Россию и ЮАР пытаются рассорить с помощью шпионского скандала
В британских СМИ опубликованы выдержки из доклада одной из спецслужб ЮАР, в котором со слов «агента в Москве» правительство Южной Африки обвиняется в создании преференций для России. Этот невероятный шпионский скандал направлен не только против позиции президента Зумы, но и в целом против сотрудничества двух стран в военно-технической области, которое крайне раздражает западных конкурентов.
Согласно утечке в британские СМИ, Южная Африка через агента своей разведки в Москве под кодовым именем Африканист наладила сотрудничество с российской стороной с целью создания собственного спутника-шпиона и координации его работы с разведывательной системой РФ. При этом утверждается, что Африканист имеет выходы на правительство РФ и связи с офицерами ГРУ, что работа спутника создаст «преимущества обеим странам» и что Россия последовательно прибирает к рукам военную промышленность ЮАР при попустительстве президента Джейкоба Зумы, который передает Москве военные контракты по несуразно большим ценам. Всю эту информацию разведка Южной Африки добыла не только от своего агента в Москве, но и в результате слежки за собственным правительством.
Это что-то невероятное, фееричное. Мало того, что внешняя разведка следит за собственным правительством, она еще и делает это с помощью своего агента в другой стране, а потом еще и демонстративно «засвечивает» этого человека, отправляя его под расстрельную статью. Африкой в Москве занимается не так уж много людей (а уж ЮАР тем более), чтобы можно было за несколько дней вычислить агента Африканиста. При этом отношения между РФ и ЮАР считаются дружественными и идут по восходящей, так что подобного рода шпионский скандал на самом высоком уровне («вхож в правительство и имеет связи в ГРУ») может весьма серьезно навредить двусторонним связям. Не говоря уже о том, что подобного рода дискредитация не лезет ни в какие рамки, она просто невозможна между странами, стремящимися интенсифицировать свои отношения. Скорее все это похоже на грубую провокацию.
Слежка за собственным правительством, вообще-то, граничит с попыткой государственного переворота и изменой. Создается впечатление, что власти ЮАР попросту не контролируют свои спецслужбы, которые заняты какой-то собственной игрой с далеко идущими целями и правительство ни в грош не ставят. Президент Джейкоб Зума в таком ракурсе предстает как ненадежный партнер, его окружение – как коррупционеры и предатели, а сама идея российско-южноафриканского военно-технического сотрудничества ставится под сомнение. В таком контексте – ну и бог уже с ним, с агентом Африканистом, раскрывшим для общественности обстоятельства сделки по созданию спутника-шпиона для нужд южноафриканской армии.
Министерство обороны Южной Африки еще в далеком 2006 году заключило контракт с НПО «Машиностроение» на разработку всепогодного спутника-шпиона, способного получать дневные и ночные снимки земной поверхности. Спутник основывался на проекте середины 90-х годов «Кондор» и оснащался еще советским радаром «Алмаз». Вся эта радость была оценена в 108 миллионов долларов и получила в ЮАР кодовое наименование «проект «Флейта».
Запуск спутника-шпиона был личной инициативой, любимым «ребенком» генерал-лейтенанта Моретти (Моджо) Мотау – тогдашнего начальника военной разведки армии ЮАР. Информацию со спутника планировалось использовать для разведывательных целей по всей Африке, в том числе и на «поле боя»: южноафриканские части принимают участие в миротворческих операциях в Дарфуре и Конго, и генерал Мотау предполагал таким образом повысить их эффективность и избежать неоправданных потерь.
Первый конфликт между «мотором проекта» – генералом Мотау – и правительством ЮАР в лице министра обороны Носивиуе Маписа-Нкакула по поводу «Флейты» произошел еще в 2007 году, когда вдруг выяснилось, что армия Южной Африки будет получать информацию со спутника не в реальном времени, а с задержкой и потенциальной корректировкой изображения. Дело в том, что контракт был так хитроумно представлен российской стороной, что вся информация со спутника в первую очередь поступала в Москву, а уже оттуда должна была переправляться в Преторию. То есть контроль и за управлением аппаратом, и за получаемой с него информацией полностью оставался за Россией.
