«Рукавицы» для защиты неба
Кубанские летчики отказались от чешских самолетов в пользу новейших учебно-боевых комплексов Як-130.
Армавирская учебная авиабаза получила пять учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. Реактивные «Яки» отлично показали себя во время длительного перелета в сложных метеоусловиях и успешно прибыли на Кубань прямиком с завода-изготовителя в Иркутске. До недавнего времени армавирских пилотов обучали на чешских самолетах L-39 Albatros, которые были выпущены еще в 80-х годах прошлого века. Во многих странах мира «Альбатросы» так и не собираются снимать с вооружения, ну а в России новый Як-130 теперь будет обеспечивать высокую эффективность обучения пилотов, которым в будущем предстоит летать на авиакомплексах пятого поколения.
Испытание погодой
По классификации НАТО российский реактивный штурмовик Як-130 именуется «Рукавицей», но наши пилоты уже метко окрестили его летающим компьютером. Ведь такого количества автоматики, работающей от единого бортового цифрового вычислительного комплекса и способного решать столько разноплановых задач, сегодня нет ни у одного учебно-боевого самолета мира.
В ходе длительного перелета из Иркутска в Армавир специальные экипажи преодолели на новых «Яках» более 5,5 тысяч километров, совершив три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске. «Во время перелета самолет показал себя замечательно: отличная управляемость, надежность систем жизнеобеспечения независимо от температурных и метеорологических условий. Во время вылета из Иркутска температура достигала -20 градусов по Цельсию, а в Армавире по прилету +15 градусов. На протяжении всего маршрута наблюдалась плотная облачность, обильные осадки, сильный встречный и боковой ветер. При этом все системы управления работали исправно, летчикам удалось по приборам совершить три промежуточные посадки и достичь аэродрома назначения без каких-либо отказов авиационной техники», — поделился впечатлениями старший группы подполковник Сергей Мальцев.
Новую учебно-боевую технику в Армавире в первую очередь осваивают опытные пилоты. Курсанты же, планируется, сядут за штурвал Яка не раньше следующего года. Теперь в составе Армавирской учебной авиабазы насчитывается уже тринадцать новых «Яков», еще четыре самолета сейчас принимают на заводе специалисты инженерно-авиационной службы авиабазы, сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ.
Самолет Як-130 предназначен для первичной летной подготовки, а также для повышения летного мастерства. Он вобрал в себя все последние достижения и тенденции, характерные для современного мирового рынка учебно-тренировочных и учебно-боевых машин. Вместе с тем он может с высокой степенью эффективности использоваться в локальных конфликтах или антитеррористических операциях. При его изучении и пилотировании летчики осваивают бортовое вооружение и оборудование, отрабатывают основы боевого применения при действиях против воздушного и наземного противника, характерные для самолетов четвертого и пятого поколений. Важнейшие показатели Як-130 — высокая надежность самолетных систем, силовой установки и планера в совокупности с простой конструкцией. Низкая стоимость эксплуатации позволяют как качественно готовить летчиков в минимальные сроки, так и эффективно решать боевые задачи.
Имитация любого истребителя
К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начале 1990-х годов. В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта Як-130 было решено привлечь силы итальянской компании Aermacchi, международное сотрудничество продлилось с 1993 по 1999 год. В 2002 году Як-130 победил проект МиГ-АТ и выиграл конкурс Министерства обороны России. Российские пилоты стали получать новые «Яки» с 2010 года, а спустя год корпорация «Иркут» стала поставлять их уже и на экспорт.
Словосочетание «самолет нового поколения» не даром фигурирует в описании Як-130, ведь он стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета. Это позволяет в полной мере решать задачу обучения пилотов для самолетов поколений 4+ и выше. А главной изюминкой «летающего компьютера» стала его репрограммируемая система управления, которая позволяет имитировать полет на любом истребителе. На «Яке» можно задавать характеристики устойчивости и управляемости других моделей боевых самолетов, к полетам на которых готовятся курсанты. Таким образом всего на одном самолете будущие летчики могут пройти все этапы обучения — от начальных до повышенных программ подготовки. Простоту управления и постепенный переход в процессе обучения от простых задач к сложным обеспечивают летные характеристики, эффективное информационно-управляющее поле кабины и дружественный интерфейс.
Як-130 успешно используется для подготовки в приближенных к боевой обстановке условиях с реальным применением вооружения. Во время этого курсанты видят метки целей от РЛС и сообщения об отказах различного оборудования во время попадания вражеских снарядов. На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня. Самолет оснащен дистанционной системой управления, способной самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации, по данным корпорации «Иркут».
