Регистрация

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

26.11.2014  15:09
3 648
0


Малоизвестные факты о самом массовом реактивном самолете в мире

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

В ноябре 1958 года состоялся первый полет легендарного самолета МиГ-21. Во вьетнамской войне советские сверхзвуковые «МиГи» нагнали страху на американских пилотов «Фантомов», которые до появления наших безраздельно господствовали в небе маленькой страны.


Гроссмейстер пошел Е2 – Е4

После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами.

В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В 1955 году был явлен миру самолет Е-2, развивавший скорость до 1920 км/ч, через год в небо поднялся Е-4 с треугольным крылом. 22 ноября 1958 года состоялся первый полёт истребителя Е-6, который был принят на вооружение под индексом МиГ-21.

В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива.
Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками».

В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой.

В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.

В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.

Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16.



На снимке: американский F-4 («Фантом»)/ Фото: wikimedia

Превосходство в небе

Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф производства Китая) и несколькими советскими МиГ-15бис. Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой. И всё же перевес до поры до времени оставался за ними.

Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».

Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.

В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы – 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.



На снимке: использовавшиеся Вьетнамом МиГ-21/ Фото: wikimedia

Основные модификации МиГ-21

Всего было создано около пятидесяти серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21. Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.

МиГ-21Ф – базовая модель с оптическим прицелом АСП-СДН, радиодальномером СРД-5 и двумя пушками HP-30.

МиГ-21Ф-13 – истребитель с управляемыми ракетами ТГС К-13. Усовершенствованы оптический прицел и радиодальномер. Самолет шел, в том числе и на экспорт.

МиГ-21ПФ – самолет из разряда всепогодных. По сравнению с прежними моделями истребитель имел лучшие разгонные характеристики.

МиГ-21ПФМ – серийный самолет с радиоприцелом РП-21 М, имел двухствольную пушку ПШ-23, две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» и систему обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ».

МиГ-21ФЛ – модификация с увеличенными топливными баками. Поставлялся преимущественно на экспорт.

МиГ-21С – истребитель с ракетным вооружением УР Р-ЗР, радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом ПКИ, автопилотом АП-155.

МиГ-21СМ – самолет обладал встроенной пушкой ГШ-23Л (боекомплект – 200 патронов), управляемыми ракетами с радиолокационным наведением К-13Р (Р-ЗР) и УР с ТГС К-13Т (Р-Зс).

МиГ-21МФ – еще один вариант истребителя МиГ-21 СМ. Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 (до 6 единиц). Самолет выпускался в Индии по лицензии.

МиГ-21бис – истребитель с улучшенными маневренными и разгонными характеристиками. По маневренности близок к западным истребителям четвертого поколения. На этой модели установили дополнительные топливные баки. Был вооружен шестью УР Р-55 и Р-60М с ТКС. Имел катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М.

МиГ-21И – продолжение модели МиГ-21бис. Истребитель оснащен импульсно-доплеровской РЛС «Копье», ракетами средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К 1, а также УР малой дальности Р-739и ракетами ближнего боя Р-60М.
МиГ-21Р – самолет-разведчик, оснащенный телевизионными средствами ведения воздушной разведки и автопилотами КАП-1, КАП-2 и АП-155.

Тактико-технические данные самолета МиГ-21

Длина – 14,10 м
Размах крыла – 7,15 м.
Высота – 4,80 м.
Максимальная скорость – 2175 км/ч:
Экипаж: 1 человек
Нормальная взлётная масса – 7100 кг
Силовая установка: 1 × Туманский Р11Ф-300
Вооружение: 1×30 мм НР-30 пушка, 2x 500 кг бомб, 2x УР K-13.


Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
«Русская угроза» и ядерное оружие США вызвали массовый психоз в Швеции
16.05.2024 18:49
«Удивительно, насколько напуганным стал шведский народ. Швеция сейчас оккупируется США. Спокойно, тихо и по договору».
Названо «оружие-апокалипсиса», которое способно развязать большую войну
16.05.2024 22:16
Россия будет вынуждена ответить более мощным оружием в случае передаче ВСУ натовских ракет.
Измотать ПВО и бить по самолётам. Военкор объяснил, что будет, если не ответим за налёт на Крым
16.05.2024 22:49
x-true.info
По Крыму бьют вторую ночь. При этом Минобороны не подтверждает потери, а неподтверждённые потери - это "вещь лукавая". "Вы просто берёте и их не подтверждаете. И вам за это ничего не бывает", - сетует эксперт Влад Шлепченко. Противник бьёт с территории Херсонской области - оттуда дальность ракет позволяет бить, даже не подходя к Днепру. То есть враг может стрелять с
«На Западе спохватились»: Путину ничто не мешает «жахнуть» в ответ ядерным оружием
17.05.2024 10:20
Военные эксперты и политологи за рубежом обсуждают, решится или не решится Владимир Путин на новом президентском сроке применить тактическое ядерное оружие. И основной довод «за» в том, что Путина больше ничего не сдерживает.
Сценарии от Politico и Lidovky: ВС РФ берут Киев, Харьков или весь Донбасс
17.05.2024 10:27
Последняя битва Украины будет не за Харьков, а за столицу, считает эксперт Politico, а военспецы Lidovky анонсируют наступление ВС РФ на ВСУ сразу "с двух сторон".