Россия не хочет нести золотые яйца в глобальный петушатник
За последнее время в глобальной экономике произошёл ряд значимых событий. Вторая и третья волна всемирного кризиса, приведшая к реальной остановке экономического роста; второй и третий пакет цивилизованных санкций против России. Советник президента Сергей Глазьев, занимающийся евразийской интеграцией, не считает положение в отечественной экономике катастрофическим. У него есть рецепты не только выживания, но и развития нашей страны. Залог тому — отсутствие существенных расхождений между российскими властями и крупным бизнесом, функционирующим в реальном секторе.
Антикризисные меры весьма очевидны эксперту. Удлинение и удешевление кредита, увеличение государственного спроса в области импортозамещения. Воплощение в жизнь этих предложений поможет повысить ВВП минимум на триллион рублей в год, а это — 8-9% роста экономики.
Из архива: Кроме того, имеется распоряжение председателя правительства о государственном финансировании инфраструктурных проектов. А также госпрограмма на основе заявки от реального сектора экономики на субсидирование импортозамещающих производств, технологическую модернизацию.
Эти моменты в сумме позволяют сказать, что у России имеются резервы экономического роста, поддержанные санкциями Запада. Уже определено, сколько денег нужно для выхода на путь устойчивого развития. Решается вопрос о замещении импорта финансов, внешних кредитов, финансирования программ расширения производства.
Правда, на требования реальной экономики реакция финансовых властей отсутствует. То есть, кредитно-денежная политика пока не привязывается к народно-хозяйственным задачам. В проекте основных направлений политики ЦБ эти запросы не учтены, его задача — лишь удержание инфляции. Но борьба с инфляцией лишь сжатием денежной массы удачи не приносит. Напротив, необходим достаточный объём денежного предложения, чтоб обеспечить рост товарооборота и инвестиций. А основное средство борьбы с инфляцией — повышение эффективности производства.
Для всего этого нужно опережающее развитие кредитования, авансирования экономического роста. Введение санкций даёт редкостную возможность замещения источников ссуд на внутренние, формирования суверенной финансовой системы, направленной на развитие своего производства.
Например, реализация предложений, высказанных на Госсовете белгородским главой Евгением Савченко, обеспечат дополнительный выпуск сельхозпродукции в год на 2 трлн. рублей. Это потребует увеличения объёма кредитов приблизительно в 3 раза для ссуд производителям минимум на год. Плюс средства на модернизацию производственных мощностей. То есть, прирост денежной массы должен составить, по меньшей мере, триллион рублей.
Власти также планируют поддержать газопровод «Сила Сибири», высокоскоростные транспортные магистрали. Срок окупаемости — около десяти лет. Обеспечение прироста экономики, необходимого для выхода на путь устойчивого развития подразумевает увеличение инвестиций минимум на 10%. А этого в планах Минфина и в политике ЦБ нет.
Из архива: Для импортозамещения необходимо расширение денежной массы, чего на практике не наблюдается. В России проценты рефинансирования высоки, сами кредиты «коротки», а ведь они необходимы для замещения внешних ссуд, объём которых превысил $700 млрд. Эта сумма сопоставима с объёмом всей денежной массы в РФ. ЦБ планирует ближайшие три года увеличивать денежную массу на 10-15%.
Российская финансовая система планирует сменить вектор получения кредитов на Китай, Индию, Ближний Восток. Но в этих регионах работают не только местные финансово-посреднические учреждения, но и банки США, которые через гонконгских и сингапурских «дочек» не прочь давать деньги российским коллегам. При этом Вашингтон запретил европейским ростовщикам контактировать с нашими, но совершенно не замечает нелегальные кредиты своих дилеров. Почему? Вашингтон делает то, что ему выгодно. А что же Европа? А она тоже делает то, что выгодно Белому дому. Интересно, где при такой политике будет экономика ЕС лет через десять? Впрочем, вопрос риторический и ответа не требует.
Россия же последнее время ведёт свою линию с ориентацией на собственную экономику, несмотря на усиливающееся давление «заклятого звёздно-полосатого друга». И, в первую очередь, это обусловлено тем, что властные элиты начали осознавать, куда их могут загнать пожелания из-за океана. А оказаться там, где скоро будет европейская экономика, у них никакого желания нет.
Из архива: Страны с устойчивым позитивным сальдо торгового баланса не должны испытывать нужды во внешних кредитах. Этот показатель был огромным у России за последние годы, что позволило выплатить долг, создать огромный валютный резерв. Данного притока валюты должно хватить на финансирование многих госпрограмм.
