Украина потратит российские деньги на войну в Донбассе
Запад наконец-то нашел способ реально помочь Украине, разрешив Киеву не выплачивать миллиардные долги. Речь идет не о долгах украинского государства перед МВФ, это как раз даже не обсуждается. А вот интересами всех прочих кредиторов, в том числе и России, позволено пренебречь. Ведь сейчас Киев крайне нуждается в средствах для продолжения войны с Донбассом.
В четверг источник издания «Апостроф» в украинском правительстве сообщил, что Киев не будет выплачивать Москве очередные 75 млн долларов (проценты) в счет оплаты кредита на 3 млрд долларов от декабря 2013 года. При этом старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь заявил, что, хотя «сумма в 75 млн долларов не так велика и, в принципе, может быть оплачена», Киев вряд ли станет это делать, поскольку от воссоединения России и Крыма «ущерб Украины существенно больше». Российская сторона уже отреагировала на это через пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, заявившего, что «такие предложения, наверное, было бы лучше и эффективнее озвучивать на двусторонней основе, а не через средства массовой информации».
Пока речь идет лишь об источнике, но Киев давно намекал на подобный сценарий, и вот наконец «западные партнеры» фактически разрешили Украине не платить по российским счетам. Накануне агентство Bloomberg со ссылкой на заместителя директора-распорядителя МВФ Дэвида Липтона сообщило о том, что финансовая поддержка экономики Украины будет продолжена даже в случае провала переговоров украинского правительства с частными кредиторами. «Фонд располагает возможностями кредитования государств-членов, которые имеют проблемы с частными кредиторами, но при этом выполняют свои обязательства перед нами. Так мы продвигаемся вперед», – пояснил Липтон. Украина почему-то предпочитает называть выданный Россией кредит именно частным – и по этой логике считает себя вправе его не отдавать.
Что интересно, всего десятью днями ранее глава миссии МВФ на Украине Николай Георгиев считал, что дальнейшее кредитование возможно лишь при условии достижения компромисса по вопросу реструктуризации государственного долга между Украиной и частными кредиторами. «Власти страны намерены завершить реструктуризацию долга в соответствии с целями программы. Это станет залогом обеспечения устойчивости госдолга и продолжения финансирования программы в полном объеме. В широком смысле финансовая поддержка усилий, которые прилагает Украина для проведения реформ, со стороны официальных и частных инвесторов – это жизненно важный фактор для успеха программы», – говорилось в заявлении Георгиева.
Между тем в этот короткий промежуток времени никакого прогресса в переговорах между украинским минфином и кредиторами не наблюдалось. Украина по-прежнему настаивает на списании 15,3 млрд долларов долговых обязательств – именно столько она должна «сэкономить» на обслуживании внешнего долга по условиям программы помощи МВФ. Комитет же кредиторов во главе с американским инвестиционным фондом Franklin Templeton, не желая расставаться с вложенными в украинскую экономику миллиардами, согласен лишь на пролонгацию кредитных выплат на десять лет (включая льготный период до 2019 года) и сокращение купонных платежей на 500 млн долларов. Россию, в свою очередь, устраивает только полное погашение к концу года принадлежащих ей украинских евробондов стоимостью в 3 млрд долларов.
Все это, впрочем, не помешало министру финансов Наталье Яресько в интервью изданию «Зеркало недели» выразить уверенность, что второй транш от МВФ в размере 1,7 млрд долларов будет получен Украиной «где-то в июле» – вне зависимости от того, как сложатся дальнейшие переговоры с кредиторами. «В соответствии с положениями меморандума с МВФ и согласно всем другим документам успешность реструктуризации не является структурным маяком», – заявила Яресько, фактически опровергнув слова главы миссии МВФ Георгиева о реструктуризации госдолга как непременном условии получения следующего транша.
То, что нынешняя украинская власть в отношениях с отдельными держателями гособлигаций намерена твердо придерживаться принципа «Долги отдают только трусы», стало понятно еще весной. Та же Наталья Яресько еще в апрельском интервью Wall Street Journal предположила, что самые неуступчивые из них могут вообще оказаться у разбитого корыта в виде отказа Украины обслуживать внешние долги. «Это один из тех рисков, который кредиторы должны принимать во внимание», – сказала она.
