Пакетная сделка
В Москве с визитом побывал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По всей видимости, он приезжал обсуждать возможности взаимоприемлемого выхода из украинского тупика.
В российскую столицу Штайнмайер прилетел прямиком из Киева, где он проводил переговоры с Петром Порошенко и, возможно, донес до него простой факт: Европа разочарована поведением украинских властей. Прежде всего законом о блокаде Донбасса, а также подготовкой к контрнаступлению (которое фактически развяжет руки ополченцам для дальнейшего отжима у Украины новых городов). В Москве же Штайнмайер встречался не только со своим коллегой Сергеем Лавровым, но и с российским президентом Владимиром Путиным. Сам факт этой встречи а также риторика немецкого министра иностранных дел (который перед визитом говорил не о санкциях, а о готовности искать пути сближения и восстановления отношений) позволяют сделать вывод о том, что Берлин и Москва осознают, что конфликт между Россией и ЕС зашел слишком далеко, и нужно искать какой-то компромисс по достойному выходу обеих сторон1 из украинской ситуации. Или хотя бы о ее деэскалации до приемлемого уровня.
Безусловно, сам по себе переговорный процесс будет идти не одну неделю, а, возможно, и не один месяц - слишком много вопросов нужно решить, слишком много составляющих должна иметь эта «пакетная сделка» по Украине.
Так, очевидно, что в нее должен быть включен крымский вопрос. Москва сделала все возможное для того, чтобы объяснить ЕС, что Россия рассматривает процесс возврата Крыма как необратимый, и отдавать эту территорию под иной суверенитет не собирается. Максимум, на что готово российское руководство - это договориться о способе легитимации возврата. И теоретически сделать это весьма просто - ЕС должен согласиться на проведение элементарного референдума в Крыму, под контролем ОБСЕ, ООН и вообще кого угодно. Поскольку, в отличии от той же Южной Осетии и Абхазии, из Крыма массово не изгонялись нелояльные люди и этнический состав населения остался примерно таким же, как и был, никто не может признать итоги этого референдума нелегитимным. И главная его интрига будет не в том, проголосует ли население за нахождение в составе России, а в том, сколько будет проголовавших «за»: меньше 90% или больше.
Однако ЕС на такой шаг не готов пойти. Признать переход Крыма через «зеленых человечков» - это значит побудить ряд развивающихся стран (тот же Китай) поступать таким же образом в отношении их собственных спорных территорий. ЕС готов был бы согласиться на переход Крыма под суверенитет России если бы Москва достигла соответствующего соглашения с Киевом - однако это пока нереально, учитывая взгляды правящей там элиты. Поэтому стороны могут договориться лишь о том, что будут обходить Крымский вопрос и делать вид, что его не существует1.
Также ЕС и России нужно будет договариваться о статусе Украины15. Исходя из слов пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, Россия требует от Запада гарантий неприсоединения Украины к НАТО1. Ответные заявления украинского МИД о том, что Киеву «не нужно чьих-либо подсказок со стороны» и он не потерпит «какого-либо давления по этим вопросам» особого значения не имеют - Песков обращается к Западу, где и будут решать, войдет ли Украина в НАТО или нет. Позиция официального Киева здесь вообще мало на что влияет, учитывая серьезнейший дисбаланс в отношениях между Киевом и Брюсселем. А ответа Брюссель пока не дал.
Дело в том, что в Альянсе нет единого мнения на этот счет. Все прекрасно понимают, что дальнейшее расширение НАТО на Восток нужно и приемлемо лишь в одном случае - если продолжать курс на выдавливание России из Европы. Поэтому за расширение НАТО ратуют ряд восточноевропейских стран (речь о прибалтийских государствах и Польше), а также Соединенные Штаты, заинтересованные в разрыве российско-европейских связей и в усилении контроля за европейскими делами. В Западной Европе же понимают игру Вашингтона, и хотели бы диверсифицировать свои отношения за счет Москвы. И они не хотят принимать в НАТО не просто очередное слабое, а несостоявшееся государство, из-за которого у Альянса может случиться серьезный конфликт с Москвой. Но даже они не согласны давать обязательство не расширять Альянс, поскольку это серьезно осложнит отношения между коллективным Западом и странами вдоль российской периферии. Для них создана иллюзия наличия у них «евроатлантического выбора», и эта иллюзия позволяет странам ЕС осуществлять над данными странами политический контроль. «Лидеры альянса ясно заявили на саммите в Уэльсе, что политика открытых дверей НАТО — это один из величайших успехов альянса», - весьма двусмысленно прокомментировала требование Пескова официальный представитель НАТО Оана Лунгеску
Помимо разности мнений и политических моментов на пути достижения соглашения есть еще одна проблема - недостаток доверия. Даже если ЕС даст России гарантию невступления Украины в НАТО (например, в виде коллективного соглашения о внеблоковом статусе этой страны), то это не дает гарантии того, что соглашение будет нарушено. В России не уверены, что европейские страны могут сопротивляться давлению Соединенных Штатов, если в Вашингтоне будет принято принципиальное решение о продолжении расширения НАТО на Восток. И легитимный повод для разрыва соглашения всегда можно будет найти - например, заявлением о том, что только Киев может принимать решение о своем внеблоковом статусе.