Тем более, порядка 80% «иностранного» капитала в нашей стране — российские реинвестиции через оффшоры, и острой зависимости от зарубежных денег РФ не испытывает. А затраты на их обслуживание значительно превосходят объёмы фискальных поступлений. И наши ежегодные потери на оффшоризации, обусловленной разницей процентных ставок — полсотни млрд. долларов.
Переход на новую финансовую модель на основе внутреннего кредитования потребует ужесточения банковско-валютного контроля. Возможна неконтролируемая конвертация рублей в доллар с вывозом денег за рубеж, что и происходит сейчас. Если удастся остановить бегство русских капиталов, достигшее значительных размеров, то можно будет перевести экономику на внутреннее кредитование.
На подобную «мину» мы уже наступали в 2008-м, кредиты для выручки коммерческих банков привели к переводу рублей в доллар с надеждой на спекулятивный доход и до реального сектора средства не дошли.Та «антикризисная» политика ЦБ обрушила наш фондовый рынок в три раза, продукция машиностроения уменьшилась на 40%. Так что теперь нужно выбирать другой путь, который потребует борьбы с вывозом капитала, реализации программы деоффшоризации, к чему и призывал президент России.
Этим будет обеспечен оборот денег внутри отечественной экономики, чего не хотят допустить за рубежом, и имеют для этого немало рычагов. Впрочем, такое же желание испытывают и российские сторонники «вашингтонского консенсуса», считающие основной целью обслуживание иностранных кредитов. Желание же добиться реального повышения ВВП на аргументированном экономистами уровне, потребует кардинальной смены всей кредитно-денежной политики и перестройки всей финансовой системы страны. Страшно? Да, страшно. Но по-другому не получится. И возможно, если бы не прессинг нашей страны со стороны Запада, на эту реорганизацию наши власти никогда бы не решились. А сейчас есть шанс.
Антикризисные меры весьма очевидны эксперту. Удлинение и удешевление кредита, увеличение государственного спроса в области импортозамещения. Воплощение в жизнь этих предложений поможет повысить ВВП минимум на триллион рублей в год, а это — 8-9% роста экономики.
Из архива: Кроме того, имеется распоряжение председателя правительства о государственном финансировании инфраструктурных проектов. А также госпрограмма на основе заявки от реального сектора экономики на субсидирование импортозамещающих производств, технологическую модернизацию.
Эти моменты в сумме позволяют сказать, что у России имеются резервы экономического роста, поддержанные санкциями Запада. Уже определено, сколько денег нужно для выхода на путь устойчивого развития. Решается вопрос о замещении импорта финансов, внешних кредитов, финансирования программ расширения производства.
Правда, на требования реальной экономики реакция финансовых властей отсутствует. То есть, кредитно-денежная политика пока не привязывается к народно-хозяйственным задачам. В проекте основных направлений политики ЦБ эти запросы не учтены, его задача — лишь удержание инфляции. Но борьба с инфляцией лишь сжатием денежной массы удачи не приносит. Напротив, необходим достаточный объём денежного предложения, чтоб обеспечить рост товарооборота и инвестиций. А основное средство борьбы с инфляцией — повышение эффективности производства.
Для всего этого нужно опережающее развитие кредитования, авансирования экономического роста. Введение санкций даёт редкостную возможность замещения источников ссуд на внутренние, формирования суверенной финансовой системы, направленной на развитие своего производства.
Например, реализация предложений, высказанных на Госсовете белгородским главой Евгением Савченко, обеспечат дополнительный выпуск сельхозпродукции в год на 2 трлн. рублей. Это потребует увеличения объёма кредитов приблизительно в 3 раза для ссуд производителям минимум на год. Плюс средства на модернизацию производственных мощностей. То есть, прирост денежной массы должен составить, по меньшей мере, триллион рублей.
Власти также планируют поддержать газопровод «Сила Сибири», высокоскоростные транспортные магистрали. Срок окупаемости — около десяти лет. Обеспечение прироста экономики, необходимого для выхода на путь устойчивого развития подразумевает увеличение инвестиций минимум на 10%. А этого в планах Минфина и в политике ЦБ нет.
Из архива: Для импортозамещения необходимо расширение денежной массы, чего на практике не наблюдается. В России проценты рефинансирования высоки, сами кредиты «коротки», а ведь они необходимы для замещения внешних ссуд, объём которых превысил $700 млрд. Эта сумма сопоставима с объёмом всей денежной массы в РФ. ЦБ планирует ближайшие три года увеличивать денежную массу на 10-15%.
