Катастрофа Су-30 в Индии: удар по репутации России или рядовой случай?
Рано утром 20 мая на северо-востоке Индии, во время выполнения тренировочного полета, потерпел крушение самолет Су-30 МКИ индийских ВВС. Обошлось без жертв, оба пилота успешно катапультировались. Это событие могло бы пройти незамеченным, если бы не запутанный узел международного военно-технического сотрудничества, в котором переплелись интересы России Индии и Франции.
Как известно, Индия активно закупает у России современную военную технику. Наше Минобороны ждет от Франции вертолетоносцы типа «Мистраль» или, что, по всей видимости, более вероятно, возврата денег за них. Ну и Франция, в свою очередь, надеется продать Индии свои истребители четвертого поколения «Рафаль», вместо которых Индия подумывает купить еще партию Су-30 МКИ.
В связи с таким переплетением интересов инцидент с упавшим истребителем неизбежно вызовет реакцию у всех заинтересованных сторон. Поэтому покопаться в тонкостях происшествия представляется очень заманчивой идеей.
Случай неприятный, но привычный
Для начала стоит сказать, что это уже не первый случай, когда падают индийские истребители семейства Су-30. С момента появления первых подобных самолетов в конце девяностых годов Индия успела потерять уже пять машин, эта катастрофа стала шестой. Правда, системы катапультирования летчиков срабатывали, как положено, лишь в первой катастрофе погиб один из пилотов, посеченный осколками взорвавшегося самолета.
Казалось бы, статистика совсем не в нашу пользу. Однако следует принять во внимание тот факт, что только за последние четыре года ВВС Индии недосчитались тридцати машин разных типов. Климатические условия в Индии сложные, отличаются запредельной влажностью, что негативно сказывается на состоянии техники. Так что на фоне общей статистики сконструированный специально для Индии Су-30 МКИ (Модернизированный, Коммерческий, Индийский) смотрится неплохо.
Кроме того, прижимистые индусы предпочитают вместо готовых истребителей закупать машинокомплекты, а финальную сборку проводить у себя на предприятии Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Это делает самолеты заметно дешевле, однако сказывается на качестве и надежности. Да и с сервисным обслуживанием парка самолетов у HAL явные проблемы. По крайней мере, маршал авиации Индии П.С. Ахлувалия еще в прошлом году обвинил руководство HAL в ошибках организации управления обслуживанием.
Но даже учитывая неспособность индусов качественно собрать из имеющихся частей самолет, что в принципе задача не из легких, тень на отечественный ВПК все же падает. По крайней мере, французы выжмут из этого случая все возможное.
Казалось бы, проигранный тендер
А ведь им есть из-за чего стараться. Разработанный в восьмидесятых «Рафаль» уже было сняли с производства, однако в январе 2012 года Франция выиграла Indian MRCA competition на поставку 126 многоцелевых истребителей для индийских ВВС.
Кроме Франции принимали участие шведы со своим JAS 39 Gripen, объединенная европейская компания с истребителем Eurofighter Typhoon, США сразу с двумя моделями: F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, а также Россия. Тогда с нашей стороны на конкурс отправился МиГ-35, но выбыл в первом туре.
Однако и с выбранными самолетами начались сложности. За время переговоров цена истребителей выросла, чуть ли не вдвое. Да и ситуация с «Мистралями» сильно подпортила репутацию французских оружейников. Боязно заключать крупный контракт с поставщиком, который может попросту отказаться от исполнения договора, да еще и внесенные средства не возвращает.
К тому же у Су-30 МКИ есть ряд преимуществ, которых не было у выставленного на соревнования МиГ-35.
· Эти машины уже знакомы индийским летчикам, переучивать экипажи на новую технику не придется.
· Истребитель Сухого уже длительное время производится серийно, как следствие на производство необходимого количества уйдет меньше времени.
· В Индии налажена инфраструктура для сборки и обслуживания. Пусть не все работает гладко, но довести до ума уже имеющуюся систему дешевле и быстрее, чем строить заново.
Да и над «Рафлем» преимущества имеются. Помимо всего вышеперечисленного, Су-30
· заметно быстрее. 2100 км/ч, против 1900 у француза
· обладает большим потолком. 17 300 м, против 15 240
· большим боевым радиусом 1500 км, против 1080
· отличается управляемым вектором тяги
· и превосходящей номенклатурой вооружений
Российско-индийская ракета
На вооружении, кстати, следует остановиться подробнее. Дело в том, что кроме стандартных российских вариантов СУ-30 МКИ в ближайшее время получит новую крылатую ракету «Брамос», которую сейчас выпускает одноименное российско-индийское предприятие.
