Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству разрешила холдингу «Вертолеты России» самостоятельно заключать с иностранными заказчиками контракты на поставку запчастей и сервисное обслуживание боевой техники. В перспективе аналогичные права получат все холдинги госкорпорации «Ростех», а затем и остальные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Фактически же наметившиеся перемены означают серьезное усовершенствование сложившейся еще в 1990-х годах довольно уязвимой системы российского военного экспорта.
Система
К концу позапрошлого десятилетия в России работали два государственных посредника, отвечавшие за проведение переговоров о поставке продукции военного назначения за рубеж, — «Росвооружение» и «Промэкспорт». В ноябре 2000 года вышел президентский указ, которым создавался единый государственный посредник по экспорту и импорту военной продукции — «Рособоронэкспорт». Впрочем, реформирование организационной структуры потребовало несколько лет, и окончательно существующая система военного экспорта России сложилась только к 2007 году.
Следует отметить, что несмотря на создание единого государственного посредника, предприятия оборонно-промышленного комплекса все же могли самостоятельно продвигать свою продукцию на внешнем рынке, вести переговоры и заниматься поставками вооружений и военной техники. В декабре 2006 года и эта традиция была отменена. Указом президента единственным в стране полноправным экспортером вооружений и военной техники стал «Рособоронэкспорт». Эта госкомпания и сегодня имеет право участвовать в переговорных процессах и поставлять за рубеж полный спектр российской военной продукции. На ее долю в настоящее время приходятся более 80 процентов всего объема экспортных поставок вооружений и военной техники, запчастей и различных связанных услуг.
Сегодня «Рособоронэкспорт» входит в состав госкорпорации «Ростех», которая имеет право заниматься рекламой военной продукции за рубежом, маркетингом, а также организацией и проведением оружейных выставок. Кроме того, существует список так называемых субъектов военно-технического сотрудничества, в который до недавнего времени входили 26 компаний и предприятий. Три предприятия — Объединенная судостроительная корпорация, «Оборонсервис» и «ОАК-Транспортные самолеты» — могут действовать только в рамках заранее одобренных совместных проектов с иностранцами. Речь, в частности, идет о создании военно-транспортных самолетов, крылатых ракет и пакетов модернизации уже поставленной техники.
За исключением «Рособоронэкспорта» и «Ростеха», остальные — 21 компания — могут заниматься только поставками за рубеж запчастей, различных агрегатов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и модернизации военной техники, а также подготовкой технического и военного персонала. При этом, многие предприятия, не имеющие сильных маркетинговых отделов, предпочитают прибегать к услугам «Рособоронэкспорта», обладающего бо́льшим опытом в ведении переговоров с учетом международной политической обстановки, нежели самостоятельно договариваться с иностранными заказчиками.
В этот список из 21 компании входят РСК «МиГ», Конструкторское бюро приборостроения, «НПО машиностроения», Конструкторское бюро машиностроения, ФНПЦ «Прибор», НПЦ газотурбостроения «Салют», «Сухой», ГНПП «Сплав», НПО «Квант», Уральский оптико-механический завод имени Яламова, «Уралвагонзавод», центр судоремонта «Звездочка», «Адмиралтейские верфи», корпорация «Аэрокосмическое оборудование», Новосибирский приборостроительный завод, корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн ПВО «Алмаз-Антей», Авиационный комплекс Ильюшина, корпорация «Оборонпром», ГНПП «Базальт» и концерн «Вега».
Все это экспортное разнообразие контролирует Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. В ее задачи входит контроль и надзор в области экспортных и импортных поставок продукции военного назначения, включая принятие решений о ввозе или вывозе вооружений и техники, выдаче лицензий на экспорт субъектам военно-технического сотрудничества или об организации выставок и демонстрации военной продукции. Все решения службы в обязательном порядке одобряются президентом России.
При этом казалось бы строго упорядоченная и прочная система имела один серьезный изъян. Несмотря на четкое регулирование всех экспортных поставок как готовой продукции военного назначения, так и запчастей, внимания ремонту и сервисному обслуживанию поставленной за рубеж техники практически не уделялось. Об этом еще в феврале 2011 года говорил Михаил Дмитриев, занимавший тогда пост директора ФСВТС. По его словам, при СССР сильно недооценивались преимущества ремонта и модернизации поставленной техники, поставки запчастей, инструментов и разного рода принадлежностей, и уже в России «преодолеть это наследие оказалось не так просто». В результате покупатели нередко предъявляли российской стороне претензии по части послепродажного обслуживания и взаимодействия.
Реформа
Тогда же, в 2012 году российский президент Владимир Путин отметил, что систему послепродажного и сервисного обслуживания военной техники, произведенной в России и поставленной за рубеж, следует «серьезно усовершенствовать». «Подготовка контрактов, рассмотрение официальных обращений от покупателей, разного рода согласования порой тянутся слишком долго. Нам нужен четкий и оперативный механизм согласования и принятия решений, сами принципы работы должны стать более гибкими», - отметил Путин, добавив, что некоторые предприятия уже получили право заключать контракты с иностранными заказчиками напрямую (вероятно, речь шла о списке ФСВТС субъектов военно-технического сотрудничества).
«Практика показывает, что такой подход эффективно работает, отдельные предприятия оборонно-промышленного комплекса получили права на прямой экспорт запчастей, осуществление ремонта и обслуживания ранее поставляемой техники, в результате чего объемы экспорта сервисных услуг возросли. Качественный сервис, послепродажное обслуживание техники, обучение специалистов - это важнейший фактор продвижения нашего оружейного экспорта», - рассказал президент, впрочем, не уточнив, каким образом планируется усовершенствовать систему послепродажного и сервисного обслуживания.
