещаниях забыть.
России выгодно, чтобы Донбасс, и вообще Юго-Восток, стал регионом с определенной степенью самостоятельности от Киева, и чтобы это было четко закреплено юридически. Такой самостоятельности можно достичь, только если Юго-Восток будет существовать в качестве непризнанного государства, или территории с особым статусом в составе Украины. В целом, России выгодно любое движение Донбасса в направлении большей свободы от Киева, но руководство РФ не может рисковать и явно вмешиваться в этот процесс. Именно поэтому мне представляется, что торг «Донбасс в обмен на санкции» состоится нескоро…
– Торг вокруг Донбасса возможен, – признает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. – Сегодня ключевой вопрос – кто будет платить за восстановление инфраструктуры. Летом населению разрушенных поселков Юго-Востока можно было ютиться во времянках, но зимой без отопления и горячей воды существовать проблематично.
Однако, на мой взгляд, сейчас сделка, которую предлагает нам Европа, выглядит так: мы, европейцы, даем деньги на восстановление Донбасса, Россия тоже вкладывается в дело в обмен на смягчение санкций, но распоряжается всеми этими деньгами Порошенко. Если Россия пойдет на такой размен, Киев мирным путем – путем строительства инфраструктуры – восстановит контроль над Донецкой и Луганской республиками. Москве подобная сделка явно невыгодна: в таком случае все результаты, которые были достигнуты на Юго-Востоке, могут быть обнулены в течение года.
Поэтому Москва ведет свою игру – готовится самостоятельно поддерживать Юго-Восток в условиях зимнего периода. В конце концов, в интересах РФ, чтобы непризнанные республики продолжали существовать. Мало того, что ЛНР и ДНР являются эффективным инструментом давления на киевские власти – Москва заинтересована в организации сухопутного транспортного коридора в Крым. Поэтому, надо думать, мы сделаем все, чтобы скорректировать предложение европейцев в выгодную для России сторону.
– Мне кажется, о торге говорить не корректно, – считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Когда мы помогаем Донбассу – мы помогаем своим людям. И не следует ожидать, что взамен мы что-то получим. Если Запад не пойдет на ослабление санкций, мы все равно будем поддерживать жителей Донецка и Луганска – чего бы это России не стоило…
Читайте также:
Не ждали? Россия ответила "Ярсами". Нанесён удар по "запретному". Фронт дрогнул, теперь полетит "всё, что нельзя"
18.12.2025 10:12
Вслед за громкими угрозами Британии в адрес России последовало неожиданное для Лондона продолжение – ответили "Ярсами". Тем временем в Киеве нанесён удар по "запретному", а фронт дрогнул – теперь полетит "всё, что нельзя".
Фронт на пороге перелома: Путин нанесёт ещё три финальных удара? 300 лодок у Днепра ждут команды на штурм Херсона
Одесса уже четвёртые сутки во тьме: без света более 62 тыс. абонентов, запчастей для подстанций почти не осталось. Эксперты предупреждают — ещё три массированных удара, и энергетика Украины рухнет к Новому году.Тем временем Россия готовит штурм Херсона: накоплено около 300 лодок для форсирования Днепра под командованием «самого хитрого генерала» Михаила Теплинского. Прорывы в Запорожье и
Сегодня начнется война: Трамп готов объявить удар по Венесуэле в вечернем обращении
Сегодня начнется война с Венесуэлой? Трамп анонсировал обращение, но молчит о Каракасе.Такер Карлсон: конгрессменов предупредили о войне в 21:00. У берегов — мощнейшая армада США с Gerald R. Ford. Россия усиливает поддержку: Ил-76 с грузом в Каракасе, возможны "Калибры". Конгресс снял барьеры. Анализ причин, последствий и роли Москвы.
НАТО готовится к войне с Россией: Белоусов озвучил точную дату
Белоусов назвал дату: НАТО форсирует подготовку к войне с Россией к 2030-м. На коллегии Минобороны министр прямо заявил — альянс ускоренно готовится к противостоянию с РФ. Путин: за западной истерией реальные планы милитаризации. Россия отвечает новыми ракетами («Орешник», «Буревестник»), рекордным набором контрактников (410 тыс. в 2025-м) и успехами в СВО. Москва открыта к диалогу, но любой
Европа доигралась: Россия готова к войне с НАТО
18.12.2025 13:54
Постыдная возня европейцев вокруг мирного плана США по Украине помаленьку всех допекла. Удивительная наглость — проигрывая на поле боя, пытаться навязать России невыгодные, опасные и откровенно оскорбительные условия.