Разбомбить Россию за 60 минут
Компания Boeing объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе». Об этом на днях сообщили зарубежные СМИ. Отмечается, что на самолеты будет установлена комплексная интегрированная боевая станция в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая заложит основу для будущих модернизаций, а также цифровые дисплеи в кабине и аппаратура связи глобального охвата. Планируется, что такая модернизация позволит бомбардировщикам соответствовать требованиям времени на многие годы вперед.
«СП» уже писала о том, что Пентагон в конце апреля объявил о решении вернуть сверхзвуковые бомбардировщики B-1B Lancer в состав глобального ударного командования ВВС США. В частности, 63 бомбардировщика и семь тысяч человек личного состава будут переданы в состав командования в течение года, что, по мнению Пентагона, позволит объединить под одним «крылом» все три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков - B-52 Stratofortress, B-1B Lancer и Northrop B-2 Spirit - и перспективную машину, создаваемую в рамках программы LRSB (Long Range Strike Bomber – дальний ударный бомбардировщик). Однако теперь становится ясно, какое место будет отведено «стратегам» в возможных глобальных американских воздушно-космических операциях.
Интересно, что концерн Boeing еще 21 января 2014 года сообщил, что ВВС США получили первый модернизированный бомбардировщик В-1В с интегрированной боевой станцией (Integrated Battle Station). Тогда отмечалось, что комплекс оборудования IBS превращает бомбардировщик в новый самолет, в него входят полноцветные тактические дисплеи, движущаяся электронная карта местности и система диагностики. Станция с быстродействующими и безопасными коммуникационными возможностями дает экипажу высокую ситуационную осведомленность, тем самым облегчая выполнение боевых задач. Сообщалось, что такая модернизация будет наиболее комплексной в истории летной эксплуатации B-1 (поступил на вооружение ВВС США в 1985 году – «СП»).
Отметим, что в феврале 2015 года СМИ сообщили о том, что Boeing получил заказ от ВВС США на модернизацию и бомбардировщиков B-52 для оснащения их также «цифровыми технологиями».
Каким образом стратегические сверхзвуковые и дозвуковые бомбардировщики вписываются в концепцию молниеносного удара, предусматривающую атаку по любой точке планеты в течение одного часа?
Однако, прежде чем эксперты «СП» попробуют ответить на этот вопрос, стоит сказать о программе LRSB, упомянутую выше. Этот проект подразумевает разработку нового стратегического бомбардировщика, соответствующего стратегии глобального молниеносного удара и предназначенного для замены состоящих на вооружении самолетов B-52 (с 1955 года) и B-1. Предыдущие годы он проходил под другими названиями: NGB (Next Generation Bomber), 2018 Bomber. Дело в том, что хотя ВВС США первоначально планировали принять первый новый бомбардировщик уже в 2020 году, однако, судя по всему, его концепция так окончательно до сих пор и не определена. Планировалось, что он будет дозвуковым, так как полет на такой скорости позволит обеспечить максимальную экономию топлива, а также удешевить НИОКР и производство. Отметим, что несмотря ни на что, в военном бюджете американской армии на 2015 год это программа остается одной из приоритетных направлений развития вооружений и военной техники, наряду с программой создания ПЛАРБ нового поколения (проходят под аббревиатурой «SSBN(X)») для замены субмарин класса Ohio, программой по разработке аналога российского жидкостного ракетного двигателя РД-180 для ракет-носителей Atlas V и др.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев замечает: логично, что бомбардировщики модернизируются под самое современное ракетное вооружение, которое уже принято или в перспективе будет приниматься на вооружение ВВС США.
- Сама по себе платформа должна обладать минимальной заметностью и при этом должна быть оснащена всеми современными цифровыми технологиями, которые связаны с навигацией, обнаружением целей, передачей информации, в том числе по оперативному получению разведданных. Концепция так называемой сетецентрической войны подразумевает активный обмен информацией между различными участниками боевых действий (между «землей», космической группировкой, разведывательными самолетами и самолетами ДРЛО и т.д.). И, безусловно, стратегические бомбардировщики должны быть частью такой единой информационной сети. На примере истребителей F-22 мы видим, что эти машины могут обнаруживать и поражать воздушные цели противника, фактически не включая собственные радиолокаторы, то есть получать информацию от внешних источников, не демаскируя себя. Вот так же и бомбардировщики должны иметь возможность наносить удары, не включая бортовые источники излучения.
Конечно, о полноценной реализации малой радиолокационной заметности на таких самолетах, как на Boeing B-52 Stratofortress или на нашем Ту-95, говорить не приходится. Их оружие, с одной стороны – мощные средства РЭБ, с другой - пуск ракет на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Поэтому применять такие самолеты, точнее – платформы, можно для запуска крылатых ракет с большой дальностью полета либо за пределами ПВО противника, либо когда она подавлена другими средствами.
