«Тополь-М»: полмегатонны по настильной траектории
Новые технологии позволили разработчикам догнать и перегнать «Минитмен-3».
20 декабря 1994 года на полигоне в Плесецке состоялся испытательный пуск российской межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М». Она стала первой созданной в России МБР. В ней были применены качественно новые средства преодоления ПРО противника.
Революция в ракетном деле
Советские и американские наземные ядерные силы развивались по совершенно разным сценариям. США успокоились, создав в 1970 году твердотопливные баллистические ракеты «Минитмен» и закопав их в землю. То есть ракеты были размещены в шахтах раз и навсегда. И до сих пор именно они, поставленные на вооружение в далеком 1970 году, представляют наземный сегмент ядерных сил США.
СССР же начинал с баллистических ракет на жидком топливе. Вначале они открыто находились на стартовых площадках полигона Капустин Яр. Затем МБР начали размещать в шахтах. И это также был не лучший вариант с точки зрения живучести ракет. Довольно скоро координаты шахт были проставлены на стратегических картах США и внесены в компьютеры нацеленных на СССР ракет.
А в начале 70-х годов некий институт с ни о чем не говорящим названием – Московский институт теплотехники, - совершил революцию в ракетном деле. И если имя С.П.Королева, сделавшего громадный вклад в создание ракетной техники, всем прекрасно известно, то мало кто знает об Александре Давидовиче Надирадзе (1914 – 1987), длительное время бывшим генеральным конструктором МИТ (прежде он назывался НИИ-1 Миноборонпрома). Именно благодаря ему в стране появился уникальный класс ракет.
Первые мобильные комплексы
В середине 70-х годов в Ракетные войска стратегического назначения начали поступать подвижные грунтовые ракетные комплексы «Темп-2С» (SS-16) разработки МИТ. У этих МБР, установленных на шасси МАЗа, была внушительная дальность в 10500 км и мощная боеголовка - 1,6 Мт. «Темп-2С» обладал двумя принципиальными достоинствами, которых прежде не было у советских пусковых систем.
Во-первых, они постоянно перемещались, меняя свое местоположение. В связи с чем были недосягаемы для упреждающих ракетных атак противника. Американские сухопутные МБР до сих пор этим достоинством не обладают.
Во-вторых, использовавшиеся ракеты были твердотопливными. Они более простые и безопасные в эксплуатации, чем МБР на жидком топливе. У них повышенная надежность, а также снижено время подготовки к старту.
МИТ последовательно развивал свой стратегический успех. Вскоре появился аналогичный комплекс «Пионер» (SS-20) с ракетой средней дальности, способной преодолевать расстояние в 5000 км и нести три боеголовки суммарной мощностью 0,45 Мт. К началу 80-х годов появились две модификации «Пионера» - «Пионер-УТТХ» и «Пионер-3», в которых уже были установлены средства активного противодействия ПРО противника.
В 80-е годы РСВН начали оснащаться митовским мобильным комплексом «Тополь», который располагал большими боевыми возможностями, чем прежние разработки.
В условиях разваливающейся отрасли
На базе «Тополя» был создан более совершенный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-2». Он уникален как по своим тактико-техническим возможностям, так и по условиям, в которых происходила разработка. РТ-2ПМ2 был принят на вооружение в 2000 году, став первой в истории МБР, созданной в «нечеловеческих условиях». Комплекс начал разрабатываться в конце 80-х, когда в отрасли резко сократилось финансирование, и подводился к испытаниям, когда отрасль практически лежала в руинах. Ситуация усугубилась и распадом СССР. Так, например, важнейший участник проекта – днепропетровское КБ «Южное» - в начале 90-х годов выбыл из игры.
«Тополь-2» имеет две модификации – шахтного базирования и мобильного. Установить ракету в шахту оказалось проще – этот этап конструирования и последующих испытаний завершился в 1997 году. Через три года была готова и мобильная пусковая установка. А официальная ее эксплуатация в частях РСВН началась в 2005 году.
Испытания ракеты продемонстрировали ее высочайшую надежность, превысившую испытания ракет других типов. С декабря 1994 года по ноябрь 2014 года были проведены 16 испытательных пусков, как из шахтных установок, так и с мобильных. Лишь один из них оказался неудачным. При этом ракета не взорвалась, а отклонилась в полете от цели и была ликвидирована.
