Кто убил Мозгового?
В субботу, 23 мая, один из самых авторитетных лидеров Луганской народной республики Алексей Мозговой погиб в результате диверсии на трассе Перевальск – Луганск. Об этом официально заявил в субботу вечером на брифинге в ЛуганскИнформЦентре первый заместитель генпрокурора ЛНР Сергей Горенко.
По информации LifeNews, командир бригады «Призрак», его пресс-секретарь Анна, два охранника, а также начальник охраны Мозгового с позывным Песня погибли, попав под обстрел. Перед микроавтобусом, в котором находился комбриг и его соратники, подорвали мину, а затем машину расстреляли из стрелкового оружия, в том числе из пулемета.
«На данный момент известно о гибели семи человек, но это еще не точно. Личности погибших устанавливаются», – сообщил Горенко.
Покушение на командира ополченцев могла организовать диверсионно-разведывательная группа, подконтрольная Киеву, сообщил «Интерфаксу» источник в структурах силового блока республик Донбасса.
«Обстрел машины производился на том же месте, где ранее на Мозгового уже было совершено покушение. Однако в прошлый раз ему удалось выжить», – отметил источник.
По его словам, на пути микроавтобуса комбрига сработало три мины. Причем, как утверждает ополченец из бригады «Призрак» с позывным «Добрый», микроавтобус обстреляли с четырех точек – шансов выжить не было.
Напомним: на жизнь Алексея Мозгового покушались и раньше. Так, вечером 7 марта на выезде из Михайловки у блокпоста произошел взрыв трех безоболочных взрывных устройств с поражающими элементами. Как отметили саперы, машину Мозгового ждали, так как взрыв был произведен дистанционно. В результате командир «Призрака» получил легкие осколочные ранения, а его автомобиль «Тойота-Секвойя» был сильно поврежден.
А за месяц до этого в Лисичанске диверсанты расстреляли машину комбрига. Однако тогда в автомобиле вместо Мозгового были только его представители.
Глава ЛНР Игорь Плотницкий, комментируя убийство Алексея Мозгового, заявил, что произошедшее может быть выгодно Киеву, который пытается «столкнуть нас на шаткий путь новой эскалации военного конфликта».
«Нападение на Алексея Мозгового и его соратников – это нападение на всех нас, на людей, защищающих право на существование ЛНР», – сказал Плотницкий.
Что на деле стоит за убийством Алексея Мозгового, и какими будут последствия этой диверсии?
– Убийство действительно похоже на работу украинских диверсионно-разведывательных групп, – отмечает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Для Киева устранение Алексея Мозгового – это попытка повлиять на весь ход переговоров контактных подгрупп в рамках «Минска-2», и попытка закрепиться в военном противостоянии с Луганской и Донецкой республиками.
Напомню, у Киева до сих пор не было ни одного военного или психологического успеха в Донбассе. Были «котлы», была потеря Донецкого аэропорта, лживые реляции о том, что ликвидирована бригада Моторолы. И вот, наконец, Киеву удалось ликвидировать одного из наиболее ярких командиров, который пользовался не только авторитетом военного руководителя, но и авторитетом честного, неподкупного человека.
Надо заметить, что у руководства ЛНР имелись расхождения во взглядах с Мозговым, но в последнее время в отношениях с командиром «Призрака» был достигнут баланс. Алексей Мозговой не выступал с какими-либо резкими заявлениями, и не проводил действий, не согласованных с Вооруженными силами Луганской республики.
На мой взгляд, ликвидация Мозгового оказалась для Киева наиболее легким путем получить в распоряжение сколь-нибудь значимый символ военных побед.
«СП»: – Почему прежние покушения на Мозгового провалились, а нынешнее – нет?
– Убежден, что на этот раз в акции принимали активнейшее участие западные специалисты. Наверняка они помогли украинским коллегам и с перехватом сообщений мобильной связи командира «Призрака», и с отслеживанием его местоположения. Все это требует специальной разведывательной техники, которой у Украины просто нет. Не исключено, что сотрудники западных спецслужб или частных военных компаний сами поучаствовали в ликвидации в пользу младшего партнера – Киева, – чтобы ему было чем похвастать перед своими гражданами.
«СП»: – Какими будут последствия этой акции?
– Думаю, украинские СМИ начнут трубить об успехах спецслужб «незалежной», и о том, что конец «оккупации» Донбассе не за горами. Что вслед за Мозговым будут ликвидированы и остальные командиры народных республик. Словом, мы увидим массовую истерию, с нагнетанием патриотизма в гражданах Украины.
Что касается Луганской республики, следует ожидать усиления ее центрального аппарата и военной составляющей.
Проявится, скорее всего, и еще одно следствие. Стороны конфликта в Донбассе теперь будут занимать гораздо более жесткие позиции на переговорах.
В любом случае, убийство Алексея Мозгового никак не укрепляет мирный процесс, который был запущен соглашениями «Минск-2». Киев продемонстрировал, что на договоренности идти не готов, и предпочитает физически ликвидировать неугодных. Киев, кроме того, дал понять, что от честного, открытого столкновения в бою, в котором он неизменно проигрывает, он переходит к диверсионной войне и обстрелам жилых кварталов из минометов. Это – тактика слабого…
– Теперь следует ожидать, что Киев возобновит широкомасштабные боевые действия в Донбассе, – уверен военный эксперт, полковник запаса Семен Багдасаров. – Именно в контексте нового обострения идут нынешние относительно небольшие обстрелы, проведение диверсионных мероприятий, в том числе – нападения на отдельных полевых командиров.
Алексей Мозговой был заметной фигурой среди командиров республик, и охота на него велась, надо думать, всерьез. Киеву важно выбить наиболее серьезных военных руководителей Донбасса, и в случае с Мозговым это, к сожалению, удалось сделать…
– В Донбассе идет война, а на войне убивают, расстреливают, подрывают на минах, – говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – А поскольку война в Донбассе не собирается заканчиваться, нужно быть готовым к любым эксцессам.
Не секрет, что провокаций от Киева ждут все. Хотя я не исключаю, что убийство Мозгового не было провокаций – нацистские украинские батальоны никому не подчиняются, и что хотят, то и творят.
Чтобы прекратить подобные эксцессы, нужно прекратить боевые действия в Донбассе. А для этого нужно прогнать нынешнюю власть из Киева, потому что сама она добровольно не уйдет. Других вариантов просто нет…