Зачем Армения и ЕАЭС нужны друг другу?
С нового года Армения стала полноправным членом евразийских интеграционных структур. В отличие от Молдавии и даже Украины, особого выбора у нее не было, ведь Россия - это страна, от которой в буквальном смысле зависит выживание маленькой республики.
С нового года Армения стала полноправным членом евразийских интеграционных структур. В отличие от Молдавии и даже Украины, особого выбора у нее не было, ведь Россия - это страна, от которой в буквальном смысле зависит выживание маленькой республики.
Никто не будет спорить, что уровень привлекательности евроатлантических интеграционных группировок куда выше, чем у евразийских. Грамотная работа Запада со СМИ и с пассионариями стран постсоветского пространства привела к вере в то, что ЕС - это маяк демократии, свободы и прогресса, тогда как все, что связано с Россией позиционируется как возврат к советскому наследию в плохом смысле.
Именно поэтому часть армянской политической и академической элиты негативно восприняла демарш Сержа Саргсяна, который отказался от подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом и заявил о присоединении своей страны к процессам евразийской интеграции. Их аргументация сводится к двум моментам - ориентация на Россию не способна обеспечить ни безопасность Армении, ни ее экономическое процветание.
Так, в Ереване многие недовольны уровнем российско-азербайджанских отношений, и считают, что продажа Москвой оружия Баку является доказательством того, что российские власти не уважают интересы Армении. Некоторые уверяют, что куда большим гарантом безопасности будет Брюссель. «Безопасность обеспечена, когда ты самостоятелен и независим. В данном случае Россия и ее партнеры – Белоруссия и Казахстан – не думают о нашей безопасности. ЕАЭС с нынешней экономикой и моделью управления в России, конечно, не состоится, но нанесет большой вред такой стране, как Армения», - говорит депутат парламента от оппозиционной партии наследие Заруи Постанджян.
Однако проблема в том, что Армения в нынешних условиях не будет ни самостоятельной, ни независимой. Отчасти по объективным причинам (буферные страны, находящиеся на стыке не просто великих государств, а культурных ядер, по определению не могут быть полностью самостоятельными в процессе принятия решений), а отчасти из-за сложившихся реалий. После Карабахской войны Армения находится в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, поэтому ее экономика полностью завязана на Россию. С военной же точки зрения позиция Москвы является, по сути, одним из двух ключевых моментов, которые мешают Азербайджану возобновить войну за Карабах (второй момент - позиция Запада, опасающегося, что война поставит под угрозу транзит азербайджанских углеводородов в Турцию и Европу). Причем укрепление российско-азербайджанских связей не имеет никакого негативного влияния на уровень и целостность гарантий Еревану со стороны Москвы. Их может подорвать лишь отказ Армении от интеграции в российские структуры.
Экономическая же часть претензий к России строится на том, что, по мнению некоторых армянских политологов, привязка армянской экономики к российской в нынешней ситуации, лишь чревата серьезными проблемами. Армянский драм лихорадит из-за ситуации с рублем. В целом же конец декабря ознаменовался « процессами расшатывания финансового рынка, финансовой системы государства, что было обусловлено соответствующими процессами в России, - говорит эксперт армянского Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян. - На этом фоне фактически было закреплено членство Армении в Евразийском союзе вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, что не обещает ничего хорошего Армении – все три государства сейчас также находятся в ожидании турбулентных процессов, и этот процесс сближения, который почему-то называют интеграцией, ничего хорошего не сулит ни всем вместе, ни каждому в отдельности».
Конечно, экономический кризис в России закончится, и после стабилизации отношений с Западом и прекращения падения цен нефть ситуация в российской экономике нормализуется. Однако, Москва, по мнению ее критиков, все равно продолжит оказывать негативное влияние на армянскую экономику. Ни для кого не секрет, что Армения нуждается в серьезнейших внутренних реформах своей криминально-олигархической экономической модели. И ряд армянских экспертов уверяют, что мешает реформировать эту модель именно российская позиция.
Частица правды в данных обвинениях есть. Москва действительно безоговорочно поддерживает нынешнюю армянскую власть и закрывает глаза на все ее проступки, поскольку боится, что пришедшие этой власти на смену элиты будут менее пророссийски настроенными. А поскольку, по сообщениям армянских журналистов и политологов, ереванский офис Россотрудничества занимается чем угодно, но только не реализацией российской «мягкой силы» в Армении и работой со всеми прослойками армянской элиты, то опасения Москвы понятны. Однако при этом возлагать на Россию всю вину за нынешнее состояние армянской экономики и армянского общества нельзя - в конце концов, Сержа Саргсяна выбирают не российские, а армянские граждане. И поскольку они считают себя свободными и независимыми, то сами несут ответственность за условия, в которых живут.
