В настоящее время американская армия не готова к будущим войнам. Такой вывод сделали некоторые американские военные эксперты из выступлений ряда высокопоставленных чиновников Пентагона на состоявшейся в середине октября очередной встрече членов Ассоциации Армии США.
Ассоциация является частной организацией, оказывающей необходимую поддержку действующим военнослужащим, представителям Национальной гвардии и резерва СВ США, инвалидам, ветеранам и членам их семей, а также служащим. Комментировавшие выступления руководителей Пентагона и СВ аналитики выделили несколько причин, которые не позволят Армии США одерживать победы в грядущих войнах.
Отсутствие политической и военной культуры
Как полагают американские эксперты, сегодня одной из главных причин, препятствующих американским ВС эффективно выполнять свои задачи в будущих войнах, является отсутствие действенной политической и военной культуры как у военнослужащих самых различных рангов, так и у парламентариев, принимающих окончательные решения по направлениям военного строительства.
Когда инициатор создания полностью добровольческих ВС будущий президент США Ричард Никсон 18 октября 1968 года пообещал в одном из своих выступлений полностью отказаться от призыва на военную службу после окончания войны во Вьетнаме, никто ни в Пентагоне, ни в Конгрессе не понимал, что военнослужащие таких ВС могут полностью утратить моральные мотивы добровольного служения своему Отечеству.
Тогда никто из политиков и военных ни одного слова не проронил о том, что контрактная армия фактически будет состоять из наемников, то есть людей, основным мотивом деятельности которых будут являться только финансовые перспективы и льготы, а не верность Отечеству, которое необходимо защищать.
В июне 1974-го все виды ВС США объявили о 100-процентной укомплектованности своих штатов контрактниками. Но тогда еще никто из политиков и военных даже и не представлял себе, что в следующий раз заявления о подобном достижении могут появиться только в 2009 году, то есть через 35 лет после внедрения в жизнь идеи Никсона.
На самом деле в реализации этого направления строительства ВС американские политики и военные столкнулись с огромными проблемами и не раз рассматривали вопрос о возврате к призыву. Еще в начале 80-х годов Ричард Никсон говорил о том, что «совершил большую ошибку, когда отменил призыв». А влиятельный американский журнал «Ю.С. Ньюс&Уорлд Репорт» в начале 1982 года отмечал, что «когда Рейган пришел к власти 16 месяцев назад, многие аналитики списали добровольную армию как неосуществимую затею». В настоящее время возможность возникновения такой ситуации полностью подтвердилась. Сегодня соответствующим рекрутским службам СВ удается с большим трудом комплектовать воинские подразделения.
Совершенно очевидно, что в условиях сокращения военного бюджета МО не будет хватать финансовых средств не только на ежегодное повышение расходов на денежное содержание личного состава в темпе, взятом после 2001 года, но и скорее всего даже на простое поддержание их на нынешнем уровне. В 2011 году ассигнования на содержание личного состава были увеличены на 1,4% и стали наименьшими с 1973 года. А вот в 2010 году эта цифра составляла 3,9%.
В различных видах и родах войск ВС США сегодня служит менее 1% американского населения. А из каждых пяти американских парламентариев только один когда-либо проходил военную службу. Таким образом, когда руководство Армии предупреждает их о том, что сокращение военных расходов ведет к снижению боевой готовности войск, большинство конгрессменов и сенаторов не придают никакого значения тому факту, что льготы, которые должны получать их избиратели-военнослужащие, необходимо сохранять. Они полностью не осознают и угроз Америке извне, чувствуют себя в безопасности и не понимают, какое негативное влияние в военных условиях недостаточная подготовка личного состава и отсутствие необходимого материально-технического обеспечения могут оказать на исход боевых действий. Законодатели, конечно, предпринимают некоторые меры, чтобы сохранить численность войск в необходимых масштабах и как-то сохранить их льготы. Однако большую часть сенаторов и конгрессменов заботит не столько победа в будущей войне, сколько стремление обеспечить себе голоса военных избирателей и выиграть очередные выборы.
Новые технологии в опале
Основными опорными столбами, на которых держится военная мощь Пентагона, является подготовка личного состава и оружие, созданное на базе новейших технологий. Армии многих стран имеют большую численность личного состава, но ни одна из них не может сравниться с ВС США по уровню профессиональной подготовки личного состава и степени оснащенности современным вооружением и военной техникой (ВВТ).
