Cу-30 вместо Rafale: французов развернули на полпути в Индию?
Россия и Индия договорились ускорить работы по совместным программам в области разработки вооружений и военной техникой. Такое решение было принято в ходе поездки министра обороны Сергея Шойгу в Дели. Индийская столица стала третьей и, возможно, ключевой точкой азиатского турне главы российского военного ведомства.
Индия - стратегический партнер России в области военно-технического сотрудничества. В настоящее время, вооруженные силы этой страны оснащены нашим, а также на 70% произведенным по лицензии в самой Индии российским оружием. Их доля в cухопутных войсках составляет 40%, в ВВС - 80%, ВМС - 75%. Редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил телеканалу «Звезда», что с индийцами действует не менее 200 контрактов на сумму, превышающую $11 млдр.
«Это поставки истребителей МиГ-29К, Су-30МКИ, авиационных двигателей, танков Т-90С и боеприпасы», - напоминает эксперт. И добавляет: «Индия единственная страна, которая получила в аренду атомную подводную лодку «Нерпа» проекта 971. Также мы им построили авианосец. Сейчас разрабатываем самолет пятого поколения многоцелевой транспортный вертолет».
Не милый друг
Однако в последнее время, Дели все чаще смотрит на Запад. Так мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76, Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.
Наш самый современный МиГ-35 уступил место французскому Rafale, а боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 - CH-47 Chinook. И это притом, что российская машина более современная, полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.
«В этом нет парадокса», - Говорит глава Центра АСТ Руслан Пухов. «Просто мы привыкли, что Дели покупал много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется, а в этом плане у нас много белых пятен. И в результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».
На этом фоне Россия активизировала свои отношения со стратегическими противниками Индии в регионе: Китаем и Пакистаном. После аэрокосмической выставки AirShow China 2014 в Чжухае Пекину был предложен новейший российский истребитель Су-35 - прямой конкурент индийскому Су-30МКИ. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных именно под более современный самолет, как, например, двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой в 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Все это придает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.
Вторая серьезная новинка – радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок тому, который стоит на американском истребителе пятого поколения F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350–400 км - это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций.
На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150-200 километров - железнодорожный мост, за 100-120 -катер, за 60-70 километров - установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. При этом, как ни скрывают в российской делегации, интерес Китая к Су-35 обусловлен, прежде всего возможностью копирования двигателя и радара в интересах развития собственной программы создания истребителя пятого поколения J-20. По китайской оценке лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А создание копии российского истребителя J-11B стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.
Появление же Су-35 в Китае будет означать еще один технологический скачок, который может похоронить другой российско-индийский проект - создание истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на базе Т-50. В ходе визита в Исламабад Сергей Шойгу договорился о расширении взаимодействия с Пакистаном. В частности, страна получит российские ударные вертолеты Ми-35. Они, конечно же, с большой натяжкой могут считаться конкурентами американскому AH-64 Apache, но сам факт их появления у Исламабада не оставит Дели в покое.
Разбор полетов
Это всё не делало фон поездки Сергея Шойгу безоблачным. Общий пакет взаимных претензий и упреков, сопутствующий двухстороннему сотрудничеству накопился более чем обстоятельный. Особенно в области проекта создания истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), создающегося на базе российского Т-50. По словам главы индийского военного ведомства Манохара Паррикара (Manohar Parrikar), индийскую сторону не устраивали технические характеристики двигателей самолета, параметры его малозаметности, компоновка планера, системы подвески вооружения, а также сроки реализации проекта.
К списку претензий индийские военные добавляют обслуживание FGFA и нежелание России делиться проектной документацией, а также безопасность пилотирования. Российская сторона отказалась раскрывать причины возгорания двигателя, произошедшего в середине июня 2014 года во время испытательного полета Т-50 в подмосковном Жуковском.
Минобороны Индии официально не подтверждают, что все спорные моменты урегулированы. Там отмечают, что очень недовольны распределением долей участия в проекте каждой из стран. К настоящему времени доля участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) сократилась с 25 до 13 процентов. Вместо полноправной разработки индийское предприятие будет поставлять для истребителя покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции.
И это при том, что в проект Индия инвестирует практически $25 млрд, и более того способна поставить для производства самолета свои собственные композитные материалы и электронику. Со своей стороны Россия никак не комментирует перипетии судьбы FGFA. Источник телеканала «Звезда» в российском авипроме лишь заметил, что индийская сторона сама до последнего времени не могла точно определиться с тем, что хочет получить от нового истребителя.
