Регистрация

Крылья адмиральской мечты

02.03.2015  20:23
1 603
10


Главком ВМФ обещает стране авианосец, на строительство и содержание которого нет ни сил, ни средств.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Военно-Морской флот России получит перспективный авианосец с возможностями «завтрашнего дня». Об этом 2 марта заявил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.


- Авианосец у флота будет. Работы ведутся соответствующими научно-исследовательскими организациями. Причем они ведутся в точном соответствии с требованиями Главного командования ВМФ, - сказал Чирков, добавив, что основное требование – «авианосец должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил».

Напомним, в середине февраля 2015 года, командующий морской авиации ВМФ РФ генерал-майор Игорь Кожин заявил, что строительство головного авианосца нового проекта для ВМФ России займет 8-10 лет от закладки до достижения кораблем боевой готовности. Он уточнил, что впоследствии темпы строительства серийных кораблей могут быть значительно выше — до трех-четырех лет на один корабль. Сообщалось, что флот рассматривает в качестве перспективного авианосца проект корабля водоизмещением 75-80 тысяч тонн, на борту которого может располагаться авиагруппа численностью более 60 летательных аппаратов, включая самолеты разных типов, вертолеты и беспилотники.

По мнению экспертов, строительство отечественного головного авианосца обойдется РФ в лучшем случае в 5-7 млрд. долларов. Так, к примеру, цена трех американских авианосцев нового класса Gerald R. Ford (головной корабль USS Gerald R. Ford (CVN-78) спущен на воду в 2013 году, ввод в эксплуатацию планируется в 2016-ом – «СП») составит примерно 42 млрд. долларов (это при том, что у Штатов уже давно отработана схема строительства авианосцев). Возникает резонный вопрос – по силам ли стране такие громадные траты? Не лучше бы на эти средства построить корабли океанской зоны или уже серийные атомные подводные лодки, наличие которых в нашем флоте действительно вызывает опасения и озабоченность у американцев?

Стоит напомнить, как отразилась нынешняя весьма непростая экономическая ситуация на Государственной программе вооружений на период 2016-2025 годов. Сначала вице-премьер Дмитрий Рогозин обозначил объемы ГПВ-2025 как сопоставимые с объемами ГПВ-2020, затем министр финансов Антон Силуанов, выступая осенью в Совете Федерации, довольно прямолинейно заявил, что денег у государства на подобные расходы нет. В итоге ГПВ-2025 с первоначально обсуждаемых 50 трлн. рублей сократилась до 30 трлн. Что будет дальше с экономикой РФ – неизвестно никому. Однако, исходя из слов наших флотоводцев, создание отечественного авианосца становится одним из приоритетов для российского ВМФ.

Другой вопрос – из кого формировать отряд кораблей охранения авианосца? Такой корабль - «один в море не воин», и сам по себе воевать не может. Поэтому для него создается авианосная ударная группа (АУГ), в которую по правилам военной науки (и как делают американцы) включают по восемь-десять кораблей. Сегодня единственный в составе ВМФ тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в море сопровождают один-два корабля (например, большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»), что, естественно, говорит о состоянии нашего флота. Одно дело - «демонстрация флага», совершенное другое – «проекция силы». Понятно, что всерьез охранение авианосца такое скромное сопровождение обеспечить не может. Однако, судя по всему, подобная судьба уготована и перспективному авианосцу, в случае его появления в составе флота.

Стоит отметить, что о кораблях охранения в Главкомате ВМФ России все же думают. Не случайно, Виктор Чирков, говоря об авианосце, также сообщил, что разрабатываемые атомные эсминцы типа «Лидер» будут обладать ударной мощью крейсеров, а их водоизмещение заметно превысит аналогичный показатель предшественников. По данным СМИ, флот рассчитывает на 12 эсминцев нового типа, причем первый корабль этого проекта планируется заложить в 2017 году. Таким образом, судя по всему, главком ВФМ поставил точку в спорах о том, в каком именно варианте будут проектировать «Лидер» - с дорогостоящим атомным реактором или с газотурбинной установкой. Однако в масштабах российского флота появление 12 эсминцев, пусть даже обладающих ударной мощью крейсеров, мало что значит. Во-первых, они поровну распределены на два флота – ТОФ и СФ, во-вторых, все сразу они не могут нести боевое дежурство, таким образом сопровождать авианосец смогут только два-три «Лидера».

