Т-50 ОКБ Сухого vs. F-22 Raptor
Станет ли российский истребитель лучшим мира?
12 декабря 2012 года совершил первый полет четвертый прототип перспективного истребителя Т-50-4 (ПАК ФА) ОКБ Сухого. Он относится к пятому поколению истребителей, обладая всеми присущими им качествами и характеристиками. Ожидается, что эта сверхсекретная разработка начнет поступать в строевые части в 2016 году.
Хорошо – не значит дорого
При разговоре о нашем перспективном истребителе пятого поколения не обойтись без проведения параллелей с американским истребителем того же класса F-22 Raptor. Стоимость программы разработки Т-50 (ПАК ФА – Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) обошлась в 2 млрд. долларов. Это немало. Однако сущий пустяк, если сравнить ее со стоимостью создания F-22, равной 67 млрд. По причине невероятной дороговизны этой, безусловно, хорошей машины, ее производство было прекращено в 2011 году. Было выпущено 185 истребителей, в то время как предварительная заявка переваливала за 6 сотен. Заказчиков привело в уныние соотношение цена/качество.
Россия засиделась на старте гонки по созданию истребителей пятого поколения. F-22 пошел в серию в 1997 году. У нас же это произойдет в 2016 году. Это отставание было неизбежным – в 90-е годы в авиапроме царили разброд и шатания.
ОКБ Сухого создает истребитель не в одиночку. В проекте принимают участие несколько КБ, НИИ и промышленных предприятий. Более того, есть и иностранные подрядчики - из Индии. Они занимаются разработкой бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. При этом Индия инвестировала в проект 25% от его стоимости. Начиная с 2017 года, ВВС Индии намерены закупить 250 истребителей на общую сумму в 25 млрд. долларов.
Сухой обыграл Микояна
Российский истребитель мог появиться значительно раньше, также где-нибудь в конце 90-х. Дело в том, что в 1988 году ВВС разработали требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако экономика рухнула, и проект был закрыт.
К нему вернулись лишь в 2002 году. Но в связи с тем, что технологии к этому моменту ушли далеко вперед, доводить Су-47 не стали. Использовав лишь какие-то наработки этого проекта, начали создавать совершенно новую машину.
Как это бывает сплошь и рядом при создании принципиально новой техники, первоначальные планы запуска истребителя в серию периодически корректировались. В 2004 году планировалось сделать это в 2010 году. Затем срок сместился на 2013-й. Теперь – 2016. И это вполне реально. Потому что 6 прототипов совершили уже более 600 полетов. Практически вся авионика уже готова и испытана. Некоторые позиции будут внедряться на строящиеся самолеты, когда производство будет уже развернуто.
Самолет был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-2013. И не один – а целых три. Они выполнили в подмосковном небе фигуры высшего пилотажа.
Традиционная российская сверхманевренность
Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового типа, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха – двигатель, позволяющий осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Это турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Естественно, он имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых на серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило с одной стороны существенно повысить мощность, с другой – оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американцев недостижимая.
ОКБ Сухого рассматривает перспективу и еще одного двигателя, который может быть применен во второй партии изготавливаемых серийно истребителей, - «Тип 30» того же «Сатурна». Пока он проходит испытания. Но уже сейчас ясно, что этот двигатель на 15-25% превосходит АЛ-41Ф1.
В F-22 использован двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеющий тягу 10000 кгс в бесфорсажном режиме и 15876 кгс на форсаже. АЛ-41Ф1 ему чуть поигрывает – 8800 кгс и 15000 кгс соответственно. Однако «Тип 30» заметно сильнее – 11000 кгс и 18000 кгс. Но и у первого нашего двигателя имеется существенное преимущество – изменяемый до 20 градусов вектор тяги, имеющий всеракурсное управление. При этом отработка совершается со скоростью 60 град./сек. У «Раптора» вектор отклоняется лишь в вертикальной плоскости.
Корректно сравнить незаметности российского и американского истребителей не представляется возможным. Хотя бы потому, что при различных оценках ЭПР F-22 разброс цифр лежит в диапазоне трех порядков от 0,0001 кв.м. до 0,3 кв.м. (У Су-35 этот параметр равен 5 кв.м.). Данные по Т-50 вообще отсутствуют. Однако эксперты, успевшие в определенной мере познакомиться с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне определенно, хоть и не называют конкретных цифр.
