Первый в мире серийный экраноплан
Малоизвестные факты об уникальном летательном аппарате.
В ноябре 1979 года принят на вооружение в ВМФ СССР транспортно-десантный экраноплан «Орленок». Он стал первым и единственным в мире серийным экранопланом. Несомненным преимуществом таких машин являлось то, что их не могли обнаружить радары противника.
Гениальный Алексеев
Конструктор экранопланов и многих других необычных летательных аппаратов и судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев заслуживает восхищения и не нескольких строк, а целых томов, поскольку наследие его огромно. Алексееву отдавали должное западные ученые. Его идеями восторгались Королев и Туполев. Сергей Павлович однажды устроил разнос секретарю обкома, когда узнал, в каких спартанских условиях вынужден работать молодой и талантливый конструктор Алексеев.
В 1941 году он окончил Горьковский индустриальный институт имени Жданова, защитив дипломную работу под названием «Глиссер на подводных крыльях». В годы войны разрабатывал катера на подводных крыльях. В боевых действиях им не суждено было принять участие, однако многие идеи конструктора пригодились в мирное время.
В начале 50-х Алексеев начинает работу над большими судами на подводных крыльях. В 1957 году конструктор представил первый теплоход «Ракета», коих в стране было выпущено более трехсот, из них более тридцати пошло на экспорт. Затем последовали «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник»…
В начале 60-х ЦКБ Алексеева приступает к созданию экраноплана КМ, который впоследствии назовут «Каспийским монстром». Несколько позднее перед конструктором поставят задачу разработать экраноплан для воздушно-десантных войск, и страна получит знаменитый «Орленок».
В начале 1980 года группа Алексеева проводит испытания нового восьмиместного пассажирского экраноплана «Волга-2». В то лето Москва принимала летнюю олимпиаду, и Алексееву очень хотелось прибыть в столицу на новой машине. Но в январе Алексеев во время испытаний получает травмы. Три операции не спасли конструктора. Хоронил его весь Горький.
«Орленок» учится летать
Первый «Орленок» начали строить в 1970 году на горьковском опытном заводе «Волга», и работа завершилась только спустя три года. Летом 1974 года на испытаниях в Каспийском море произошла авария, и экраноплан пришлось везти обратно в Горький.
Восстановленный «Орленок» испытывали с 1977-го по 1979 годы. Однажды во время шторма экраноплан оторвало от берега и понесло на «Каспийского монстра». Столкновения удалось избежать буквально чудом.
Наконец, 3 ноября 1979 года на десантном экраноплане «Орленок» состоялся подъем флага ВМФ, поскольку в те годы экранопланы относились к надводному флоту. Такого вида вооружения не имела ни одна страна в мире. «Орленок» был способен транспортировать в районы боевых действий технику и живую силу. Он мог взлетать и садиться при довольно сильном волнении моря и самостоятельно выбираться на берег. Экраноплан летал надо льдами и даже мог садиться на лед. «Орленок» не боится ни болот, ни прибрежных камней.
Экраноплан разбегался за полторы минуты и выходил на свою оптимальную высоту — около двух метров. При необходимости аппарат способен лететь подобно самолёту на высотах в несколько километров. Немаловажно, что экранопланы в плане топлива гораздо более экономичны по сравнению с самолетами и вертолетами.
Низколетящий на авиационных скоростях экраноплан практически незаметен для радаров. Однажды на учениях несколько МиГ-23 атаковали «Орленок» ракетами, но цель поразить не смогли.
«Поразительная живучесть!»
Во время испытаний в ноябре 1974 года в присутствии членов государственной комиссии произошла катастрофа. Пилот слишком резко приводнил экраноплан. Фюзеляж дал трещину, а секундами позже оторвало корму. Алексеев, находившийся на борту, оценил ситуацию и скомандовал «На базу». Покореженная машина прошла сорок километров и благополучно пришвартовалась. Когда члены комиссии вышли из кабины и увидели, что половина экраноплана отсутствует, а вместо кормы торчат трубы и концы кабелей, на них лица не было. А Ростислав Евгеньевич радовался как ребенок: «Такие повреждения, а мы спокойно дошли до базы. Какая живучесть у наших аппаратов!»
Проанализировав причины аварии, Алексеев заменил материал корпуса на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.
В 1982 году в СССР прошли крупные учения. На Каспии в них приняли участие два «Орлёнка». Высадка двух рот морской пехоты была осуществлена с поразительной скоростью. Задачу выполнили менее чем за пять минут, по истечении которых экранопланы были уже вне досягаемости.
Всего было построено пять экранопланов «Орленок», хотя планировали – 120. Многие связывают это со смертью в 1985 году тогдашнего министра обороны СССР Дмитрия Устинова, который очень интересовался разработками Алексеева.
Основные тактико-технические характеристики экраноплана «Орленок»
Нормальная взлетная масса – 125 тонн
Длина – 58,1 м
Ширина по крылу – 31,5 м
Размах горизонтального оперения – 26,2 м
Высота – 16 м
Высота полета вблизи поверхности экрана – 0,5-10 м
Дальность полета – до 1500 км
Масса пустого снаряженного 120000 кг
Масса максимальная взлетная 140000 кг
Максимальная скорость 400 км/ч
Крейсерская скорость 350 км/ч
Практический потолок 3000 м
Полезная нагрузка: до 20000 кг
Вооружение: установка «Утёс» с двумя пулемётами калибра 12,7 мм
Экипаж – 9 человек
Десантовместимость: рота морских пехотинцев (150-170 человек) с полным вооружением или две бронемашины (БТР, БМП, БМД, БРДМ).
Читайте также:
"Не ждём, а готовимся": Эксперт разобрал карту ударов по Европе - долетит до каждого объекта НАТО
24.11.2024 21:42
По тылам России уже летят ракеты ATACMS, и стоит признать, что корень проблемы не в Украине, а в её "партнёрах". Эксперт Влад Шлепченко разобрал карту ударов по Европе - сейчас самое время.
Почему новую ракету назвали "Орешник". Три главные версии
24.11.2024 12:27
Итак, у России новая "малышка". Назвали её в лучших традициях отечественного ВПК. Название очень миловидное, а внутри....ну вы и сами понимаете.
Отразить невозможно: Россия нанесет ответный удар по Западу с колес
24.11.2024 12:12
Как сказал Владимир Путин, "России угрожать бессмысленно, нас это только взбадривает". Вы еще пытаетесь нас изолировать? Тогда транспортная система России идет к вам — прямо к вашему порогу.
Новости СВО: ракетные удары по Курской области, новые цели ATACMS в России и британский наемник попал в плен
На Запорожском фронте российские войска продолжают предпринимать попытки усилить давление на позиции украинской обороны. Основной целью остаётся продвижение в сторону Орехова. Хотя говорить о начале полномасштабного наступления пока рано, тактические успехи ВС РФ на отдельных участках очевидны.
Снятого генерала "прикрыли свои", за Бескидский тоннель возьмется "Орешник"
Снятие с должности генерала Анашкина в Минобороны назвали "ротацией", британцы посчитали – сколько осталось "последних украинцев".