Регистрация

Ка-60 «Касатка» идет в войска

10.12.2014  15:20
2 215
0


Вертолет нового поколения начинает поступать в армейскую авиацию.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

10 декабря 1998 года совершил первый полет многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-60 «Касатка». В массовом количестве он начнет поступать в армию в 2016 году. Такая задержка связана с тем, что это машина нового поколения, в ней эффективно применяются технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. А живучесть у этого вертолета, как утверждают разработчики, феноменальная.


Перемена участи

В связи со сложностями финансирования, которые пришлись на «перестройку» и период начального накопления капитала, ОКБ Камова скорректировало свои планы. Произошла рокировка вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ка-60 «Касатка». Первоначально предполагалось строить новый командный вертолет Ка-60, который на поле боя руководил бы действиями ударных вертолетов (Ка-50) и давал бы им целеуказание.

Однако генеральному конструктору компании Сергею Викторовичу Михееву стало поняло, что в сложившихся непростых условиях ОКБ не сможет вытянуть эту грандиозную тему. Было решено несколько доработать Ка-50 «Черная акула», дооснастив ее мощными оптико-электронным и радиолокационным комплексами и другой необходимой для решения командных задач аппаратурой.

А вертолет Ка-60, проработка которого началась в 1984 году, несколько «упростили», хоть это слово не вполне подходит для многоцелевой винтокрылой машины. Во-первых, Ка-60 стал относиться не к тяжелым, а к средним вертолётам. Во-вторых, ему не «вменили в обязанность» ведения боевых действий на полях сражения. Но такая «перемена участи» произошла уже во второй половине 80-х годов, когда ВПК «пошел на посадку».

В задачи «Касатки» входят перевозка вооруженного десанта, доставка оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуация раненых, разведка, проведение поисково-спасательных работ, патрулирование и охрана экономической зоны с базированием на кораблях, обучение и тренировка летного состава.

Правда, некоторое время назад появлялась информация о том, что в обозримом будущем может появиться модификация Ка-60Р, на которую установят аппаратуру целеуказания и координации действий вертолетного звена. Но о такой модификации давно уже ничего не слышно.

Ка-60 с нетерпением ожидают в армейской авиации, они должны заменить хорошие, но морально состарившиеся вертолеты Ми-4. Правда, сразу сделать это не удастся – за длительное время было выпущено 3850 средних вертолетов ОКБ Миля. Минобороны же пока заказало 100 Ка-60. Но в дальнейшем производство будет расширяться.

Вопреки заветам Н.И.Камова

Армейская авиация заждалась «Касатку». Первый полет она совершила 10 декабря 1998 года. И лишь теперь начинает поступать в армейскую авиацию.

При создании «Касатки» конструкторы значительно отступили от «фирменного стиля» камовских вертолетов. Самое «вопиющее нарушение» заключается в том, что в Ка-60 впервые за всю историю существования ОКБ используется одновинтовая схема с пятилопостным несущим винтом. Это связано с тем, что, исходя из возложенных на вертолет боевых задач, ему по расчетам приходится зависать не более 1% от всего времени полета. Сложные маневры в ограниченном пространстве от него не требуются.

Важнейшее внимание при конструировании было обращено на боевую живучесть вертолета. Тут были применены практически все имеющиеся на нынешний момент приемы и принципы. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти, изготовленные из композиционных материалов, продолжают нормально работать при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги управления и валы трансмиссии выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм. Более 60% элементов конструкции по массе изготовлены из композиционных материалов, которые более стойки при полученных в бою повреждениях. При пробоях топливных баков они затягиваются пенополиуретаном, что предотвращает пожары и взрывы на борту вертолета.

Не только кресло пилота, но и кресла, в которых размещаются десантники, являются энергопоглощаемыми и амортизируемыми. Что существенно снижает вероятность получения травм не только при жесткой посадке, но и при падении с небольшой высоты.

Еще одна отличительная особенность вертолета состоит в том, что его аэродинамика продумана до мелочей для достижения максимально возможной скорости. Она равна 300 км/час. Для этой цели, например, шасси были сделаны убирающимися во время полета.

