Регистрация

Ка-60 «Касатка» идет в войска

10.12.2014  15:20
2 247
0


Вертолет нового поколения начинает поступать в армейскую авиацию.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

10 декабря 1998 года совершил первый полет многоцелевой вертолет ОКБ Камова Ка-60 «Касатка». В массовом количестве он начнет поступать в армию в 2016 году. Такая задержка связана с тем, что это машина нового поколения, в ней эффективно применяются технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. А живучесть у этого вертолета, как утверждают разработчики, феноменальная.


Перемена участи

В связи со сложностями финансирования, которые пришлись на «перестройку» и период начального накопления капитала, ОКБ Камова скорректировало свои планы. Произошла рокировка вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ка-60 «Касатка». Первоначально предполагалось строить новый командный вертолет Ка-60, который на поле боя руководил бы действиями ударных вертолетов (Ка-50) и давал бы им целеуказание.

Однако генеральному конструктору компании Сергею Викторовичу Михееву стало поняло, что в сложившихся непростых условиях ОКБ не сможет вытянуть эту грандиозную тему. Было решено несколько доработать Ка-50 «Черная акула», дооснастив ее мощными оптико-электронным и радиолокационным комплексами и другой необходимой для решения командных задач аппаратурой.

А вертолет Ка-60, проработка которого началась в 1984 году, несколько «упростили», хоть это слово не вполне подходит для многоцелевой винтокрылой машины. Во-первых, Ка-60 стал относиться не к тяжелым, а к средним вертолётам. Во-вторых, ему не «вменили в обязанность» ведения боевых действий на полях сражения. Но такая «перемена участи» произошла уже во второй половине 80-х годов, когда ВПК «пошел на посадку».

В задачи «Касатки» входят перевозка вооруженного десанта, доставка оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуация раненых, разведка, проведение поисково-спасательных работ, патрулирование и охрана экономической зоны с базированием на кораблях, обучение и тренировка летного состава.

Правда, некоторое время назад появлялась информация о том, что в обозримом будущем может появиться модификация Ка-60Р, на которую установят аппаратуру целеуказания и координации действий вертолетного звена. Но о такой модификации давно уже ничего не слышно.

Ка-60 с нетерпением ожидают в армейской авиации, они должны заменить хорошие, но морально состарившиеся вертолеты Ми-4. Правда, сразу сделать это не удастся – за длительное время было выпущено 3850 средних вертолетов ОКБ Миля. Минобороны же пока заказало 100 Ка-60. Но в дальнейшем производство будет расширяться.

Вопреки заветам Н.И.Камова

Армейская авиация заждалась «Касатку». Первый полет она совершила 10 декабря 1998 года. И лишь теперь начинает поступать в армейскую авиацию.

При создании «Касатки» конструкторы значительно отступили от «фирменного стиля» камовских вертолетов. Самое «вопиющее нарушение» заключается в том, что в Ка-60 впервые за всю историю существования ОКБ используется одновинтовая схема с пятилопостным несущим винтом. Это связано с тем, что, исходя из возложенных на вертолет боевых задач, ему по расчетам приходится зависать не более 1% от всего времени полета. Сложные маневры в ограниченном пространстве от него не требуются.

Важнейшее внимание при конструировании было обращено на боевую живучесть вертолета. Тут были применены практически все имеющиеся на нынешний момент приемы и принципы. Все основные системы и агрегаты Ка-60 дублированы и разнесены по бортам. Лопасти, изготовленные из композиционных материалов, продолжают нормально работать при получении нескольких пробоин от стрелкового автоматического оружия. Тяги управления и валы трансмиссии выдерживают прямое попадание пуль калибра 12,7 мм. Более 60% элементов конструкции по массе изготовлены из композиционных материалов, которые более стойки при полученных в бою повреждениях. При пробоях топливных баков они затягиваются пенополиуретаном, что предотвращает пожары и взрывы на борту вертолета.

Не только кресло пилота, но и кресла, в которых размещаются десантники, являются энергопоглощаемыми и амортизируемыми. Что существенно снижает вероятность получения травм не только при жесткой посадке, но и при падении с небольшой высоты.

Еще одна отличительная особенность вертолета состоит в том, что его аэродинамика продумана до мелочей для достижения максимально возможной скорости. Она равна 300 км/час. Для этой цели, например, шасси были сделаны убирающимися во время полета.

