Ту-95: спор русского «Медведя с американской «Крепостью»
Как упрямый Туполев построил первый в мире межконтинентальный бомбардировщик.
12 ноября 1952 года совершил первый полет стратегический бомбардировщик Ту-95, «Медведь» по кодификации НАТО. С американским В-52, самолетом той же «весовой категории», он был принят на вооружение почти одновременно. И вот уже почти полвека эти две уникальные машины сохраняют свою актуальность.
Сталин был недоволен
В конце 40-х годов, когда межконтинентальных баллистических ракет не существовало и в помине, для поддержания обороноспособности на должном уровне необходимо было существенно повысить дальность тяжелой авиации, способной переносить ядерное оружие. Чтобы доставлять его беспосадочно через Атлантический океан. Причем эта задача стояла как перед советскими, так и перед американскими авиаконструкторами.
Американцы начали решать поставленную всем ходом послевоенной истории задачу раньше. В 1947 году компания Boeing, предвидев скорый государственный заказ с мощным финансированием, начала прорабатывать предэскизные варианты создания воздушного гиганта. И в 1951 году, выиграв конкурс у ряда конкурентов, начала создавать прототип Х-52. Работа шла в форсированном режиме, поскольку уже весной 1952 года самолет совершил первый полет.
Американский стратегический бомбардировщик В-52А
Несмотря на соблюдение повышенных мер секретности, в Москве узнали не только о подготовке американского супертяжеловеса, но даже выяснили некоторые технические подробности проекта. В частности, большое впечатление в Генштабе произвело известие о том, что В-52 будет летать на турбореактивных двигателях. Поэтому в 1949 году Туполеву предложили провести НИР с целью изыскания возможности создания стратегического бомбардировщика с дальностью, превышающей 10 000 км, и скоростью не ниже 850 км/ч. Эта машина непременно должна была быть с турбореактивными двигателями.
Произведя необходимые расчеты, Андрей Николаевич, будучи реалистом, заявил, что на тех ТРД, которые не только имелись в распоряжении авиапрома, но и готовились к испытаниям, получить требуемую дальность невозможно. И предложил сделать дальний бомбардировщик на турбовинтовых двигателях. Эта твердая уверенность генерального конструктора опиралась также на опыт создания стратегического бомбардировщика Ту-85 на поршневых двигателях.
Отказ Туполева вызвал раздражение у Сталина. И по его высочайшему распоряжению было воссоздано ОКБ В.М.Мясищева, который после отстранения его от решения громких конструкторских задач тихо работал деканом самолетного факультета в МАИ. Мясищеву обеспечили режим наибольшего благоприятствования для создания реактивного бомбардировщика.
Однако изготовление прототипа самолета Мясищева, получившего название М-4, затягивалось. В связи с чем в 1951 году было принято решение о том, чтобы параллельно финансировать разработку в ОКБ Туполева турбовинтового варианта.
Турбореактивный тупик
Первый полет М-4 запоздал по отношению к первым полетам и Ту-95 (12 ноября 1952 года), и В-52 (15 апреля 1952 года). Он состоялся лишь 20 января 1953 года. Однако потом ОКБ-23 резко рвануло вперед. В результате машина Мясищева была принята в эксплуатацию на несколько дней раньше, чем В-52 – в феврале 1955 года.
Увы, предсказания Туполева относительно того, что при помощи советских ТРД невозможно вытянуть необходимую дальность, сбылись. М-4 мог летать не далее, чем на 8100 км. Это было на 2000 км меньше требования ТЗ. И это при том, что конструкторы максимально улучшили аэродинамику машины, зачастую в ущерб другим функциям. Так, например, было использовано «чистое крыло», то есть без убирающихся в гондолы шасси, которые были сделаны велосипедного типа. Что существенно осложняло взлет и посадку самолета. А также ограничивало объем бомбоотсека и ухудшало его компоновку.
В связи с тем, что бомбардировщик получился «полусреднего действия», при его использовании предусматривался «полукамикадзевский» маневр. Если цель лежала за пределами радиуса действия (а таких объектов было множество), рассматривался вариант, при котором бомбардировщик не возвращался на базу, а выводился в заданный район океана, где экипаж покидал машину и ждал на надувных лодках, когда его подберет субмарина. Считалось, что даже одна сброшенная атомная бомба оправдает такой «расходный» метод.
По всем же остальным летным параметрам самолет устраивал ВВС. Его скорость равнялась 947 км/ч, потолок – 11000 м, боевая нагрузка – от 5 т до 24 т. Тяга силовой установки составляла 4х8750 кгс.
Однако его надежность оказалась крайне низкой. Из 32 изготовленных серийно машин 9 потерпели катастрофу. А поломки и отказы оборудования были в порядке вещей. Каждый полет для пилотов был сопряжен с повышенной нервной нагрузкой. А из-за плохой работы системы кондиционирования экипаж постоянно был простужен.
В результате все машины вскоре переоборудовали под заправщики. В таком качестве они продержались на вооружении до 1993 года.
Заочный спор
Ту-95 мог быть принят на вооружение раньше, чем В-52. На первых порах испытания прототипа проходили успешно. Но во время 17-го полета, который состоялся 11 мая 1953 года, из-за пожара двигателя бомбардировщик потерпел катастрофу. Второй экземпляр машины был построен лишь в июле 1954 года, а его испытания начались весной 1955 года. На вооружение он был принят в апреле 1956 года.