Перспективная сверхзвуковая противокорабельная ракета «Брамос» изначально конструировалась как корабельная, либо для наземного базирования. После была разработана специальная модификация «Брамос-А». Уменьшенная на 450 килограмм масса, облегченный двигатель и ряд других конструктивных особенностей позволяют установить на Су-30 до трех ракет на пилонах по центру фюзеляжа и под крыльями.
Ракета хоть и позиционируется как экспортный продукт, однако половина первой партии в тысячу штук пойдет в арсеналы Индии. Логично предположить, что и авиационный вариант будет закуплен индийскими военными. А это дает Су-30 еще один весомый аргумент перед «Рафалем».
Что в сухом остатке?
Так все же, как повлияет катастрофа индийского истребителя на перспективы поставок отечественных самолетов нашему партнеру по БРИКС? По всей видимости, никак. Если бы у индусов были претензии именно к российским самолетам — мы бы давно об этом знали. Достаточно вспомнить, что еще министерство обороны Советского Союза столкнулось с желанием индийских военных собирать самолеты у себя на родине. Начиная с 1971 года СССР поставил в Индию более восьмисот комплектов для лицензионной сборки истребителей МиГ-21, из которых половина уже потеряна. ВВС Индии теряет в среднем по 23 самолета в год. Тамошние военные хоть и имеют претензии к оперативности поставок запасных частей к закупленным машинам, но основными причинами регулярных катастроф считают, прежде всего, технические неисправности и человеческий фактор. К конструктивным особенностям российской техники претензий у индусов нет.
Как известно, Индия активно закупает у России современную военную технику. Наше Минобороны ждет от Франции вертолетоносцы типа «Мистраль» или, что, по всей видимости, более вероятно, возврата денег за них. Ну и Франция, в свою очередь, надеется продать Индии свои истребители четвертого поколения «Рафаль», вместо которых Индия подумывает купить еще партию Су-30 МКИ.
В связи с таким переплетением интересов инцидент с упавшим истребителем неизбежно вызовет реакцию у всех заинтересованных сторон. Поэтому покопаться в тонкостях происшествия представляется очень заманчивой идеей.
Случай неприятный, но привычный
Для начала стоит сказать, что это уже не первый случай, когда падают индийские истребители семейства Су-30. С момента появления первых подобных самолетов в конце девяностых годов Индия успела потерять уже пять машин, эта катастрофа стала шестой. Правда, системы катапультирования летчиков срабатывали, как положено, лишь в первой катастрофе погиб один из пилотов, посеченный осколками взорвавшегося самолета.
Казалось бы, статистика совсем не в нашу пользу. Однако следует принять во внимание тот факт, что только за последние четыре года ВВС Индии недосчитались тридцати машин разных типов. Климатические условия в Индии сложные, отличаются запредельной влажностью, что негативно сказывается на состоянии техники. Так что на фоне общей статистики сконструированный специально для Индии Су-30 МКИ (Модернизированный, Коммерческий, Индийский) смотрится неплохо.
Кроме того, прижимистые индусы предпочитают вместо готовых истребителей закупать машинокомплекты, а финальную сборку проводить у себя на предприятии Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Это делает самолеты заметно дешевле, однако сказывается на качестве и надежности. Да и с сервисным обслуживанием парка самолетов у HAL явные проблемы. По крайней мере, маршал авиации Индии П.С. Ахлувалия еще в прошлом году обвинил руководство HAL в ошибках организации управления обслуживанием.
Но даже учитывая неспособность индусов качественно собрать из имеющихся частей самолет, что в принципе задача не из легких, тень на отечественный ВПК все же падает. По крайней мере, французы выжмут из этого случая все возможное.
Казалось бы, проигранный тендер
А ведь им есть из-за чего стараться. Разработанный в восьмидесятых «Рафаль» уже было сняли с производства, однако в январе 2012 года Франция выиграла Indian MRCA competition на поставку 126 многоцелевых истребителей для индийских ВВС.
Кроме Франции принимали участие шведы со своим JAS 39 Gripen, объединенная европейская компания с истребителем Eurofighter Typhoon, США сразу с двумя моделями: F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, а также Россия. Тогда с нашей стороны на конкурс отправился МиГ-35, но выбыл в первом туре.
Однако и с выбранными самолетами начались сложности. За время переговоров цена истребителей выросла, чуть ли не вдвое. Да и ситуация с «Мистралями» сильно подпортила репутацию французских оружейников. Боязно заключать крупный контракт с поставщиком, который может попросту отказаться от исполнения договора, да еще и внесенные средства не возвращает.
К тому же у Су-30 МКИ есть ряд преимуществ, которых не было у выставленного на соревнования МиГ-35.
· Эти машины уже знакомы индийским летчикам, переучивать экипажи на новую технику не придется.
