F-35: самолет нездравого смысла
Почему американские налогоплательщики выступают против истребителя 5 поколения?
Президент общества налогоплательщиков США Александр Райан (Ryan Alexander) в интервью порталу sputniknews заявил, что бессмысленно тратить деньги на истребитель пятого поколения F-35. «Думаю, что разумно отказаться от F-35. У нас есть достаточно доказательств того, что этот истребитель компании Lockheed Martin является непозволительно дорогой системой вооружения, у которой имеются более дешевые альтернативы», — сказал Райан. В частности, он привел данные, которые свидетельствуют, что США в течение ближайших 50 лет готовы потратить на этот самолет в общей сложности $ 1,5 трлн. Он также напомнил, что его организация стоит на страже интересов граждан-налогоплательщиков США.
Это знаковое интервью прошло сразу же после того, как стали известны подробности плана по совершенствованию F-35. Аналитические статьи об этом истребителе привели практически все американские СМИ. Тональность публикаций либо нейтральная, либо критическая. Так, журналист Крис Осборн из издания Defense Tech увязал детали будущей модернизации самолета с результатами его последнего системного испытания. Известно, что тестирование проводил специализированный департамент министерства обороны США. К сведению: всепогодный многоцелевой истребитель разрабатывается и выпускается в трех модификациях — F-35A для наземного базирования (CTOL), F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) и палубный вариант F-35C.
Крис Осборн напомнил, что о проблемах истребителя заговорили в феврале 2013 года. Тогда обнаружилось, что после очередного полета в одном из самолетов F-35A появилась трещина в лопатке турбины. Сразу же до определения причин были запрещены полеты всех F-35. Впоследствии эти ограничения сняли, однако вскоре стало ясно, что подобные дефекты с пугающей регулярностью проявляются и на других истребителях этого типа. Более того, перечень претензий постоянно увеличивается. Среди прочего военные США недовольны жесткостью фюзеляжа, переборок и фланцев крыльев. Имеется вопросы и к опоре двигателя. Именно поэтому в министерстве обороне США всерьез забеспокоились о программе Joint Strike Fighter, в рамках которой предполагалось заменить весь устаревший авиационный флот, состоящий из самолетов F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B на 2457 истребителей F-35.
Прошедшие испытания только подтвердили худшие опасения американских военных. Хотя выводы комиссии приведены в обтекаемых формулировках, они красноречиво свидетельствуют, что F-35 не готов к воздушным боям: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12». (Для сведения: блок 2В в истребителе F-35 отвечает еще и за координацию бортового радара, радиоэлектронной борьбы, навигации, системы наведения, нашлемной системы отображения HMDS).
Но самый главный вывод заключается в том, что имеется «значительный риск» не довести самолет до требований, заложенных в техническом задании. Директор испытаний оценки военной техники Мишель Гилморе (Michael Gilmore), проводивший тесты F-35, потребовал от Lockheed Martin Corp. разработать планы по смягчению последствий выявленных проблем, даже если для этого придется утяжелить самолет.
В рамках этого поручения осуществлялись и другие испытания. Так, в сентябре 2014 года было проведено тестирование истребителя в климатическом ангаре Eglin Air Force Base, штат Флорида.
- F-35 опробовали в сильную жару, в арктических холод, в проливной дождь, при запредельной влажности и в условиях мощных пылевых бурь, — рассказал Дуэйн Белл, главный специалист испытательного центра. — В нашем ангаре мы можем имитировать практически любую погоду в течение длительного время, когда двигатели неподвижного самолета работают на полную мощность в обычном или вертикальном режиме взлета-посадки.
Летчик-испытатель Билли Флинн в этой связи отметил, что это были первые такого рода испытания.
Кроме того, 3 ноября 2014 года у берегов Сан-Диего самолет F-35C совершил свою первую посадку на авианосец «Нимиц». В этой связи журналист Крис Осборн обратил внимание, что летчик-испытатель ВМС Тони Уилсон радовался как ребенок, а генерал-лейтенант Крис Богдан, выступая перед представителями СМИ, неоднократно повторил, что «это потрясающе и грандиозно». Впрочем, специалисты компаний Lockheed Martin и Pratt & Whitney более сдержано отнеслись к событию, отметив, что необходимо дорабатывать самолет, чтобы он мог нормально садиться на авианосцы.