При этом армянские критики России как-то забывают, что вхождение в евразийские структуры несет экономике Армении ряд выгод. Мало того, что Ереван будет получать чуть более 1% всех таможенных пошлин от ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза, так еще и облегчается положение армянских гастарбайтеров. Теперь граждане Армении могут без ограничений и патентов работать в странах ЕАЭС и пользоваться в них всем социальным пакетом. А это крайне важно для армянской экономики, поскольку а) в Армении колоссальная безработица, достигающая 18% и б) ежегодно армянские трудовые мигранты из России перечисляют более миллиарда долларов, что составляет почти 10% ВВП страны и 40% бюджета. В случае, если Москве удастся договориться с Грузией о восстановлении железнодорожного сообщения с Арменией (не важно через Чечню или через Абхазию), то у экономики республики появится шанс на возрождение.
Что касается интересов России, то они прежде всего политические. Во-первых, Москве нужен был громкий успех. Украинская ситуация стала сама по себе крайне неприятным моментом для российской политики на постсоветском пространстве. Да, катастрофы (единой сильной Украины с антироссийским руководством, идущей семимильными шагами в НАТО и ЕС) не произошло, однако методы, которые для этого предприняла Россия, вызвали серьезное беспокойство ее соседей. И в этом плане вхождение Армении в евразийские структуры стало какой-никакой, а имиджевой победой.
Во-вторых России нужно зафиксировать Армению в своей сфере влияния. Да, понятно, что сейчас Армения никуда не денется, однако где гарантия, что в среднесрочной перспективе ситуация не изменится. Например, после выхода Ирана из-под санкций. Иранцы обещают стратегическое партнерство, однако вполне могут постараться укрепить свои позиции на Южном Кавказе. И учитывая то, что у Тегерана и Еревана один враг в лице Баку, армяно-иранское сближение вполне возможно. Если это произойдет, то в случае конфликта с Ираном позиции Москвы на Кавказе окажутся под угрозой. Поэтому лучше предотвращать саму возможность выхода Армении из российской сферы влияния, чем потом бороться с последствиями данного процесса, что Москва сейчас и делает на той же Украине.
С нового года Армения стала полноправным членом евразийских интеграционных структур. В отличие от Молдавии и даже Украины, особого выбора у нее не было, ведь Россия - это страна, от которой в буквальном смысле зависит выживание маленькой республики.
Никто не будет спорить, что уровень привлекательности евроатлантических интеграционных группировок куда выше, чем у евразийских. Грамотная работа Запада со СМИ и с пассионариями стран постсоветского пространства привела к вере в то, что ЕС - это маяк демократии, свободы и прогресса, тогда как все, что связано с Россией позиционируется как возврат к советскому наследию в плохом смысле.
Именно поэтому часть армянской политической и академической элиты негативно восприняла демарш Сержа Саргсяна, который отказался от подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом и заявил о присоединении своей страны к процессам евразийской интеграции. Их аргументация сводится к двум моментам - ориентация на Россию не способна обеспечить ни безопасность Армении, ни ее экономическое процветание.
Так, в Ереване многие недовольны уровнем российско-азербайджанских отношений, и считают, что продажа Москвой оружия Баку является доказательством того, что российские власти не уважают интересы Армении. Некоторые уверяют, что куда большим гарантом безопасности будет Брюссель. «Безопасность обеспечена, когда ты самостоятелен и независим. В данном случае Россия и ее партнеры – Белоруссия и Казахстан – не думают о нашей безопасности. ЕАЭС с нынешней экономикой и моделью управления в России, конечно, не состоится, но нанесет большой вред такой стране, как Армения», - говорит депутат парламента от оппозиционной партии наследие Заруи Постанджян.
Однако проблема в том, что Армения в нынешних условиях не будет ни самостоятельной, ни независимой. Отчасти по объективным причинам (буферные страны, находящиеся на стыке не просто великих государств, а культурных ядер, по определению не могут быть полностью самостоятельными в процессе принятия решений), а отчасти из-за сложившихся реалий. После Карабахской войны Армения находится в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, поэтому ее экономика полностью завязана на Россию. С военной же точки зрения позиция Москвы является, по сути, одним из двух ключевых моментов, которые мешают Азербайджану возобновить войну за Карабах (второй момент - позиция Запада, опасающегося, что война поставит под угрозу транзит азербайджанских углеводородов в Турцию и Европу). Причем укрепление российско-азербайджанских связей не имеет никакого негативного влияния на уровень и целостность гарантий Еревану со стороны Москвы. Их может подорвать лишь отказ Армении от интеграции в российские структуры.
Экономическая же часть претензий к России строится на том, что, по мнению некоторых армянских политологов, привязка армянской экономики к российской в нынешней ситуации, лишь чревата серьезными проблемами. Армянский драм лихорадит из-за ситуации с рублем. В целом же конец декабря ознаменовался « процессами расшатывания финансового рынка, финансовой системы государства, что было обусловлено соответствующими процессами в России, - говорит эксперт армянского Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян. - На этом фоне фактически было закреплено членство Армении в Евразийском союзе вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, что не обещает ничего хорошего Армении – все три государства сейчас также находятся в ожидании турбулентных процессов, и этот процесс сближения, который почему-то называют интеграцией, ничего хорошего не сулит ни всем вместе, ни каждому в отдельности».