И хоть это и произошло через год после начала эксплуатации его американского конкурента В-52, но Ту-95, названный НАТО «Медведем», стал первым в истории межконтинентальным бомбардировщиком. Его первая модификация преодолевала 13500 км с бомбовой нагрузкой в 5 тонн. В-52А имел дальность в 9500 км. И лишь в модификации B-52G, появившейся в конце 1958 года за счет установки дополнительных топливных баков дальность полета превысила 12000 км.
При этом разница в скорости у «Медведя» и «Стратосферной крепости» (Stratofortress), как назывался американский тяжеловоз, принципиальной роли не играла. Туполеву удалось разогнать 172-тонную громадину до 890 км/ч, у первого В-52 максимальная скорость равнялась 1010 км/ч, крейсерские же скорости двух самолетов отличались лишь на 50 км/ч. Практические потолки были соответственно 12000 м и 14400 м. По важнейшему параметру – бомбовой нагрузке – американец превосходил «Медведя» на 7 тонн – 19000 кг против 12000 кг. На первых порах это были свободно падающие бомбы, сбрасываемые без затей при помощи оптического прицела и имеющие ядерный боезаряд.
При этом по живучести Ту-95 не уступал Б-52 за счет прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на нем были установлены лишь три 12-мм пулемета.
Две двуствольные пушки калибра 23 мм в хвосте Ту-95
Однако к концу десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно изменилась. Высота «Стратосферной крепости» уже не гарантировала ей полной безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В результате некоторый проигрыш в скорости полета у нашей машины практически ничего не значил с точки зрения безопасности.
Повышение живучести бомбардировщика было решено реализовывать иным способом – оснащением мощными ударными средствами, подавляющими ПВО противника. В 1959 году на вооружение дальней авиации начал поступать Ту-95К, оснащенный мощной сверхзвуковой крылатой ракетой Х-20, снабженной ядерной БЧ и предназначенной для поражения наземных радиоконтрастных и крупных морских целей. Ракета, обладавшая скоростью 2М, имела дальность действия в 600 км и наводилась на цель при помощи бортовой РЛС с широким сектором обзора или инерциальным способом.
Ту-95 постоянно модернизировался. Именно этим объясняется то, что его последние модификации до сих пор находятся на вооружении и осуществляют боевое патрулирование с ядерными КР на борту. Последовательно бомбардировщик «научили» дозаправляться в воздухе, противостоять радиолокационным средствам обнаружения и наведения, периодически «осовременивалось» его электронное оборудование, возрастала мощность силовой установки, он оснащался все более интеллектуальным ракетным вооружением. То же самое, собственно, происходило и с В-52.
Самая последняя модификация бомбардировщика – Ту-95МС – начала поступать на вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км. На подходе ракеты Х-102 с дальностью 5500 км. В связи с чем сверхвысокая дальность и высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия неприятельской ПВО, не играет существенного значения. Серийное производство этих машин было остановлено в 1992 году.
Последняя модификация «Стратосферной крепости» - B-52H. Эта модель производилась с 1960 по 1962 год. И также периодически подвергалась модернизации.
За все время существования этих двух бомбардировщиков было выпущено приблизительно 500 Ту-95 и около 750 В-52.
ЛТХ Ту-95МС и В-52Н
Размах крыла: 50,05 м – 56,39 м
Площадь крыла: 295 кв.м. – 371 кв.м.
Длина: 47,09 м – 49,05 м
Высота: 13,2 м – 12,4 м
Масса пустого: 94400 кг – 78600 кг
Максимальная взлетная масса: 187700 кг – 221500 кг
Тип двигателя: ТВД НК 12М (МВ) - ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-3
Количество двигателей: 4 – 8
Максимальная скорость: 850 км/ч – 1000 км/ч
Крейсерская скорость: 750 км/ч – 819 км/ч
Практическая дальность: 15000 км – 15000 км
Практический потолок: 12000 м – 16000 м
Ракетно-бомбовая нагрузка: 20000-25000 кг – 28600 кг
Экипаж: 7 – 6
Количество находящихся на вооружении бомбардировщиков: 63 – 65.
Читайте также:
Предупреждение "Орешником". Начался обратный отсчёт
24.11.2024 12:20
После боевого испытания ракеты "Орешник" начался обратный отсчёт времени неприменения ВСУ американских и британских ракет для ударов по русским регионам. Сегодня первый день такого отсчёта.
"Южмаша нет???": Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник"
24.11.2024 12:49
Есть мнение, что новейшая ракета попала по цехам днепропетровского завода, где делают ОТРК "Гром-2" и дальние БПЛА. И всё бы ничего, если бы в Сети не появились противоречивые инсайды. Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник", рассказали очевидцы и подполье.
Врать нельзя: "Южмаш" выжил, но для Киева хороших новостей всё равно нет
24.11.2024 22:51
Стали известны результаты удара "Орешника" по "Южмашу". "Разрушения значительные, но они локальные и в местах попадания ракет", - сообщают источники. Но для Киева хороших новостей всё равно нет.
Названо имя кандидата на пост посла России в США
Послом России в США может стать директор департамента Северной Америки МИД РФ, бывший посол в Канаде Александр Дарчиев.
Карта освобождения городов русских: Одесса, Николаев - после и Киев
24.11.2024 18:28
Карта освобождения городов русских: Одесса, Николаев - после и Киев. Как сказал военный эксперт Евгений Михайлов, стратегия министра обороны Белоусова заключается в том, чтобы держать в страхе киевский режим до полной его капитуляции.