Так, австралийский ученый в области радиоэлектроники, аналитик центра Air Power Australia доктор Карло Копп считает, что ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у гораздо меньшего по габаритам F-35. Но несколько выше, чем у F-22. При этом он допускает, что Т-50 по незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Однако это было сказано в 2011 году, когда был показан первый прототип – Т-50-1. Сейчас уже есть шестой. И строятся еще два. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа.
Что же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Несмотря на то, что перспективный двигатель российского истребителя значительно мощнее.
Умная обшивка
Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность обнаружения целей и их уничтожение. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам БРЛС, поскольку появились новые радиоэлектронные компоненты. Также конструкторы учили, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».
Прежде всего необходимо сказать о том, что плоскость наклона фазированной активной решетки установлена под наклоном, благодаря чему снижается ЭПР самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». Она должна заменить ныне используемую РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».
Но и мощности «Ирбиса» вполне достаточно, чтобы понять, что радиолокация на Т-50 несколько лучше, чем на американском самолете. «Ирбис» обнаруживает цель с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 300 км, американская станция AN/APG-77 – на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв.м. – 90 км, по «американцу» такой показатель не приводится. Когда же «Белка» придет на смену «Ирбиса», то эти показатели заметно возрастут. Сейчас они засекречены.
На Т-50 установлено 6 АФАР – носовая, две бортовые, 2 крыльевые и кормовая. Также существуют непроверенные сведения о том, что существуют датчики РЛС с АФАР, расположенные по обшивке истребителя. В связи с чем появился термин «умная обшивка».
На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 – 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем скверно – F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 – 100 км.
Помимо радиолокационного обзора имеется мощная оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из этого следует, что «невидимки» F-22 и F-35 не так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя.
Дальнобойщик
Ну, и, наконец, о системе вооружения. На первый взгляд тут наблюдается паритет. По одной пушке: у «нас» 30-мм, у «них» 20-мм. Полезная нагрузка: 10000 кг против 10300 кг. Ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Среди 14 типов вооружения, которые создаются специально для Т-50, есть уникальные ракеты, которые способны обнаруживать и захватывать цели во время автономного полета.
Если же выделить то главное, в чем у российского истребителя есть значительное превосходство над американским, то это прежде всего энерговооруженность и прекрасные летные качества. Также у Т-50 значительно больший запас топлива – 11100 кг против 8200 кг. И лишь с двумя ПТБ в «американца» закачивают 11800 кг керосина, но при этом существенно снижаются его летные качества и возрастает заметность.
И, что удивительно, реальный потолок F-22 равен всего лишь 7500 м, хоть в его ЛТХ и значатся 20000 м. Дело в том, что в нем использована слабая система регенерации кислорода, и на большой высоте пилоты ощущают удушье. В связи с чем циркуляр ВВС США предписывает этим самолетам в мирное время не подниматься выше 7,5 километра.
ЛТХ Т-50 (ПАК ФА) и F-22 Raptor
Длина: 19, м – 18,9 м
Высота: 4,8 м – 5,09 м
Масса пустого: 18500 кг – 19700 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг – 38000 кг
Тяга двигателей: 2х8800 кгс (2х11000 кгс для ТРДД «Тип 30») – 10000 кгс
Тяга на форсаже: 2х15000 кгс (2х18000 кгс для ТРДД «Тип 30») – 15876 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч – 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М)
Максимальная бесфорсажная скорость: от 2,1М до 2,35М – 2,25М
Крейсерская скорость: от 1300 км/ч до 1800 км/ч – 1826 км/ч
Продолжительность полета: до 5,8 час – н/д
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км – 760 км
Боевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км – 185 км.
12 декабря 2012 года совершил первый полет четвертый прототип перспективного истребителя Т-50-4 (ПАК ФА) ОКБ Сухого. Он относится к пятому поколению истребителей, обладая всеми присущими им качествами и характеристиками. Ожидается, что эта сверхсекретная разработка начнет поступать в строевые части в 2016 году.