Министр обороны ЮАР – женщина чрезвычайно энергичная и резкая – распорядилась заморозить проект до урегулирования данного вопроса. Причем она мотивировала свое решение не политическими рисками, а чисто практической составляющей: передача информации со спутника в Москву, а из Москвы – после обработки – в Преторию занимала бы слишком много времени, а это критически снижает ценность снимков с поля боя. Ситуация могла потребовать поминутного обновления данных, а при столь длинной цепочке это было нереально.
НПО «Машиностроение» посчитало себя пострадавшей стороной и потребовало возмещения за уже проделанную работу. В ЮАР вся эта история держалась в строжайшем секрете (насколько это возможно в ЮАР), но депутаты от оппозиционной партии «Демократический альянс» потребовали провести парламентское расследование и раскрыть все данные по контракту. При этом министр обороны «теневого кабинета» Дэвид Майнир назвал «проект «Флейта» «бессмысленной и расточительной тратой», а его соратники принялись высмеивать южноафриканскую космическую программу, признавая, правда, что спутник-шпион может помочь при определении, например, неожиданной атаки на ЮАР или при мониторинге океанической зоны, куда не могут долететь беспилотники.
Несмотря на нападки оппозиции, правительство не стало отказываться от проекта. После переговоров с российскими структурами был найден как бы компромиссный вариант. НПО «Машиностроение» заключило новый контракт, но уже на постройку в самой ЮАР наземного комплекса спутникового слежения. Он оборудован специальной аппаратурой, которая автоматически обменивается информацией с центром в подмосковном Реутове. То есть теперь задержки с предоставлением южноафриканской армии информации со спутника в реальном времени уже нет. Только вот цена проекта выросла до 258 миллионов долларов, то есть в полтора раза. Субконтракт от НПО «Машиностроение» перешел к специализирующейся по защите информации московской фирме ЗАО КБ «Светкомпьютерс». Финансирование проходило через секретный счет министерства обороны ЮАР под грифом «развитие возможностей стратегического хранения информации».
Российские подрядчики на постоянной основе делегировали в ЮАР 30 технических специалистов для обслуживания наземной станции, которая и технологически, и интеллектуально полностью привязана к российской космической системе. Предположительно, это могут быть даже два объекта, а не один: объект в Хартесбисхук, принадлежащий Южноафриканскому космическому агентству, и горный тренировочный полигон возле Арнистона, принадлежащий индустриальной группе «Денел».
Именно «Денел» получила субподряды на строительство наземных систем. Оппозиция продолжала терзать правительство ЮАР вплоть до пуска ракеты и вывода спутника на орбиту, но дополнительные вопросы стали возникать именно по поводу участия корпорации «Денел» в этом проекте. Был подготовлен доклад, в котором правительство ЮАР и – опосредованно – президент Джейкоб Зума обвинялись в опасно близких связях с Россией. В документе этом, в частности, утверждается, что «все это отражает интересы российской военной промышленности». Россия, мол, очень заинтересована в стратегическом контроле над корпорацией «Денел», чтобы завладеть рынком оружия в ЮАР и вытеснить с него французских и американских конкурентов. В предыдущие годы «Денел» действительно проводила продажи своих акций, но они достались в основном французским и немецким компаниям. В этом контексте вспомнили и о том, что финансовый советник президента Зумы Шабир Шейх в 2005 году был приговорен к 15 годам тюрьмы за вымогательство (якобы для Зумы, что не было доказано) крупной взятки от французской военно-промышленной компании Тhompson-CSF. Раскручивал это дело все тот же «теневой министр обороны» Дэвид Майнир. Он же критиковал Зуму и министерство обороны за плачевное состояние военной авиации, что также закончилось колоссальным коррупционным скандалом с участием шведской Saab, сознавшейся в прокачке через южноафриканские инвестиционные фирмы миллионов долларов.
Правительство ЮАР признавало, что «проект «Флейта» (он же «Кондор-Е») направлен, помимо всего прочего, на интеграцию спутниковых систем ЮАР и РФ в «общих интересах обеих стран». 15 октября 2014 года делегация во главе с министром науки и технологий Наледи Пандор посетила Роскосмос, где обсуждала именно вопросы такого рода интеграции. Уже 22 октября правительственный секретарь по обороне Сэм Гулубе подтвердил, что военный спутник «на пути» к запуску. Рано утром 18 декабря 2014 года ракета стартовала с Байконура и успешно вывела южноафриканский спутник-шпион на заданную орбиту.
