Европа наконец послала США?
Большинство стран НАТО саботирует решение прошлогоднего саммита в Уэльсе и не собирается поддерживать военные расходы на уровне 2% от ВВП. Основные страны Европы и вовсе сокращают свои военные бюджеты вопреки угрозам из Вашингтона. В русле американской военной политики следуют только Прибалтика и Польша. В некотором смысле это настоящий бунт.
На саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014-го был принят монструозный итоговый документ на 24 страницах машинописного текста, состоящий из 113 подпунктов. А также отдельные тематические декларации. Сложно поверить, что кто-то из глав государств – членов НАТО действительно все это прочел, причем до конца и внимательно. Впрочем, единственное по-настоящему важное решение из всех 113 подпунктов – это солидарное изменение военных бюджетов. Согласно ему каждая страна обязуется тратить на военные нужды не менее 2% ВВП, из которых 20% должно пойти на техническое обеспечение и инвестиции. Предложен, правда, десятилетний переходный период, но сути это не меняет: Европа должна резко повысить свои военные траты, поскольку наиболее экономически крепкие страны Старого Света расходуют на оборону в процентном отношении от ВВП меньше остальных членов альянса.
И вот теперь, откровенно саботируя это решение, шесть стран блока (Германия, Великобритания, Канада, Италия, Венгрия и Болгария) объявляют о сокращении своего военного бюджета – и в абсолютных цифрах, и в процентах от ВВП. К примеру, у самой крупной и стабильной экономики Европы – германской – военные расходы сократятся с 1,14% от ВВП до 1,09%. К этому списку готова примкнуть еще и Бельгия. Фактически речь о «бюджетном бунте» европейских членов НАТО против ультимативной позиции США внутри альянса.
Ничего особенно нового тут нет. Изначально речь шла о реанимации лозунга времен холодной войны, за который всегда ратовал Вашингтон: «коллективная ответственность». Теперь США его трактуют как «разделение ответственности», которое должно снизить финансовые расходы Вашингтона на содержание НАТО и, соответственно, повысить долю европейцев. В прежние времена Соединенные Штаты брали на себя до 50% бюджета альянса, после падения Берлинской стены эта цифра возросла до 75%, так как европейцы резко сократили свои военные расходы в связи с «неявкой противника» на потенциальную войну. Врага нет, фронт исчез, прямая угроза растворилась, можно расслабиться.
Вашингтон озаботился этим неравенством относительно недавно. В 2011 году тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс впервые пригрозил европейским партнерам, что у Конгресса и американской общественности может пропасть желание платить такие суммы «за всю компанию». С тех пор американцы повторяют эту мантру с разной степенью успешности. При этом используется и другая угроза, куда более конкретного свойства. Предлагается, что страны, которые не достигают требуемых 2% ВВП военного бюджета, будут «отключены» от этой самой коллективной безопасности. К ним, к примеру, не будет относиться знаменитый «пятый пункт устава НАТО», согласно которому нападение на одну из стран означает нападение на весь альянс и требует солидарной реакции.
Именно по этой причине «впереди паровоза» в вопросе увеличения военных расходов побежали те, кто считает, что на них вот-вот нападет агрессивная Россия: Эстония и Польша. Латвия и Литва тоже движутся в данном направлении, но им попросту не хватает технических возможностей, чтобы выбиться в лидеры. До Уэльского саммита и до событий на Украине Рига и Вильнюс тратили на свою оборону мизерные суммы (0,8 и 0,9% от ВВП соответственно) и целиком полагались на помощь более сильных стран альянса, что было прописано даже в военных стратегиях и концепциях обороны этих стран. В качестве «пряника» США подтверждают некую «помощь» именно северному флангу НАТО (включая Норвегию), куда будут посланы на усиление на основе ротации около 600 военнослужащих.
В итоге конфликт на Украине взял Прибалтику «на испуг». Так, расходы Латвии на оборону в 2015-м скакнут до рекордных 5%, то есть больше, чем у самих США, причем не очень понятно, откуда такие деньги и на что они будут потрачены. Литовцы пока своих расходов не огласили, но при возобновлении призыва Вильнюсу явно придется платить за доукомплектации своих кадрированных шести бригад, и никакой американский бюджет этому помогать не будет (вообще американские военные расходы как таковые – это не есть расходы на НАТО и обороноспособность Европы).