Хорошо – не значит дорого
При разговоре о нашем перспективном истребителе пятого поколения не обойтись без проведения параллелей с американским истребителем того же класса F-22 Raptor. Стоимость программы разработки Т-50 (ПАК ФА – Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) обошлась в 2 млрд. долларов. Это немало. Однако сущий пустяк, если сравнить ее со стоимостью создания F-22, равной 67 млрд. По причине невероятной дороговизны этой, безусловно, хорошей машины, ее производство было прекращено в 2011 году. Было выпущено 185 истребителей, в то время как предварительная заявка переваливала за 6 сотен. Заказчиков привело в уныние соотношение цена/качество.
Россия засиделась на старте гонки по созданию истребителей пятого поколения. F-22 пошел в серию в 1997 году. У нас же это произойдет в 2016 году. Это отставание было неизбежным – в 90-е годы в авиапроме царили разброд и шатания.
ОКБ Сухого создает истребитель не в одиночку. В проекте принимают участие несколько КБ, НИИ и промышленных предприятий. Более того, есть и иностранные подрядчики - из Индии. Они занимаются разработкой бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. При этом Индия инвестировала в проект 25% от его стоимости. Начиная с 2017 года, ВВС Индии намерены закупить 250 истребителей на общую сумму в 25 млрд. долларов.
Сухой обыграл Микояна
Российский истребитель мог появиться значительно раньше, также где-нибудь в конце 90-х. Дело в том, что в 1988 году ВВС разработали требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако экономика рухнула, и проект был закрыт.
К нему вернулись лишь в 2002 году. Но в связи с тем, что технологии к этому моменту ушли далеко вперед, доводить Су-47 не стали. Использовав лишь какие-то наработки этого проекта, начали создавать совершенно новую машину.
Как это бывает сплошь и рядом при создании принципиально новой техники, первоначальные планы запуска истребителя в серию периодически корректировались. В 2004 году планировалось сделать это в 2010 году. Затем срок сместился на 2013-й. Теперь – 2016. И это вполне реально. Потому что 6 прототипов совершили уже более 600 полетов. Практически вся авионика уже готова и испытана. Некоторые позиции будут внедряться на строящиеся самолеты, когда производство будет уже развернуто.
Самолет был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-2013. И не один – а целых три. Они выполнили в подмосковном небе фигуры высшего пилотажа.
Традиционная российская сверхманевренность
Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового типа, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха – двигатель, позволяющий осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Это турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Естественно, он имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых на серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило с одной стороны существенно повысить мощность, с другой – оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американцев недостижимая.
ОКБ Сухого рассматривает перспективу и еще одного двигателя, который может быть применен во второй партии изготавливаемых серийно истребителей, - «Тип 30» того же «Сатурна». Пока он проходит испытания. Но уже сейчас ясно, что этот двигатель на 15-25% превосходит АЛ-41Ф1.
В F-22 использован двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеющий тягу 10000 кгс в бесфорсажном режиме и 15876 кгс на форсаже. АЛ-41Ф1 ему чуть поигрывает – 8800 кгс и 15000 кгс соответственно. Однако «Тип 30» заметно сильнее – 11000 кгс и 18000 кгс. Но и у первого нашего двигателя имеется существенное преимущество – изменяемый до 20 градусов вектор тяги, имеющий всеракурсное управление. При этом отработка совершается со скоростью 60 град./сек. У «Раптора» вектор отклоняется лишь в вертикальной плоскости.
Корректно сравнить незаметности российского и американского истребителей не представляется возможным. Хотя бы потому, что при различных оценках ЭПР F-22 разброс цифр лежит в диапазоне трех порядков от 0,0001 кв.м. до 0,3 кв.м. (У Су-35 этот параметр равен 5 кв.м.). Данные по Т-50 вообще отсутствуют. Однако эксперты, успевшие в определенной мере познакомиться с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне определенно, хоть и не называют конкретных цифр.
Так, австралийский ученый в области радиоэлектроники, аналитик центра Air Power Australia доктор Карло Копп считает, что ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у гораздо меньшего по габаритам F-35. Но несколько выше, чем у F-22. При этом он допускает, что Т-50 по незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Однако это было сказано в 2011 году, когда был показан первый прототип – Т-50-1. Сейчас уже есть шестой. И строятся еще два. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа.
Что же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Несмотря на то, что перспективный двигатель российского истребителя значительно мощнее.
Умная обшивка
Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность обнаружения целей и их уничтожение. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам БРЛС, поскольку появились новые радиоэлектронные компоненты. Также конструкторы учили, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».