Глазастый невидимка

При проектировании конструкторы приложили максимум старания и изобретательности, чтобы сделать вертолет невидимкой. Шумность машины была понижена за счет установки на воздушный винт шумопонижающих законцовок. Также разработан и внедрен специальный механизм, который регулирует частоту вращения несущего винта, что также сказывается на уровне шума. Приняты меры для снижения видимости «Касатки» в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Для этого использованы элементы стелс-технологии. Например, корпус покрыт специальным составом, поглощающим радиоволны РЛС ПВО. Для этой же цели корректировалась и геометрия машины. Правда, значение эффективной поверхности рассеяния не разглашается. Как это имеет место и с F-22 и F-35, об ЭПР которых ходит множество противоречивых слухов. Для противодействия ПВО имеется бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы.

В этом вертолете применены самые современные технологии. В значительной степени это относится к турбовальному двигателю РД-600В, созданному на ОАО «Рыбинские моторы». Его достоинствами являются модульная конструкция, развитая система контроля и диагностики, эффективное пылезащитное устройство. Электронная цифровая система автоматического управления позволяет эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния. Не только мелкий, но и средний ремонт двигателя может осуществляться в строевой части. Что благотворно влияет на боеготовность.

И, наконец, «Касатка» - вертолет всепогодного и круглосуточного действия. Несмотря на то, что это машина средней мощности, в ней установлена такая же серьезная, как и на Ка-52, БРЛС «Арбалет», разработанный компанией «Фазотрон-НИИР». «Арбалет» предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

Эта БРЛС на Ка-52 решает задачи целеуказания для других вертолетов, отслеживая одновременно до 20 целей и обнаруживая их на расстоянии в 10-15 километров. Так что создание командной модификации Ка-60Р представляется вполне вероятным. Но для этого необходимо будет установить систему ГОЭС-451. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР.

А сейчас полеты в ночное время суток осуществляются за счет очков ночного видения, подключенных к приборному оборудованию.

Также предусмотрено использование «Касатки» в гражданской авиации. Но, естественно, без военного оборудования. У Ка-60 существует и большой экспортный потенциал. При его создании учитывался не только российский стандарт летной годности, но и западный. Ко всему он еще и на 20% дешевле, чем зарубежные вертолета такого типа. Но при этом обладает и более высоким качеством, поскольку относится к новому поколению винтокрылых машин.

ЛТХ Ка-60

Длина – 13,47 м
Высота – 4,00 м
Ширина – 1,90 м
Масса пустого – 3500 кг
Максимальная взлетная масса – 6500 кг

Силовая установка – 2 двигателя РД-600В
Мощность двигателей – 2х1300 л.с.

Максимальная скорость – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 7000 м

Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2750 кг на внешней подвеске
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Как выбрать автокран для конкретных строительных задач: секреты выбора и удивительные факты
13.11.2024 21:45
Автокраны — это гиганты, которые делают нашу жизнь легче, даже если мы этого не замечаем. Они поднимают тяжести, которые нам не под силу, они помогают возводить огромные здания, устанавливать мосты и даже устраивать небоскрёбы.
"Такой атаки не было уже 70 дней": В Киеве дымит, в Курахове наступает кульминация
13.11.2024 20:05
x-true.info
Украинская столица с самого утра подверглась массированному удару. Нами были использованы десятки БПЛА и различных ракет. Враг был вынужден в спешке спасать носители британских крылатых ракет и поднимать их в воздух, а то мало ли. Дымит в Киеве знатно. Одновременно в Курахове ВСУ попали в "бутерброд". На Западе считают, что это случилось из-за нескольких обманных манёвров. Многие
Штурм вместо окружения: Русская армия вошла в Курахово
13.11.2024 08:08
x-true.info
Русские войска продолжают развивать успехи на Южнодонецком направлении, удивляя противника неожиданными рывками и атаками. Удар за ударом фронт откатывается на запад, и на повестке дня у противника уже оказывается перспектива обороны Запорожской и Днепропетровской областей.
Мы обязательно придем и освободим: эксперт раскрыл, какая группировка войск нужна для взятия Киева
13.11.2024 12:08
t.me
Сами украинские эксперты говорят, что им уже следовало бы копать оборону вокруг Киева. Потому что высока вероятность, что русские туда опять приедут. Мы обязательно приедем и обязательно освободим этот город.
Подземные тоннели не дают русским взять Курахово: Враг сдаваться не собирается
14.11.2024 01:30
x-true.info
Русская разведка предупреждает: украинские войска будут двигаться по разветвленным подземным ходам, которые объединили 12 важных объектов инфраструктуры Курахово.