К этому моменту генерал-лейтенант Мотау уже не возглавлял военную разведку ЮАР. В последние годы он руководил как раз концерном Armscor – специализированной структурой ЮАР по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, и при этом оставался предан и своему проекту, и идее более тесного сотрудничества с российским военно-техническим комплексом вообще. Но одновременно с активизацией оппозиции и «теневого кабинета» началась и довольно жесткая кампания по дискредитации Мотау и его заместителей. Все тот же Майнир обвинил генерала и его заместителя и друга Сифо Мкванази в нецелевых тратах государственных средств во время командировки в Лондон на одну из военно-промышленных выставок. Оппозиционер обнародовал данные о том, что Моджо Мотау и Мкванази летали на частных самолетах, заказывали лимузины по 43 тысячи рандов за час, жили в пятизвездочных отелях в люксовых номерах и все такое прочее.
В итоге госпожа министр обороны объявила об отставке Мотау с поста руководителя Armscor, а заодно и всех его заместителей. Было, однако, поздно. Эти отставки – едва ли не единственное, чего смогла добиться оппозиция.
Публикация «утечки» в британской прессе расценивается одновременно и как «самый большой скандал» в истории южноафриканской разведки, и как очевидная провокация, направленная против президента Зумы. В последнее время в его адрес идет массированная кампания по дискредитации, которую напрямую связывают с независимой внешней политикой Претории и курсом на сотрудничество с Москвой, в том числе в военно-технической сфере. Кроме того, уже сейчас экономические интересы РФ в ЮАР выходят на серьезный практический уровень – заключены миллиардные контракты, а в перспективе Южная Африка может стать основным поставщиком платины как катализатора для водородного топлива.
Для политической системы ЮАР характерна крайняя разбалансированность интересов отдельных силовых групп и политических кланов. «Двигатель» оппозиции Дэвид Майнир по национальности бур, большинство заинтересованных в дискредитации президента Зумы офицеров разведки также принадлежат к белому меньшинству. В последние несколько лет расовый конфликт вновь обострился и порой выражается в таких экзотических формах, как слежка за собственным правительством представителями «гражданской» разведки. Причем в ущерб интересам разведки военной, которая в основном представлена чернокожими, а многие из них проходили обучение еще в Советском Союзе и традиционно благоволят теперь к России. Столь же традиционно представители белого меньшинства видят в РФ наследницу своего геополитического противника – СССР, а в президенте Джейкобе Зуме – чуть ли не предателя интересов Южной Африки. На этот контекст накладываются и интересы западных военно-промышленных корпораций, которые буквально на глазах теряют свои преимущества в самой богатой и платежеспособной стране черной Африки.
Противостояние конкурирующих ветвей разведывательной системы одной страны – дело привычное и обыденное. Но в ЮАР оно приобретает характер деструктивный, а подпитываемые извне противоречия приводят к таким вот грандиозным скандалам, ранее вообще невиданным в разведывательном мире. Это причудливая национальная особенность, с которой придется считаться всем, кто имеет дело с Южной Африкой.
Для российско-южноафриканских отношений это скорее частный эпизод, досадное недоразумение, которое вряд ли скажется на двусторонних отношениях. За дальнейшее благополучие Африканиста, конечно, никто уже не поручится, но доводить дело до каких-то уголовных или дипломатических крайностей, скорее всего, никто не будет. Неприятно, да. Но с учетом сложной внутриполитической атмосферы в самой ЮАР в Москве не заинтересованы устраивать крупномасштабное разбирательство. А если вдуматься, никто не может поручиться, что агент Африканист на самом деле существует или когда-либо существовал.
Согласно утечке в британские СМИ, Южная Африка через агента своей разведки в Москве под кодовым именем Африканист наладила сотрудничество с российской стороной с целью создания собственного спутника-шпиона и координации его работы с разведывательной системой РФ. При этом утверждается, что Африканист имеет выходы на правительство РФ и связи с офицерами ГРУ, что работа спутника создаст «преимущества обеим странам» и что Россия последовательно прибирает к рукам военную промышленность ЮАР при попустительстве президента Джейкоба Зумы, который передает Москве военные контракты по несуразно большим ценам. Всю эту информацию разведка Южной Африки добыла не только от своего агента в Москве, но и в результате слежки за собственным правительством.