Легко в бою
Стоимость летного часа Як-130 в несколько раз ниже, чем у современных учебно-боевых истребителей во время решения сопоставимых задач. Он неприхотлив в условиях базирования и способен обходится без современного аэродрома, приземляясь на неподготовленные площадки. Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание мусора в двигатели во время взлета и посадки, а специальное шасси обеспечивает базирование даже на грунтовых аэродромах третьего класса. Неудивительно, что эксплуатация нового «Яка» обходится в 7 раз дешевле распространенного МиГ-29УБ.
По соотношению «стоимость — эффективность» Як-130 отлично подходит не только для подготовки летчиков-истребителей, но и для выполнения боевых задач в локальных конфликтах. Использование в качестве легкого штурмовика — важная особенность этого «Яка». При необходимости он может эффективно применяться для уничтожения воздушных, морских и наземных целей в сложных метеоусловиях с радиусом боевого применения 680 км.
Широкая номенклатура средств поражения включает ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения, авиабомбы, авиационные ракеты и пушку. Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают контейнеры РЭП с устройством выброса пассивных помех. Благодаря открытой архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования номенклатура вооружения может быть расширена с учетом новых потребностей. На базе Як-130 можно создать целое семейство легких ударных самолетов, при этом в процессе разработки будут широко применяться и дорабатываться технические и конструктивные решения, заложенные в базовую модель. Ведь сегодня степень унификации Як-130 составляет порядка 90%. Совершенствованием самолета сегодня занимается инженерный центр им. А.С.Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации «Иркут».
Армавирская учебная авиабаза получила пять учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. Реактивные «Яки» отлично показали себя во время длительного перелета в сложных метеоусловиях и успешно прибыли на Кубань прямиком с завода-изготовителя в Иркутске. До недавнего времени армавирских пилотов обучали на чешских самолетах L-39 Albatros, которые были выпущены еще в 80-х годах прошлого века. Во многих странах мира «Альбатросы» так и не собираются снимать с вооружения, ну а в России новый Як-130 теперь будет обеспечивать высокую эффективность обучения пилотов, которым в будущем предстоит летать на авиакомплексах пятого поколения.
Испытание погодой
По классификации НАТО российский реактивный штурмовик Як-130 именуется «Рукавицей», но наши пилоты уже метко окрестили его летающим компьютером. Ведь такого количества автоматики, работающей от единого бортового цифрового вычислительного комплекса и способного решать столько разноплановых задач, сегодня нет ни у одного учебно-боевого самолета мира.
В ходе длительного перелета из Иркутска в Армавир специальные экипажи преодолели на новых «Яках» более 5,5 тысяч километров, совершив три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске. «Во время перелета самолет показал себя замечательно: отличная управляемость, надежность систем жизнеобеспечения независимо от температурных и метеорологических условий. Во время вылета из Иркутска температура достигала -20 градусов по Цельсию, а в Армавире по прилету +15 градусов. На протяжении всего маршрута наблюдалась плотная облачность, обильные осадки, сильный встречный и боковой ветер. При этом все системы управления работали исправно, летчикам удалось по приборам совершить три промежуточные посадки и достичь аэродрома назначения без каких-либо отказов авиационной техники», — поделился впечатлениями старший группы подполковник Сергей Мальцев.
Новую учебно-боевую технику в Армавире в первую очередь осваивают опытные пилоты. Курсанты же, планируется, сядут за штурвал Яка не раньше следующего года. Теперь в составе Армавирской учебной авиабазы насчитывается уже тринадцать новых «Яков», еще четыре самолета сейчас принимают на заводе специалисты инженерно-авиационной службы авиабазы, сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ.
Самолет Як-130 предназначен для первичной летной подготовки, а также для повышения летного мастерства. Он вобрал в себя все последние достижения и тенденции, характерные для современного мирового рынка учебно-тренировочных и учебно-боевых машин. Вместе с тем он может с высокой степенью эффективности использоваться в локальных конфликтах или антитеррористических операциях. При его изучении и пилотировании летчики осваивают бортовое вооружение и оборудование, отрабатывают основы боевого применения при действиях против воздушного и наземного противника, характерные для самолетов четвертого и пятого поколений. Важнейшие показатели Як-130 — высокая надежность самолетных систем, силовой установки и планера в совокупности с простой конструкцией. Низкая стоимость эксплуатации позволяют как качественно готовить летчиков в минимальные сроки, так и эффективно решать боевые задачи.
