Каспийский «квинтет» против США
Самым выдающимся результатом недавнего саммита президентов пяти прикаспийских государств (России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана), среди которых нет ни одной женщины и которые собрались в Астрахани, чтобы определить правовой статус самого большого озера в мире, стало совместное политическое заявление: Нет иностранному военному присутствию в регионе! Прямой ответ США и Израилю, которые уже расположились в Азербайджане, договорились о военном сотрудничестве с Казахстаном и Туркменистаном и пытаются протолкнуть свою программу «Каспийская охрана», на которую выделили 135 миллионов долларов. Это, несомненно, большая победа для Владимира Путина после таких ударов как украинские события и западные санкции по отношению к России. Улучшение ирано-российских отношений, выразившееся в комплиментах, которыми осыпали друг друга главы этих государств, в возобновлении прямых рейсов Москва-Тегеран и в отказе от доллара в двусторонней торговле, стало основной изюминкой встречи. И все же соседи не сумели договориться о том, как делить озеро и 48 миллиардов баррилей нефти и 8,7 триллионов кубометров газа, которые находятся на его дне и побережьях.
«Квинтет» принял решение о строительстве кольцевой железной дороги, предназначенной соединить порты Каспия, а также о проведении совместных учений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в 2016 году.
Море или озеро — есть разница
Каспий может считаться морем с тех пор, как Сталин приказал соединить его в 1948 году со Средиземным морем посредством канала Волга-Дон, который сделал возможным судоходную связь с Азовским и Черным морями. Если это так, то страны, не являющиеся прибрежными — как, например, США — могут претендовать на использование его ресурсов. Однако, в старом и единственном советско-иранском договоре 1940 года Каспий назван озером, а также определены равные и исключительные права на осуществление деятельности в нем двух прикаспийских государств. Несмотря на то, что именно российский канал Волга-Дон имени Ленина делает озеро морем, Россия не разрешает проход по нему иностранных кораблей (в отличие, например, от Турции, которой принадлежит Босфор). Будь то озеро или море, три молодых государства — Казахстан, Азербайджан и Туркменистан — требуют права голоса в вопросе выработки правового статуса водоема, несмотря на то что в 1991 году они приняли на себя обязательство соблюдать договор, подписанный СССР в 1940 году, по которому Иран имеет право претендовать на 50% всего, что есть в Каспии. Но поскольку это, кроме того что несправедливо, еще и невозможно, Тегеран предлагает раздать всем по 20%, на что Россия и Азербайджан не согласны.
Речь идет об очень больших количествах нефти и газа. Россия отклонила иранское предложение уступить часть своих прав постсоветским государствам. И поскольку именно ее географические границы изменились, она против равного деления ресурсов по 20% каждой стране. Москва объединилась с Казахстаном и Азербайджаном, чтобы противостоять Ирану: они предлагают ему удовольствоваться 11%, в связи с чем Тегеран чередует «реальную политику» с пушечной дипломатией: в 2001 году иранцы, не раздумывая, направили два военных корабля с целью изгнать азербайджанские геологоразведочные суда из спорных вод. На данный момент стороны договорились не вести разведку ископаемых на территориях, статус которых не определен.
Тегеран в итоге вообще предпочел заморозить разработку своих месторождений в связи с нехваткой средств и чтобы не ссориться с соседями, и принялся разведывать земли на севере страны, где, похоже, «черное золото» тоже имеется в изобилии.
Иранские власти, несмотря на свой изначальный девиз «ни Восток, ни Запад», после неожиданного захвата американских заложников в посольстве США в Тегеране и его тяжелейших военно-политических, экономических и дипломатических последствий, были вынуждены сотрудничать сначала с СССР, а затем с Россией: будучи членом группы 5+1, которая ведет переговоры по иранской ядерной программе, Москва поддерживает санкции США, направленные против ее южного соседа, и по просьбе Израиля отказывается поставлять в Иран ракетные комплексы С-300 (за что Тегеран подал против нее иск в Международный арбитражный суд).
