Цены на бензин в России, которая является одним из крупнейших производителей нефти, как это ни странно, постоянно растут. В сентябре стоимость автомобильного бензина у производителей выросла на 2,5%, после роста на 2,7% в августе, на 5,9% в июле, и еще на 5,5% в июне. А с начала года цены производителей бензина выросли на 27,4%. Самое интересное, что при этом цены производителей нефти снизились на 6,2%. Отчего же выросла цена на бензин?
Как заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, рост цен на бензин в России был сезонным, сейчас закончился, и начнется их снижение. По его мнению, летом на ситуацию оказали влияние такие негативные факторы, как аварии на заводах, сокращение поставок бензина, и растущий курс доллара, но сейчас все стабилизировалось. Свою роль здесь сыграло поручение президента страны главе ФАС Игорю Артемьеву не допустить роста цен на топливо, а также увеличение поставок бензина со стороны нефтяных компаний, а также импорт белорусских производителей.
ФАС в начале октября вынесла первые официальные предупреждения трем компаниям «Газпром нефть», «Газпром нефть региональные продажи» и «РН-Востокнефтепродукт», которые якобы ограничивали поставки бензина в Московский регион и на Дальний Восток.
Однако, как пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник на топливном рынке, в связи с дефицитом бензина Минэнерго решило принять меры для обеспечения страны топливом. Речь идет о том, чтобы обязать нефтяников закупать бензин за границей. Такие распоряжения привязаны к исполнению обязательств по соглашениям всех нефтеперерабатывающих компаний о модернизации НПЗ, но пока предписание получил только «Газпром», и всего на 20 тыс. тонн в месяц.
По словам источника, Минэнерго в начале октября направило в «Газпром» письмо с просьбой импортировать в Россию бензин, так как в 2013 году, когда газовый холдинг переносил сроки модернизации, он давал гарантийное письмо, что в случае необходимости поставит на внутренний рынок бензин из внешних источников.
О том, что Минэнерго располагает такими гарантийными письмами от «Газпрома» и «Роснефти» на импорт бензина, говорил в интервью «Коммерсанту» глава департамента министерства Михаил Грязнов. Гарантийное письмо «Газпрома» предполагает импорт бензина в объеме 250 тыс. тонн в год, что примерно и соответствует месячному импорту в размере 20 тыс. тонн. Аналогичное письмо «Роснефти» предполагает гораздо больше - импорт 1 млн тонн бензина в год, но пока Минэнерго не просило компанию о таких поставках.
В октябре на фоне резкого роста оптовых цен с существенными перебоями в поставках бензина столкнулись сибирские регионы, где остановились несколько АЗС. Но 20 тыс. тонн в месяц – это небольшой объем, он соответствует примерно 20% суточного потребления, или обороту биржевой торговли бензином за два дня. Однако для «Газпрома» он существен — около 10% от объема месячного производства. Газовый холдинг, без учета «Газпром нефти», владеет всего двумя сравнительно небольшими НПЗ в России — Астраханским и Сургутским, чья доля на рынке составляет около 6,5% или 2,4 млн тонн.
По мнению экспертов рынка, компания могла бы закупить этот бензин в Белоруссии, но сейчас сделка может оказаться убыточной. В любом случае, на ситуацию на российском рынке бензина эти допоставки не повлияют - слишком малы.
Нефть в обмен на топливо
Так или иначе, но такие письма равносильны признанию существования проблем с топливоснабжением внутреннего рынка, считают эксперты. И удивляются, что рекомендация об импорте бензина в Россию выдана так поздно - в начале октября, а не несколько месяцев назад, когда была возможность не допустить обострения ситуации.
Впрочем, по данным Минэнерго, сейчас запасы бензина на НПЗ и нефтебазах выросли с 1,55 млн тонн до рекомендованных ведомством 1,75 млн. Кроме того, закончились плановые ремонты на НПЗ крупных компаний. А оптовые цены рынок сам отрегулирует уже к ноябрю, считают эксперты.
Но так ли это будет на самом деле, и почему страна, которая производит свыше 200 млн тонн бензина в год, около половины которого отправляет на экспорт, вынуждена сама закупать его втридорога за границей? Об этом мы спросили директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова.