Безусловно, частью соглашения должны стать переговоры, в которых примут участие как представители Киева, так и представители Новороссии, а в списке посредников будет обязательно присутствовать Россия. «Женевский формат" – пройденный этап, потому что он был полезен в определенной степени, когда не было прямого диалога между Киевом и юго-востоком. Сейчас этот диалог установлен. Будет преступно его нарушать», - говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров. По некоторым данным, Россия и Германия пришли к взаимопониманию в данном вопросе. Киев же упорно сопротивляется - украинские власти отказываются садиться за стол переговоров с ополченцами, поскольку признают тем самым их легитимность. Наиболее активным противником этой идеи (по крайней мере, если судить по публичной риторике) выступает премьер-министр Арсений Яценюк1.
Поскольку украинские элиты принципиально выступают против сделки, заключаемый за их счет, то ЕС и России придется оказывать коллективное давление на Киев. Возможно, этим займется лично Владимир Путин, который может встретиться с Петром Порошенко 26 января в Праге, на форуме, посвященном 70-летию освобождения Освенцима. Не совсем приятное место для украинского президента, однако у Порошенко может не оставаться выбора.
В российскую столицу Штайнмайер прилетел прямиком из Киева, где он проводил переговоры с Петром Порошенко и, возможно, донес до него простой факт: Европа разочарована поведением украинских властей. Прежде всего законом о блокаде Донбасса, а также подготовкой к контрнаступлению (которое фактически развяжет руки ополченцам для дальнейшего отжима у Украины новых городов). В Москве же Штайнмайер встречался не только со своим коллегой Сергеем Лавровым, но и с российским президентом Владимиром Путиным. Сам факт этой встречи а также риторика немецкого министра иностранных дел (который перед визитом говорил не о санкциях, а о готовности искать пути сближения и восстановления отношений) позволяют сделать вывод о том, что Берлин и Москва осознают, что конфликт между Россией и ЕС зашел слишком далеко, и нужно искать какой-то компромисс по достойному выходу обеих сторон1 из украинской ситуации. Или хотя бы о ее деэскалации до приемлемого уровня.
Безусловно, сам по себе переговорный процесс будет идти не одну неделю, а, возможно, и не один месяц - слишком много вопросов нужно решить, слишком много составляющих должна иметь эта «пакетная сделка» по Украине.
Так, очевидно, что в нее должен быть включен крымский вопрос. Москва сделала все возможное для того, чтобы объяснить ЕС, что Россия рассматривает процесс возврата Крыма как необратимый, и отдавать эту территорию под иной суверенитет не собирается. Максимум, на что готово российское руководство - это договориться о способе легитимации возврата. И теоретически сделать это весьма просто - ЕС должен согласиться на проведение элементарного референдума в Крыму, под контролем ОБСЕ, ООН и вообще кого угодно. Поскольку, в отличии от той же Южной Осетии и Абхазии, из Крыма массово не изгонялись нелояльные люди и этнический состав населения остался примерно таким же, как и был, никто не может признать итоги этого референдума нелегитимным. И главная его интрига будет не в том, проголосует ли население за нахождение в составе России, а в том, сколько будет проголовавших «за»: меньше 90% или больше.
Однако ЕС на такой шаг не готов пойти. Признать переход Крыма через «зеленых человечков» - это значит побудить ряд развивающихся стран (тот же Китай) поступать таким же образом в отношении их собственных спорных территорий. ЕС готов был бы согласиться на переход Крыма под суверенитет России если бы Москва достигла соответствующего соглашения с Киевом - однако это пока нереально, учитывая взгляды правящей там элиты. Поэтому стороны могут договориться лишь о том, что будут обходить Крымский вопрос и делать вид, что его не существует1.