Все полученные данные были положены в основу доработки F-35. Изучался также предшествующий опыт перехода авиационной техники в новое качество. В частности, было отмечено, что надежность самолетов обеспечивается за счет технологий последующих поколений. Иными словами, чтобы сделать F-35 боевым, в нем должны присутствовать узлы, соответствующие самолетам шестого поколения. Прежде всего, речь идет о так называемых «умных скинах», соединяющих фюзеляж с компьютерными программами и обеспечивающих более высокие круизные способности при гиперзвуковых скоростях. Фактически это означает, что летчик отстраняется от непосредственно управления истребителем и только ставит задачи бортовому компьютеру, который, собственно, и решает задачу маневрирования с тем, чтобы «не перегрузить фюзеляж и крылья.
На вопрос, когда это будет возможно, генерал-лейтенант Марк Рэмси, директор департамента по ресурсам вооруженных сил HASC, ответил, что не раньше, чем через пятнадцать лет. Фактически он признал, что F-35 так и не стал полноценным самолетом пятого поколения, а, скорей всего, является прообразом нового истребителя. По его словам, именно поэтому сегодня США не имеют технологического превосходства в авиации над Россией и Китаем. В то же время появление «умных скинов» позволит Америке создать предпосылки для истребителя шестого поколения. «Сейчас надо думать о будущей войне, нынешнюю уже не выиграть», — резюмировал Марк Рэмси.
Этот же постулат в докладе касательно развития F-35 отметил и заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл. «Китай и России имеют современное оружие, предназначенное для преодоления нашей проекции силы, — заявил главный покупатель Пентагона. — Даже если случится непреднамеренная региональная война, у США нет гарантий, что удастся победить».
Дело в том, что «в вопросах применения F-35 США полагаются на дорогостоящие военные активы, такие как аэродромы, авианосцы и космические спутники для разведки, наведения и связи. Между тем, эти активы сегодня представляют собой доступные мишени для китайских и русских, а также иранских высокоточных баллистических и крылатых ракет, которые могут легко преодолеть лучшие системы ПВО Америки».
Фрэнк Кендалл констатирует, что модернизацию все-таки необходимо проводить, чтобы довести F-35 до боевого состояния. Что касается самолета шестого поколения, то его набросками занимается исследовательское агентство DARPA в рамках незначительного финансирования. В этой связи многие аналитики отмечают, что подсчитать стоимость разработки нового истребителя X-plane сложно даже теоретически, как и определить сроки его создания.
К примеру, проектирование самолета второго поколения F-86 Sabre обошлось американским налогоплательщикам примерно в 100 миллионов долларов. Трудозатраты составили 1 700 000 человеко-часов. А для того, чтобы поставить в серию истребитель четвертого поколения F-16 пришлось затратить уже 6,43 млрд. долларов. При этом трудозатраты достигли 9 340 000 человеко-часов. Траты же на самолет пятого поколения F-35 уже на сегодня оцениваются в один триллион долларов. А сроки его разработки превысили двадцать лет. Таким образом, программа создания X-plane, скорей всего, будет стоить порядка 15-17 триллионов долларов. А на его проектирование и постановку на крыло уйдет не менее полувека.
Президент общества налогоплательщиков США Александр Райан (Ryan Alexander) в интервью порталу sputniknews заявил, что бессмысленно тратить деньги на истребитель пятого поколения F-35. «Думаю, что разумно отказаться от F-35. У нас есть достаточно доказательств того, что этот истребитель компании Lockheed Martin является непозволительно дорогой системой вооружения, у которой имеются более дешевые альтернативы», — сказал Райан. В частности, он привел данные, которые свидетельствуют, что США в течение ближайших 50 лет готовы потратить на этот самолет в общей сложности $ 1,5 трлн. Он также напомнил, что его организация стоит на страже интересов граждан-налогоплательщиков США.
Это знаковое интервью прошло сразу же после того, как стали известны подробности плана по совершенствованию F-35. Аналитические статьи об этом истребителе привели практически все американские СМИ. Тональность публикаций либо нейтральная, либо критическая. Так, журналист Крис Осборн из издания Defense Tech увязал детали будущей модернизации самолета с результатами его последнего системного испытания. Известно, что тестирование проводил специализированный департамент министерства обороны США. К сведению: всепогодный многоцелевой истребитель разрабатывается и выпускается в трех модификациях — F-35A для наземного базирования (CTOL), F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) и палубный вариант F-35C.