Глазастый невидимка

При проектировании конструкторы приложили максимум старания и изобретательности, чтобы сделать вертолет невидимкой. Шумность машины была понижена за счет установки на воздушный винт шумопонижающих законцовок. Также разработан и внедрен специальный механизм, который регулирует частоту вращения несущего винта, что также сказывается на уровне шума. Приняты меры для снижения видимости «Касатки» в радиолокационном, тепловом и оптическом диапазонах. Для этого использованы элементы стелс-технологии. Например, корпус покрыт специальным составом, поглощающим радиоволны РЛС ПВО. Для этой же цели корректировалась и геометрия машины. Правда, значение эффективной поверхности рассеяния не разглашается. Как это имеет место и с F-22 и F-35, об ЭПР которых ходит множество противоречивых слухов. Для противодействия ПВО имеется бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы.

В этом вертолете применены самые современные технологии. В значительной степени это относится к турбовальному двигателю РД-600В, созданному на ОАО «Рыбинские моторы». Его достоинствами являются модульная конструкция, развитая система контроля и диагностики, эффективное пылезащитное устройство. Электронная цифровая система автоматического управления позволяет эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния. Не только мелкий, но и средний ремонт двигателя может осуществляться в строевой части. Что благотворно влияет на боеготовность.

И, наконец, «Касатка» - вертолет всепогодного и круглосуточного действия. Несмотря на то, что это машина средней мощности, в ней установлена такая же серьезная, как и на Ка-52, БРЛС «Арбалет», разработанный компанией «Фазотрон-НИИР». «Арбалет» предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

Эта БРЛС на Ка-52 решает задачи целеуказания для других вертолетов, отслеживая одновременно до 20 целей и обнаруживая их на расстоянии в 10-15 километров. Так что создание командной модификации Ка-60Р представляется вполне вероятным. Но для этого необходимо будет установить систему ГОЭС-451. Она оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР.

А сейчас полеты в ночное время суток осуществляются за счет очков ночного видения, подключенных к приборному оборудованию.

Также предусмотрено использование «Касатки» в гражданской авиации. Но, естественно, без военного оборудования. У Ка-60 существует и большой экспортный потенциал. При его создании учитывался не только российский стандарт летной годности, но и западный. Ко всему он еще и на 20% дешевле, чем зарубежные вертолета такого типа. Но при этом обладает и более высоким качеством, поскольку относится к новому поколению винтокрылых машин.

ЛТХ Ка-60

Длина – 13,47 м
Высота – 4,00 м
Ширина – 1,90 м
Масса пустого – 3500 кг
Максимальная взлетная масса – 6500 кг

Силовая установка – 2 двигателя РД-600В
Мощность двигателей – 2х1300 л.с.

Максимальная скорость – 300 км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Практическая дальность – 7000 м

Полезная нагрузка – 14 десантников или 2000 кг в кабине или 2750 кг на внешней подвеске
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
"Зарево как днём!": Подполье сообщило о мощном ударе по гнезду НАТО на Украине
29.12.2024 18:08
Подполье сообщает о мощном массированном ударе по гнезду НАТО на Украине в Очакове. По словам партизан, "салют удался", зарево было как днём.
Война с НАТО. У России теперь другие цели и задачи, пора это объявить
29.12.2024 16:24
Ситуация в российско-украинском конфликте изменилась за полтора года. И поэтому рассматривать то, что сейчас происходит на фронте и вокруг него, необходимо не с точки зрения того, как всё это было до 24 февраля 2022 года, а с учетом новых условий — и политических, и военных, и дипломатических.
У Украины заканчиваются ATACMS, когда Россия освободит Курскую область и ВС РФ перерезали дорогу жизни для ВСУ
29.12.2024 05:20
x-true.info
The New York Times сообщила, что у Украины осталось около 50 ракет ATACMS из 500, ранее предоставленных США. Согласно публикации, запасы западных дальнобойных ракет у Киева стремительно истощаются, что объясняет снижение частоты их использования против российских целей.
Колонны гражданских машин потянулись из Киева: Украинцам дали пару дней - удар будет мощнейшим
29.12.2024 16:16
x-true.info
Украинцам дали пару дней - удар по Киеву будет мощнейшим, уверен украинский аналитик. Колонны гражданских автомобилей уже потянулись из украинской столицы.
1400 ракет для Киева. Последнее воскресенье ВСУ наступило
29.12.2024 16:52
x-true.info
В последние дни уходящего года украинская разведка и эксперты пораскинули мозгами и поняли, что в 25-м году ничего хорошего Киеву не светит. Даже если очередной американский дедушка не откажет им «полакать» из финансовых потоков Пентагона, то киевский режим это не спасет. По самым скромным подсчетам украинских аналитиков у России уже сейчас имеется около полутора тысяч дальнобойных ракет, которые