При этом Иран отклоняет предложение Австрии о покупке газа на 20 миллиардов долларов, чтобы не нарушить фактическую монополию России на поставки газа в Европу. Ему нужна поддержка Москвы, которая смягчала бы давление США, хотя одновременно иранская сторона заявляет, что не признает двусторонние договоры России с другими прикаспийскими странами, потому что все решения должны приниматься всей пятеркой единогласно.
Ясно одно, что отсутствие технологий добычи нефти с морского дна, а также нежелание ссориться с соседями по Каспию, да еще и на фоне кризиса в Сирии и Ираке и при том, что Азербайджан является партнером НАТО (США контролирует азербайджанские нефтяные поля, чего в свое время не смог добиться Гитлер в ходе операции «Блау») и Израиля, заставили Иран искать нефть внутри страны и оставить ту, что в озере, до лучших времен.
Россия укрепляет региональное лидерство
Члены каспийского «квинтета» в восторге: Москва обеспечивает безопасность в регионе и ничего не просит взамен. Это единственная страна, имеющая военно-морские силы в каспийских водах, откуда она влияет на события в Центральной Азии и Ближнем Востоке: может перекрыть свои транспортные пути, чтобы не допустить снабжения чеченских сепаратистов и контролировать скважины и нефтепроводы в регионе после появления здесь западных компаний. Москва, как и век назад, сегодня занимает в регионе лидерские позиции.
США входит в двери и в окна
Включив Азербайджан и Грузию в свою орбиту, США пытается создать азербайджано-туркменский военный блок, чтобы таким образом отделить северную чать Каспия (Россия, Казахстан) от южной (Иран). Вашингтон делает все возможное, чтобы расширить свое присутствие в этой зоне российского влияния, которая соединяет Центральную Азию, Кавказ и Ближний Восток с Европой. Несмотря на провал проекта трансафганского газопровода, американцы не останавливаются — слишком велик соблазн: Министерство энергетики США оценивает запасы нефти в Каспийском море в 17 миллиардов баррелей, газа — в 6, 630 миллиардов кубометров, то есть «достаточные для того, чтобы удовлетворять энергетические потребности США в течение 30 лет» и еще подкинуть немного европейцам. С этой целью Вашингтону необходимо:
* Преодолеть поставленные Россией барьеры. США не удалось ни запустить проект «Набукко», ни построить трансафганский газопровод из Туркменистана, даже заняв Афганистан.
* Признать свое поражение в попытке объединить Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию в рамках ГУАМ (1997), региональной организации, целью которой являлось ослабление влияния Москвы.
* Увеличить количество нероссийских нефтепроводов в регионе. Единственным на данный момент является трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который обеспечивает лишь 1% спроса на мировом рынке нефти.
* Снизить стоимость траспортировки каспийской нефти по трубопроводам, которая на сегодняшний день составляет 13 евро за тонну, в то время как доставка из Персидского залива обходится всего в 3 евро, а из Северного моря — 7.
* Преодолеть политическую нестабильность на Кавказе.
* Положить конец соперничеству Израиля и Саудовской Аравии за использование иранской территории, по которой можно было бы соединить по кратчайшему пути Каспий и Персидский залив: дешево, надежно и можно использовать уже имеющуюся инфраструктуру, или же построить газопровод Иран-Турция-Европа. В действительности Россия тоже заинтересована в том, чтобы существоваля такая труба, которая бы пересекала Иран с севера на юг, но при условии, что текущий по ней газ будет российским. Одной из задач нынешней иракско-сирийской войны, развязанной США, Саудовской аравией и Израилем, является воспрепятствовать строительству газопровода Иран-Ирак-Сирия-Средиземноморье. Иран исключается из задуманной США игры в качестве крупного поставщика углеводородов, даже если отношения Вашингтона и Тегерана нормализуются.