В целом, для прикрытия авианосца без ущерба для других флотов нам нужно порядка 30—40 новых надводных кораблей. Охранение корабля могли бы составить фрегаты проекта 22350. Однако их передача флоту год от года задерживается. Здесь показательна судьба головного корабля «Адмирала Горшкова», ввод в эксплуатацию которого откладывается несколько лет. Мало того, в конце 2014 года стало известно, что на новейшем корабле был поврежден двигатель, который заменили аналогичным с однотипного корабля «Адмирал Касатонов». Этот инцидент, по всей видимости, задержит передачу флоту не только «Адмирала Горшкова», но и «Адмирала Касатонова», на который собираются поставить отремонтированный двигатель…

Таким образом, не лучше ли России сначала создать сбалансированный флот, а уже потом задумываться о строительстве авианосца? А учитывая, что с американцами в количестве надводных кораблей мы вряд ли сможем тягаться, по мнению ряда экспертов, было бы целесообразно вкладывать деньги в строительство подводных атомоходов типа «Борей» и «Ясень», серийное производство которых уже налажено. Кстати, как пишут зарубежные СМИ, «Северодвинск», головная ПЛАРК проекта «Ясень», настолько хороша, что глава американской программы по разработке подводных лодок Военно-морского командования США контр-адмирал Дэйв Джонсон даже держит у себя в кабинете ее макет.

- Разговор о строительстве авианосца на собственных верфях идет давно, но и в утвержденной ГПВ-2025 нет никакого упоминания о таком проекте, - говорит бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. - Если будет принято и политическое решение в том числе, то после 2025 года, возможно, его включат в цепочку, и он будет строиться. К этому времени как раз закончатся всякие изыскания и, возможно, что-то придумают, чтобы расширить мощности предприятий. На «Севмаше», как говорится, больше расширять нечего, но, может быть, что-то удастся сделать в Санкт-Петербурге – ведь мы же построили там единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» «Петр Великий».

Что касается охранения, то, конечно, по-хорошему, в АУГ должно входить минимум восемь кораблей. Сейчас когда наш единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» выходит в море, то к нему в охранение выделяются один-два корабля. Что нужно для его охраны, кроме надводных сил? Противолодочный и «ПВОошный» компоненты. Но подводные лодки у нас в принципе есть, а для прикрытия с воздуха в 2015 году его планируется доукомплектовать истребителями МиГ-29К. Что касается «дальней руки» - для охраны авианесущего крейсера от надводных кораблей – то тут, как нельзя лучше подойдут эсминцы типа «Лидер». Исходя из того, что планируется построить 12 таких кораблей, то, в принципе, двух-трех будет достаточно для авианосной ударной группы. Конечно, это – ограниченное количество эскадренных миноносцев, можно было бы строить и больше, но все рассчитывается исходя из тех денег, которые государство сможет выделить. Все упирается в финансовый вопрос.

- Сначала нужно отстроить весь флот, а уже потом создавать авианосец, - отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. - Я не говорю про бюджетные проблемы, поскольку неизвестно, когда они закончатся и закончатся ли вообще, но объективно - из всех видов Вооруженных сил флот находится в самом тяжелом состоянии. Понятно, что он строится долго и его сложнее всего обновлять, но как бы то ни было в итоге он у нас превратился, учитывая разбросанность по ТВД, просто в некий случайный набор единиц. Если, конечно, его собрать в одном месте, то была бы относительно неплохая картина, можно было бы говорить о месте в десятке сильнейших, но, повторю, учитывая разбросанность по «театрам», каждый наш флот по отдельности – это именно случайный набор единиц.

Строительство надо начинать с низов – сначала фрегаты, потом – переходить к вот этим интересным эсминцам, которые чуть ли не больше крейсеров (отмечу, что ставка на атомный реактор – весьма понятное решение в нынешних условиях, поскольку газотурбинные установки мы получали с Украины, а атомные – делаем самостоятельно). Затем – осуществлять полное обновление подводного атомного флота, который, с одной стороны, находится в лучшем состоянии, чем надводный, а с другой – почти все лодки одновременно стоят в ремонте, что очень плохо само по себе. А уже на завершающем этапе – начинать строительство авианосцев, потому что иметь только один такой корабль - абсурд, что доказывает как наш опыт, так и французский. Нужно - как минимум штуки четыре.