Первые реальные шаги в направлении усовершенствования и реформирования действующей системы военного экспорта были предприняты лишь в середине 2014 года. В июле было опубликовано постановление президента России №232-рп, на основании которого Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству разрешила холдингу «Вертолеты России» заключать экспортные контракты с иностранными заказчиками без посредничества «Рособоронэкспорта». Соответствующее свидетельство холдингу выдали 9 октября 2014 года.
В самом холдинге «Ленте.ру» рассказали, что «Вертолеты России» получили право экспортировать запчасти, комплектующие, техническую документацию, услуги по ремонту, сервисному обслуживанию и модернизации техники. Кроме того, холдингу разрешили и самостоятельно создавать с иностранцами совместные предприятия, включая центры обслуживания вертолетов, а также импортировать продукцию, необходимую для производства техники. При этом «Рособоронэкспорт» по-прежнему будет проводить с иностранцами переговоры и подписывать контракты на поставку готовых военных вертолетов. Таким образом, «Вертолеты России» стали 27-м субъектом военно-технического сотрудничества в списке ФСВТС.
«Право на осуществление внешнеторговой деятельности позволяет "Вертолетам России” укрепить позиции на традиционных рынках, а также дает возможность расширить свое присутствие в мире путем выхода на новые рынки через систему послепродажного обслуживания. При этом, если опыт холдинга окажется таким же успешным, как мы ожидаем, мы будем рассматривать возможность масштабирования этой схемы на другие предприятия корпорации», — заявил Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Ростех», в которую входят «Вертолеты России». При этом он отметил, что соответствующее предложение уже обсуждается с президентом России Владимиром Путиным.
По словам генерального директора вертолетного холдинга Александра Михеева, новый статус позволит «Вертолетам России» существенно увеличить рентабельность. С этой целью, в частности, в 2015 году планируется открыть сервисный вертолетный центр в Египте, а в 2016-м — в Бразилии и Перу.
Со временем практику «Вертолетов России» перенесут и на другие предприятия оборонно-промышленного комплекса. В частности, ответственность российских компаний за сервисное обслуживание поставляемой военной техники будет согласовываться и прописываться в основном контракте. По словам Чемезова, это означает, что ответственность за обслуживание экспортированных кораблей будет нести Объединенная судостроительная корпорация, а самолетов — Объединенная авиастроительная корпорация.
Оценки
Следует признать, что реализация реформы началась своевременно. В условиях нарастающего санкционного давления на Россию и ужесточения конкуренции на рынке вооружений, военной техники и их сервисного обслуживания, снижения цен на российскую нефть и намечающейся финансовой стагнации, трудно поддерживать высокие объемы экспорта. Своего рода отрицательное влияние на экспорт российских вооружений оказывает и действующая госпрограмма вооружений. Фактически предприятия поставляют готовую продукцию в первую очередь российским Вооруженным силам, а уже потом за рубеж. В частности, по итогам 2013 года Россия в очередной раз нарастила объемы экспорта вооружений и военной техники, однако относительно предыдущих лет темпы увеличения объемов поставок значительно замедлились.
В прошлом году общий объем экспорта российских вооружений и военной техники составил 15,7 миллиарда долларов, что почти на 600 миллионов долларов больше показателя 2012 года. По линии «Рособоронэкспорта» экспорт вооружений и военной техники достиг 13,2 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с годом ранее всего на 200 миллионов. Эти данные (особенно разница между общим объемом военного экспорта и поставками «Рособоронэкспорта») позволяют говорить о том, что уже в прошлом году российские предприятия начали активнее зарабатывать на сопутствующих услугах — ремонте и сервисном обслуживании готовой техники.
В нынешних условиях, когда объемы поставок готовой продукции за рубеж на протяжении ближайших трех-четырех лет, по прогнозу ФСВТС, расти практически не будут, увеличить прибыль от военного экспорта можно будет как раз благодаря сервисной составляющей. При этом предоставление предприятиям статуса субъектов военно-технического сотрудничества будет означать увеличение их ответственности перед заказчиками и возникновение по ряду поставляемых систем конкуренции.
Польза от такой схемы заключается не только в том, что предприятиям не придется платить процент «Рособоронэкспорту» по заключаемым сервисным контрактам. Предприятия смогут сформировать и собственные сильные маркетинговые отделы, а конкуренция в самом лучшем случае приведет к расширению спектра оказываемых компаниями услуг. И главное сейчас — не проиграть рынок странам бывшего СССР, социалистического блока и Китаю, все чаще предлагающим собственные варианты модернизации вооружений и военной техники советского и российского производства.
Уважаемые читатели! Предлагаем Вам подписаться на наши новости Вконтакте или Твиттере.
Есть мнение, что новейшая ракета попала по цехам днепропетровского завода, где делают ОТРК "Гром-2" и дальние БПЛА. И всё бы ничего, если бы в Сети не появились противоречивые инсайды. Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник", рассказали очевидцы и подполье.
Президент США Джо Байден в состоянии начать ядерную войну до вступления в должность Дональда Трампа. Ранее газета New York Times сообщила, что президент США Джо Байден впервые санкционировал использование Украиной американских ракет дальнего поражения для ударов вглубь территории России.
Зачем Шольц звонил Путин прямо перед ударами ATACMS по Брянской области? Политолог Георгий Бовт считает, что у немецкого политика было несколько мотивов. Один из них - внутриполитический, показать, что он вообще может разговаривать с Москвой. А второй - набрать очки на внутриполитической поляне, выставив какие-то условия Путину. И если в первом случае он добился того, чего хотел, то вот с