Это что-то невероятное, фееричное. Мало того, что внешняя разведка следит за собственным правительством, она еще и делает это с помощью своего агента в другой стране, а потом еще и демонстративно «засвечивает» этого человека, отправляя его под расстрельную статью. Африкой в Москве занимается не так уж много людей (а уж ЮАР тем более), чтобы можно было за несколько дней вычислить агента Африканиста. При этом отношения между РФ и ЮАР считаются дружественными и идут по восходящей, так что подобного рода шпионский скандал на самом высоком уровне («вхож в правительство и имеет связи в ГРУ») может весьма серьезно навредить двусторонним связям. Не говоря уже о том, что подобного рода дискредитация не лезет ни в какие рамки, она просто невозможна между странами, стремящимися интенсифицировать свои отношения. Скорее все это похоже на грубую провокацию.
Слежка за собственным правительством, вообще-то, граничит с попыткой государственного переворота и изменой. Создается впечатление, что власти ЮАР попросту не контролируют свои спецслужбы, которые заняты какой-то собственной игрой с далеко идущими целями и правительство ни в грош не ставят. Президент Джейкоб Зума в таком ракурсе предстает как ненадежный партнер, его окружение – как коррупционеры и предатели, а сама идея российско-южноафриканского военно-технического сотрудничества ставится под сомнение. В таком контексте – ну и бог уже с ним, с агентом Африканистом, раскрывшим для общественности обстоятельства сделки по созданию спутника-шпиона для нужд южноафриканской армии.
Министерство обороны Южной Африки еще в далеком 2006 году заключило контракт с НПО «Машиностроение» на разработку всепогодного спутника-шпиона, способного получать дневные и ночные снимки земной поверхности. Спутник основывался на проекте середины 90-х годов «Кондор» и оснащался еще советским радаром «Алмаз». Вся эта радость была оценена в 108 миллионов долларов и получила в ЮАР кодовое наименование «проект «Флейта».
Запуск спутника-шпиона был личной инициативой, любимым «ребенком» генерал-лейтенанта Моретти (Моджо) Мотау – тогдашнего начальника военной разведки армии ЮАР. Информацию со спутника планировалось использовать для разведывательных целей по всей Африке, в том числе и на «поле боя»: южноафриканские части принимают участие в миротворческих операциях в Дарфуре и Конго, и генерал Мотау предполагал таким образом повысить их эффективность и избежать неоправданных потерь.
Первый конфликт между «мотором проекта» – генералом Мотау – и правительством ЮАР в лице министра обороны Носивиуе Маписа-Нкакула по поводу «Флейты» произошел еще в 2007 году, когда вдруг выяснилось, что армия Южной Африки будет получать информацию со спутника не в реальном времени, а с задержкой и потенциальной корректировкой изображения. Дело в том, что контракт был так хитроумно представлен российской стороной, что вся информация со спутника в первую очередь поступала в Москву, а уже оттуда должна была переправляться в Преторию. То есть контроль и за управлением аппаратом, и за получаемой с него информацией полностью оставался за Россией.
Министр обороны ЮАР – женщина чрезвычайно энергичная и резкая – распорядилась заморозить проект до урегулирования данного вопроса. Причем она мотивировала свое решение не политическими рисками, а чисто практической составляющей: передача информации со спутника в Москву, а из Москвы – после обработки – в Преторию занимала бы слишком много времени, а это критически снижает ценность снимков с поля боя. Ситуация могла потребовать поминутного обновления данных, а при столь длинной цепочке это было нереально.
НПО «Машиностроение» посчитало себя пострадавшей стороной и потребовало возмещения за уже проделанную работу. В ЮАР вся эта история держалась в строжайшем секрете (насколько это возможно в ЮАР), но депутаты от оппозиционной партии «Демократический альянс» потребовали провести парламентское расследование и раскрыть все данные по контракту. При этом министр обороны «теневого кабинета» Дэвид Майнир назвал «проект «Флейта» «бессмысленной и расточительной тратой», а его соратники принялись высмеивать южноафриканскую космическую программу, признавая, правда, что спутник-шпион может помочь при определении, например, неожиданной атаки на ЮАР или при мониторинге океанической зоны, куда не могут долететь беспилотники.