Также ЕС и России нужно будет договариваться о статусе Украины15. Исходя из слов пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, Россия требует от Запада гарантий неприсоединения Украины к НАТО1. Ответные заявления украинского МИД о том, что Киеву «не нужно чьих-либо подсказок со стороны» и он не потерпит «какого-либо давления по этим вопросам» особого значения не имеют - Песков обращается к Западу, где и будут решать, войдет ли Украина в НАТО или нет. Позиция официального Киева здесь вообще мало на что влияет, учитывая серьезнейший дисбаланс в отношениях между Киевом и Брюсселем. А ответа Брюссель пока не дал.
Дело в том, что в Альянсе нет единого мнения на этот счет. Все прекрасно понимают, что дальнейшее расширение НАТО на Восток нужно и приемлемо лишь в одном случае - если продолжать курс на выдавливание России из Европы. Поэтому за расширение НАТО ратуют ряд восточноевропейских стран (речь о прибалтийских государствах и Польше), а также Соединенные Штаты, заинтересованные в разрыве российско-европейских связей и в усилении контроля за европейскими делами. В Западной Европе же понимают игру Вашингтона, и хотели бы диверсифицировать свои отношения за счет Москвы. И они не хотят принимать в НАТО не просто очередное слабое, а несостоявшееся государство, из-за которого у Альянса может случиться серьезный конфликт с Москвой. Но даже они не согласны давать обязательство не расширять Альянс, поскольку это серьезно осложнит отношения между коллективным Западом и странами вдоль российской периферии. Для них создана иллюзия наличия у них «евроатлантического выбора», и эта иллюзия позволяет странам ЕС осуществлять над данными странами политический контроль. «Лидеры альянса ясно заявили на саммите в Уэльсе, что политика открытых дверей НАТО — это один из величайших успехов альянса», - весьма двусмысленно прокомментировала требование Пескова официальный представитель НАТО Оана Лунгеску
Помимо разности мнений и политических моментов на пути достижения соглашения есть еще одна проблема - недостаток доверия. Даже если ЕС даст России гарантию невступления Украины в НАТО (например, в виде коллективного соглашения о внеблоковом статусе этой страны), то это не дает гарантии того, что соглашение будет нарушено. В России не уверены, что европейские страны могут сопротивляться давлению Соединенных Штатов, если в Вашингтоне будет принято принципиальное решение о продолжении расширения НАТО на Восток. И легитимный повод для разрыва соглашения всегда можно будет найти - например, заявлением о том, что только Киев может принимать решение о своем внеблоковом статусе.
Безусловно, частью соглашения должны стать переговоры, в которых примут участие как представители Киева, так и представители Новороссии, а в списке посредников будет обязательно присутствовать Россия. «Женевский формат" – пройденный этап, потому что он был полезен в определенной степени, когда не было прямого диалога между Киевом и юго-востоком. Сейчас этот диалог установлен. Будет преступно его нарушать», - говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров. По некоторым данным, Россия и Германия пришли к взаимопониманию в данном вопросе. Киев же упорно сопротивляется - украинские власти отказываются садиться за стол переговоров с ополченцами, поскольку признают тем самым их легитимность. Наиболее активным противником этой идеи (по крайней мере, если судить по публичной риторике) выступает премьер-министр Арсений Яценюк1.
Поскольку украинские элиты принципиально выступают против сделки, заключаемый за их счет, то ЕС и России придется оказывать коллективное давление на Киев. Возможно, этим займется лично Владимир Путин, который может встретиться с Петром Порошенко 26 января в Праге, на форуме, посвященном 70-летию освобождения Освенцима. Не совсем приятное место для украинского президента, однако у Порошенко может не оставаться выбора.
Читайте также:
В Раде рассказали, какой город Украина потеряет следующим
Украинские военные заявляют о готовности отступить с позиций.
Пять месяцев назад Путин предупредил. А теперь США получили удар
14.11.2024 15:51
Пять месяцев назад президент России Владимир Путин предупредил, что поставки западного оружия Украине могут выйти США и Европе боком. И вот теперь Штаты получили ответный удар. Американский военный корабль был атакован в Аравийском море.
"Худшего сценария для России не придумаешь": Киев объявит о прекращении огня, и Трамп отправит войска в зону СВО?
Дональд Трамп призвал создать буферную зону на границе России и Украины и для этого использовать силы НАТО. Но в этом прямая попытка прогнуть Россию в угоду интересам Запада.
Русские ударили по Киеву загадочными ракетами-невидимками. Секрет раскрыл генерал Попов
Вооружённые силы России опробовали новую модификацию ракет Х-101 во время налёта на украинскую столицу.
Жестов доброй воли не будет: ПВО выявлена, аэропорт поражен
Киевляне пишут: "Герани" летают по центру, как у себя дома". Итоги налета русских ракетоносцев и БПЛА на украинскую столицу