Имитация любого истребителя
К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начале 1990-х годов. В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта Як-130 было решено привлечь силы итальянской компании Aermacchi, международное сотрудничество продлилось с 1993 по 1999 год. В 2002 году Як-130 победил проект МиГ-АТ и выиграл конкурс Министерства обороны России. Российские пилоты стали получать новые «Яки» с 2010 года, а спустя год корпорация «Иркут» стала поставлять их уже и на экспорт.
Словосочетание «самолет нового поколения» не даром фигурирует в описании Як-130, ведь он стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета. Это позволяет в полной мере решать задачу обучения пилотов для самолетов поколений 4+ и выше. А главной изюминкой «летающего компьютера» стала его репрограммируемая система управления, которая позволяет имитировать полет на любом истребителе. На «Яке» можно задавать характеристики устойчивости и управляемости других моделей боевых самолетов, к полетам на которых готовятся курсанты. Таким образом всего на одном самолете будущие летчики могут пройти все этапы обучения — от начальных до повышенных программ подготовки. Простоту управления и постепенный переход в процессе обучения от простых задач к сложным обеспечивают летные характеристики, эффективное информационно-управляющее поле кабины и дружественный интерфейс.
Як-130 успешно используется для подготовки в приближенных к боевой обстановке условиях с реальным применением вооружения. Во время этого курсанты видят метки целей от РЛС и сообщения об отказах различного оборудования во время попадания вражеских снарядов. На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня. Самолет оснащен дистанционной системой управления, способной самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации, по данным корпорации «Иркут».
Легко в бою
Стоимость летного часа Як-130 в несколько раз ниже, чем у современных учебно-боевых истребителей во время решения сопоставимых задач. Он неприхотлив в условиях базирования и способен обходится без современного аэродрома, приземляясь на неподготовленные площадки. Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание мусора в двигатели во время взлета и посадки, а специальное шасси обеспечивает базирование даже на грунтовых аэродромах третьего класса. Неудивительно, что эксплуатация нового «Яка» обходится в 7 раз дешевле распространенного МиГ-29УБ.
По соотношению «стоимость — эффективность» Як-130 отлично подходит не только для подготовки летчиков-истребителей, но и для выполнения боевых задач в локальных конфликтах. Использование в качестве легкого штурмовика — важная особенность этого «Яка». При необходимости он может эффективно применяться для уничтожения воздушных, морских и наземных целей в сложных метеоусловиях с радиусом боевого применения 680 км.
Широкая номенклатура средств поражения включает ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения, авиабомбы, авиационные ракеты и пушку. Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают контейнеры РЭП с устройством выброса пассивных помех. Благодаря открытой архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования номенклатура вооружения может быть расширена с учетом новых потребностей. На базе Як-130 можно создать целое семейство легких ударных самолетов, при этом в процессе разработки будут широко применяться и дорабатываться технические и конструктивные решения, заложенные в базовую модель. Ведь сегодня степень унификации Як-130 составляет порядка 90%. Совершенствованием самолета сегодня занимается инженерный центр им. А.С.Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации «Иркут».
Читайте также:
"Одессу отдадут Румынии": Занять русский город поможет армия Молдавии и НАТО. Французы уже в Кишиневе
Драгунский десант и спецназ НАТО ждут приказа. Второй фронт против России откроют в Приднестровье. Румыния получит большие земли.
Путин рассказал о том, сколько систем "Орешник" есть у России
"Разместим что-то в Белоруссии. Мы действуем системно, но мы не исключаем возможность применения сегодня или завтра, если будет такая необходимость", - добавил Путин.
На Западе раскрыли, как Трамп помогает России неожиданным образом
Обвинения в адрес России не имеют под собой никаких рациональных оснований: у Москвы совершенно нет причин для нападения на европейские страны. Трамп же, как заметил ученый, напрямую претендует на территорию европейского государства — Дании.
"И сегодня, и завтра": Путин заявил о готовности России использовать новую ракету в любой момент
Говоря о небольшом количестве новых ракет в арсенале русской армии, Владимир Путин отметил, уже запущено серийное производство "Орешника".
Три взрыва для "секретного груза Путина": Что перевозила затонувшая "Большая Медведица"?
То, о чём все до недавнего времени только подозревали, подтвердилось. Речь о затонувшем в прибрежных водах Испании судне Ursa Major ("Большая Медведица"). Согласно официальным сообщениям, на борту произошли три взрыва, которые и стали причиной крушения. Источники утверждают, что за этой трагедией стоят Украина и Великобритания. Вместе. И у них получился достаточно болезненный для нас