Однако технологическое превосходство ВС США все ближе и ближе подходит к своему концу. Это, по мнению ряда американских военных экспертов, объясняется тем, что начиная с времен правления Рональда Рейгана каждый последующий президент делал ставку на увеличение числа привилегий для военных специалистов, а не на модернизацию ВС в целом.
Сегодня бюджет СВ, выделяемый на закупки новых ВВТ, составляет одну десятую федерального бюджета. В последние годы поочередно одна за другой закрывались программы создания и закупок ВВТ следующего поколения, поскольку для их реализации было недостаточно средств. Руководители этого вида ВС США считают, что адекватное финансирование процессов разработки новейших технологий не начнется ранее середины следующего десятилетия. В связи с этим, полагают некоторые обеспокоенные состоянием войск политики в Вашингтоне, вполне вероятно, что такие страны, как Китай, могут создать военные технологии, нисколько не уступающие американским.
Недооценка личного состава резервных компонентов
Большая часть американских солдат и офицеров, включенных в списки Министерства СВ, не служит в регулярных войсках. Они входят в состав армейского резерва и Национальной гвардии. Эти категории военнослужащих обходятся Пентагону значительно дешевле, чем личный состав регулярных войск, поскольку им выделяются меньшие средства на здравоохранение и решение жилищных проблем. Кроме того, они получают меньше льгот при выходе на пенсию. Военнослужащие этой категории используются МО для пополнения воинских подразделений, решающих боевые задачи, или в тех случаях, когда необходимо оказать помощь Министерству внутренней безопасности, полиции и другим федеральным органам при ликвидации стихийных бедствий, при возникновении социальных беспорядков и в других чрезвычайных ситуациях.
Около 300 тыс. представителей армейского резерва и Национальной гвардии ВВС были призваны на действительную службу во время войны в Ираке. Однако в настоящее время ВС США в связи с сокращением ассигнований испытывают серьезные трудности в комплектовании войск резервными компонентами. Представитель Центра новой американской безопасности, отставной генерал-лейтенант Дэвид Барно, в 2003–2005 годы возглавлявший Международные силы содействия безопасности в Афганистане, недавно заявил, что в сложившейся ситуации специалисты Национальной гвардии имеют более высокую профессиональную подготовку, например в таких областях, как кибернетическая безопасность, чем их коллеги из регулярных войск. Он также отметил, что в ближайшее время профессиональная подготовленность может стать значительно выше, и они будут обладать большими боевыми навыками, чем военнослужащие регулярных войск. Однако в полной мере боевой потенциал резервных войск, подчеркнул генерал, не сможет быть использован до тех пор, пока руководство СВ и других видов ВС будет относиться к таким военнослужащим как к соперникам, а не как к партнерам.
Недоработки военной стратегии
Одним из самых слабых мест военной стратегии Пентагона, действующей в течение нескольких последних лет, эксперты считают явно просматривающееся игнорирование его лидерами необходимости знания подчиненными солдатами и офицерами регулярных войск обычаев и языков населения тех государств, безопасность которых вызвалась обеспечить Америка. Если войска не имеют никакого представления об обычаях и нравах народов, которые они защищают, и не владеют их языками, то в ходе ведения боевых действий они обязательно будут совершать трагические ошибки. И это будет неизбежно и всегда будет происходить в тех случаях, когда политические лидеры, исчерпав все остальные средства урегулирования противоречий с другими странами и не получив желаемых результатов, будут рассматривать «сапог солдата» как последний аргумент в разрешении конфликтов. При этом они своими действиями не дают бойцам возможности ознакомиться с теми странами, на территории которых они должны воевать.
В американских ВС готовят специалистов, которые должны проходить службу за пределами Америки. Им преподают страноведение, они изучают культуру и обучаются языкам народов, на территории которых они будут находиться в течение установленных сроков. Однако такие военнослужащие после получения соответствующих дипломов, как правило, работают в посольствах, не включаются в состав боевых подразделений и непосредственно не участвуют в боевых операциях.
За тот значительный срок, который прошел после трагических атак боевиков «Аль-Каиды» на Америку 11 сентября 2001 года, в боевых частях Пентагона появилось очень мало специалистов по Ближнему Востоку, Северной Африке и Южной Азии.