* Построить морской газопровод по дну Каспийского моря от туркменсткого газонефтяного месторождения Галкыныш, второго самого крупного в мире после ирано-катарского Южный Парс. Тогда газ в Европу можно было бы поставлять по территории стран-партнеров НАТО: Азербайджана, Грузии и Турции. Резкие возражения России и Ирана, связанные с экологическими рисками, положили конец проекту.
Путинской альтернативой этому и еще двум десяткам проектов, касающихся поставок из Казахстана и Азербайджана, над которыми работают 11 американских и 24 европейские компании, является трубопровод от Каспия до Черного моря, чтобы оттуда добраться до Балтики и Европы.
При таком положении дел Западу стоит поддерживать хорошие отношения с Россией, Ираном и Турцией, чтобы добром получить доступ в регион.
Черная икра: варварский деликатес
Вокруг богатого нефтью и газом Каспийского моря миллионы людей живут в нищете. Между тем, в море водится более 800 видов рыб, находящихся под угрозой исчезновения, в их числе — осетр. Осетровую икру получают таким способом: вылавливают самку, которая может достигать весьма внушительных размеров, и бьют ее по голове до бессознательного состояния. Вспоров ей живот и достав икру, ее выбрасывают в море, живую или мертвую, если нет возможности продать тушу. Немецкая альтернатива этому варварскому методу тоже не слишком цивилизованная: на рыбофермах самкам осетра делают кесарево сечение, чтобы достать икру. Все 35 лет своей жизни рыбы получают инъекции гормонов, чтобы производство икры в организме — на потребу горстке миллионеров — не прекращалось.
Большая игра за Каспийское море не предусматривает заботу ни о благосостоянии людей, ни об окружающей среде.
«Квинтет» принял решение о строительстве кольцевой железной дороги, предназначенной соединить порты Каспия, а также о проведении совместных учений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в 2016 году.
Море или озеро — есть разница
Каспий может считаться морем с тех пор, как Сталин приказал соединить его в 1948 году со Средиземным морем посредством канала Волга-Дон, который сделал возможным судоходную связь с Азовским и Черным морями. Если это так, то страны, не являющиеся прибрежными — как, например, США — могут претендовать на использование его ресурсов. Однако, в старом и единственном советско-иранском договоре 1940 года Каспий назван озером, а также определены равные и исключительные права на осуществление деятельности в нем двух прикаспийских государств. Несмотря на то, что именно российский канал Волга-Дон имени Ленина делает озеро морем, Россия не разрешает проход по нему иностранных кораблей (в отличие, например, от Турции, которой принадлежит Босфор). Будь то озеро или море, три молодых государства — Казахстан, Азербайджан и Туркменистан — требуют права голоса в вопросе выработки правового статуса водоема, несмотря на то что в 1991 году они приняли на себя обязательство соблюдать договор, подписанный СССР в 1940 году, по которому Иран имеет право претендовать на 50% всего, что есть в Каспии. Но поскольку это, кроме того что несправедливо, еще и невозможно, Тегеран предлагает раздать всем по 20%, на что Россия и Азербайджан не согласны.
Речь идет об очень больших количествах нефти и газа. Россия отклонила иранское предложение уступить часть своих прав постсоветским государствам. И поскольку именно ее географические границы изменились, она против равного деления ресурсов по 20% каждой стране. Москва объединилась с Казахстаном и Азербайджаном, чтобы противостоять Ирану: они предлагают ему удовольствоваться 11%, в связи с чем Тегеран чередует «реальную политику» с пушечной дипломатией: в 2001 году иранцы, не раздумывая, направили два военных корабля с целью изгнать азербайджанские геологоразведочные суда из спорных вод. На данный момент стороны договорились не вести разведку ископаемых на территориях, статус которых не определен.
Тегеран в итоге вообще предпочел заморозить разработку своих месторождений в связи с нехваткой средств и чтобы не ссориться с соседями, и принялся разведывать земли на севере страны, где, похоже, «черное золото» тоже имеется в изобилии.