Еще категоричнее оказался премьер Арсений Яценюк. Вначале он заявил о нежелании выплачивать внешние кредиты, полученные в период президентства Януковича. А затем подал в Верховную раду законопроект о предоставлении Кабинету министров права объявлять мораторий на выплату части внешнего коммерческого долга. Мораторий этот может распространяться на долги частных кредиторов и не касается долгов перед институциональными кредиторами (МВФ, ЕБРР, Всемирным банком и другими организациями). «Для защиты интересов украинского народа правительство Украины вносит в Верховную раду проекты законов, которые дают правительству право приостановить выплаты по некоторым внешним обязательствам государственных и гарантированного государством долгов Украины, что указано в приложении к соответствующему постановлению Кабмина. А в случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину этот мораторий защищает активы государства и государственного сектора», – гласило правительственное заявление.
Такая смелость действий «команды камикадзе» (по определению самого Яценюка) стала объяснима, когда практически синхронно с данным законопроектом в Financial Times вышла статья «Ориентированная на реформы Украина заслуживает уменьшения долгов». Ее автором оказался Лоуренс Саммерс – министр финансов в администрации Клинтона, серый кардинал Обамы, а также один из идеологов российской приватизации, либерализации цен и махинаций на рынке ГКО, приведших к дефолту 1998 года. Этот профессор и почетный президент Гарвардского университета, восхитившись для начала небывалыми успехами реформ правительства Яценюка, предложил держателям украинских государственных обязательств разделить с западными налогоплательщиками готовность «помогать Украине и противодействовать российской агрессии» путем отказа от значительной доли вложенных средств. То есть выбрать вместо обычного цивилизованного варианта реструктуризации, когда отсрочка возврата долгов компенсируется финансовыми или иными бонусами, что-то в зощенковском стиле: «Сказал – отдам! Половину. Потом».
Нашел нужные слова Саммерс и для украинских реформаторов: «При необходимости Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнить свои обязательства, и в то же время международное сообщество должно дать понять, что оно будет продолжать оказывать поддержку Киеву. В контексте этих шагов у кредиторов остается мало выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации».
Полезный совет в Киеве услышали. Кабминовский закон о моратории был оперативно принят Радой и подписан президентом Порошенко. После чего глава минфина заявила, что не намерена ждать до сентября достижения договоренностей с кредиторами о реструктуризации долгов в соответствии с требованиями МВФ, призвав специальный комитет кредиторов «начать более конструктивный диалог». Под «реструктуризацию по-украински» при этом попадают все долги по еврооблигациям общей суммой в 14 млрд долларов (в их числе те самые российские 3 млрд), и еще 3 млрд долларов долгов юридических лиц, бравших кредиты под госгарантии. «Если нам не удастся достичь прогресса, тогда кредиторы спровоцируют применение моратория», – припугнула Наталья Яресько оппонентов.
Следом состоялся совместный визит Яценюка и Яресько в Вашингтон, где принципиальная позиция Запада относительно украинских долгов окончательно прояснилась. Как заявил во время выступления в Фонде Маршалла Дэвид Липтон, все страны – члены организации, включая Россию, должны думать о том, как помочь Украине. «Мы хотим, чтобы Россия была частью этих усилий. Мы говорим и с украинцами, и с россиянами», – сказал топ-чиновник МВФ.
При этом «думать об Украине» России предлагается всерьез. Потому что она, в отличие от «священных коров» вроде того же МВФ, иммунитетом от моратория на выплату украинской стороной долговых обязательств не защищена. Кстати, в государственном бюджете Украины на текущий год вообще не предусмотрен расчет по евробондам, выкупленным РФ в декабре 2013 года. Все это вызвало резкую оценку Владимира Путина, усомнившегося в профессионализме киевских «партнеров».
На что же будет потрачен очередной транш МВФ, а также «реструктуризированные» выплаты по долгам частным кредиторам и России?