Преодолевая Договор СНВ-2
Полет фантазии конструкторов был существенно ограничен юридической канителью. Дело в том, что согласно Договору СНВ-2, на модернизацию МБР накладывалось множество ограничений. Новая ракета не должна была отличаться от исходной по любому из следующих признаков:
- количеству ступеней;
- виду топлива каждой из ступеней;
- стартовой массе (не более 10-процентного отклонения);
- длине ракеты (не более 10-процентного отклонения);
- диаметру первой ступени (не более 5-процентного отклонения);
- забрасываемому весу (не более 5-процентного отклонения).
В связи с чем тактико-технические характеристики комплекса «Тополь-М» не могли претерпеть существенных изменений относительно комплекса «Тополь». И конструкторы сосредоточили главные усилия на создании ракеты с уникальными способностями преодоления ПРО противника. Также ракета получилась универсальной, в ней предусмотрена возможность установки перспективного оборудования, которое сможет «бороться» с перспективными противоракетами противника, способными появиться в обозримом будущем.
При этом за счет использования в ракете новейших технологий конструкторам удалось существенно повысить ее энергетические возможности. Так, корпуса всех трех ступеней сделаны методом намотки из композиционного материала «кокона». Это облегчило ее и позволило забрасывать больший полезный вес БЧ.
Благотворно это сказалось и на динамике полета. Время работы маршевых двигателей трех ступеней – 3 мин. За счет быстрого набора скорости снижается уязвимость ракеты на активном участке траектории. Эффективная система управления несколькими вспомогательными двигателями и рулями обеспечивает маневр в полете, делая траекторию непредсказуемой для противника.
Проходя ПРО, как нож через масло
На «Тополе-М» установлена маневрирующая боеголовка нового типа мощностью 550 кт. На стадии заводских испытаний она была способна преодолевать ПРО США с вероятностью до 60% - 65%. Сейчас этот показатель доведен до 80%.
Новая боеголовка обладает большей устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздействию оружия, основанного на новых физических принципах. Следует отметить, что она была полностью смоделирована на суперкомпьютере и впервые в отечественной практике была создана без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов.
Ракета снабжена комплексом средств прорыва ПРО, в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик головной части. Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения: оптическом, радиолокационном, инфракрасном. Они имитируют характеристики ГЧ на нисходящем участке траектории полета столь достоверно, что способны противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик боеголовки включают в себя радиопоглащающее покрытие, имитаторы инфракрасного излучения, генераторы радиопомех.
Пусковая установка массой 120 тонн размещается на восьмиосном шасси высокой проходимости Минского завода колесных тягачей. Ракета находится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере. Старт – минометного типа: с выключенным двигателем ракета выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе она отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени.
Количество комплексов «Тополь-М», стоящих на боевом дежурстве в РСВН ежегодно возрастает на 5-6 единиц. Сейчас насчитывается 60 комплексов шахтного базирования и 18 мобильного. При этом в армию уже пришел новый более совершенный комплекс «Ярс», ракета которого оснащена тремя БЧ с индивидуальным наведением. В ней удалось снизить время активного участка траектории, повысить точность стрельбы и вероятность преодоления ПРО.
ТТХ комплексов «Тополь-М», «Ярс» и «Минитвмен-3»
Количество ступеней: 3 – 3 - 3
Тип двигателя: РДТТ – РДТТ - РДТТ
Базирование: мобильное, шахтное – мобильное, шахтное - шахтное
Длина: 22,5 м – 22,5 м – 18,2 м
Вес: 46500 кг – 47200 кг – 35400 кг
Забрасываемый вес: 1200 кг – 1250 кг – 1150 кг
Мощность заряда: 550 кт – 4х150-300 кт или 10х150 кт – 3х0,3 Мт
Дальность: 11 000 км – 12 000 км – 13 000 км
Максимальное отклонение от цели: 200 м – 150 м – 280 м
Траектория: настильная – настильная - высокая
Год принятия на вооружение: 2000 – 2009 – 1970.
20 декабря 1994 года на полигоне в Плесецке состоялся испытательный пуск российской межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М». Она стала первой созданной в России МБР. В ней были применены качественно новые средства преодоления ПРО противника.
Революция в ракетном деле
Советские и американские наземные ядерные силы развивались по совершенно разным сценариям. США успокоились, создав в 1970 году твердотопливные баллистические ракеты «Минитмен» и закопав их в землю. То есть ракеты были размещены в шахтах раз и навсегда. И до сих пор именно они, поставленные на вооружение в далеком 1970 году, представляют наземный сегмент ядерных сил США.
СССР же начинал с баллистических ракет на жидком топливе. Вначале они открыто находились на стартовых площадках полигона Капустин Яр. Затем МБР начали размещать в шахтах. И это также был не лучший вариант с точки зрения живучести ракет. Довольно скоро координаты шахт были проставлены на стратегических картах США и внесены в компьютеры нацеленных на СССР ракет.