Крис Осборн напомнил, что о проблемах истребителя заговорили в феврале 2013 года. Тогда обнаружилось, что после очередного полета в одном из самолетов F-35A появилась трещина в лопатке турбины. Сразу же до определения причин были запрещены полеты всех F-35. Впоследствии эти ограничения сняли, однако вскоре стало ясно, что подобные дефекты с пугающей регулярностью проявляются и на других истребителях этого типа. Более того, перечень претензий постоянно увеличивается. Среди прочего военные США недовольны жесткостью фюзеляжа, переборок и фланцев крыльев. Имеется вопросы и к опоре двигателя. Именно поэтому в министерстве обороне США всерьез забеспокоились о программе Joint Strike Fighter, в рамках которой предполагалось заменить весь устаревший авиационный флот, состоящий из самолетов F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B на 2457 истребителей F-35.
Прошедшие испытания только подтвердили худшие опасения американских военных. Хотя выводы комиссии приведены в обтекаемых формулировках, они красноречиво свидетельствуют, что F-35 не готов к воздушным боям: «В целом самолет продолжает оставаться незрелыми, а его эксплуатация в значительной степени опирается на постоянную поддержку подрядчика, что неприемлемо для ведения боевых действий. F-35 остается уязвимым к баллистическому и индуцированному метательному огню из всех видов боевых угроз, вызванных ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенное время из-за проблем с программным обеспечением блока 2В, который предназначен для управления высокоточным оружием AIM-120C, с последующим расширением до боеприпасов GBU-32/31 и GBU-12». (Для сведения: блок 2В в истребителе F-35 отвечает еще и за координацию бортового радара, радиоэлектронной борьбы, навигации, системы наведения, нашлемной системы отображения HMDS).
Но самый главный вывод заключается в том, что имеется «значительный риск» не довести самолет до требований, заложенных в техническом задании. Директор испытаний оценки военной техники Мишель Гилморе (Michael Gilmore), проводивший тесты F-35, потребовал от Lockheed Martin Corp. разработать планы по смягчению последствий выявленных проблем, даже если для этого придется утяжелить самолет.
В рамках этого поручения осуществлялись и другие испытания. Так, в сентябре 2014 года было проведено тестирование истребителя в климатическом ангаре Eglin Air Force Base, штат Флорида.
- F-35 опробовали в сильную жару, в арктических холод, в проливной дождь, при запредельной влажности и в условиях мощных пылевых бурь, — рассказал Дуэйн Белл, главный специалист испытательного центра. — В нашем ангаре мы можем имитировать практически любую погоду в течение длительного время, когда двигатели неподвижного самолета работают на полную мощность в обычном или вертикальном режиме взлета-посадки.
Летчик-испытатель Билли Флинн в этой связи отметил, что это были первые такого рода испытания.
Кроме того, 3 ноября 2014 года у берегов Сан-Диего самолет F-35C совершил свою первую посадку на авианосец «Нимиц». В этой связи журналист Крис Осборн обратил внимание, что летчик-испытатель ВМС Тони Уилсон радовался как ребенок, а генерал-лейтенант Крис Богдан, выступая перед представителями СМИ, неоднократно повторил, что «это потрясающе и грандиозно». Впрочем, специалисты компаний Lockheed Martin и Pratt & Whitney более сдержано отнеслись к событию, отметив, что необходимо дорабатывать самолет, чтобы он мог нормально садиться на авианосцы.
Все полученные данные были положены в основу доработки F-35. Изучался также предшествующий опыт перехода авиационной техники в новое качество. В частности, было отмечено, что надежность самолетов обеспечивается за счет технологий последующих поколений. Иными словами, чтобы сделать F-35 боевым, в нем должны присутствовать узлы, соответствующие самолетам шестого поколения. Прежде всего, речь идет о так называемых «умных скинах», соединяющих фюзеляж с компьютерными программами и обеспечивающих более высокие круизные способности при гиперзвуковых скоростях. Фактически это означает, что летчик отстраняется от непосредственно управления истребителем и только ставит задачи бортовому компьютеру, который, собственно, и решает задачу маневрирования с тем, чтобы «не перегрузить фюзеляж и крылья.