Несмотря на нападки оппозиции, правительство не стало отказываться от проекта. После переговоров с российскими структурами был найден как бы компромиссный вариант. НПО «Машиностроение» заключило новый контракт, но уже на постройку в самой ЮАР наземного комплекса спутникового слежения. Он оборудован специальной аппаратурой, которая автоматически обменивается информацией с центром в подмосковном Реутове. То есть теперь задержки с предоставлением южноафриканской армии информации со спутника в реальном времени уже нет. Только вот цена проекта выросла до 258 миллионов долларов, то есть в полтора раза. Субконтракт от НПО «Машиностроение» перешел к специализирующейся по защите информации московской фирме ЗАО КБ «Светкомпьютерс». Финансирование проходило через секретный счет министерства обороны ЮАР под грифом «развитие возможностей стратегического хранения информации».
Российские подрядчики на постоянной основе делегировали в ЮАР 30 технических специалистов для обслуживания наземной станции, которая и технологически, и интеллектуально полностью привязана к российской космической системе. Предположительно, это могут быть даже два объекта, а не один: объект в Хартесбисхук, принадлежащий Южноафриканскому космическому агентству, и горный тренировочный полигон возле Арнистона, принадлежащий индустриальной группе «Денел».
Именно «Денел» получила субподряды на строительство наземных систем. Оппозиция продолжала терзать правительство ЮАР вплоть до пуска ракеты и вывода спутника на орбиту, но дополнительные вопросы стали возникать именно по поводу участия корпорации «Денел» в этом проекте. Был подготовлен доклад, в котором правительство ЮАР и – опосредованно – президент Джейкоб Зума обвинялись в опасно близких связях с Россией. В документе этом, в частности, утверждается, что «все это отражает интересы российской военной промышленности». Россия, мол, очень заинтересована в стратегическом контроле над корпорацией «Денел», чтобы завладеть рынком оружия в ЮАР и вытеснить с него французских и американских конкурентов. В предыдущие годы «Денел» действительно проводила продажи своих акций, но они достались в основном французским и немецким компаниям. В этом контексте вспомнили и о том, что финансовый советник президента Зумы Шабир Шейх в 2005 году был приговорен к 15 годам тюрьмы за вымогательство (якобы для Зумы, что не было доказано) крупной взятки от французской военно-промышленной компании Тhompson-CSF. Раскручивал это дело все тот же «теневой министр обороны» Дэвид Майнир. Он же критиковал Зуму и министерство обороны за плачевное состояние военной авиации, что также закончилось колоссальным коррупционным скандалом с участием шведской Saab, сознавшейся в прокачке через южноафриканские инвестиционные фирмы миллионов долларов.
Правительство ЮАР признавало, что «проект «Флейта» (он же «Кондор-Е») направлен, помимо всего прочего, на интеграцию спутниковых систем ЮАР и РФ в «общих интересах обеих стран». 15 октября 2014 года делегация во главе с министром науки и технологий Наледи Пандор посетила Роскосмос, где обсуждала именно вопросы такого рода интеграции. Уже 22 октября правительственный секретарь по обороне Сэм Гулубе подтвердил, что военный спутник «на пути» к запуску. Рано утром 18 декабря 2014 года ракета стартовала с Байконура и успешно вывела южноафриканский спутник-шпион на заданную орбиту.
К этому моменту генерал-лейтенант Мотау уже не возглавлял военную разведку ЮАР. В последние годы он руководил как раз концерном Armscor – специализированной структурой ЮАР по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, и при этом оставался предан и своему проекту, и идее более тесного сотрудничества с российским военно-техническим комплексом вообще. Но одновременно с активизацией оппозиции и «теневого кабинета» началась и довольно жесткая кампания по дискредитации Мотау и его заместителей. Все тот же Майнир обвинил генерала и его заместителя и друга Сифо Мкванази в нецелевых тратах государственных средств во время командировки в Лондон на одну из военно-промышленных выставок. Оппозиционер обнародовал данные о том, что Моджо Мотау и Мкванази летали на частных самолетах, заказывали лимузины по 43 тысячи рандов за час, жили в пятизвездочных отелях в люксовых номерах и все такое прочее.
В итоге госпожа министр обороны объявила об отставке Мотау с поста руководителя Armscor, а заодно и всех его заместителей. Было, однако, поздно. Эти отставки – едва ли не единственное, чего смогла добиться оппозиция.