Однако, судя по итоговым заявлением министров обороны, разногласия преодолены и стороны готовы работать. Это особенно актуально после скандала с поставками ВВС Индии французских истребителей Rafale. Эти машины выиграли тендер у нашего МиГ-35 в тендере на сумму в $10 млрд. Однако, стороны до сих пор так не договорились ни о конечной цене машин, ни о передаче технологий их производства. Министр обороны Индии уже заявил, что сделка по Rafale слишком дорого обходится стране. Компания Dassault Aviation увеличила вдвое стоимость одного самолета - с $ 65 млн. до $120 млн. Это означает, что вся партия из 126 машин обойдется не в $10, а в $28-30 млрд. В дополнение придется существенно потратиться на оснащение машин ракетным и бомбовым вооружением.
В тоже время, как отмечают в Минобороны Индии, производство одного российского истребителя Су-30МКИ компанией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) не превышает $ 56 млн., что вдвое ниже цены одного Rafale. Этого же ждут и от производства FGFA на территории Индии. Этот самолет будет совершенней Rafale и, скорее всего, не дороже их. Как в случае с Су-30МКИ, не будет проблем с передачей базовых технологий производства ключевых узлов машины.
«В настоящий момент мы с нашими индийскими коллегами завершили создание экспортной версии ПАК ФА, известного в Индии как FGFA», - сообщил региональный директор по международному сотрудничеству Объединенной авиастроительной корпорации Андрей Маршанкин. «Уже есть документация и понимание объемов следующего этапа проектирования, масштабов будущего серийного производства», - подчеркнул он.
Маршанкин отметил, что в то время, как российская версия истребителя пятого поколения управляется одним пилотом, ВВС Индии традиционно предпочитают самолеты, управляемые двумя летчиками. «В тяжелых условиях современной войны крайне трудно одновременно и маневрировать, и вести огонь по противнику. Пока индийская сторона предполагает, что индийская версия истребителя пятого поколения все-таки будет приспособлена для двух пилотов», - подчеркнул он.
Стратегический паритет
Кроме FGFA у России и Индии есть еще один ключевой совместный проект - разработка сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «БраМос». Во время визита в Индию, ей был посвящен отдельный эпизод. Начали работу над созданием нового варианта ракеты «БраМос». Новинка получит такое же имя, но с приставкой «мини». В отличие от «большой» ракеты, она действительно станет в два раза меньше.
По расчетам BrahMos Aerospace, один Су-30МКИ сможет нести до трех «Мини-БраМос», корабельный МиГ-29К/КУБ - две, индийский аналог истребителя пятого поколения Т-50 FGFA поднимет две ракеты. Новая «БраМос» будет интегрирована в состав вооружения патрульно-противолодочного самолета Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской змей») индийских ВВС. А также будет поставлена на вооружение подводных лодок, имеющих 533-мм торпедные аппараты - несколько подобных субмарин российского производства есть на вооружении индийских ВМС.
На вооружении ВВС Индии сегодня находится 350 истребителей Су-30МКИ. По планам BrahMos Aerospace, большими ракетами «БраМос» планируется оснастить от двух до трех эскадрилий. Первоначально будут оснащены около 40 самолетов, включая два испытательных образца Су-30МКИ. Есть еще 18 МиГ-29К/КУБ, базирующиеся на авианосце «Викрамадитья» (бывшем авианесущем крейсере «Адмирал Горшков») – их тоже предстоит оснастить противокорабельными ракетами. Однако, поднять «большой» «БраМос» МиГ-29 не в состоянии. Именно поэтому мини-версия ракеты может стать настоящим прорывом в перевооружении индийских ВВС.
Возможно, появление именно этой «мини» ракеты расставит все точки над «I» в российско-индийских военно-технических перипетиях. Индийские военные рассчитывают, что мини-«БраМос» позволит вооружить мощной противокорабельной ракетой большое количество истребителей, в основном российского происхождения.
А это значит, что перспектива сотрудничества у Москвы и Дели просматривается на годы вперед. Собственно, это и было подтверждено в ходе визита Сергея Шойгу в Дели.
Индия - стратегический партнер России в области военно-технического сотрудничества. В настоящее время, вооруженные силы этой страны оснащены нашим, а также на 70% произведенным по лицензии в самой Индии российским оружием. Их доля в cухопутных войсках составляет 40%, в ВВС - 80%, ВМС - 75%. Редактор отраслевого журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил телеканалу «Звезда», что с индийцами действует не менее 200 контрактов на сумму, превышающую $11 млдр.