· Истребитель Сухого уже длительное время производится серийно, как следствие на производство необходимого количества уйдет меньше времени.
· В Индии налажена инфраструктура для сборки и обслуживания. Пусть не все работает гладко, но довести до ума уже имеющуюся систему дешевле и быстрее, чем строить заново.
Да и над «Рафлем» преимущества имеются. Помимо всего вышеперечисленного, Су-30
· заметно быстрее. 2100 км/ч, против 1900 у француза
· обладает большим потолком. 17 300 м, против 15 240
· большим боевым радиусом 1500 км, против 1080
· отличается управляемым вектором тяги
· и превосходящей номенклатурой вооружений
Российско-индийская ракета
На вооружении, кстати, следует остановиться подробнее. Дело в том, что кроме стандартных российских вариантов СУ-30 МКИ в ближайшее время получит новую крылатую ракету «Брамос», которую сейчас выпускает одноименное российско-индийское предприятие.
Перспективная сверхзвуковая противокорабельная ракета «Брамос» изначально конструировалась как корабельная, либо для наземного базирования. После была разработана специальная модификация «Брамос-А». Уменьшенная на 450 килограмм масса, облегченный двигатель и ряд других конструктивных особенностей позволяют установить на Су-30 до трех ракет на пилонах по центру фюзеляжа и под крыльями.
Ракета хоть и позиционируется как экспортный продукт, однако половина первой партии в тысячу штук пойдет в арсеналы Индии. Логично предположить, что и авиационный вариант будет закуплен индийскими военными. А это дает Су-30 еще один весомый аргумент перед «Рафалем».
Что в сухом остатке?
Так все же, как повлияет катастрофа индийского истребителя на перспективы поставок отечественных самолетов нашему партнеру по БРИКС? По всей видимости, никак. Если бы у индусов были претензии именно к российским самолетам — мы бы давно об этом знали. Достаточно вспомнить, что еще министерство обороны Советского Союза столкнулось с желанием индийских военных собирать самолеты у себя на родине. Начиная с 1971 года СССР поставил в Индию более восьмисот комплектов для лицензионной сборки истребителей МиГ-21, из которых половина уже потеряна. ВВС Индии теряет в среднем по 23 самолета в год. Тамошние военные хоть и имеют претензии к оперативности поставок запасных частей к закупленным машинам, но основными причинами регулярных катастроф считают, прежде всего, технические неисправности и человеческий фактор. К конструктивным особенностям российской техники претензий у индусов нет.
Читайте также:
Китай восхищён, как русские пришли к банкирам США и забрали свои доллары
Китайское издание «Sohu» прорвало заслон молчания, который пытались организовать западные СМИ относительно конфискации активов банка JPMorgan в России. Восточные журналисты отмечают, что американцам нечего ответить на это, они даже комментариев приличных подобрать не могут. Но что еще хуже – не отвечать, просто молчать, тоже нельзя. От США требуется реакция, но они проиграли в любом случае. И
«10 ATACMS в месяц» — попытка усыпить бдительность Москвы, обзор ситуации на фронтах
Анонсированная начальником отдела закупок Пентагона Дагом Бушем интенсификация выпуска последних модификаций ОТБР ATACMS (включая MGM-164 и MGM-168), обеспечивающая возможность регулярных поставок ВСУ до 10 ракет ранних модификаций MGM-140A/B, призвана усыпить бдительность ВС России. Хорошо известно, что удары 7 — 10 ракетами обеих модификаций будут легко купироваться несколькими развёрнутыми на
Шойгу сделал Украине жесткое предупреждение. Запад боится последствий. Спасут ли Киев поставки оружия?
Западные чиновники хотят, чтобы Украина получила оружие НАТО как можно скорее, пишет NYT. Оборона ВСУ гнется и трещит, а Сергей Шойгу меж тем однозначно дал понять: Россия ужесточит удары. С этими словами, уверены авторы статьи, опасно не считаться.
Окончательно совесть потеряли: «отрезать России доступ в Калининград» предложил финский политик, пишет Verkkouutiset
Забавные ребята живут в этой Европе! Сперва они сами себя пугают какой-то там операцией по «захвату Сувалкского коридора», в результате которой Прибалтика, якобы, может быть отрезана от остальной Европы. Причём проведение Россией такой операции они считают поводом чуть ли всю планету обратить в тот самый пепел
Украинских пилотов готовят к миссии "воздух - земля". "Оговорку" Кэмерона эксперты сочли неслучайной
Крымский мост в 2022 году могли взорвать с помощью аммиачной селитры и тротила, сообщают источники. Учитывая обещания Киева и "оговорку" главы МИД Британии Кэмерона, эксперты не исключают, что теперь украинских пилотов готовят к миссии "воздух - земля" для нового теракта против русского моста.