А в начале 70-х годов некий институт с ни о чем не говорящим названием – Московский институт теплотехники, - совершил революцию в ракетном деле. И если имя С.П.Королева, сделавшего громадный вклад в создание ракетной техники, всем прекрасно известно, то мало кто знает об Александре Давидовиче Надирадзе (1914 – 1987), длительное время бывшим генеральным конструктором МИТ (прежде он назывался НИИ-1 Миноборонпрома). Именно благодаря ему в стране появился уникальный класс ракет.
Первые мобильные комплексы
В середине 70-х годов в Ракетные войска стратегического назначения начали поступать подвижные грунтовые ракетные комплексы «Темп-2С» (SS-16) разработки МИТ. У этих МБР, установленных на шасси МАЗа, была внушительная дальность в 10500 км и мощная боеголовка - 1,6 Мт. «Темп-2С» обладал двумя принципиальными достоинствами, которых прежде не было у советских пусковых систем.
Во-первых, они постоянно перемещались, меняя свое местоположение. В связи с чем были недосягаемы для упреждающих ракетных атак противника. Американские сухопутные МБР до сих пор этим достоинством не обладают.
Во-вторых, использовавшиеся ракеты были твердотопливными. Они более простые и безопасные в эксплуатации, чем МБР на жидком топливе. У них повышенная надежность, а также снижено время подготовки к старту.
МИТ последовательно развивал свой стратегический успех. Вскоре появился аналогичный комплекс «Пионер» (SS-20) с ракетой средней дальности, способной преодолевать расстояние в 5000 км и нести три боеголовки суммарной мощностью 0,45 Мт. К началу 80-х годов появились две модификации «Пионера» - «Пионер-УТТХ» и «Пионер-3», в которых уже были установлены средства активного противодействия ПРО противника.
В 80-е годы РСВН начали оснащаться митовским мобильным комплексом «Тополь», который располагал большими боевыми возможностями, чем прежние разработки.
В условиях разваливающейся отрасли
На базе «Тополя» был создан более совершенный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-2». Он уникален как по своим тактико-техническим возможностям, так и по условиям, в которых происходила разработка. РТ-2ПМ2 был принят на вооружение в 2000 году, став первой в истории МБР, созданной в «нечеловеческих условиях». Комплекс начал разрабатываться в конце 80-х, когда в отрасли резко сократилось финансирование, и подводился к испытаниям, когда отрасль практически лежала в руинах. Ситуация усугубилась и распадом СССР. Так, например, важнейший участник проекта – днепропетровское КБ «Южное» - в начале 90-х годов выбыл из игры.
«Тополь-2» имеет две модификации – шахтного базирования и мобильного. Установить ракету в шахту оказалось проще – этот этап конструирования и последующих испытаний завершился в 1997 году. Через три года была готова и мобильная пусковая установка. А официальная ее эксплуатация в частях РСВН началась в 2005 году.
Испытания ракеты продемонстрировали ее высочайшую надежность, превысившую испытания ракет других типов. С декабря 1994 года по ноябрь 2014 года были проведены 16 испытательных пусков, как из шахтных установок, так и с мобильных. Лишь один из них оказался неудачным. При этом ракета не взорвалась, а отклонилась в полете от цели и была ликвидирована.
Преодолевая Договор СНВ-2
Полет фантазии конструкторов был существенно ограничен юридической канителью. Дело в том, что согласно Договору СНВ-2, на модернизацию МБР накладывалось множество ограничений. Новая ракета не должна была отличаться от исходной по любому из следующих признаков:
- количеству ступеней;
- виду топлива каждой из ступеней;
- стартовой массе (не более 10-процентного отклонения);
- длине ракеты (не более 10-процентного отклонения);
- диаметру первой ступени (не более 5-процентного отклонения);
- забрасываемому весу (не более 5-процентного отклонения).
В связи с чем тактико-технические характеристики комплекса «Тополь-М» не могли претерпеть существенных изменений относительно комплекса «Тополь». И конструкторы сосредоточили главные усилия на создании ракеты с уникальными способностями преодоления ПРО противника. Также ракета получилась универсальной, в ней предусмотрена возможность установки перспективного оборудования, которое сможет «бороться» с перспективными противоракетами противника, способными появиться в обозримом будущем.
При этом за счет использования в ракете новейших технологий конструкторам удалось существенно повысить ее энергетические возможности. Так, корпуса всех трех ступеней сделаны методом намотки из композиционного материала «кокона». Это облегчило ее и позволило забрасывать больший полезный вес БЧ.