Во-первых, на платежи по кредитам, ранее предоставленным Международным валютным фондом и Европейским банком реконструкции и развития. Здесь проблем с финансовой дисциплиной и памятью у украинских чиновников не наблюдается. «Те средства, которые Киев сегодня получает от Запада, идут не на реформы и облегчение участи украинцев, а на уплату долгов кредиторам», – отчитался украинский премьер перед экспертами в Атлантическом совете. Ну а следующую статью расходов Арсений Яценюк озвучил уже на встрече с американскими сенаторами, заявив, что «...увеличение военной помощи, поставки оборонительных систем вооружения и экономическая поддержка помогут Украине в борьбе за свободу и суверенитет».
То, что траты Украину ожидают нешуточные, на днях подтвердил на заседании Совбеза и украинский министр обороны Степан Полторак. По его словам, с января по май армия уже «освоила» 80% от выделенных госбюджетом на год средств. Яресько же во время встреч с американскими коллегами-земляками посетовала, что статьи расходов на обслуживание долгов и ведение войны на Донбассе составляют около около 5% ВВП каждая.
В свою очередь глава минфина США Джейкоб Лью, заверивший Яценюка и Яресько в поддержке Украины как в реализации программы МВФ, так и в вопросе реструктуризации коммерческих долгов, не преминул отметить, что программа МВФ требует взаимных жертв от всех заинтересованных сторон.
И, судя по возобновившимся артиллерийским обстрелам Донецка и Горловки (а за последний год каждый транш МВФ странным образом совпадал с обострением остановки в зоне АТО), жертвоприношение уже началось.
В четверг источник издания «Апостроф» в украинском правительстве сообщил, что Киев не будет выплачивать Москве очередные 75 млн долларов (проценты) в счет оплаты кредита на 3 млрд долларов от декабря 2013 года. При этом старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь заявил, что, хотя «сумма в 75 млн долларов не так велика и, в принципе, может быть оплачена», Киев вряд ли станет это делать, поскольку от воссоединения России и Крыма «ущерб Украины существенно больше». Российская сторона уже отреагировала на это через пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, заявившего, что «такие предложения, наверное, было бы лучше и эффективнее озвучивать на двусторонней основе, а не через средства массовой информации».
Пока речь идет лишь об источнике, но Киев давно намекал на подобный сценарий, и вот наконец «западные партнеры» фактически разрешили Украине не платить по российским счетам. Накануне агентство Bloomberg со ссылкой на заместителя директора-распорядителя МВФ Дэвида Липтона сообщило о том, что финансовая поддержка экономики Украины будет продолжена даже в случае провала переговоров украинского правительства с частными кредиторами. «Фонд располагает возможностями кредитования государств-членов, которые имеют проблемы с частными кредиторами, но при этом выполняют свои обязательства перед нами. Так мы продвигаемся вперед», – пояснил Липтон. Украина почему-то предпочитает называть выданный Россией кредит именно частным – и по этой логике считает себя вправе его не отдавать.
Что интересно, всего десятью днями ранее глава миссии МВФ на Украине Николай Георгиев считал, что дальнейшее кредитование возможно лишь при условии достижения компромисса по вопросу реструктуризации государственного долга между Украиной и частными кредиторами. «Власти страны намерены завершить реструктуризацию долга в соответствии с целями программы. Это станет залогом обеспечения устойчивости госдолга и продолжения финансирования программы в полном объеме. В широком смысле финансовая поддержка усилий, которые прилагает Украина для проведения реформ, со стороны официальных и частных инвесторов – это жизненно важный фактор для успеха программы», – говорилось в заявлении Георгиева.
Между тем в этот короткий промежуток времени никакого прогресса в переговорах между украинским минфином и кредиторами не наблюдалось. Украина по-прежнему настаивает на списании 15,3 млрд долларов долговых обязательств – именно столько она должна «сэкономить» на обслуживании внешнего долга по условиям программы помощи МВФ. Комитет же кредиторов во главе с американским инвестиционным фондом Franklin Templeton, не желая расставаться с вложенными в украинскую экономику миллиардами, согласен лишь на пролонгацию кредитных выплат на десять лет (включая льготный период до 2019 года) и сокращение купонных платежей на 500 млн долларов. Россию, в свою очередь, устраивает только полное погашение к концу года принадлежащих ей украинских евробондов стоимостью в 3 млрд долларов.
