Москва спасает Украину от дефолта?
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк оптимистично заявил о начале операции по реструктуризации внешнего долга. Впрочем, самоуверенная тональность, присущая главе кабмина Украины, в данном случае совершенно неуместна. Поскольку указанный вопрос находится в компетенции не Киева, а его кредиторов, среди которых Россия со своими $3 млрд. На эту сумму, напомним, еще в правление Януковича были приобретены выпущенные Украиной евробонды, которые должны быть погашены в декабре 2015 года. Однако с учетом того, что госдолг Украины на текущий момент уже перевалил за 60% ВВП, ковенант (условия) сделки оказались нарушены. Фактически это означает наступление т.н. дефолтного события. Что позволяет Москве требовать досрочного погашения займа.
Предбанкротное состояние украинской экономики зафиксировало и международное рейтинговое агентство Moody's, которое 24 марта снизило долгосрочный суверенный рейтинг Украины до «Ca» с «Caa3». Теперь от дефолта «незалежную» отделяет один шаг. При этом агентство не стало обнадеживать инвесторов, указав на возможность «значительных» потерь держателей украинских облигаций. По данным Moody's, вероятность дефолта страны по своим обязательствам составляет почти 100%.
В свою очередь, министр финансов Украины Наталья Яресько в интервью агентству Bloomberg призналась, что Международный валютный фонд может отказать Украине в предоставлении второго транша кредита, если Киеву не удастся реструктуризировать накопившийся внешний долг. На достижение консенсуса с кредиторами отведено два месяца. Потому что уже в июне состоится пересмотр программы МВФ, и будет рассмотрено выделение второго транша. Помимо МВФ и России, в пуле инвесторов, пострадавших от майданного мотовства, крупнейший кредитор Украины – американский частный фонд Franklin Templeton, который объединил владельцев украинских облигаций на общую сумму около $7 млрд. (около четверти всех евробондов Киева).
По большому счету, судьба киевского режима, который с момента своего возникновения усердно плевал в российский «колодец», находится в руках Москвы.
Г-жа Яресько выразила надежду, что Россия присоединится к переговорам по реструктуризации долга. И даже высказала мнение, что РФ не будет досрочно требовать погашения этого долга. Но на чем зиждется уверенность министра, которая представляет государство, объявившее Россию «страной-агрессором»? Непонятно. Так же не понятен и резон Москвы отказываться от своего права на досрочное погашение долга.
16 марта министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия не будет реструктуризировать госдолг Украины. Но при этом РФ готова ждать полного погашения 3-миллиардного долга до декабря текущего года.
Решение о перспективах реструктуризации Москвой, принадлежащей ей части украинского долга выходит за рамки финансовой сферы, считает профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
– Российская общественность должна ставить перед властями вопрос, какую политику мы проводим в отношении Украины? Отталкиваясь от политической стратегии, следует определяться и в сфере экономики.
Очевидно, что украинское руководство участвует в необъявленной войне Запада против России. Исходя из этого, делаем логичный вывод: усиление финансового положения «незалежной» или искусственное сдерживание со стороны Москвы наступления дефолта Украины, означает, что мы подыгрываем нашему геополитическому противнику.
— Достаточно ли у Москвы финансовых рычагов, чтобы заставить Киев поумерить свой антироссийский пыл?
– На мой взгляд, более чем. Начнем с того, что мы имели все возможности для того, чтобы совсем не допустить принятия МВФ решения о предоставлении Киеву очередного займа в размере $17,5 млрд.
— Россия входит в восьмерку стран с наибольшими квотами в Фонде, но разве этого достаточно, чтобы помешать Западу, предоставить Украине средства?
– Попытаться можно было. В конце концов, мы выступаем членом Совета управляющих МВФ. К тому же состоим в блоке БРИКС. Входящие в него страны также представлены в Совете управляющих. И, между прочим, в своей совокупности удельный вес всех стран БРИКС в МВФ превышает долю США. Этого достаточно для того, чтобы заблокировать любое решение.
— Не секрет, что Пекин предпочитает вести многовекторную дипломатическую игру. Да и остальные члены БРИКС действуют в аналогичном ключе, так что добиться единства в принятии решений, порой бывает сложно.