Конечно, экономический кризис в России закончится, и после стабилизации отношений с Западом и прекращения падения цен нефть ситуация в российской экономике нормализуется. Однако, Москва, по мнению ее критиков, все равно продолжит оказывать негативное влияние на армянскую экономику. Ни для кого не секрет, что Армения нуждается в серьезнейших внутренних реформах своей криминально-олигархической экономической модели. И ряд армянских экспертов уверяют, что мешает реформировать эту модель именно российская позиция.
Частица правды в данных обвинениях есть. Москва действительно безоговорочно поддерживает нынешнюю армянскую власть и закрывает глаза на все ее проступки, поскольку боится, что пришедшие этой власти на смену элиты будут менее пророссийски настроенными. А поскольку, по сообщениям армянских журналистов и политологов, ереванский офис Россотрудничества занимается чем угодно, но только не реализацией российской «мягкой силы» в Армении и работой со всеми прослойками армянской элиты, то опасения Москвы понятны. Однако при этом возлагать на Россию всю вину за нынешнее состояние армянской экономики и армянского общества нельзя - в конце концов, Сержа Саргсяна выбирают не российские, а армянские граждане. И поскольку они считают себя свободными и независимыми, то сами несут ответственность за условия, в которых живут.
При этом армянские критики России как-то забывают, что вхождение в евразийские структуры несет экономике Армении ряд выгод. Мало того, что Ереван будет получать чуть более 1% всех таможенных пошлин от ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза, так еще и облегчается положение армянских гастарбайтеров. Теперь граждане Армении могут без ограничений и патентов работать в странах ЕАЭС и пользоваться в них всем социальным пакетом. А это крайне важно для армянской экономики, поскольку а) в Армении колоссальная безработица, достигающая 18% и б) ежегодно армянские трудовые мигранты из России перечисляют более миллиарда долларов, что составляет почти 10% ВВП страны и 40% бюджета. В случае, если Москве удастся договориться с Грузией о восстановлении железнодорожного сообщения с Арменией (не важно через Чечню или через Абхазию), то у экономики республики появится шанс на возрождение.
Что касается интересов России, то они прежде всего политические. Во-первых, Москве нужен был громкий успех. Украинская ситуация стала сама по себе крайне неприятным моментом для российской политики на постсоветском пространстве. Да, катастрофы (единой сильной Украины с антироссийским руководством, идущей семимильными шагами в НАТО и ЕС) не произошло, однако методы, которые для этого предприняла Россия, вызвали серьезное беспокойство ее соседей. И в этом плане вхождение Армении в евразийские структуры стало какой-никакой, а имиджевой победой.
Во-вторых России нужно зафиксировать Армению в своей сфере влияния. Да, понятно, что сейчас Армения никуда не денется, однако где гарантия, что в среднесрочной перспективе ситуация не изменится. Например, после выхода Ирана из-под санкций. Иранцы обещают стратегическое партнерство, однако вполне могут постараться укрепить свои позиции на Южном Кавказе. И учитывая то, что у Тегерана и Еревана один враг в лице Баку, армяно-иранское сближение вполне возможно. Если это произойдет, то в случае конфликта с Ираном позиции Москвы на Кавказе окажутся под угрозой. Поэтому лучше предотвращать саму возможность выхода Армении из российской сферы влияния, чем потом бороться с последствиями данного процесса, что Москва сейчас и делает на той же Украине.
Читайте также:
Основатель ЧВК Blackwater призвал Байдена не провоцировать русских на ядерный удар
25.11.2024 18:40
Президента США Джо Байдена предупредили, что провокация русских ударами западным оружием вглубь страны может закончиться ядерным ударом.
На Украине пообещали ответить "потужной баллистикой" на удар "Орешника"
Испытательный удар "Орешника" по заводу "Южмаш" в Днепропетровске вызвал цепную реакцию в украинской столице, где глава ГУР оказался на грани нервного срыва. Теперь на Украине пообещали ответить "потужной баллистикой" - "мощные ракеты" вот-вот и будут готовы.
Байден готов. В США раскрыли, когда начнется ядерная война
Президент США Джо Байден в состоянии начать ядерную войну до вступления в должность Дональда Трампа. Ранее газета New York Times сообщила, что президент США Джо Байден впервые санкционировал использование Украиной американских ракет дальнего поражения для ударов вглубь территории России.
"Русские кричали про "Южмаш" в пыль, а вот он, целёхонький": Инженер разоблачил вброс ЦИПсО
Инженер разоблачил вброс ЦИПсО, касающийся атаки в Днепропетровске: "Русские кричали про "Южмаш" в пыль, а вот он, целёхонький". Также эксперт указал на ещё один немаловажный нюанс, который все упустили.
Киев намек не понял: Куда полетит "Орешник" в ответ на обстрел Курска ATACMS
25.11.2024 13:40
Украина продолжила использование ракет ATACMS. Куда в следующий раз ударит "Орешник"? Военные эксперты предлагают цель – американская база в Польше.