Поводок для Германии
Конфликт на Украине показал: несмотря на всю свою экономическую мощь, Германия по-прежнему остаётся послушным вассалом США. Невзирая на явные экономические убытки, недовольство крупного и среднего бизнеса федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, после некоторых колебаний взяла курс на всецелую поддержку санкций против России.
Тем не менее, в немецком обществе происходят процессы, которые в интервью «Свободной прессе» политолог Фёдор Лукьянов назвал изменением самовосприятия немецкого общества.
В частности, осознавая себя политическим и экономическим центром Евросоюза, его локомотивом, немцы всё больше тяготятся тем «грузом вины», который был возложен на них после поражения во Второй мировой войне.
У многих, например, возникает вопрос: почему необходимо выплачивать компенсации не только жертвам фашизма, но и их внукам и правнукам?
Стоит ли ждать, что процессы, происходящие в немецком обществе, в обозримой исторической перспективе приведут к превращению этой страны в самодостаточного игрока в международной политике?
- Моё поколение с школьной скамьи учили отрицательно относиться к тому, что творили фашисты в годы Второй мировой войны, - говорит гражданка Германии Маргарита Зайдлер, известная тем, что побывала в осаждённом украинской армией Славянске. - Это живёт в нашей памяти. Молодое поколение, наверно, не настолько остро это чувствуют. Сейчас акцент на этих исторических событиях в школах не делают. Это плохо. В Германии есть свои вспышки неонацизма.
Надеюсь, что многие немцы очнутся, глядя на то, что происходит в Новороссии. Уже сейчас немало немцев критикует политику канцлера Германии Ангелы Меркель за её поддержку нацизма на Украине. Все понимают, что за её спиной стоят США. Мне известно, что на днях один солдат Бундесвера дезертировал и уехал воевать на стороне Новороссии.
Политически активная часть населения отрезвляется, глядя на то, что происходит в Новороссии. Но в большинстве своём немцы, к сожалению, равнодушны.
«СП»: - Есть ли у немцев ощущение, что их чувство вины за события Второй мировой войны слишком сильно эксплуатируют?
- Такие настроения присутствуют. Я лично также не понимаю, почему немцы должны платить уже тем людям, которых никаким образом не затронули репрессии. И потом, жертвами фашистов становились не только евреи, но и русские, белорусы, да и сами немцы. Но об этом говорить не принято.
Вообще, в Германии до сих пор люди боятся полемизировать на тему Холокоста или хотя бы критично оценивать действия современного еврейского государства Израиль. Были случаи, когда людей увольняли с работы только за попытки высказать свою точку зрения по этим вопросам.
«СП»: - Есть ли предпосылки для того, чтобы Германия, не забывая о преступлениях фашистов, тем не менее стала более самодостаточной страной с независимой от США внешней политикой?
- Это было бы очень хорошо, но власти США делают всё, чтобы этого не произошло. Существует договор 1947 года, о котором многие немцы не знают. Он заключён между властями США и ФРГ и должен действовать до 2099 года. По этому договору правительство Германии не имеет права принимать важных международных решений без согласия США. Поэтому вовсе не удивительно, что Ангела Меркель поддерживает нынешнюю националистическую власть в Киеве и закрывает глаза на преступления этой власти против жителей Донбасса.
«СП»: - На уровне рядовых граждан присутствует недовольство тем, что внешняя политика Германии зависит от того, что скажут в Вашингтоне и поэтому страна вынуждена, в частности, поддерживать нацистов на Украине?
- Да, такое недовольство среди простых людей и отдельных политиков уже наблюдается. Есть организация «Европейский фронт», выступающая против возрождения нацизма. Есть журнал «Компакт». Он единственный на территории Германии, где можно читать объективную информацию о событиях на Украине, да и в других странах. Главный редактор этого журнала часто организует митинги в поддержку Новороссии. В Австрии недавно возник институт имени Александра Суворова. Его создатели хотели бы поддерживать Новороссию и Россию.
Люди начинают объединяться по принципу – с Россией они или с США. Многие европейцы также видят, что католичество теряет свои позиции. Во Франции под предлогом аварийного состояния сносят костелы. Не удивительно поэтому, что всё больше европейцев принимают православие. Я знаю случай, когда два каталонца приняли православие в Новороссии.
- Не только в Германии, но и в Европе в целом меняется отношение к нацизму, говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Долгое время эта идеология была под запретом. Но теперь появились даже те, кто рассматривает Гитлера, как евроинтегратора, замалчивая его преступления.
Долгое время после Второй мировой войны происходила денацификация немецкого народа. Немцев заставляли каяться перед всеми - кроме народов СССР. Старались, таким образом, как бы максимально подавить немецкую идентичность. Однако с образованием Евросоюза произошло возрождение Германии в качестве центра европейского политического и экономического пространства. И немцы несколько воспряли духом.
«СП»: - То, что немцы «воспряли духом» поможет им в обозримом будущем освободиться от влияния США или хотя бы ослабить его?
- Вряд ли. Сейчас в Европе, в том числе в Германии, получают распространение леволиберальные ценности. Это дисгармонирует с ростом национального самосознания. Да, немцы могут ощущать себя центром европейской цивилизации, но при этом исповедовать те моральные ценности, которые не позволят им объединиться на национальной основе.
Даже если немцев при помощи определённых политтехнологий и объединят, то только против России. И это может произойти опять же при поддержке Соединённых Штатов. Да, в Германии, и Европе в целом имеет место усталость от диктата США. Но американцы умеют очень эффективно манипулировать общественным сознанием в тех странах, где им это надо.
Единственный вариант, при котором может произойти ослабление американского влияния на Германию, это если дела неважно пойдут в самих США. Например, Америку поразит мощный экономический кризис. А до тех пор США не дадут европейцам «выскочить» из-под своего влияния.
- Немцы по-прежнему чувствуют свою вину за то, что происходило в годы Второй мировой войны, - считает руководитель Центра германских исследований Института Европы Владислав Белов. - Это впитано за последние десятилетия в их плоть и кровь. Поэтому, кстати, немцы испытали шок, когда Крым был присоединён к России. Они восприняли это, как аннексию.
При этом у немцев возрастает ответственность за свои международные обязательства. От первых лиц Германии можно слышать заявления о том, что страна всё больше будет пытаться оказывать влияние на международные процессы, проявлять инициативу в рамках ЕС и НАТО. Они называют это «культурой ответственности».
«СП»: - В чём это проявляется?
- Одно из первых проявлений – поставки оружия иракским курдам, что вызвало большие дискуссии в стране. Германия заявила также о готовности участвовать в контроле за российско-украинской границей.
Что касается еврейского вопроса, то в Германии существует недовольство практически полным запретом критики в отношении Израиля. Но ведь современный Израиль - очень сложное государство. И воспринимать любую критику в его адрес, как антисемитизм, нельзя.