«СП»: - Однако американская концепция «Быстрого глобального удара» предусматривает атаку в течение одного часа. Учитывая характеристики бомбардировщиков, какое место им может быть отведено в такой, прямо скажем, довольно сложно реализуемой операции?
- Базы, на которых теоретически могут быть развернуты подобного рода летательные аппараты, в принципе, находятся не так далеко от России – это Европа, Пакистан, Япония. Подлетное время ракет, запущенных с барражирующих там самолетов, будет относительно коротким. Кроме того, всегда остается вопрос относительно того, какие цели выбираются для поражения. Понятно, что для каких-то объектов будут использованы крылатые ракеты, размещенные на ПЛАРК и надводных кораблях, но для значительной части регионов, с точки зрения американцев, наверное, более целесообразно использовать стратегическую авиацию, переброшенную на некие передовые аэродромы. В этом смысле в разы затрудняется обнаружение бомбардировщиков с помощью тех или иных средств космической разведки и т.д. А при размещении американских перспективных баллистических ракет в Европе, о чем сейчас периодически говорят представители США в ответ на якобы агрессивные действия РФ, время их подлета сократится до пяти минут.
Понятно, что в таком случае, нанося первые обезоруживающие удары по органам управления, за оставшееся 40-50 минут можно вполне безнаказанно использовать бомбардировщики, и вовсе не факт, что атакуемая сторона сможет их обнаружить и должным образом на них отреагировать. Ведь она будет занята нанесением ответного удара, перехватом волн крылатых ракет, запущенных с различных носителей. В общем, сценарии могут быть различные, но факт остается фактом – использование передовых аэродромов могло бы решить множество задач.
«СП»: - Ставка США на, прямо скажем, старые бомбардировщики B-1B и B-52 может объясняться тем, что они никак не могут определиться с концепцией стратегического бомбардировщика нового поколения?
- Думаю, на самом деле связано не столько с проблемами технического характера, сколько с демонстрацией мускулов в нынешней политической ситуации. Если министр обороны РФ Сергей Шойгу говорит о возобновлении производства в Казани «стратега» Ту-160, то, наверное, американцы не могут на это не прореагировать.
Стратегические бомбардировщики, как один из элементов «ядерной триады», нужны глобальному ударному командованию ВВС США для нанесения первого удара. Сейчас американцы модернизируют «триаду», так как подходит ресурсный срок всех ее компонентов, и сумма такой модернизации оценивается в 235 млрд. долларов на ближайшие десять лет, замечает заместитель директора РИСИ Григорий Тищенко.
-То есть Штаты фактически наращивают возможности по нанесению первого удара. В концепцию «Быстрого глобального удара» входит как ядерное, так и неядерное вооружение. Американцы планируют оснастить бомбардировщики более современными ракетами с увеличенной дальностью полета. Сложность в том, что невозможно определить, какое именно вооружение несет бомбардировщик на борту, тем более что стратегическая авиация США постоянно осуществляет полеты рядом с нашими границами.
Модернизированные бомбардировщики будут размещены на аэродромах передового базирования – на базах США за рубежом, иначе концепцию мгновенного удара реализовать не удастся, говорит военный эксперт Виктор Мураховский.
- На них надо менять авионику, а также переоборудовать для применения современных средств поражения. В частности, сейчас и США, и Россия активно работают над разработкой гиперзвукового оружия, которое, возможно, будет принято на вооружение через 10-15 лет. Поэтому и идут споры по поводу бомбардировщика нового поколения – должен ли он быть сверхзвуковым или дозвуковым. По логике вещей, появление гиперзвукового оружия сводит на нет необходимость появления нового «бомбера» на сверхзвуке. Скорее всего, речь идет о неком транспортнике, который может нести большое количество ракет большой дальности и может длительное время барражировать в воздухе вблизи района боевого применения.
Для справки
Командование глобального удара ВВС США начало действовать 10 августа 2009 года. Ему подчинен парк стратегических бомбардировщиков B-52 и B-2 (теперь и B-1B), подразделения, вооруженные МБР наземного базирования, а также некоторые виды традиционных вооружений, включая так называемые «разрушители бункеров». По словам бывшего министра ВВС США Майкла Донли, Командование глобального удара обеспечивает стратегическое ядерное сдерживание и операции по осуществлению глобальных ударов. Структура, предположительно, насчитывает около 23-х тысяч человек. Ее штаб-квартира размещена на авиабазе Барксдейл в южной части штата Луизиана.