В начале прошлого года руководство Пентагона создало из специалистов Армии, Корпуса морской пехоты и Командования специальных операций Специализированную группу по стратегии ведения войн на сухопутных ТВД. Эксперты группы установили, что успешный исход проведения операций в таких войнах и победа в них может в значительной мере зависеть от того, насколько заблаговременно до начала боевых действий соответствующие воинские контингенты были передислоцированы в регионы будущих конфликтов. Если внедрить практику направления соответствующих подразделений в места будущих боевых действий задолго до начала конфликта, то они будут иметь возможность установления контактов с местным населением и сбора всех необходимых разведывательных сведений для последующего успешного проведения необходимых операций. Однако такая стратегия, по мнению специалистов, потребует от руководителей СВ постоянного поддержания возможности направления войск в такие регионы, где в настоящий момент в них нет никакой непосредственной необходимости. А в современных условиях секвестра военного бюджета это просто невозможно. По всей видимости, в таком состоянии американская Армия будет пребывать еще достаточно много лет.
Недостатки воспитания и обучения личного состава
На современном этапе американская Армия и ее резервные компоненты укомплектованы достаточно образованными и внутренне мотивированными на прохождение службы солдатами, имеющими собственные взгляды на пребывание в войсках. Однако общие подходы соответствующих учебных и воспитательных органов СВ часто воздействуют на взгляды своих подчиненных в рамках установленной практики, которая не полностью соответствует всему спектру потенциальных угроз национальной безопасности США. Сегодня некоторые военнослужащие уже прекратили формулировать и направлять командованию свои требования к необходимым им вооружениям, которые иногда были слишком высокими и даже невыполнимыми. Другие бойцы перестали изучать будущие угрозы Америке, которые не полностью соответствуют установленным приоритетам обучения и армейского воспитания. В связи с этим будущие наставники воинов СВ должны использовать совершенно новый, не ортодоксальный инструментарий обучения и воспитания военнослужащих.
В настоящее время основной проблемой для руководства Армии США в подготовке к будущим войнам является отсутствие адекватного финансирования. И хотя целый ряд стоящих перед ним задач военного строительства и может быть эффективно решен с привлечением минимального количества дополнительных средств, как утверждают эксперты, крайне важен тот факт, что в независимости от того, останется ли в силе закон «О контроле бюджета» или он будет изменен, в обозримом будущем Армия не будет располагать достаточным количеством ресурсов для комплектования, обучения и вооружения своих подразделений.
В преамбуле к Новой оперативной концепции Армии, опубликованной в начале октября этого года, говорится, что СВ будут обладать «достаточными ресурсами для того, чтобы сохранять боевую готовность, требуемую структуру подразделений и проводить модернизацию, необходимую для того, чтобы обеспечить выполнение всех требований стратегии национальной безопасности». Однако подобные заявления носят эмоциональный, а не реалистичный характер, считают эксперты. Что и подтвердил начальник штаба СВ США генерал Раймонд Одиерно. Он заявил, что в силу недостатка средств СВ приходится переходить от коллективной к индивидуальной подготовке военнослужащих. Однако, по его словам, боеготовность Армии повышается очень низкими темпами. Генерал также отметил, что СВ должны каждый год получать все необходимые ассигнования для обеспечения боеготовности, но с огорчением заметил, что «этого, видимо, не произойдет».
По мнению экспертов, руководители Армии должны стать более предприимчивыми в проведении мероприятий по обеспечению готовности к войнам будущего. Им также следовало бы объяснить мало ориентирующимся в военных вопросах политикам, что в конечном счете будет означать для американских граждан такая ситуация, когда Армия США будет не способна вести боевые действия в предстоящих войнах.
Уважаемые читатели! Предлагаем Вам подписаться на наши новости Вконтакте или Твиттере.
Президент США Джо Байден в состоянии начать ядерную войну до вступления в должность Дональда Трампа. Ранее газета New York Times сообщила, что президент США Джо Байден впервые санкционировал использование Украиной американских ракет дальнего поражения для ударов вглубь территории России.
Немцы не оставляют попыток нанести военный урон России. Правда, руками украинцев. В декабре Берлин намерен передать Киеву 4000 "охотников на русские танки".
Зарубин опубликовал видео с Путиным после его заявления об испытании "Орешника". Стало известно, что осталось за кадром знаменитой речи президента России.
По русскоязычным Telegram-каналам стало расползаться пугающее сообщение от имени британского журнала The Economist. На нём представлена обложка ноябрьского выпуска с предсказаниями на 2025 год с пугающей фразой: "В 2025 году мир утонет в крови".