«Это поставки истребителей МиГ-29К, Су-30МКИ, авиационных двигателей, танков Т-90С и боеприпасы», - напоминает эксперт. И добавляет: «Индия единственная страна, которая получила в аренду атомную подводную лодку «Нерпа» проекта 971. Также мы им построили авианосец. Сейчас разрабатываем самолет пятого поколения многоцелевой транспортный вертолет».
Не милый друг
Однако в последнее время, Дели все чаще смотрит на Запад. Так мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76, Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.
Наш самый современный МиГ-35 уступил место французскому Rafale, а боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 - CH-47 Chinook. И это притом, что российская машина более современная, полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.
«В этом нет парадокса», - Говорит глава Центра АСТ Руслан Пухов. «Просто мы привыкли, что Дели покупал много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется, а в этом плане у нас много белых пятен. И в результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».
На этом фоне Россия активизировала свои отношения со стратегическими противниками Индии в регионе: Китаем и Пакистаном. После аэрокосмической выставки AirShow China 2014 в Чжухае Пекину был предложен новейший российский истребитель Су-35 - прямой конкурент индийскому Су-30МКИ. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных именно под более современный самолет, как, например, двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой в 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Все это придает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.
Вторая серьезная новинка – радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок тому, который стоит на американском истребителе пятого поколения F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350–400 км - это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций.
На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150-200 километров - железнодорожный мост, за 100-120 -катер, за 60-70 километров - установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. При этом, как ни скрывают в российской делегации, интерес Китая к Су-35 обусловлен, прежде всего возможностью копирования двигателя и радара в интересах развития собственной программы создания истребителя пятого поколения J-20. По китайской оценке лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А создание копии российского истребителя J-11B стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.
Появление же Су-35 в Китае будет означать еще один технологический скачок, который может похоронить другой российско-индийский проект - создание истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на базе Т-50. В ходе визита в Исламабад Сергей Шойгу договорился о расширении взаимодействия с Пакистаном. В частности, страна получит российские ударные вертолеты Ми-35. Они, конечно же, с большой натяжкой могут считаться конкурентами американскому AH-64 Apache, но сам факт их появления у Исламабада не оставит Дели в покое.
Разбор полетов
Это всё не делало фон поездки Сергея Шойгу безоблачным. Общий пакет взаимных претензий и упреков, сопутствующий двухстороннему сотрудничеству накопился более чем обстоятельный. Особенно в области проекта создания истребителя 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), создающегося на базе российского Т-50. По словам главы индийского военного ведомства Манохара Паррикара (Manohar Parrikar), индийскую сторону не устраивали технические характеристики двигателей самолета, параметры его малозаметности, компоновка планера, системы подвески вооружения, а также сроки реализации проекта.
К списку претензий индийские военные добавляют обслуживание FGFA и нежелание России делиться проектной документацией, а также безопасность пилотирования. Российская сторона отказалась раскрывать причины возгорания двигателя, произошедшего в середине июня 2014 года во время испытательного полета Т-50 в подмосковном Жуковском.
Минобороны Индии официально не подтверждают, что все спорные моменты урегулированы. Там отмечают, что очень недовольны распределением долей участия в проекте каждой из стран. К настоящему времени доля участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) сократилась с 25 до 13 процентов. Вместо полноправной разработки индийское предприятие будет поставлять для истребителя покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции.
И это при том, что в проект Индия инвестирует практически $25 млрд, и более того способна поставить для производства самолета свои собственные композитные материалы и электронику. Со своей стороны Россия никак не комментирует перипетии судьбы FGFA. Источник телеканала «Звезда» в российском авипроме лишь заметил, что индийская сторона сама до последнего времени не могла точно определиться с тем, что хочет получить от нового истребителя.
Однако, судя по итоговым заявлением министров обороны, разногласия преодолены и стороны готовы работать. Это особенно актуально после скандала с поставками ВВС Индии французских истребителей Rafale. Эти машины выиграли тендер у нашего МиГ-35 в тендере на сумму в $10 млрд. Однако, стороны до сих пор так не договорились ни о конечной цене машин, ни о передаче технологий их производства. Министр обороны Индии уже заявил, что сделка по Rafale слишком дорого обходится стране. Компания Dassault Aviation увеличила вдвое стоимость одного самолета - с $ 65 млн. до $120 млн. Это означает, что вся партия из 126 машин обойдется не в $10, а в $28-30 млрд. В дополнение придется существенно потратиться на оснащение машин ракетным и бомбовым вооружением.
В тоже время, как отмечают в Минобороны Индии, производство одного российского истребителя Су-30МКИ компанией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) не превышает $ 56 млн., что вдвое ниже цены одного Rafale. Этого же ждут и от производства FGFA на территории Индии. Этот самолет будет совершенней Rafale и, скорее всего, не дороже их. Как в случае с Су-30МКИ, не будет проблем с передачей базовых технологий производства ключевых узлов машины.