– Это другое дело. Но давайте будем отвечать хотя бы за самих себя. А как российский представитель голосовал по вопросу о предоставлении кредита МВФ Украине? РФ и Бразилия воздержались. Спрашивается, а зачем такая двусмысленность (речь идет о нашей стране, у Бразилии могли бы быть свои резоны), почему бы открыто не проголосовать против?! Другие страны, входящие в БРИКС, вообще проголосовали за предоставление кредита. Или еще один вопрос: какова форма отчетности нашего представителя в Совете управляющих по тем решениям, в принятии которых он участвует?
— Надо полагать, это было согласовано с руководством РФ, не так?
– Наверное, но точно этого мы не знаем, а должны, по идее.
— Помимо суверенного долга, часть внешней задолженности Украины составляет долг госкомпаний, гарантированный государством. «Нафтогаз» с его задолженностью перед Газпромом ($2,47 млрд.), видимо, относится к числу последних.
– Эту сумму украинский госконцерн сейчас оспаривает в Стокгольмском арбитраже. Но и без этого есть задолженность Украины по бондам, оспорить которую не получится. Но она подлежит реструктуризации (в случае согласия РФ). В рамках МВФ есть большое количество привилегированных заимодавцев, которые имеют право отказаться от реструктуризации долга. Это т.н. «суверенные инвесторы», а не частные инвестиционные фонды.
Однако Москва, видимо, не желает воспользоваться своим правом. Вместо этого мы говорим, что лишь к концу этого года (срок погашения украинских евробондов) потребуем вернуть $3 млрд. Спрашивается, почему бы не сделать этого сейчас?
— Наши правительственные чиновники утверждают, что, мол, бесполезно – у Украины все равно сейчас нет денег на выплаты.
– Если бы мы в феврале месяце потребовали досрочного погашения долга (в связи с наступлением согласованного условия — роста госдолга страны к ВВП выше 60%), то Киев не мог бы и мечтать о спасательном круге от МВФ размером в $17,5 млрд. Дело бы не дошло даже до голосования по этому вопросу. Надо знать правила, по которым работает эта структура, а она их нарушает. А мы, складывается такое впечатление, играем с ней в поддавки.
Если Украина не может вернуть нам долг, значит, пусть объявляет дефолт.
— Может, наши власти не хотят мешать реструктуризировать украинские займы в расчете на то, что нам что-то перепадет из последующих траншей МВФ, которые будут предоставляться Киеву на условиях погашения долга перед Россией?
– Конечно, с чисто технической точки зрения возвращение $3 млрд. посредством дефолта нам невыгодно. В таком случае, накладывается арест на часть имущества государства, и оно продается «с молотка». Но поскольку мы не выступаем самым крупным кредитором Украины и к тому же имеем большие проблемы с Западом, нас будут всячески пытаться оттирать в задние ряды очереди на получение своей части долга.
С другой стороны, дефолт Украины выгоден нам в политическом плане. Потому что тогда все разговоры о реструктуризациях и новых кредитах автоматически отпадут.
— К тому же, пока киевское руководство сидит без денег, воевать с Донбассом не на что. Это лучшая «миротворческая сила», которая будет сдерживать Порошенко.
– Совершенно верно. В свое время бывшего главу МВФ заключили под стражу, обвинив якобы в каких-то сексуальных домогательствах (хотя сейчас обвинения сняты). Зато никто ничего не говорит про то, что вытворяет его сменщица, которая нарушает все писанные и неписанные правила этой организации.
Давайте вспомним, какие деньги МВФ предоставляет странам в качестве кредитов. А это деньги, в том числе, и российские. Таким образом, мы, фактически, принимаем участие в софинансировании киевского режима, который уничтожает мирных жителей в Донбассе. На чьей же стороне монетаристские власти?
— Может, имеет смысл более жестко ставить вопрос (вместе с Индией, Бразилией и другими нашими союзниками) о реформе МВФ и о сокращении удельного веса голосов США и ЕС, которые диктуют Фонду ключевые решения?
– За тот вопрос, о котором вы говорите, проголосовали еще в конце 2010 года. Все страны выступили за корректировку квот, пересмотр формулы их расчета. Но американцы блокируют эти решения.