А вот у основных стран НАТО в ЕС – Германии, Франции и, в меньшей степени, Великобритании – ультимативное требование тратить больше денег на армию вызвало недоумение, отторжение и встречные колючие вопросы к США. Главный из них: не надо, дорогие американские коллеги, слишком уж рвать на себе рубаху по поводу «коллективной ответственности», поскольку процентный рост вклада США в бюджет НАТО в период с 2000 по 2010 годы был связан в основном с беспрецедентным ростом бюджета самого Пентагона на фоне бесконечных войн. К тому же этот рост, хотя формально и засчитывался в общие проценты, вкладывался отнюдь не в оборону Европы и даже не в зону ответственности альянса.
Например, 5-я статья применяется в том случае, если любой объект стран НАТО подвергается нападению в Средиземном море или в Атлантике севернее тропика Рака. То есть война на Фолклендах никакого отношения к НАТО не имела, а была личным делом Великобритании. Война в Ираке также никакого отношения к уставу НАТО не имеет, хотя США и требовали финансовые расходы. Словом, со стороны Европы все это выглядит, мягко говоря, несправедливо, и тем более несправедливыми кажутся претензии США именно сейчас.
За упомянутые 10 лет оборонный бюджет США вырос с 280 до 712 миллиардов. К этому надо прибавить расходы на национальную безопасность (59 миллиардов), спецслужбы (55 миллиардов), развитие атомного оружия, проходящее по статье министерства энергетики (17 миллиардов), другие смежные расходы по обороне (7 миллиардов) и обеспечение ветеранов (114 миллиардов). Итого – около 900 миллиардов долларов.
Таким образом, угрозы Вашингтона уже при президенте Обаме снизить военные расходы и вообще, и на обороноспособность Европы оказались чистым блефом. Лауреат Премии мира даже не стал перераспределять их внутреннюю структуру. Европа это довольно быстро поняла и никакой «североатлантической солидарности» не проявила, лишь задекларировав переход к двухпроцентной норме в течение 10 лет. Через 10 лет уже никакого Обамы не будет.
К слову, европейские страны повели себя в вопросе военных расходов «несолидарно» не только по отношению к США и Канаде. Даже на самом континенте разные государства заняли совершенно разные позиции. Самая большая доля военных расходов в процентах от ВВП как была, так и остается, как это ни удивительно, у Греции (4%), которая не желает отказываться от давней гонки вооружений с другим членом НАТО – Турцией (честное слово, лучше бы на экономику потратили). Но у турок и без греков проблемы в виде Сирии и курдов, зато самая большая армия в Европе.
Германия выделяет на оборону порядка 48 миллиардов долларов, что на расстоянии кажется относительно маленькой суммой. Но у Германии нет атомного оружия, а по сумме расходов она тратит немногим меньше «атомных» Великобритании (оборонный бюджет – 57,9 млрд) и Франции (61,2 млрд). В Берлине не видят никакого смысла увеличивать расходы ради соответствия искусственным цифрам, которые уравнивают ФРГ в правах и обязанностях с, например, Албанией. Германия (как и Франция) не нуждается и в усилении американского «оборонного зонтика». В этих странах активно изучается альтернативный вариант: формирование «умной армии» за счет новых технологий и даже создание, в конце концов, некой «общеевропейской армии» (параллельно с НАТО или даже вообще без НАТО).
Но бюджет альянса – это, в конце концов, не просто абсолютные цифры и проценты. Большая часть стран НАТО в принципе не заняты формированием принципиально новых видов вооружения или генерированием тактической или стратегической мысли. Ряд столиц просто выполняет четкие обязанности. Причем порой просто географического порядка, как, например, Норвегия с ее северным районом в ПВО или Исландия, в которой едва ли не вся социальная жизнь вертится вокруг аэродрома Кефлавик как транзитной базы и опоры прикрытия Северной Атлантики. В той же Албании смыслосодержательным из военной инфраструктуры можно считать только радар, построенный англичанами в период бомбардировок Югославии. А Греция и Турция заняты исключительно сами собой и Кипром, им не до участия в общеевропейских кампаниях.