Все это, впрочем, не помешало министру финансов Наталье Яресько в интервью изданию «Зеркало недели» выразить уверенность, что второй транш от МВФ в размере 1,7 млрд долларов будет получен Украиной «где-то в июле» – вне зависимости от того, как сложатся дальнейшие переговоры с кредиторами. «В соответствии с положениями меморандума с МВФ и согласно всем другим документам успешность реструктуризации не является структурным маяком», – заявила Яресько, фактически опровергнув слова главы миссии МВФ Георгиева о реструктуризации госдолга как непременном условии получения следующего транша.
То, что нынешняя украинская власть в отношениях с отдельными держателями гособлигаций намерена твердо придерживаться принципа «Долги отдают только трусы», стало понятно еще весной. Та же Наталья Яресько еще в апрельском интервью Wall Street Journal предположила, что самые неуступчивые из них могут вообще оказаться у разбитого корыта в виде отказа Украины обслуживать внешние долги. «Это один из тех рисков, который кредиторы должны принимать во внимание», – сказала она.
Еще категоричнее оказался премьер Арсений Яценюк. Вначале он заявил о нежелании выплачивать внешние кредиты, полученные в период президентства Януковича. А затем подал в Верховную раду законопроект о предоставлении Кабинету министров права объявлять мораторий на выплату части внешнего коммерческого долга. Мораторий этот может распространяться на долги частных кредиторов и не касается долгов перед институциональными кредиторами (МВФ, ЕБРР, Всемирным банком и другими организациями). «Для защиты интересов украинского народа правительство Украины вносит в Верховную раду проекты законов, которые дают правительству право приостановить выплаты по некоторым внешним обязательствам государственных и гарантированного государством долгов Украины, что указано в приложении к соответствующему постановлению Кабмина. А в случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину этот мораторий защищает активы государства и государственного сектора», – гласило правительственное заявление.
Такая смелость действий «команды камикадзе» (по определению самого Яценюка) стала объяснима, когда практически синхронно с данным законопроектом в Financial Times вышла статья «Ориентированная на реформы Украина заслуживает уменьшения долгов». Ее автором оказался Лоуренс Саммерс – министр финансов в администрации Клинтона, серый кардинал Обамы, а также один из идеологов российской приватизации, либерализации цен и махинаций на рынке ГКО, приведших к дефолту 1998 года. Этот профессор и почетный президент Гарвардского университета, восхитившись для начала небывалыми успехами реформ правительства Яценюка, предложил держателям украинских государственных обязательств разделить с западными налогоплательщиками готовность «помогать Украине и противодействовать российской агрессии» путем отказа от значительной доли вложенных средств. То есть выбрать вместо обычного цивилизованного варианта реструктуризации, когда отсрочка возврата долгов компенсируется финансовыми или иными бонусами, что-то в зощенковском стиле: «Сказал – отдам! Половину. Потом».
Нашел нужные слова Саммерс и для украинских реформаторов: «При необходимости Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнить свои обязательства, и в то же время международное сообщество должно дать понять, что оно будет продолжать оказывать поддержку Киеву. В контексте этих шагов у кредиторов остается мало выбора, кроме как принять экономическую реальность ситуации».
Полезный совет в Киеве услышали. Кабминовский закон о моратории был оперативно принят Радой и подписан президентом Порошенко. После чего глава минфина заявила, что не намерена ждать до сентября достижения договоренностей с кредиторами о реструктуризации долгов в соответствии с требованиями МВФ, призвав специальный комитет кредиторов «начать более конструктивный диалог». Под «реструктуризацию по-украински» при этом попадают все долги по еврооблигациям общей суммой в 14 млрд долларов (в их числе те самые российские 3 млрд), и еще 3 млрд долларов долгов юридических лиц, бравших кредиты под госгарантии. «Если нам не удастся достичь прогресса, тогда кредиторы спровоцируют применение моратория», – припугнула Наталья Яресько оппонентов.