Сейчас мы участвуем в создании «пузырей» под названием Банк развития БРИКС, валютный фонд БРИКС. А надо проводить более последовательную политику по консолидации этой интеграционной группировки. Действуя сообща, мы могли бы навести порядок в МВФ. Повторюсь, страны БРИКС обладают критической массой голосов для того, чтобы продвигать свои решения.
Доктор экономических наук Никита Кричевский:
– Наши власти отнюдь не либеральничают с Киевом. Они заявили, что не готовы реструктуризировать украинский долг. Это означает предложение пересмотреть санкции Запада по отношению к России. Такого не бывает – с одной стороны РФ находится под санкциями, а, с другой - идет навстречу МВФ. Все зависит от договороспособности сторон – если договориться удастся, то ситуация для Украины разрешится в лучшую сторону. Не договорятся – дефолт.
О полном снятии санкций думать пока не стоит. Зато об их уменьшении вполне. Это очень серьезный козырь в наших руках. Сейчас идет большая игра. Мы говорим: РФ не готова реструктуризировать украинский долг. Вас это не устраивает? Нет? Тогда идите на встречные уступки.
Кстати говоря, даже если Украине удастся реструктуризировать свои обязательства, совсем необязательно, что она получит деньги от МВФ. Это лишь одно из условий Фонда. А дальше новый транш должен быть согласован со всеми его членами. Но, например, Великобритания, насколько я знаю, не горит желанием подписываться под этим. Кроме того, потребуется согласие и со стороны представителя России.
— Что ожидает Украину в случае наступления дефолта?
– Это будет означать, что мы (и другие кредиторы) смогут накладывать аресты на счета украинских госкомпаний и Нацбанка. После чего Украина, вообще, не получит ни копейки.
Директор департамента аналитической информации РБК Александр Яковлев:
– Украинская экономика находится в критическом состоянии. И дело даже не в присвоении Украине преддефолтного суверенного рейтинга. В последние годы мы не раз были свидетелями того, что оценки, которые дают рейтинговые агентства, не совпадают с реальностью.
Киев действительно не может отдать Москве долг. Для того чтобы вернуть $3 млрд., их нужно занять в другом месте. При этом РФ заинтересована в возврате денег, поскольку мы сами испытываем трудности с наполнением бюджета (правительство секвестирует его примерно на 10% – прим. ред.). Поэтому нам невыгодно, чтобы украинская экономика окончательно «пошла ко дну». Тогда у нас не будет шанса когда-нибудь получить свои деньги.
В любом случае Украина никуда не исчезнет. Я уже не говорю про цивилизационную общность и связь, которую сейчас действительно пытаются разорвать. Мы территориальные соседи, так что украинские экономические проблемы отчасти становятся нашими. Думаю, традиционные связи со временем восстановятся.
Европейцы тоже не хотели бы получить в центре континента свое «сомали» или «северный и южный судан».
— Скоро лидеры африканских стран начнут высказывать опасения по поводу появления на этом континенте собственной «украины»…
– Пока это лишь анекдот. Российские власти не хотят, чтобы он превратился в реальность. Ни мы, ни европейцы не заинтересованы в том, чтобы Украина дошла до состояния «Гуляй–Поля».
Логика украинской стороны мне видится такой – Россию призывают присоединиться к переговорам по реструктуризации долга МВФ. С тем, чтобы мы повлияли на ситуацию как крупный украинский кредитор. А долги Украины России будут обсуждаться отдельно.
— Нет ли опасности, что мы поспособствуем благоприятному для Киева решению МВФ, Украина получит обещанный транш от этой структуры, а своих $3 млрд. мы так и не увидим?
– В таком случае нам останется утешаться тем, что украинская экономика хотя бы не коллапсирует.
— Может, лучше не разбрасываться миллиардами, а воспользоваться ситуацией и поторговаться с Западом? Вообще, спасение нынешней Украины - это достаточно спорное занятие, тем более за наш счет.
– Видимо, по этой причине майданные власти и призывают нас повлиять на позицию МВФ, какая-то торговля точно будет.
Предбанкротное состояние украинской экономики зафиксировало и международное рейтинговое агентство Moody's, которое 24 марта снизило долгосрочный суверенный рейтинг Украины до «Ca» с «Caa3». Теперь от дефолта «незалежную» отделяет один шаг. При этом агентство не стало обнадеживать инвесторов, указав на возможность «значительных» потерь держателей украинских облигаций. По данным Moody's, вероятность дефолта страны по своим обязательствам составляет почти 100%.
