Космический театр военных действий
4 октября – День Космических войск Российской федерации. Выбор этой даты напрямую связан с запуском первого искусственного спутника Земли, который состоялся 4 октября 1957 года. Основное оружие КВ РФ – спутники, поддерживающие обороноспособность страны на современном уровне. Есть аналогичные войска и у США, но перед ними стоят несколько иные задачи.
Поиски структуры
История отечественных космических войск извилиста. Поскольку в различные периоды стоящие перед ними задачи претерпевали коррекцию. Годом зарождения КВ принято считать 1955-й, когда в космос еще никто не летал. Но именно тогда было принято решение правительства о строительстве космодрома «Байконур». При этом части, сформированные для обеспечения запусков баллистических ракет, были приписаны к артиллерии резерва Верховного главнокомандующего. Впоследствии они были преобразованы в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).
В 1957 году космические военные обзавелись командным пунктом для управления космическими аппаратами – военным центром управления полетами. Началось строительство сугубо военного космодрома «Плесецк». При этом все запуски с «Байконура», как военные, так и гражданские (искусственные спутники земли, а впоследствии пилотируемые корабли) реализовывались при участии военных. Собственно, и сейчас космические войска ведают не только военными спутниками и спутниками двойного назначения, но и социально-экономическими, и научными аппаратами.
На первом этапе существования ракетно-космической отрасли существовала доктрина, согласно которой задачи обороны страны от ракетный ударов и нанесения таких ударов по противнику не разделялись. Космической обороной, т.е. сбором данных со спутников-разведчиков и отслеживанием угроз нападения, занималось Центральное управление космических средств МО, а затем Главное управление космических средств МО (ГУКОС), являвшееся частью РВСН.
Смена доктрины (далеко не последняя) произошла в 1982 году: ГУКОС стал подчиняться непосредственно Генштабу.
После распада СССР на базе ГУКОСа были созданы Военно-космические силы (ВКС) как самостоятельный род войск. В 1997 году в связи с преобразовательным порывом младореформаторов ВКС опять очутились в недрах РВСН. В 2001 году из РВСН были выделены Космические войска РФ (КВ).
«Независимость» завершилась в декабре 2011 года, года по решению прежнего президента были образованы Войска воздушно-космической обороны, в которые вошли Космические войска и Войска оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны.
Однако последнее слово оказалось за нынешним президентом. В 2016 году предполагается создать Воздушно-космические силы РФ.
Но при этом Космические войска сохранили и свою организационную структуру, и призваны решать те же самые, что и до 2011 года, задачи.
Основные таковы:
- доведение информации до высшего военно политического руководства страны об угрозах ракетного нападения;
- создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально экономического и научного назначения;
- контроль околоземного космического пространства, постоянная разведка территорий потенциального противника с помощью спутников;
- противоракетная оборона Москвы.
В структуру войск входят Государственный испытательный космодром «Плесецк», Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами им. Г.С. Титова, Главный центр предупреждения о ракетном нападении, Главный центр контроля космического пространства, Соединение противоракетной обороны (ПРО), Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск, Военно космическая академия им. А.Ф.Можайского.
Космические войска ведают всей сетью российских спутников, в которую входят около 120 космических аппаратов различного назначения. Более половины из них военного и двойного назначения и, следовательно, находятся на вооружении КВ. Наиболее крупную группу составляют навигационные спутники «ГЛАНАС» - 28 аппаратов.
К военным относятся спутники оптико-электронной и радиоэлектронной разведки, радио и радиотехнической разведки, связи, глобальной войсковой навигации.
К наземным средствам КС относятся автоматизированные комплексы управления спутниками, системы сбора, обработки и регистрации информации, установки для запуска космических аппаратов.
Для мониторинга воздушного пространства используется ряд радиолокационных и оптико-электронных станций. Среди них системы и комплексы «Тамань База», «Фазан», РЛС «Кама», «Сажень Т», «Наука М 04», «ДОН 2Н», «Дарьял», «Волга», «Воронеж М», «КРОНА», «ОКНО».
В систему ПРО города Москвы входят расположенная в подмосковном поселке Софрино РЛС «ДОН-2Н», 68 ракет 53Т6, базирующихся в пяти пунктах, и командный пункт в городе Солнечногорске.
Объекты КС расположены не только в России, но и в Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Таджикистане.
Американский космический потенциал
Структура американских космических военных сил отличается от российской. В США своими собственными космическими аппаратами обладают и Армия, и ВМС, и ВВС. У ВВС они имеют наибольший вес, поскольку завязаны со средствами отражения ядерных атак. Помимо этого существует самостоятельная структура, решающая задачи шпионажа – Национальное управление военно-космической разведки США. Это весьма хитрое ведомство. Одновременно оно обслуживает Армию, ВМС, ВВС и ЦРУ. При этом входит в состав Министерства обороны, но его оперативным управлением занимается исключительно ЦРУ.
Интересно формируется и штат сотрудников, которые зачисляются по квотам: 1% от сухопутных войск, 45% от ВВС, 36% от ЦРУ, 13% от АНБ (Агентство национальной безопасности), 5% от ВМС.
Доктрины РФ и США значительно отличаются по части работы сети разведспутников. РФ контролирует лишь территории потенциальных противников. США работает со всеми интересующими его странами-участницами ООН, включая партнеров по НАТО.
КС РФ не имеют боевых спутников, способных наносить удар по наземным и космическим целям. Космическая доктрина США предполагает наличие в своих военно-космических силах таких аппаратов. Правда, дальше разговоров это дело не продвинулось. Однако, судя по интенсивности проведения НИОКР по данной тематике, они могут появиться в 2020 году. Предположительно это будет комплекс, использующий в качестве оружия лазерные установки.
Все же остальные средства использования космоса в военных целях аналогичны российским. При этом, на первый взгляд, у США существует количественный перевес, они используют сеть из четырехсот спутников. (На третьем месте находится Китай, у которого около сорока спутников).
Однако по большей части это аппараты гражданского применения. По военным и спутникам двойного назначения силы приблизительно равны: у российской стороны около 60 аппаратов, у американской около 80.
Как и у России, у США в количественном отношении самую большую группу образуют 29 навигационных спутников NAVSTAR-GPS.
Далее идут спутники:
- разведывательные: радиолокационные, оптоэлектронные, радио- и радиотехнические;
- предупреждения о ракетно-ядерном ударе;
- системы обнаружения ядерных взрывов. Здесь нет специализированных спутников, это датчики, устанавливаемые на спутниках различного назначения, например, NAVSTAR;
- контроля окружающей среды. Они передают войскам информацию о радиационной, химической, климатической ситуации в зоне проведения военных операций;
- топогеодезические;
- океанографические;
- контроля космического пространства;
- связи. В эту группу входит около 15 спутников. При этом министерство обороны арендует каналы связи на спутниках некоторых промышленных компаний.
Также используются наземные средства обнаружения, сопровождения, управления и контроля функционирования космических аппаратов. 80% этих ресурсов относятся к ВВС США. Остальные 20% делят между собой сухопутные войска, ВМС, НАСА и Национальное управление по океанографии и метеорологии.