Если говорить об охранении авианосца, то нам нужно строить порядка 30-40 новых фрегатов и эсминцев, потому что часть них будет находится на межпоходовом ремонте, часть - на модернизации, другие - на боевой подготовке, и только четверть от этого числа может войти в состав отряда кораблей охранения авианосца.

Таким образом, строить без сильного флота дорогостоящий авианосец – полное безумие. Плюс ко всему – у нас в действительности нет производственных мощностей для этого дела. Мне кажется, в Северодвинске лучше построить 10 подлодок, чем один авианосец. Поэтому, честно говоря, я не знаю, где его можно строить и соответственно – зачем.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Россия официально получила право вето на вступление Украины в НАТО
12.07.2024 12:17
Вот и завершился юбилейный саммит НАТО, о котором так долго говорили накануне и с которым украинский режим связывал значительные надежды.
Россия столкнулась с самой главной опасностью, страшнее ракет и танков - Перла
11.07.2024 15:20
x-true.info
Россия, вероятно, столкнулась с самой главной опасностью с начала специальной военной операции. И эта угроза страшнее ракет и танков
"Кинжалы" над Львовом: сможет ли Польша сбивать российские гиперзвуковые ракеты
12.07.2024 11:17
Российские гиперзвуковые ракеты, которые могут проводить даже ограниченные маневры, остановить почти невозможно. Для этого нужно просчитать их маршрут.
Украинский пистолет у виска России: НАТО сказало "нет", а чеченский генерал ошибся
12.07.2024 06:50
x-true.info
Каждый день слышу сладкие речи и читаю умильные тексты, что война на Украине завершится уже в 2024 году, что вот-вот начнутся переговоры. Это иллюзия, в 2024 году ничего точно не будет. Скорее всего, и в следующие пару-тройку лет тоже. Так как ни мы, ни Запад не достигли своих целей на Украине, а пауза нам менее выгодна, чем ему. Формально мы победим, если сможем, помимо Крыма, полностью взять
"Это будет удар по стране НАТО": законные цели ВС РФ и уничтожение самолетов F-16
12.07.2024 10:39
Сбивать любые самолеты со знаком ВСУ можно, это законная цель ВС РФ. Но мы должны понимать, что удар по аэродрому в Познани - это будет удар по стране НАТО, независимости от того, чьи самолеты будут оттуда взлетать.
  1. 02.03.2015
    20:50
    0
    ну давай, дефендер.
    пиши что все идиоты.
    что надо строить 4-5 авианосцев уже сейчас.
    что нам нужны эти консервные банки.
    и что остальной флот мы бесплатно построим.(5 авианосцев*6 лямов=весь бюджет30лямов)))). и мы не континентальная держава, и пехота, танки нам не нужны, а ракетные войска вообще глупость, кого нам боятся? у нас же 5 авианосцев будет!!!!
  2. 02.03.2015
    23:19
    0
    Мил человек,вам бы пьесы писать.Мощностей для создания 2х групп с авианосцем во главе в России достаточно.
    Прогресс судостроения в СССР позволял строить 5-6 групп.Уменьшение
    возможностей происходит не из  мощностей СРЗ,а из -за уменьшения наличия
    специалистов и недоплат им.Открыть "тайну" почему?Или сами дотумкаете?
    Поинтересуйтесь простым колличеством школ специалистов в СССР и сравните с РФией-выводы
    делайте сами. Ну и наконец праонализируйте интенсивность строительства
    мастерских и заводов в СССР и РФии-тоже интересный фактор.Как и сказки
    про "обновление оборудования".А после ознакомления с сими фактами
    посмотрите на то как используются производственные площади.
    В общем-пока нет госрегулирования,образовательной и обучающей
    базы,финансирования на уровне СССР, расширения производства и
    строительства новых мощностей,про авианосец можно только мечтать.
    Но,это не даёт права никому заявлять что авианосное соединение флоту ненужно.
    Разве что сухопутным мазутам,карасям,паёльной плесени.
  3. 02.03.2015
    23:26
    0
    наконец то логика. но хоть со статьей согласны? авианосцы в последнюю очередь? после создания флота поддержки? и с моей мыслью что про пехоту не забываем;)?
  4. 03.03.2015
    17:03
    0
    Отвечу просто перечислением."Армата"(по морю ходит по вашему?) "Ратник"-это торпеда? АК100 ак 12 АЕК?БМП "БАХЧА" N3 БТР82 Новейшие полевые средства связи?РСЗО"Торнадо"?
    Может хватит или ещё поназывать? Пехота получает в пяток раз больше как минимум чем все остальные рода войск. Нет массовости в производстве? Так это вопрос к тем же причинам что и в судостроении.
    Авиация,Бронетехника,Флот-это маяки научной технической мысли и показатель развития страны.Увы в мире врагов, военные технологии определяют отношение к стране. И пока враги есть должны быть военные технологии на высочайшем уровне-иначе смерть.
    Авианосец есть квинэссенция авиации и флота а наличие на борту(так положено было в СССР) подразделения МП даёт право назвать его триединым морским гигантом соединившим три силы страны Авиацию Флот Пехоту.
    По строению-группу строить можно по разному но принцип один, срок службы. Сначала строят то что будет долше всего служить.Потом то что меньше. Выводы делайте сами.
  5. 03.03.2015
    17:43
    0
    по первой части. в курсе . мало разработать надо массово внедрить. а это большие деньги.
    по второй не со всем  согласен. нужно строить все но так чтобы к моменту выхода первого авианосца корабли сопровождения уже были. и чтобы сроки эксплуатации всех крупных единиц были разнесены(чтобы авианосцы не становились вместе на ремонт).