Благотворно это сказалось и на динамике полета. Время работы маршевых двигателей трех ступеней – 3 мин. За счет быстрого набора скорости снижается уязвимость ракеты на активном участке траектории. Эффективная система управления несколькими вспомогательными двигателями и рулями обеспечивает маневр в полете, делая траекторию непредсказуемой для противника.
Проходя ПРО, как нож через масло
На «Тополе-М» установлена маневрирующая боеголовка нового типа мощностью 550 кт. На стадии заводских испытаний она была способна преодолевать ПРО США с вероятностью до 60% - 65%. Сейчас этот показатель доведен до 80%.
Новая боеголовка обладает большей устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздействию оружия, основанного на новых физических принципах. Следует отметить, что она была полностью смоделирована на суперкомпьютере и впервые в отечественной практике была создана без испытаний узлов и деталей в ходе натурных взрывов.
Ракета снабжена комплексом средств прорыва ПРО, в состав которых входят пассивные и активные ложные цели, а также средства искажения характеристик головной части. Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения: оптическом, радиолокационном, инфракрасном. Они имитируют характеристики ГЧ на нисходящем участке траектории полета столь достоверно, что способны противостоять радиолокационным станциям со сверхразрешением. Средства искажения характеристик боеголовки включают в себя радиопоглащающее покрытие, имитаторы инфракрасного излучения, генераторы радиопомех.
Пусковая установка массой 120 тонн размещается на восьмиосном шасси высокой проходимости Минского завода колесных тягачей. Ракета находится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере. Старт – минометного типа: с выключенным двигателем ракета выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе она отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени.
Количество комплексов «Тополь-М», стоящих на боевом дежурстве в РСВН ежегодно возрастает на 5-6 единиц. Сейчас насчитывается 60 комплексов шахтного базирования и 18 мобильного. При этом в армию уже пришел новый более совершенный комплекс «Ярс», ракета которого оснащена тремя БЧ с индивидуальным наведением. В ней удалось снизить время активного участка траектории, повысить точность стрельбы и вероятность преодоления ПРО.
ТТХ комплексов «Тополь-М», «Ярс» и «Минитвмен-3»
Количество ступеней: 3 – 3 - 3
Тип двигателя: РДТТ – РДТТ - РДТТ
Базирование: мобильное, шахтное – мобильное, шахтное - шахтное
Длина: 22,5 м – 22,5 м – 18,2 м
Вес: 46500 кг – 47200 кг – 35400 кг
Забрасываемый вес: 1200 кг – 1250 кг – 1150 кг
Мощность заряда: 550 кт – 4х150-300 кт или 10х150 кт – 3х0,3 Мт
Дальность: 11 000 км – 12 000 км – 13 000 км
Максимальное отклонение от цели: 200 м – 150 м – 280 м
Траектория: настильная – настильная - высокая
Год принятия на вооружение: 2000 – 2009 – 1970.
Читайте также:
"Третья мировая война, однозначно". Остался один шаг
24.11.2024 18:52
До глобального конфликта остался один шаг, и если он будет сделан, то дальше - "третья мировая война, однозначно".
Казалось бы, при чём тут "Орешник"? Неопознанные дроны появились над американскими авиабазами в Британии
25.11.2024 16:13
Некие неопознанные дроны появились на днях над американскими авиабазами в Британии. При этом в тамошнем Минобороны от официальных комментариев упорно отказываются. Но через местную прессу уже опубликована угроза "защищать базы".
Как пуск "Орешника" показал Западу, что Россия может ударить по Лондону и Парижу
25.11.2024 11:25
Применение новейшей гиперзвуковой баллистической ракеты "Орешник" говорит о том, что у России появилось новое средство поражения, которое имеет возможность достигнуть любых столиц Европы.
"Русские кричали про "Южмаш" в пыль, а вот он, целёхонький": Инженер разоблачил вброс ЦИПсО
Инженер разоблачил вброс ЦИПсО, касающийся атаки в Днепропетровске: "Русские кричали про "Южмаш" в пыль, а вот он, целёхонький". Также эксперт указал на ещё один немаловажный нюанс, который все упустили.
"Днепропетровск оглохнуть должен был": Что на самом деле произошло во время удара "Орешника" по "Южмашу"
25.11.2024 12:50
Очевидцы рассказали о том, что на самом деле произошло во время удара "Орешника" по заводу "Южмаш". "Днепропетровск должен был оглохнуть", - отмечают местные жители.