Иранские власти, несмотря на свой изначальный девиз «ни Восток, ни Запад», после неожиданного захвата американских заложников в посольстве США в Тегеране и его тяжелейших военно-политических, экономических и дипломатических последствий, были вынуждены сотрудничать сначала с СССР, а затем с Россией: будучи членом группы 5+1, которая ведет переговоры по иранской ядерной программе, Москва поддерживает санкции США, направленные против ее южного соседа, и по просьбе Израиля отказывается поставлять в Иран ракетные комплексы С-300 (за что Тегеран подал против нее иск в Международный арбитражный суд).
При этом Иран отклоняет предложение Австрии о покупке газа на 20 миллиардов долларов, чтобы не нарушить фактическую монополию России на поставки газа в Европу. Ему нужна поддержка Москвы, которая смягчала бы давление США, хотя одновременно иранская сторона заявляет, что не признает двусторонние договоры России с другими прикаспийскими странами, потому что все решения должны приниматься всей пятеркой единогласно.
Ясно одно, что отсутствие технологий добычи нефти с морского дна, а также нежелание ссориться с соседями по Каспию, да еще и на фоне кризиса в Сирии и Ираке и при том, что Азербайджан является партнером НАТО (США контролирует азербайджанские нефтяные поля, чего в свое время не смог добиться Гитлер в ходе операции «Блау») и Израиля, заставили Иран искать нефть внутри страны и оставить ту, что в озере, до лучших времен.
Россия укрепляет региональное лидерство
Члены каспийского «квинтета» в восторге: Москва обеспечивает безопасность в регионе и ничего не просит взамен. Это единственная страна, имеющая военно-морские силы в каспийских водах, откуда она влияет на события в Центральной Азии и Ближнем Востоке: может перекрыть свои транспортные пути, чтобы не допустить снабжения чеченских сепаратистов и контролировать скважины и нефтепроводы в регионе после появления здесь западных компаний. Москва, как и век назад, сегодня занимает в регионе лидерские позиции.
США входит в двери и в окна
Включив Азербайджан и Грузию в свою орбиту, США пытается создать азербайджано-туркменский военный блок, чтобы таким образом отделить северную чать Каспия (Россия, Казахстан) от южной (Иран). Вашингтон делает все возможное, чтобы расширить свое присутствие в этой зоне российского влияния, которая соединяет Центральную Азию, Кавказ и Ближний Восток с Европой. Несмотря на провал проекта трансафганского газопровода, американцы не останавливаются — слишком велик соблазн: Министерство энергетики США оценивает запасы нефти в Каспийском море в 17 миллиардов баррелей, газа — в 6, 630 миллиардов кубометров, то есть «достаточные для того, чтобы удовлетворять энергетические потребности США в течение 30 лет» и еще подкинуть немного европейцам. С этой целью Вашингтону необходимо:
* Преодолеть поставленные Россией барьеры. США не удалось ни запустить проект «Набукко», ни построить трансафганский газопровод из Туркменистана, даже заняв Афганистан.
* Признать свое поражение в попытке объединить Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию в рамках ГУАМ (1997), региональной организации, целью которой являлось ослабление влияния Москвы.
* Увеличить количество нероссийских нефтепроводов в регионе. Единственным на данный момент является трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который обеспечивает лишь 1% спроса на мировом рынке нефти.
* Снизить стоимость траспортировки каспийской нефти по трубопроводам, которая на сегодняшний день составляет 13 евро за тонну, в то время как доставка из Персидского залива обходится всего в 3 евро, а из Северного моря — 7.
* Преодолеть политическую нестабильность на Кавказе.