В свою очередь, министр финансов Украины Наталья Яресько в интервью агентству Bloomberg призналась, что Международный валютный фонд может отказать Украине в предоставлении второго транша кредита, если Киеву не удастся реструктуризировать накопившийся внешний долг. На достижение консенсуса с кредиторами отведено два месяца. Потому что уже в июне состоится пересмотр программы МВФ, и будет рассмотрено выделение второго транша. Помимо МВФ и России, в пуле инвесторов, пострадавших от майданного мотовства, крупнейший кредитор Украины – американский частный фонд Franklin Templeton, который объединил владельцев украинских облигаций на общую сумму около $7 млрд. (около четверти всех евробондов Киева).
По большому счету, судьба киевского режима, который с момента своего возникновения усердно плевал в российский «колодец», находится в руках Москвы.
Г-жа Яресько выразила надежду, что Россия присоединится к переговорам по реструктуризации долга. И даже высказала мнение, что РФ не будет досрочно требовать погашения этого долга. Но на чем зиждется уверенность министра, которая представляет государство, объявившее Россию «страной-агрессором»? Непонятно. Так же не понятен и резон Москвы отказываться от своего права на досрочное погашение долга.
16 марта министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия не будет реструктуризировать госдолг Украины. Но при этом РФ готова ждать полного погашения 3-миллиардного долга до декабря текущего года.
Решение о перспективах реструктуризации Москвой, принадлежащей ей части украинского долга выходит за рамки финансовой сферы, считает профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
– Российская общественность должна ставить перед властями вопрос, какую политику мы проводим в отношении Украины? Отталкиваясь от политической стратегии, следует определяться и в сфере экономики.
Очевидно, что украинское руководство участвует в необъявленной войне Запада против России. Исходя из этого, делаем логичный вывод: усиление финансового положения «незалежной» или искусственное сдерживание со стороны Москвы наступления дефолта Украины, означает, что мы подыгрываем нашему геополитическому противнику.
— Достаточно ли у Москвы финансовых рычагов, чтобы заставить Киев поумерить свой антироссийский пыл?
– На мой взгляд, более чем. Начнем с того, что мы имели все возможности для того, чтобы совсем не допустить принятия МВФ решения о предоставлении Киеву очередного займа в размере $17,5 млрд.
— Россия входит в восьмерку стран с наибольшими квотами в Фонде, но разве этого достаточно, чтобы помешать Западу, предоставить Украине средства?
– Попытаться можно было. В конце концов, мы выступаем членом Совета управляющих МВФ. К тому же состоим в блоке БРИКС. Входящие в него страны также представлены в Совете управляющих. И, между прочим, в своей совокупности удельный вес всех стран БРИКС в МВФ превышает долю США. Этого достаточно для того, чтобы заблокировать любое решение.
— Не секрет, что Пекин предпочитает вести многовекторную дипломатическую игру. Да и остальные члены БРИКС действуют в аналогичном ключе, так что добиться единства в принятии решений, порой бывает сложно.
– Это другое дело. Но давайте будем отвечать хотя бы за самих себя. А как российский представитель голосовал по вопросу о предоставлении кредита МВФ Украине? РФ и Бразилия воздержались. Спрашивается, а зачем такая двусмысленность (речь идет о нашей стране, у Бразилии могли бы быть свои резоны), почему бы открыто не проголосовать против?! Другие страны, входящие в БРИКС, вообще проголосовали за предоставление кредита. Или еще один вопрос: какова форма отчетности нашего представителя в Совете управляющих по тем решениям, в принятии которых он участвует?
— Надо полагать, это было согласовано с руководством РФ, не так?
– Наверное, но точно этого мы не знаем, а должны, по идее.
— Помимо суверенного долга, часть внешней задолженности Украины составляет долг госкомпаний, гарантированный государством. «Нафтогаз» с его задолженностью перед Газпромом ($2,47 млрд.), видимо, относится к числу последних.
– Эту сумму украинский госконцерн сейчас оспаривает в Стокгольмском арбитраже. Но и без этого есть задолженность Украины по бондам, оспорить которую не получится. Но она подлежит реструктуризации (в случае согласия РФ). В рамках МВФ есть большое количество привилегированных заимодавцев, которые имеют право отказаться от реструктуризации долга. Это т.н. «суверенные инвесторы», а не частные инвестиционные фонды.