Прежде всего необходимо сказать о том, что плоскость наклона фазированной активной решетки установлена под наклоном, благодаря чему снижается ЭПР самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». Она должна заменить ныне используемую РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».
Но и мощности «Ирбиса» вполне достаточно, чтобы понять, что радиолокация на Т-50 несколько лучше, чем на американском самолете. «Ирбис» обнаруживает цель с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 300 км, американская станция AN/APG-77 – на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв.м. – 90 км, по «американцу» такой показатель не приводится. Когда же «Белка» придет на смену «Ирбиса», то эти показатели заметно возрастут. Сейчас они засекречены.
На Т-50 установлено 6 АФАР – носовая, две бортовые, 2 крыльевые и кормовая. Также существуют непроверенные сведения о том, что существуют датчики РЛС с АФАР, расположенные по обшивке истребителя. В связи с чем появился термин «умная обшивка».
На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 – 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем скверно – F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 – 100 км.
Помимо радиолокационного обзора имеется мощная оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из этого следует, что «невидимки» F-22 и F-35 не так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя.
Дальнобойщик
Ну, и, наконец, о системе вооружения. На первый взгляд тут наблюдается паритет. По одной пушке: у «нас» 30-мм, у «них» 20-мм. Полезная нагрузка: 10000 кг против 10300 кг. Ракеты «воздух-поверхность» и «воздух-воздух». Среди 14 типов вооружения, которые создаются специально для Т-50, есть уникальные ракеты, которые способны обнаруживать и захватывать цели во время автономного полета.
Если же выделить то главное, в чем у российского истребителя есть значительное превосходство над американским, то это прежде всего энерговооруженность и прекрасные летные качества. Также у Т-50 значительно больший запас топлива – 11100 кг против 8200 кг. И лишь с двумя ПТБ в «американца» закачивают 11800 кг керосина, но при этом существенно снижаются его летные качества и возрастает заметность.
И, что удивительно, реальный потолок F-22 равен всего лишь 7500 м, хоть в его ЛТХ и значатся 20000 м. Дело в том, что в нем использована слабая система регенерации кислорода, и на большой высоте пилоты ощущают удушье. В связи с чем циркуляр ВВС США предписывает этим самолетам в мирное время не подниматься выше 7,5 километра.
ЛТХ Т-50 (ПАК ФА) и F-22 Raptor
Длина: 19, м – 18,9 м
Высота: 4,8 м – 5,09 м
Масса пустого: 18500 кг – 19700 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг – 38000 кг
Тяга двигателей: 2х8800 кгс (2х11000 кгс для ТРДД «Тип 30») – 10000 кгс
Тяга на форсаже: 2х15000 кгс (2х18000 кгс для ТРДД «Тип 30») – 15876 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч – 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М)
Максимальная бесфорсажная скорость: от 2,1М до 2,35М – 2,25М
Крейсерская скорость: от 1300 км/ч до 1800 км/ч – 1826 км/ч
Продолжительность полета: до 5,8 час – н/д
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км – 760 км
Боевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км – 185 км.
Читайте также:
Рассекреченный меморандум США: У критиков Кремля есть ужасная привычка падать замертво
Управление директора национальной разведки США опубликовало давно засекреченный меморандум, проливающий свет на "целенаправленное устранение политических противников Владимира Путина
Как пуск "Орешника" показал Западу, что Россия может ударить по Лондону и Парижу
25.11.2024 11:25
Применение новейшей гиперзвуковой баллистической ракеты "Орешник" говорит о том, что у России появилось новое средство поражения, которое имеет возможность достигнуть любых столиц Европы.
"Третья мировая война, однозначно". Остался один шаг
24.11.2024 18:52
До глобального конфликта остался один шаг, и если он будет сделан, то дальше - "третья мировая война, однозначно".
Почему после Южмаша в Киев может прилететь "Орешник" с "обычной" боеголовкой
25.11.2024 12:21
Если бы "Орешник" был оснащен обычными боеголовками, они бы упали на Южмаш со значительно большим эффектом. Никакой "Пэтриот" сбить бы их не смог. Потому что не может перехватывать разделяющиеся ракетные боеголовки.
Названо имя кандидата на пост посла России в США
Послом России в США может стать директор департамента Северной Америки МИД РФ, бывший посол в Канаде Александр Дарчиев.