* Положить конец соперничеству Израиля и Саудовской Аравии за использование иранской территории, по которой можно было бы соединить по кратчайшему пути Каспий и Персидский залив: дешево, надежно и можно использовать уже имеющуюся инфраструктуру, или же построить газопровод Иран-Турция-Европа. В действительности Россия тоже заинтересована в том, чтобы существоваля такая труба, которая бы пересекала Иран с севера на юг, но при условии, что текущий по ней газ будет российским. Одной из задач нынешней иракско-сирийской войны, развязанной США, Саудовской аравией и Израилем, является воспрепятствовать строительству газопровода Иран-Ирак-Сирия-Средиземноморье. Иран исключается из задуманной США игры в качестве крупного поставщика углеводородов, даже если отношения Вашингтона и Тегерана нормализуются.
* Построить морской газопровод по дну Каспийского моря от туркменсткого газонефтяного месторождения Галкыныш, второго самого крупного в мире после ирано-катарского Южный Парс. Тогда газ в Европу можно было бы поставлять по территории стран-партнеров НАТО: Азербайджана, Грузии и Турции. Резкие возражения России и Ирана, связанные с экологическими рисками, положили конец проекту.
Путинской альтернативой этому и еще двум десяткам проектов, касающихся поставок из Казахстана и Азербайджана, над которыми работают 11 американских и 24 европейские компании, является трубопровод от Каспия до Черного моря, чтобы оттуда добраться до Балтики и Европы.
При таком положении дел Западу стоит поддерживать хорошие отношения с Россией, Ираном и Турцией, чтобы добром получить доступ в регион.
Черная икра: варварский деликатес
Вокруг богатого нефтью и газом Каспийского моря миллионы людей живут в нищете. Между тем, в море водится более 800 видов рыб, находящихся под угрозой исчезновения, в их числе — осетр. Осетровую икру получают таким способом: вылавливают самку, которая может достигать весьма внушительных размеров, и бьют ее по голове до бессознательного состояния. Вспоров ей живот и достав икру, ее выбрасывают в море, живую или мертвую, если нет возможности продать тушу. Немецкая альтернатива этому варварскому методу тоже не слишком цивилизованная: на рыбофермах самкам осетра делают кесарево сечение, чтобы достать икру. Все 35 лет своей жизни рыбы получают инъекции гормонов, чтобы производство икры в организме — на потребу горстке миллионеров — не прекращалось.
Большая игра за Каспийское море не предусматривает заботу ни о благосостоянии людей, ни об окружающей среде.
Читайте также:
Почему новую ракету назвали "Орешник". Три главные версии
24.11.2024 12:27
Итак, у России новая "малышка". Назвали её в лучших традициях отечественного ВПК. Название очень миловидное, а внутри....ну вы и сами понимаете.
Новости СВО: новый удар «Орешником», 500 «убитых» бойцов КНДР и мобилизация в России
По информации американского Института изучения войны (ISW), Россия в ближайшие дни может снова провести испытания своей баллистической ракеты "Орешник". В отчете института отмечается, что такие испытания могут быть направлены на создание определенного эффекта. Российские источники сообщают о закрытии части воздушного пространства 23-24 ноября для проведения этих испытаний, однако не
Рассекреченный меморандум США: У критиков Кремля есть ужасная привычка падать замертво
Управление директора национальной разведки США опубликовало давно засекреченный меморандум, проливающий свет на "целенаправленное устранение политических противников Владимира Путина
Байден готов. В США раскрыли, когда начнется ядерная война
Президент США Джо Байден в состоянии начать ядерную войну до вступления в должность Дональда Трампа. Ранее газета New York Times сообщила, что президент США Джо Байден впервые санкционировал использование Украиной американских ракет дальнего поражения для ударов вглубь территории России.
"В 2025 году мир утонет в крови". По Сети расползается сообщение от имени The Economist
По русскоязычным Telegram-каналам стало расползаться пугающее сообщение от имени британского журнала The Economist. На нём представлена обложка ноябрьского выпуска с предсказаниями на 2025 год с пугающей фразой: "В 2025 году мир утонет в крови".