    PS И я не верю что в ближайшие 20 лет у нас будет более одного НОВОГО авианосца, с флотом прикрытия, так что он не будет решающим, но это мнение а не утверждение).
  6. 03.03.2015
    20:14
    0
    Поверьте мон шер,еслибы во власти вдруг появился(что по теории бесконечности возможно) лидер на 2\4 такой как Сталин-в пять лет построили бы пяток АУГ и заложили ещё пять. Вопрос упирается, как говаривал Коба - "Кадры решают всё". И он ротировал кадры , так что когда он спрашивал на планёрке-ответа "нет" небыло.И в полемику вступать(как Дворкович),можно было только написав завещание. Так делает народный лидер распоряжающийся народными средствами.Себе кайфовать не позволяет и других гонит как ездовых.
    "по второй не со всем  согласен."-"чтобы сроки эксплуатации всех крупных единиц были разнесены" Вы троллите чтоли? Я говорю то же самое-только более приближенное к реальности.Ходовые испытания у всех типов проходят в разные отрезки времени и пока Авианосец их пройдёт 2\3 группы их уже закончат и будут его ждать.Как и сроки до ППР и сухого дока. В чём же несогласие?
  7. 03.03.2015
    20:21
    0
    да не успеют и не смогут. вот и не согласен что с авианосцев начинать. если начнут ничего более не построят))). и денег не хватит.
    на момент революции 17 года рожали по 3-7 детей(минимум). сейчас 1-3(и чаще один).  у нас людей не хватит на еще одного сталина.
  8. 05.03.2015
    08:42
    0
    Мон шер- как грится те же грабли только боком.Но, вот о чём подумайте.
    "Вдруг" появляется "частная" благотворительная организация"Смехуёжки" и обьявляет что за подписаный договор о рождении трёх детей молодой русской семьёй выделяется 5 млн руб , а за каждого следующего по 1,5млн руб плюс бесплатное обучение в любом вузе и полное медобслуживание в принадлежаших оной организации учереждениях ну и конечно детсад.
    Вопрос-эта программа принесёт или не принесёт пополнение в колличестве населения России?
    Эх мон шер,Сталина вряд ли найдём.Но,хоть полСталина уже б дело.
  9. 05.03.2015
    16:43
    -3
    Такое впечатление, что рассуждение на уровне детсада. Вопрос про деньги, логистику и т.д. не стоит? Смотрите Простоквашино. Чтобы что-то купить, надо что-то продать. А давай тебя Deepres продадим?
  10. 05.03.2015
    18:28
    0
    рожать не будут. и столько денег нет в гос-ве.