В такой обстановке требование двухпроцентной уравниловки представляется безумным по существу дела. Это исключительно политическая позиция США, а нисколько не военная или даже финансовая. В конце концов, Вашингтон и так тратит нечеловеческие суммы, и содержание этих расходов существенно не изменится, если Латвия вдруг увеличит свой военный бюджет на 100 миллионов долларов. Нет никакой опасности и в соотношении с военными расходами потенциальных противников альянса, Европа все равно суммарно тратит на военные нужды больше и России, и Китая, и Индии, и Японии.
Угрозы «отключить» отдельные страны от принципа коллективной безопасности со стороны США больше похожи не блеф, на который «основные» европейские игроки не повелись. Да, в Уэльсе все-таки было принято солидарное решение и рожден пресловутый документ из 113 подпунктов, но Европа все равно все сделала наоборот. Это не касается, конечно, тех немногих, кто присвоил себе позицию «быть на острие удара и обороны от России». В целом же возобладало стремление все сделать в собственных национальных интересах, не поддаваясь абсурдным требованиям Вашингтона. Сейчас не середина 60-х, и никто в Европе не привязан к «американскому зонтику» настолько, чтобы брать под козырек, когда приказывают. А если в Белом доме скажут «из окна прыгайте»? Прошли те времена, чтобы сразу прыгать.
На саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014-го был принят монструозный итоговый документ на 24 страницах машинописного текста, состоящий из 113 подпунктов. А также отдельные тематические декларации. Сложно поверить, что кто-то из глав государств – членов НАТО действительно все это прочел, причем до конца и внимательно. Впрочем, единственное по-настоящему важное решение из всех 113 подпунктов – это солидарное изменение военных бюджетов. Согласно ему каждая страна обязуется тратить на военные нужды не менее 2% ВВП, из которых 20% должно пойти на техническое обеспечение и инвестиции. Предложен, правда, десятилетний переходный период, но сути это не меняет: Европа должна резко повысить свои военные траты, поскольку наиболее экономически крепкие страны Старого Света расходуют на оборону в процентном отношении от ВВП меньше остальных членов альянса.
И вот теперь, откровенно саботируя это решение, шесть стран блока (Германия, Великобритания, Канада, Италия, Венгрия и Болгария) объявляют о сокращении своего военного бюджета – и в абсолютных цифрах, и в процентах от ВВП. К примеру, у самой крупной и стабильной экономики Европы – германской – военные расходы сократятся с 1,14% от ВВП до 1,09%. К этому списку готова примкнуть еще и Бельгия. Фактически речь о «бюджетном бунте» европейских членов НАТО против ультимативной позиции США внутри альянса.
Ничего особенно нового тут нет. Изначально речь шла о реанимации лозунга времен холодной войны, за который всегда ратовал Вашингтон: «коллективная ответственность». Теперь США его трактуют как «разделение ответственности», которое должно снизить финансовые расходы Вашингтона на содержание НАТО и, соответственно, повысить долю европейцев. В прежние времена Соединенные Штаты брали на себя до 50% бюджета альянса, после падения Берлинской стены эта цифра возросла до 75%, так как европейцы резко сократили свои военные расходы в связи с «неявкой противника» на потенциальную войну. Врага нет, фронт исчез, прямая угроза растворилась, можно расслабиться.
Вашингтон озаботился этим неравенством относительно недавно. В 2011 году тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс впервые пригрозил европейским партнерам, что у Конгресса и американской общественности может пропасть желание платить такие суммы «за всю компанию». С тех пор американцы повторяют эту мантру с разной степенью успешности. При этом используется и другая угроза, куда более конкретного свойства. Предлагается, что страны, которые не достигают требуемых 2% ВВП военного бюджета, будут «отключены» от этой самой коллективной безопасности. К ним, к примеру, не будет относиться знаменитый «пятый пункт устава НАТО», согласно которому нападение на одну из стран означает нападение на весь альянс и требует солидарной реакции.
Именно по этой причине «впереди паровоза» в вопросе увеличения военных расходов побежали те, кто считает, что на них вот-вот нападет агрессивная Россия: Эстония и Польша. Латвия и Литва тоже движутся в данном направлении, но им попросту не хватает технических возможностей, чтобы выбиться в лидеры. До Уэльского саммита и до событий на Украине Рига и Вильнюс тратили на свою оборону мизерные суммы (0,8 и 0,9% от ВВП соответственно) и целиком полагались на помощь более сильных стран альянса, что было прописано даже в военных стратегиях и концепциях обороны этих стран. В качестве «пряника» США подтверждают некую «помощь» именно северному флангу НАТО (включая Норвегию), куда будут посланы на усиление на основе ротации около 600 военнослужащих.
В итоге конфликт на Украине взял Прибалтику «на испуг». Так, расходы Латвии на оборону в 2015-м скакнут до рекордных 5%, то есть больше, чем у самих США, причем не очень понятно, откуда такие деньги и на что они будут потрачены. Литовцы пока своих расходов не огласили, но при возобновлении призыва Вильнюсу явно придется платить за доукомплектации своих кадрированных шести бригад, и никакой американский бюджет этому помогать не будет (вообще американские военные расходы как таковые – это не есть расходы на НАТО и обороноспособность Европы).
А вот у основных стран НАТО в ЕС – Германии, Франции и, в меньшей степени, Великобритании – ультимативное требование тратить больше денег на армию вызвало недоумение, отторжение и встречные колючие вопросы к США. Главный из них: не надо, дорогие американские коллеги, слишком уж рвать на себе рубаху по поводу «коллективной ответственности», поскольку процентный рост вклада США в бюджет НАТО в период с 2000 по 2010 годы был связан в основном с беспрецедентным ростом бюджета самого Пентагона на фоне бесконечных войн. К тому же этот рост, хотя формально и засчитывался в общие проценты, вкладывался отнюдь не в оборону Европы и даже не в зону ответственности альянса.
Например, 5-я статья применяется в том случае, если любой объект стран НАТО подвергается нападению в Средиземном море или в Атлантике севернее тропика Рака. То есть война на Фолклендах никакого отношения к НАТО не имела, а была личным делом Великобритании. Война в Ираке также никакого отношения к уставу НАТО не имеет, хотя США и требовали финансовые расходы. Словом, со стороны Европы все это выглядит, мягко говоря, несправедливо, и тем более несправедливыми кажутся претензии США именно сейчас.
За упомянутые 10 лет оборонный бюджет США вырос с 280 до 712 миллиардов. К этому надо прибавить расходы на национальную безопасность (59 миллиардов), спецслужбы (55 миллиардов), развитие атомного оружия, проходящее по статье министерства энергетики (17 миллиардов), другие смежные расходы по обороне (7 миллиардов) и обеспечение ветеранов (114 миллиардов). Итого – около 900 миллиардов долларов.
Таким образом, угрозы Вашингтона уже при президенте Обаме снизить военные расходы и вообще, и на обороноспособность Европы оказались чистым блефом. Лауреат Премии мира даже не стал перераспределять их внутреннюю структуру. Европа это довольно быстро поняла и никакой «североатлантической солидарности» не проявила, лишь задекларировав переход к двухпроцентной норме в течение 10 лет. Через 10 лет уже никакого Обамы не будет.
К слову, европейские страны повели себя в вопросе военных расходов «несолидарно» не только по отношению к США и Канаде. Даже на самом континенте разные государства заняли совершенно разные позиции. Самая большая доля военных расходов в процентах от ВВП как была, так и остается, как это ни удивительно, у Греции (4%), которая не желает отказываться от давней гонки вооружений с другим членом НАТО – Турцией (честное слово, лучше бы на экономику потратили). Но у турок и без греков проблемы в виде Сирии и курдов, зато самая большая армия в Европе.
Германия выделяет на оборону порядка 48 миллиардов долларов, что на расстоянии кажется относительно маленькой суммой. Но у Германии нет атомного оружия, а по сумме расходов она тратит немногим меньше «атомных» Великобритании (оборонный бюджет – 57,9 млрд) и Франции (61,2 млрд). В Берлине не видят никакого смысла увеличивать расходы ради соответствия искусственным цифрам, которые уравнивают ФРГ в правах и обязанностях с, например, Албанией. Германия (как и Франция) не нуждается и в усилении американского «оборонного зонтика». В этих странах активно изучается альтернативный вариант: формирование «умной армии» за счет новых технологий и даже создание, в конце концов, некой «общеевропейской армии» (параллельно с НАТО или даже вообще без НАТО).
Но бюджет альянса – это, в конце концов, не просто абсолютные цифры и проценты. Большая часть стран НАТО в принципе не заняты формированием принципиально новых видов вооружения или генерированием тактической или стратегической мысли. Ряд столиц просто выполняет четкие обязанности. Причем порой просто географического порядка, как, например, Норвегия с ее северным районом в ПВО или Исландия, в которой едва ли не вся социальная жизнь вертится вокруг аэродрома Кефлавик как транзитной базы и опоры прикрытия Северной Атлантики. В той же Албании смыслосодержательным из военной инфраструктуры можно считать только радар, построенный англичанами в период бомбардировок Югославии. А Греция и Турция заняты исключительно сами собой и Кипром, им не до участия в общеевропейских кампаниях.
В такой обстановке требование двухпроцентной уравниловки представляется безумным по существу дела. Это исключительно политическая позиция США, а нисколько не военная или даже финансовая. В конце концов, Вашингтон и так тратит нечеловеческие суммы, и содержание этих расходов существенно не изменится, если Латвия вдруг увеличит свой военный бюджет на 100 миллионов долларов. Нет никакой опасности и в соотношении с военными расходами потенциальных противников альянса, Европа все равно суммарно тратит на военные нужды больше и России, и Китая, и Индии, и Японии.
Угрозы «отключить» отдельные страны от принципа коллективной безопасности со стороны США больше похожи не блеф, на который «основные» европейские игроки не повелись. Да, в Уэльсе все-таки было принято солидарное решение и рожден пресловутый документ из 113 подпунктов, но Европа все равно все сделала наоборот. Это не касается, конечно, тех немногих, кто присвоил себе позицию «быть на острие удара и обороны от России». В целом же возобладало стремление все сделать в собственных национальных интересах, не поддаваясь абсурдным требованиям Вашингтона. Сейчас не середина 60-х, и никто в Европе не привязан к «американскому зонтику» настолько, чтобы брать под козырек, когда приказывают. А если в Белом доме скажут «из окна прыгайте»? Прошли те времена, чтобы сразу прыгать.
Читайте также:
Американские специалисты на "Южмаше" вместе с цехами превратились в мелкую щебёнку
26.11.2024 11:36
В НАТО обсуждают превентивные "высокоточные удары" по России, заявил адмирал Бауэр. "Я бы сказал, что Бауэру впору задуматься, каким образом мы смогли без использования ядерной боеголовки уничтожить территорию "Южмаша".
"Днепропетровск оглохнуть должен был": Что на самом деле произошло во время удара "Орешника" по "Южмашу"
25.11.2024 12:50
Очевидцы рассказали о том, что на самом деле произошло во время удара "Орешника" по заводу "Южмаш". "Днепропетровск должен был оглохнуть", - отмечают местные жители.
Гиена Европы учуяла запах крови
На фоне официального заявления французов о представлении киевскому режиму права наносить удары французскими ракетами вглубь территории России, «гиена» Европы уже приступила к провокациям. Более того, чиновник пятой республики отметил, что не исключает варианта отправки французских войск в зону боевых действий.
Выборы 2025: забег с препятствиями
Не так давно пошла бурная реакция, и началось копошение в клозетах Прибалтики, Польши и Украины. Случилось то, чего там так долго ожидали – в Беларуси стартовала электоральная кампания. Сразу «поехали-побежали» говорящие головы беглой белорусской оппозиции по разным саммитам и форумам. Это было ожидаемо – западные кураторы просто так деньги не платят, а их выделили более чем предостаточно. С 2020
К Запорожью движется 30 тыс. русских, ракеты накрыли секретный объект, НАТО готово бить по России первым
Русские войска продолжают выдавливать противника из Курахово. Параллельно с этим ведется наступление на Великую Новоселку. Эксперты прогнозируют, что одновременное падение этих двух украинских "фортэць" позволит сразу же начать наступление на Запорожье.