- Во-первых, насколько я понимаю, речь идет о поставках бензина из Белоруссии, а Белоруссия – какая там заграница?! А во-вторых, нефть в Белоруссии не добывается, она туда поступает в основном из России, правда, есть и доля иностранной нефти. Поэтому если в некоторых российских регионах есть недостаток нефтепродуктов, то почему бы их не завезти из Белоруссии. Единственное, там есть проблемы с пошлинами: нефть отправляется в Белоруссию без пошлин, потому что она член Таможенного союза, а они потом экспортируют бензин с пошлинами, и таким образом на этом зарабатывают. Поэтому там проблема, кому какие пошлины должны достаться. Думаю, с этим связан этот шум в печати из-за импорта белорусской нефти «Газпромом».
— А если посмотреть с точки зрения энергетической безопасности. С Украиной мы тоже были братской страной, а если нечто произойдет в отношениях с Белоруссией? В чем причина такого странного транзита, это не опасно?
- Причина в том, что в Белоруссию всегда поставлялась российская нефть, у неё своей нет по определению. Кроме того, нет порта, чтобы осуществлять другие способы ее поставки, поэтому они сидят на нашей трубе, как, например, Словакия или Германия в Европе. Туда идут российские трубы, по которым поставляют нефть тот же «Газпром» или «Роснефть», и если ее не поставлять, то куда девать? Это нормальная схема взаимопоставок, она работает уже давно, и ничего тут опасного нет.
— Некоторые эксперты считают, что импорт бензина говорит о проблемах его дефицита на российском рынке. Не из-за этого цены на топливо у нас росли, начиная с весны?
- Нет, проблема роста цен не связана с дефицитом бензина. Никакого дефицита бензина у нас на рынке нет и не будет. Рост цен был связан с тем, что закрылись на модернизацию ряд НПЗ в Сибири, и местные заправки не покупали бензин, который доставлялся из других регионов России, потому что им это было невыгодно. То есть, причина не в недостаточных поставках топлива, и не в его дефиците в стране. Ну, а общий рост цен в стране связан с падением курса рубля, с инфляцией, с налогообложением и с прочими техническими вопросами, а не с недостатком нефти. По данным ЦДУ ТЭК, за январь – август производство бензина в России снизилось на 1,6% по сравнению с прошлым годом. Столь значительное снижение связано с тем, что произошла авария на Ачинском НПЗ, которая привела к тому, что российский рынок недополучил 100 тыс. тонн бензина в месяц. Кроме того, почти на месяц позже вышел из-за ремонта Ярославский НПЗ. В результате, на начало сентября рынок недополучил уже около 600 тыс. тонн бензина. Однако, по сведениям Минэнерго, эта недостача была компенсирована снижением экспорта на 20% и увеличением импорта в 1,5 раза, а также увеличением производства бензина в сентябре ЛУКОЙЛом и «Газпром нефтью».
Но поставки топлива из Белоруссии нам все же здорово помогают. За девять месяцев было поставлено 1,2 млн тонн белорусского бензина. По сведениям Минэнерго, на этот год запланирована поставка 2,1 млн тонн, но в ведомстве ожидают, что поступит 1,5 млн тонн. И этого будет вполне достаточно, считают чиновники, чтобы спокойно пройти ремонты НПЗ и не нарушить равновесия на рынке бензина. Вот только вопрос цены белорусского топлива пока не решен. Да и не верится, чтобы цены на бензин у нас в стране снижались…
Уважаемые читатели! Предлагаем Вам подписаться на наши новости Вконтакте или Твиттере.
Российские военные с боями продвигаются у Дзержинска (Торецка), основные бои начались у города, сообщил сегодня глава Донецкой народной республики Денис Пушилин.
На пути к новой Ялте: О чём будут говорить Путин и Трамп? Политолог Вадим Сипров обратил внимание на главное послание, которое сделал наш президент Дональду Трампу. А именно то, что Россия не намерена отказываться от своих глобальных политических целей.
Есть одно свойство, общее всему роду человеческому — подспудное желание выдавать желаемое за действительное. По-английски это называется wishful thinking. Отделаться от этого практически невозможно, но возможно его — это желание — контролировать. Особенно в ситуациях, когда вопрос стоит по-гамлетовски: быть или не быть?