Российская финансовая система планирует сменить вектор получения кредитов на Китай, Индию, Ближний Восток. Но в этих регионах работают не только местные финансово-посреднические учреждения, но и банки США, которые через гонконгских и сингапурских «дочек» не прочь давать деньги российским коллегам. При этом Вашингтон запретил европейским ростовщикам контактировать с нашими, но совершенно не замечает нелегальные кредиты своих дилеров. Почему? Вашингтон делает то, что ему выгодно. А что же Европа? А она тоже делает то, что выгодно Белому дому. Интересно, где при такой политике будет экономика ЕС лет через десять? Впрочем, вопрос риторический и ответа не требует.
Россия же последнее время ведёт свою линию с ориентацией на собственную экономику, несмотря на усиливающееся давление «заклятого звёздно-полосатого друга». И, в первую очередь, это обусловлено тем, что властные элиты начали осознавать, куда их могут загнать пожелания из-за океана. А оказаться там, где скоро будет европейская экономика, у них никакого желания нет.
Из архива: Страны с устойчивым позитивным сальдо торгового баланса не должны испытывать нужды во внешних кредитах. Этот показатель был огромным у России за последние годы, что позволило выплатить долг, создать огромный валютный резерв. Данного притока валюты должно хватить на финансирование многих госпрограмм.
Тем более, порядка 80% «иностранного» капитала в нашей стране — российские реинвестиции через оффшоры, и острой зависимости от зарубежных денег РФ не испытывает. А затраты на их обслуживание значительно превосходят объёмы фискальных поступлений. И наши ежегодные потери на оффшоризации, обусловленной разницей процентных ставок — полсотни млрд. долларов.
Переход на новую финансовую модель на основе внутреннего кредитования потребует ужесточения банковско-валютного контроля. Возможна неконтролируемая конвертация рублей в доллар с вывозом денег за рубеж, что и происходит сейчас. Если удастся остановить бегство русских капиталов, достигшее значительных размеров, то можно будет перевести экономику на внутреннее кредитование.
На подобную «мину» мы уже наступали в 2008-м, кредиты для выручки коммерческих банков привели к переводу рублей в доллар с надеждой на спекулятивный доход и до реального сектора средства не дошли.Та «антикризисная» политика ЦБ обрушила наш фондовый рынок в три раза, продукция машиностроения уменьшилась на 40%. Так что теперь нужно выбирать другой путь, который потребует борьбы с вывозом капитала, реализации программы деоффшоризации, к чему и призывал президент России.
Этим будет обеспечен оборот денег внутри отечественной экономики, чего не хотят допустить за рубежом, и имеют для этого немало рычагов. Впрочем, такое же желание испытывают и российские сторонники «вашингтонского консенсуса», считающие основной целью обслуживание иностранных кредитов. Желание же добиться реального повышения ВВП на аргументированном экономистами уровне, потребует кардинальной смены всей кредитно-денежной политики и перестройки всей финансовой системы страны. Страшно? Да, страшно. Но по-другому не получится. И возможно, если бы не прессинг нашей страны со стороны Запада, на эту реорганизацию наши власти никогда бы не решились. А сейчас есть шанс.
Читайте также:
Что говорит Запад об "Орешнике"? От "Путин ничего не сделает" перешли к "вводит в ступор"
21.11.2024 23:23
Это было последнее предупреждение западным странам, которые до сих пор не верили, что Москва может применить более серьёзное оружие в связи с эскалацией боевых действий, которые проводят американцы с европейцами.
Россия задействовала самое страшное оружие, и это не «Орешник»
Разрешив Киеву удары западными ракетами вглубь России, союзники Зеленского вложили в руки Путина самое страшное оружие, о котором сами не подумали. И это не «Орешник» или какая-то другая «растительность».
Выверенный ответ России. Удар может получить НАТО
21.11.2024 22:17
Президент Владимир Путин 21 ноября выступил с официальным обращением к жителям России и раскрыл тайну удара по предприятию "Южмаш" в Днепропетровске. Оказалось, что Вооружённые силы России применили новейшую русскую систему средней дальности "Орешник". Это - выверенный ответ России странам Запада.
США запаниковали из-за "Орешника"
22.11.2024 15:24
Новую российскую ракету "Орешник" будет тяжело сбить, пишет издание Defense One со ссылкой на директора проекта противоракетной обороны в CSIS Тома Карако.
Германия вышла на тропу войны. Стало известно о секретном плане Шольца
22.11.2024 12:10
ФРГ начала подготовку к крупномасштабной войне с Россией, разработав 1000-страничный "Оперативный план Германии", содержание которого по большей части секретно, сообщает немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung.