Регистрация

У Арктики в плену

29.10.2014  16:59
1 734
0


Почему Россия слабо развивает транспортный флот самого перспективного водного пути?

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Об освоении Арктики её и огромной важности для развития России не говорил у нас в стране в последние годы, кажется, только ленивый. На ней «завязаны» сегодня многие важные экономические проекты страны. Не удивительно, что всё, связанное с этим северным регионом, привлекает внимание всего мира.


Не стал исключением и международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», прошедший в Архангельске на минувшей неделе. Он собрал около 200 специалистов - как экспертов из ключевых российских министерств (энергетики, промышленности и торговли, морского флота, так и представителей ведущих «арктически-заинтересованных» компаний. Не только отечественных - «Газпрома», «Лукойла», «Атомфлота» - но и зарубежных. Из последних наиболее заинтересованными оказались те фирмы, которые специализируются на добыче и переработке нефти и газа. В частности, норвежские и французские. А также транспортники. Морские арктические перевозки – одно из самых, как считается, перспективных на сегодня направлений для многих государств.

А где морские перевозки – там и флот. Северный морской путь (СМП) всё более востребован в мире. Для многих государств он становится едва ли не самым привлекательным. Не говоря уже о России. Вопрос в том, насколько сама хозяйка кратчайшего морского пути из Западной Европы на Дальний Восток и в Азию, готова к транспортному его освоению?

Этот вопрос корреспондент «СП» задала, ознакомившись с итогами международного форума, нескольким известным в своей области специалистам.

Один из них - Владимир Арутюнян, начальник управления флота ФГУП «Атомфлот». Он был основным докладчиком по данной теме в Архангельске. Мой звонок застал его на рабочем месте в Мурманске. Как признался Владимир Грачавич, «за изучением и осмыслением прозвучавших на форуме докладов, а также дискуссий с коллегами».

— Как мне сказали организаторы, ваше выступление оказалось самым пессимистичным. Неужели всё так плохо с нашим арктическим флотом?

- Я бы сказал несколько иначе: всё не слишком хорошо. Потому что тот флот, который у нас имеется, практически полностью себя исчерпал. А современного, способного выполнять те серьезные задачи, которые ставит перед нами в Арктике президент РФ Владимир Путин, пока нет. Мы тут сильно запаздываем.

— Разве совсем ничего не строится? В мае текущего года я общалась с директором Выборгского судостроительного завода, он говорил о возрождении судостроительной промышленности, работающей, в том числе, на Арктику, о ледоколах нового поколения…

- Ледоколов тоже пока недостаточно. Особенно если иметь в виду перспективы строящегося сейчас ускоренными темпами нового порта у поселка Сабетта на Ямале. Уже в 2017 году грузооборот там должен составить 5 млн. тонн в год с перспективой увеличения до 15-16 млн. тонн в год. Процесс отгрузки на данном уникальном для нашей страны промышленном комплексе будет, как предполагается, непрерывным. Потребуется задействовать не менее 5-7 ледоколов. А у нас на всем арктическом побережье сейчас столько не работает. Да, новый современный атомный ледокол сейчас строится, но работы на нем планируется завершить только к 2018 году… Если же говорить о флоте транспортном, который должен перевозить по Арктике грузы, то его строительством никто не занимается. А то, что ещё имеется, дожило с советских времен, в ужасном состоянии, потому что отработало свой ресурс.

Некоторые специалисты говорят, что для работы в арктических морях и перевозки грузов можно использовать так называемые суда с бульбами. Это суда с выступающей частью корпуса, они перемещаются в основном на буксирах, что создает немалые проблемы для грузоотправителей и грузополучателей. Надо понимать, что арктические воды всё более востребованы у разных зарубежных государств. Для меня совершенно очевидно, что тот, кто займет эту нишу, будет первым во всем. И я боюсь, что иностранцы сделают всё быстрее нас.

Не все специалисты согласны с В. Г. Арутюняном. Считают, что тот «несколько сгущает краски». Так, директор государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, к слову, не раз сам бывавший в Арктике, убежден, что «арктический флот у нас не только есть, но и развивается».

- Может быть, развивается не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, но на месте точно не стоит, - говорит Виктор. - Активно строятся ледоколы, в том числе, атомные, без которых в тех суровых краях не обойтись. Серию танкеров строит, насколько я знаю, «Совкомфлот». Спущено на воду, кажется, уже семь судов из запланированных к 2018 году пятнадцати. Было бы, как говорится, что вывозить!

— Говоря о застое с арктическим флотом, Владимир Арутюнян имел в виду, как я поняла, обычные транспортные корабли, необходимые для доставки грузов по Северному морскому пути.

- За последние 10-15 лет ситуация изменилась. Суда для традиционных грузов стали менее востребованы. Так не только у нас, но во всем мире. На первое место вышли нефть, газ, руда, а для них нужен специализированный транспорт. Его строят у нас по заказам заинтересованных компаний - «Газпрома», «Роснефти», некоторых других.