Однако Москва, видимо, не желает воспользоваться своим правом. Вместо этого мы говорим, что лишь к концу этого года (срок погашения украинских евробондов) потребуем вернуть $3 млрд. Спрашивается, почему бы не сделать этого сейчас?
— Наши правительственные чиновники утверждают, что, мол, бесполезно – у Украины все равно сейчас нет денег на выплаты.
– Если бы мы в феврале месяце потребовали досрочного погашения долга (в связи с наступлением согласованного условия — роста госдолга страны к ВВП выше 60%), то Киев не мог бы и мечтать о спасательном круге от МВФ размером в $17,5 млрд. Дело бы не дошло даже до голосования по этому вопросу. Надо знать правила, по которым работает эта структура, а она их нарушает. А мы, складывается такое впечатление, играем с ней в поддавки.
Если Украина не может вернуть нам долг, значит, пусть объявляет дефолт.
— Может, наши власти не хотят мешать реструктуризировать украинские займы в расчете на то, что нам что-то перепадет из последующих траншей МВФ, которые будут предоставляться Киеву на условиях погашения долга перед Россией?
– Конечно, с чисто технической точки зрения возвращение $3 млрд. посредством дефолта нам невыгодно. В таком случае, накладывается арест на часть имущества государства, и оно продается «с молотка». Но поскольку мы не выступаем самым крупным кредитором Украины и к тому же имеем большие проблемы с Западом, нас будут всячески пытаться оттирать в задние ряды очереди на получение своей части долга.
С другой стороны, дефолт Украины выгоден нам в политическом плане. Потому что тогда все разговоры о реструктуризациях и новых кредитах автоматически отпадут.
— К тому же, пока киевское руководство сидит без денег, воевать с Донбассом не на что. Это лучшая «миротворческая сила», которая будет сдерживать Порошенко.
– Совершенно верно. В свое время бывшего главу МВФ заключили под стражу, обвинив якобы в каких-то сексуальных домогательствах (хотя сейчас обвинения сняты). Зато никто ничего не говорит про то, что вытворяет его сменщица, которая нарушает все писанные и неписанные правила этой организации.
Давайте вспомним, какие деньги МВФ предоставляет странам в качестве кредитов. А это деньги, в том числе, и российские. Таким образом, мы, фактически, принимаем участие в софинансировании киевского режима, который уничтожает мирных жителей в Донбассе. На чьей же стороне монетаристские власти?
— Может, имеет смысл более жестко ставить вопрос (вместе с Индией, Бразилией и другими нашими союзниками) о реформе МВФ и о сокращении удельного веса голосов США и ЕС, которые диктуют Фонду ключевые решения?
– За тот вопрос, о котором вы говорите, проголосовали еще в конце 2010 года. Все страны выступили за корректировку квот, пересмотр формулы их расчета. Но американцы блокируют эти решения.
Сейчас мы участвуем в создании «пузырей» под названием Банк развития БРИКС, валютный фонд БРИКС. А надо проводить более последовательную политику по консолидации этой интеграционной группировки. Действуя сообща, мы могли бы навести порядок в МВФ. Повторюсь, страны БРИКС обладают критической массой голосов для того, чтобы продвигать свои решения.
Доктор экономических наук Никита Кричевский:
– Наши власти отнюдь не либеральничают с Киевом. Они заявили, что не готовы реструктуризировать украинский долг. Это означает предложение пересмотреть санкции Запада по отношению к России. Такого не бывает – с одной стороны РФ находится под санкциями, а, с другой - идет навстречу МВФ. Все зависит от договороспособности сторон – если договориться удастся, то ситуация для Украины разрешится в лучшую сторону. Не договорятся – дефолт.
О полном снятии санкций думать пока не стоит. Зато об их уменьшении вполне. Это очень серьезный козырь в наших руках. Сейчас идет большая игра. Мы говорим: РФ не готова реструктуризировать украинский долг. Вас это не устраивает? Нет? Тогда идите на встречные уступки.
Кстати говоря, даже если Украине удастся реструктуризировать свои обязательства, совсем необязательно, что она получит деньги от МВФ. Это лишь одно из условий Фонда. А дальше новый транш должен быть согласован со всеми его членами. Но, например, Великобритания, насколько я знаю, не горит желанием подписываться под этим. Кроме того, потребуется согласие и со стороны представителя России.