На вопрос, когда это будет возможно, генерал-лейтенант Марк Рэмси, директор департамента по ресурсам вооруженных сил HASC, ответил, что не раньше, чем через пятнадцать лет. Фактически он признал, что F-35 так и не стал полноценным самолетом пятого поколения, а, скорей всего, является прообразом нового истребителя. По его словам, именно поэтому сегодня США не имеют технологического превосходства в авиации над Россией и Китаем. В то же время появление «умных скинов» позволит Америке создать предпосылки для истребителя шестого поколения. «Сейчас надо думать о будущей войне, нынешнюю уже не выиграть», — резюмировал Марк Рэмси.
Этот же постулат в докладе касательно развития F-35 отметил и заместитель министра обороны США по военным закупкам Фрэнк Кендалл. «Китай и России имеют современное оружие, предназначенное для преодоления нашей проекции силы, — заявил главный покупатель Пентагона. — Даже если случится непреднамеренная региональная война, у США нет гарантий, что удастся победить».
Дело в том, что «в вопросах применения F-35 США полагаются на дорогостоящие военные активы, такие как аэродромы, авианосцы и космические спутники для разведки, наведения и связи. Между тем, эти активы сегодня представляют собой доступные мишени для китайских и русских, а также иранских высокоточных баллистических и крылатых ракет, которые могут легко преодолеть лучшие системы ПВО Америки».
Фрэнк Кендалл констатирует, что модернизацию все-таки необходимо проводить, чтобы довести F-35 до боевого состояния. Что касается самолета шестого поколения, то его набросками занимается исследовательское агентство DARPA в рамках незначительного финансирования. В этой связи многие аналитики отмечают, что подсчитать стоимость разработки нового истребителя X-plane сложно даже теоретически, как и определить сроки его создания.
К примеру, проектирование самолета второго поколения F-86 Sabre обошлось американским налогоплательщикам примерно в 100 миллионов долларов. Трудозатраты составили 1 700 000 человеко-часов. А для того, чтобы поставить в серию истребитель четвертого поколения F-16 пришлось затратить уже 6,43 млрд. долларов. При этом трудозатраты достигли 9 340 000 человеко-часов. Траты же на самолет пятого поколения F-35 уже на сегодня оцениваются в один триллион долларов. А сроки его разработки превысили двадцать лет. Таким образом, программа создания X-plane, скорей всего, будет стоить порядка 15-17 триллионов долларов. А на его проектирование и постановку на крыло уйдет не менее полувека.
Читайте также:
У Киева будет 5 минут до того, как "Орешник" достигнет цели. А что с Европой?
25.11.2024 16:51
Примерное подлётное время баллистической ракеты "Орешник" до цели на Украине и в Европе рассчитано. Всю сложность ситуации прекрасно осознают все наши соседи. Ведь до Киева, например, "Орешник" долетит за 5 минут. А до Европы?
Киев намек не понял: Куда полетит "Орешник" в ответ на обстрел Курска ATACMS
25.11.2024 13:40
Украина продолжила использование ракет ATACMS. Куда в следующий раз ударит "Орешник"? Военные эксперты предлагают цель – американская база в Польше.
«Самый лучший» польский ВПК
В Радоме для расширения производственного потенциала оружейного завода «Лучник» началось строительство нового цеха площадью более 3 тыс. кв. м. Стоимость инвестиций составляет более 6 млн. долл.
Почему после Южмаша в Киев может прилететь "Орешник" с "обычной" боеголовкой
25.11.2024 12:21
Если бы "Орешник" был оснащен обычными боеголовками, они бы упали на Южмаш со значительно большим эффектом. Никакой "Пэтриот" сбить бы их не смог. Потому что не может перехватывать разделяющиеся ракетные боеголовки.
Тысячи дезертиров разом бежали, десятки тысяч - в гробах. Внезапный ход Белоусова. Срочное заявление: Армия вторжения официально уничтожена
В рядах ВСУ начался хаос. Солдаты лично заявляют о беспрецедентном уровне дезертирства в попытках спастись от командиров-мясников - впервые бегут разом тысячами. Десятки тысяч слегли в гробы. Внезапный ход Андрея Белоусова. Срочное заявление: армия вторжения официально уничтожена.