— С другой стороны, там, на Крайнем Севере, в российских портовых поселках, живет немало людей. Не на танкере же доставлять им питание, одежду…

- Населенных пунктов в тех суровых краях осталось немного. Те, что остались, малолюдны. Все необходимое проще, то есть, дешевле, доставлять, во-первых, по хорошо развитой речной системе, а во-вторых, на дизель-электроходе «Сомов». Раз-два в год «Сомов» ходит по СМП, выполняя как раз задачу снабжения населения.

— Свой первый рейс это судно совершило, если не ошибаюсь, в далеком 1975 году.

- Да, оно старенькое, участвовало в десятках Антарктических экспедиций и несчетное количество раз Арктических. Но ещё вполне надежное. Ситуация, как я сказал, с «транспортниками» сейчас изменилась. В большей степени востребованы специализированные суда. Многое станет ясным после того, как на полную мощность в порту Сабетта на Ямале заработает завод по переработке сжиженного газа. В нем заинтересованы как Россия, так и её западные партнеры. Он даст, как предполагается, толчок к развитию северных территорий. Но, опять-таки, потребуется ли для тех территорий именно транспортный арктический флот? Время покажет.

В чем я соглашусь с коллегой Арутюняном, так это в том, что темпы развития данного флота оставляют желать лучшего. Но я сравниваю с тем, как было лет 20-25 назад. Теперь точно не хуже. Развитие идет, это важно. Спасибо нефти и газу!

Ещё один наш собеседник – Владислав Голдин, профессор кафедры регионоведения и международных отношений Северного (Арктического) федерального университета им. М. Ломоносова.

- Арктический флот у нас есть, что бы там кто не говорил, - убежден Владислав Иванович. – Другое дело, что если мы и в дальнейшем хотим главенствовать в Арктике, то, безусловно, должны его развивать ускоренными темпами. Прежде всего, строя суда с ледостойкой обшивкой корпуса. Это сейчас одно из самых перспективных в мире направлений в судостроении. И над этим, насколько я знаю, отечественные корабелы уже работают. Сразу нужно решать и другую острейшую проблему: портов приписки наших новых кораблей. Это должны быть, безусловно, российские порты, а не офшоры. Вообще, чтобы успешно осваивать Арктику, проблемы нужно решать на государственном уровне и в комплексе. А для начала - изменить отношение к нашим северным территориям. Они должны превратиться в комфортные для проживания узлы арктического освоения.

— Владислав Иванович, насколько востребован мировыми державами Северный морской путь?

- Всё более и более востребован. Насколько я помню, в последние годы существования СССР грузооборот по СМП доходил до 6 млн. тонн ежегодно. В перестроечное десятилетие он снизился. Сейчас опять «набирает обороты». Недавно президент РФ Владимир Путин озвучил цифру в 5 млн. тонн, к которой нужно стремиться отечественному арктическому флоту. В перспективе же реально довести эту цифру до 50 и даже до 100 млн. тонн. Динамика сейчас положительная. Очень заинтересованы в Северном морском пути китайцы, Япония, Норвегия.

— И те, и другие говорят при этом о проблемах с логистикой…

- Да, есть такая проблема. Логистика пока одно из самых слабых мест у нас в «Арктических делах». Скажем, отправил Китай груз из Шанхая в норвежский Тронхейм. А возвращаться, что ж, порожними? Не выгодно! Нужны порты для новых загрузок. Севморпуть должен быть эффективным. Только тогда он оправдает себя в полной мере.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Рассекреченный меморандум США: У критиков Кремля есть ужасная привычка падать замертво
24.11.2024 18:35
freedom-news.ru
Управление директора национальной разведки США опубликовало давно засекреченный меморандум, проливающий свет на "целенаправленное устранение политических противников Владимира Путина
"Южмаша нет???": Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник"
24.11.2024 12:49
Есть мнение, что новейшая ракета попала по цехам днепропетровского завода, где делают ОТРК "Гром-2" и дальние БПЛА. И всё бы ничего, если бы в Сети не появились противоречивые инсайды. Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник", рассказали очевидцы и подполье.
"Третья мировая война, однозначно". Остался один шаг
24.11.2024 18:52
До глобального конфликта остался один шаг, и если он будет сделан, то дальше - "третья мировая война, однозначно".
Киев получит 4000 "охотников на русские танки": Немцы обкатывают на Украине супероружие
24.11.2024 20:11
x-true.info
Немцы не оставляют попыток нанести военный урон России. Правда, руками украинцев. В декабре Берлин намерен передать Киеву 4000 "охотников на русские танки".
Карта освобождения городов русских: Одесса, Николаев - после и Киев
24.11.2024 18:28
Карта освобождения городов русских: Одесса, Николаев - после и Киев. Как сказал военный эксперт Евгений Михайлов, стратегия министра обороны Белоусова заключается в том, чтобы держать в страхе киевский режим до полной его капитуляции.