— Что ожидает Украину в случае наступления дефолта?
– Это будет означать, что мы (и другие кредиторы) смогут накладывать аресты на счета украинских госкомпаний и Нацбанка. После чего Украина, вообще, не получит ни копейки.
Директор департамента аналитической информации РБК Александр Яковлев:
– Украинская экономика находится в критическом состоянии. И дело даже не в присвоении Украине преддефолтного суверенного рейтинга. В последние годы мы не раз были свидетелями того, что оценки, которые дают рейтинговые агентства, не совпадают с реальностью.
Киев действительно не может отдать Москве долг. Для того чтобы вернуть $3 млрд., их нужно занять в другом месте. При этом РФ заинтересована в возврате денег, поскольку мы сами испытываем трудности с наполнением бюджета (правительство секвестирует его примерно на 10% – прим. ред.). Поэтому нам невыгодно, чтобы украинская экономика окончательно «пошла ко дну». Тогда у нас не будет шанса когда-нибудь получить свои деньги.
В любом случае Украина никуда не исчезнет. Я уже не говорю про цивилизационную общность и связь, которую сейчас действительно пытаются разорвать. Мы территориальные соседи, так что украинские экономические проблемы отчасти становятся нашими. Думаю, традиционные связи со временем восстановятся.
Европейцы тоже не хотели бы получить в центре континента свое «сомали» или «северный и южный судан».
— Скоро лидеры африканских стран начнут высказывать опасения по поводу появления на этом континенте собственной «украины»…
– Пока это лишь анекдот. Российские власти не хотят, чтобы он превратился в реальность. Ни мы, ни европейцы не заинтересованы в том, чтобы Украина дошла до состояния «Гуляй–Поля».
Логика украинской стороны мне видится такой – Россию призывают присоединиться к переговорам по реструктуризации долга МВФ. С тем, чтобы мы повлияли на ситуацию как крупный украинский кредитор. А долги Украины России будут обсуждаться отдельно.
— Нет ли опасности, что мы поспособствуем благоприятному для Киева решению МВФ, Украина получит обещанный транш от этой структуры, а своих $3 млрд. мы так и не увидим?
– В таком случае нам останется утешаться тем, что украинская экономика хотя бы не коллапсирует.
— Может, лучше не разбрасываться миллиардами, а воспользоваться ситуацией и поторговаться с Западом? Вообще, спасение нынешней Украины - это достаточно спорное занятие, тем более за наш счет.
– Видимо, по этой причине майданные власти и призывают нас повлиять на позицию МВФ, какая-то торговля точно будет.
Читайте также:
«Расшатать Россию изнутри». Кто стоит за злобными марионетками
На прошлой неделе украинская Верховная рада учредила специальную комиссию, задачей которой должен стать развал России изнутри, – провокация межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укры неизлечимо полагают, что федерализация России, насчитывающая 21 национальную республику, является чуть ли не главной её уязвимостью, тогда как их священная корова унитарности есть залог государственного
Российские войска наступают в Харьковской области
Освобожден поселок Копанки
Чаша терпения Путина переполнена. О "сумасшедшем" оружии России: Пойдёт в ход, если враги не одумаются
25.11.2024 23:23
Чаша терпения Владимира Путина переполнена. Виктор Баранец в прямом эфире заявил о "сумасшедшем" оружии России: оно пойдёт в ход, если враги не одумаются.
Минус 500 человек под Курском: Были, а теперь нет, говорит "человек с дрожащими руками"
Противник России потерял контроль над более чем 40 процентами захваченных территорий в курском приграничье. Кроме того, сообщается об исчезновении украинских солдат сотнями.
Запад не понимает намёки, но для баллистической ракеты в гиперзвуковом оснащении это не аргумент
Удар по «Южмашу» новейшей российской ракетой «Орешник» остаётся одной из самых обсуждаемых тем в мире – выводы, последствия, прогнозы. При этом, по информации мировых СМИ, подавляющее большинство мировой общественности восприняли факт применения баллистической ракеты в безъядерном гиперзвуковом оснащении, как прозрачный намёк евроатлантическим элитам, в то время как сам западный политический