Публикация «утечки» в британской прессе расценивается одновременно и как «самый большой скандал» в истории южноафриканской разведки, и как очевидная провокация, направленная против президента Зумы. В последнее время в его адрес идет массированная кампания по дискредитации, которую напрямую связывают с независимой внешней политикой Претории и курсом на сотрудничество с Москвой, в том числе в военно-технической сфере. Кроме того, уже сейчас экономические интересы РФ в ЮАР выходят на серьезный практический уровень – заключены миллиардные контракты, а в перспективе Южная Африка может стать основным поставщиком платины как катализатора для водородного топлива.
Для политической системы ЮАР характерна крайняя разбалансированность интересов отдельных силовых групп и политических кланов. «Двигатель» оппозиции Дэвид Майнир по национальности бур, большинство заинтересованных в дискредитации президента Зумы офицеров разведки также принадлежат к белому меньшинству. В последние несколько лет расовый конфликт вновь обострился и порой выражается в таких экзотических формах, как слежка за собственным правительством представителями «гражданской» разведки. Причем в ущерб интересам разведки военной, которая в основном представлена чернокожими, а многие из них проходили обучение еще в Советском Союзе и традиционно благоволят теперь к России. Столь же традиционно представители белого меньшинства видят в РФ наследницу своего геополитического противника – СССР, а в президенте Джейкобе Зуме – чуть ли не предателя интересов Южной Африки. На этот контекст накладываются и интересы западных военно-промышленных корпораций, которые буквально на глазах теряют свои преимущества в самой богатой и платежеспособной стране черной Африки.
Противостояние конкурирующих ветвей разведывательной системы одной страны – дело привычное и обыденное. Но в ЮАР оно приобретает характер деструктивный, а подпитываемые извне противоречия приводят к таким вот грандиозным скандалам, ранее вообще невиданным в разведывательном мире. Это причудливая национальная особенность, с которой придется считаться всем, кто имеет дело с Южной Африкой.
Для российско-южноафриканских отношений это скорее частный эпизод, досадное недоразумение, которое вряд ли скажется на двусторонних отношениях. За дальнейшее благополучие Африканиста, конечно, никто уже не поручится, но доводить дело до каких-то уголовных или дипломатических крайностей, скорее всего, никто не будет. Неприятно, да. Но с учетом сложной внутриполитической атмосферы в самой ЮАР в Москве не заинтересованы устраивать крупномасштабное разбирательство. А если вдуматься, никто не может поручиться, что агент Африканист на самом деле существует или когда-либо существовал.
Читайте также:
Чаша терпения Путина переполнена. О "сумасшедшем" оружии России: Пойдёт в ход, если враги не одумаются
25.11.2024 23:23
Чаша терпения Владимира Путина переполнена. Виктор Баранец в прямом эфире заявил о "сумасшедшем" оружии России: оно пойдёт в ход, если враги не одумаются.
В НАТО призвали к превентивным ударам по России в случае конфликта
В НАТО обсуждают нанесение превентивных «высокоточных ударов» по российской территории на случай вооруженного конфликта стран блока с Россией. Об этом в ходе конференции в Брюсселе заявил глава Военного комитета Североатлантического альянса адмирал Роб Бауэр, передает РИА Новости.
«Самый лучший» польский ВПК
В Радоме для расширения производственного потенциала оружейного завода «Лучник» началось строительство нового цеха площадью более 3 тыс. кв. м. Стоимость инвестиций составляет более 6 млн. долл.
8 американских ракет ударили по аэродрому в Курске. Где была авиация?
Удар "Орешником" по "Южмашу" должен был показать врагам России, что в случае чего они могут быть уничтожены. Однако Запад намека не понял. Более того, политолог Сергей Марков считает, что применение "Орешника" не является реальным ответом, это была скорее демонстрация возможностей Москвы.
Американские специалисты на "Южмаше" вместе с цехами превратились в мелкую щебёнку
26.11.2024 11:36
В НАТО обсуждают превентивные "высокоточные удары" по России, заявил адмирал Бауэр. "Я бы сказал, что Бауэру впору задуматься, каким образом мы смогли без использования ядерной боеголовки уничтожить территорию "Южмаша".