«В настоящий момент мы с нашими индийскими коллегами завершили создание экспортной версии ПАК ФА, известного в Индии как FGFA», - сообщил региональный директор по международному сотрудничеству Объединенной авиастроительной корпорации Андрей Маршанкин. «Уже есть документация и понимание объемов следующего этапа проектирования, масштабов будущего серийного производства», - подчеркнул он.
Маршанкин отметил, что в то время, как российская версия истребителя пятого поколения управляется одним пилотом, ВВС Индии традиционно предпочитают самолеты, управляемые двумя летчиками. «В тяжелых условиях современной войны крайне трудно одновременно и маневрировать, и вести огонь по противнику. Пока индийская сторона предполагает, что индийская версия истребителя пятого поколения все-таки будет приспособлена для двух пилотов», - подчеркнул он.
Стратегический паритет
Кроме FGFA у России и Индии есть еще один ключевой совместный проект - разработка сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракеты «БраМос». Во время визита в Индию, ей был посвящен отдельный эпизод. Начали работу над созданием нового варианта ракеты «БраМос». Новинка получит такое же имя, но с приставкой «мини». В отличие от «большой» ракеты, она действительно станет в два раза меньше.
По расчетам BrahMos Aerospace, один Су-30МКИ сможет нести до трех «Мини-БраМос», корабельный МиГ-29К/КУБ - две, индийский аналог истребителя пятого поколения Т-50 FGFA поднимет две ракеты. Новая «БраМос» будет интегрирована в состав вооружения патрульно-противолодочного самолета Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской змей») индийских ВВС. А также будет поставлена на вооружение подводных лодок, имеющих 533-мм торпедные аппараты - несколько подобных субмарин российского производства есть на вооружении индийских ВМС.
На вооружении ВВС Индии сегодня находится 350 истребителей Су-30МКИ. По планам BrahMos Aerospace, большими ракетами «БраМос» планируется оснастить от двух до трех эскадрилий. Первоначально будут оснащены около 40 самолетов, включая два испытательных образца Су-30МКИ. Есть еще 18 МиГ-29К/КУБ, базирующиеся на авианосце «Викрамадитья» (бывшем авианесущем крейсере «Адмирал Горшков») – их тоже предстоит оснастить противокорабельными ракетами. Однако, поднять «большой» «БраМос» МиГ-29 не в состоянии. Именно поэтому мини-версия ракеты может стать настоящим прорывом в перевооружении индийских ВВС.
Возможно, появление именно этой «мини» ракеты расставит все точки над «I» в российско-индийских военно-технических перипетиях. Индийские военные рассчитывают, что мини-«БраМос» позволит вооружить мощной противокорабельной ракетой большое количество истребителей, в основном российского происхождения.
А это значит, что перспектива сотрудничества у Москвы и Дели просматривается на годы вперед. Собственно, это и было подтверждено в ходе визита Сергея Шойгу в Дели.
Читайте также:
Чаша терпения Путина переполнена. О "сумасшедшем" оружии России: Пойдёт в ход, если враги не одумаются
25.11.2024 23:23
Чаша терпения Владимира Путина переполнена. Виктор Баранец в прямом эфире заявил о "сумасшедшем" оружии России: оно пойдёт в ход, если враги не одумаются.
Строительные работы: ключевые этапы и важные аспекты
25.11.2024 18:13
Строительные работы – это сложный и многоэтапный процесс, включающий в себя подготовку, проектирование, возведение объектов и их последующую эксплуатацию.
Россия имитировала ядерный удар по Украине
25.11.2024 11:46
Ракету «Орешник» сбить можно только в космосе, и это большая угроза для всей Европы.
ВСУ готовят мощное наступление: Выбраны дата и место. Из Румынии идут колонны с бронетехникой
Несмотря на недостаток украинских военнослужащих на Донецком направлении, где русская армия освобождает посёлок за посёлком и где вот-вот падёт Курахово, в тылу враг накопил достаточно живой силы для очередного броска. На это наступление Киев бросит все силы. И, скорее всего, он будет применять американские ракеты ATACMS — по всей видимости, будет бить по Белгородской области, куда ВСУ снова
"Днепропетровск оглохнуть должен был": Что на самом деле произошло во время удара "Орешника" по "Южмашу"
25.11.2024 12:50
Очевидцы рассказали о том, что на самом деле произошло во время удара "Орешника" по заводу "Южмаш". "Днепропетровск должен был оглохнуть", - отмечают местные жители.