Следом состоялся совместный визит Яценюка и Яресько в Вашингтон, где принципиальная позиция Запада относительно украинских долгов окончательно прояснилась. Как заявил во время выступления в Фонде Маршалла Дэвид Липтон, все страны – члены организации, включая Россию, должны думать о том, как помочь Украине. «Мы хотим, чтобы Россия была частью этих усилий. Мы говорим и с украинцами, и с россиянами», – сказал топ-чиновник МВФ.
При этом «думать об Украине» России предлагается всерьез. Потому что она, в отличие от «священных коров» вроде того же МВФ, иммунитетом от моратория на выплату украинской стороной долговых обязательств не защищена. Кстати, в государственном бюджете Украины на текущий год вообще не предусмотрен расчет по евробондам, выкупленным РФ в декабре 2013 года. Все это вызвало резкую оценку Владимира Путина, усомнившегося в профессионализме киевских «партнеров».
На что же будет потрачен очередной транш МВФ, а также «реструктуризированные» выплаты по долгам частным кредиторам и России?
Во-первых, на платежи по кредитам, ранее предоставленным Международным валютным фондом и Европейским банком реконструкции и развития. Здесь проблем с финансовой дисциплиной и памятью у украинских чиновников не наблюдается. «Те средства, которые Киев сегодня получает от Запада, идут не на реформы и облегчение участи украинцев, а на уплату долгов кредиторам», – отчитался украинский премьер перед экспертами в Атлантическом совете. Ну а следующую статью расходов Арсений Яценюк озвучил уже на встрече с американскими сенаторами, заявив, что «...увеличение военной помощи, поставки оборонительных систем вооружения и экономическая поддержка помогут Украине в борьбе за свободу и суверенитет».
То, что траты Украину ожидают нешуточные, на днях подтвердил на заседании Совбеза и украинский министр обороны Степан Полторак. По его словам, с января по май армия уже «освоила» 80% от выделенных госбюджетом на год средств. Яресько же во время встреч с американскими коллегами-земляками посетовала, что статьи расходов на обслуживание долгов и ведение войны на Донбассе составляют около около 5% ВВП каждая.
В свою очередь глава минфина США Джейкоб Лью, заверивший Яценюка и Яресько в поддержке Украины как в реализации программы МВФ, так и в вопросе реструктуризации коммерческих долгов, не преминул отметить, что программа МВФ требует взаимных жертв от всех заинтересованных сторон.
И, судя по возобновившимся артиллерийским обстрелам Донецка и Горловки (а за последний год каждый транш МВФ странным образом совпадал с обострением остановки в зоне АТО), жертвоприношение уже началось.
Читайте также:
На Западе сделали шокирующее заявление о НАТО после удара "Орешника"
Последствия применения ракеты "Орешник" ужасают, написал профессор Хельсинкского университета и геополитический эксперт Туомас Малинен в социальной сети Х.
"Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
26.11.2024 16:42
Президент России выступил с неожиданным обращением к личному составу Вооруженных сил и гражданам, партнерам страны и тем, "кто продолжает питать иллюзии о возможности нанесения стратегического поражения", в связи с ударами по Курской и Брянской областям западным дальнобойным оружием.
"Орешник, на старт!": Россия готовит ответный удар на прилетевшие к нам ATACMS. Кого будем бить? Чего ждать?
27.11.2024 10:32
Ударим гиперзвуковым «Орешником» по позиционным районам американской ПРО в Польше и Румынии, нанесем массированный удар по строящейся в той же Румынии авибазе «Михаил Когэлничану», которая должна стать крупнейшей в Европе американской базой, превзойдя размерами «Рамштайн».
Россия готова взять на прицел РСМД Лос-Анджелес и Сан-Франциско
27.11.2024 01:13
Какую угрозу представляют для США российские вооружения в Азии и как это отразится на балансе сил в Европе?
Если враги не успокоятся, достанем кое-что пожёстче "Орешника"
27.11.2024 10:49
Если враги не успокоятся, мы достанем кое-что пожёстче "Орешника", предупредил Виктор Баранец. Он просчитал реакцию России в ситуации, если ВСУ продолжат обстрелы Storm Shadow и ATACMS, рассказав об "интеллигентном" русском оружии, которое может быть применено в таком случае.