«Урал» для минной войны
Автомобильный завод «Урал», один из основных поставщиков грузовых автомобилей для вооруженных сил, разработал собственную версию транспорта с повышенной противоминной защитой, аналог западных машин класса MRAP. «Лента.ру» узнала у представителей оборонки подробности о новой машине.
«Лента.ру»: Какие автомобили входят в семейство «Тайфун-У»?
Изначально завод «Урал» получил ТТЗ на разработку автомобильной платформы и семейства автомобилей на базе этой платформы с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8. В защищенном и незащищенном исполнении. Тактико-техническое задание было выдано одинаковое, что КАМАЗу, что «Уралу». Единственно, для КАМАЗа было указано: «на базе автомобилей бескапотной компоновки», а для «Урала»: «на базе автомобилей капотной компоновки». Получив ТТЗ, специалисты проанализировали все компоновочные решения, включая бескапотные варианты и различное расположение осей по длине, в том числе, у 6х6. Пришли к выводу, что 4х4 можно сделать только капотным, а 8х8 сделали все-таки два варианта: бескапотный и капотный с расположением осей 2+2. Такие машины известны, они есть, не сильно широко распространены, но тем не менее. Вторая ось получается примерно под кабиной.
Можно подробнее о машине 4х4?
«Урал-53099» с формулой 4х4 сделан как концепт. Завод показал, что может эту идею реализовать, но для производства машины в оптимальном виде требуется уточнение ТТЗ от Министерства обороны. В таком ли виде необходимо делать эту машину, либо нужен более легкий вариант по типу «Тайфуненка» КАМАЗа. Ответ пока не получен. По большому счету судьба «Тайфунов» пока не определена. Если они нужны, то в каком виде, если не нужны, то зачем ими 7 лет занимались… И так по всему семейству. У 8х8 вообще очень туманные перспективы, поскольку машина сложная, дорогая. Потребность-то в ней есть, но ответа заказчика на вопрос конструкторов: «Если мы ее сделаем для таких-то нужд, в таком-то виде и вот за такие-то деньги, она вам будет нужна?» — нет.
8х8 уже в металле?
Нет. Машина слишком дорогая, чтобы делать ее в инициативном порядке, силами завода. Да и вообще все «Тайфуны» недешевы. Завод сейчас предложил Министерству обороны, которое уже склоняется к согласию, вариант с перенесением бронекапсулы «Тайфуна-У» на платформу нового автомобиля «Торнадо-У». В результате цена на машину сразу же упадет в два раза.
Не так давно в программе «Военная приемка» телеканала «Звезда» была показана обновленная версия «Тайфуна-У». Что изменилось в машине по сравнению с макетными образцами?
Основные изменения следующие. Смягчены требования по железнодорожному габариту, в результате чего удалось увеличить забронированный объем, упростить производство деталей и повысить их качественные характеристики. Изменены форма и размер дверей (уменьшен размер и снижена масса), убраны пневматические помощники. Появилась аппарель в корме машины для более удобной погрузки/выгрузки десанта.
В той же программе было рассказано и о предварительных испытаниях «Тайфуна-У».
Испытания были проведены в августе 2014 года. По ГОСТу. Первые испытания — пробеговые: образцы прошли каждый более чем по 50 тысяч км (в том числе, по дорогам асфальтовым, грунтовым, с прицепом). Каждый образец прошел специспытания: воздействие электромагнитного импульса, ударной волны, химических веществ (в том числе, напалма). Прошел стрельбовые испытания и дистанционно-управляемый модуль в Нижнем Тагиле. На заключительной стадии испытали машины обстрелом, проверили на стойкость при поражении осколками и взорвали последовательно 2, 6 и 8 кг под колесами и днищем. «Тайфун» все успешно выдержал.
Отмечу, что в базовой версии «Тайфун-У» по периметру защищен от попаданий пуль калибра 7,62 мм. По желанию заказчика может навешиваться защита от пуль калибра 12,7 или 14,5 мм. Стекла в базовой версии защищают от попаданий пуль калибра 14,5 мм.
Не было планов ставить на лобовое стекло бронежалюзи?
Нет. Какой смысл? Оно и так держит пули калибра 14,5 мм на дальностях от 200 метров.
На машине ведь для лучшего обзора и видеокамеры есть?
Есть. Они нужны для того, чтобы водитель в случае попадания в лобовые стекла мог беспрепятственно вести машину. Стекло-то и попадание пуль калибра 14,5 мм удержит, но после этого будет покрыто сетью трещин, что может существенно снизить обзор. Водитель переключится на видеомонитор в кабине, и будет дальше ориентироваться в движении по нему. Камеру заднего обзора, например, удобнее всего использовать при открытии аппарели, чтобы случайно не зацепить людей. Ну, и видеокамеры могут использоваться десантом, чтобы вести наблюдение за окружающей обстановкой. Всего установлено 8 камер на модели 63099 и по 6 — на 63095, 53099.
Для чего козырек над лобовым стеклом?
У него несколько функций. Первая — это дань традициям, дань узнаваемости: на «Урал-4320» тоже он был. Конструкторы считают, что такой козырек вписывается в образ машины. Вторая — функциональность: это небольшая, но защита от солнца, плюс в козырьке находятся стеклоочистители.
Планируется ли какая-либо дополнительная защита «Тайфуна-У» от выстрелов РПГ? На «Тайфун-К» как опция заявлены специальные маты, снижающие вероятность пробития брони.
Военное ведомство не выдвигало таких требований. Сделать-то можно, в частности, те же металлические решетки поставить.
Были ли какие-нибудь требования в ТТЗ по составу брони?
Нет, там просто указали необходимый уровень защиты. «НИИ стали» представило заключение, что для защиты от пуль калибра 7,62 мм вполне хватит и просто стальной брони. Для защиты от 14,5 мм (а на макетных образцах лобовая проекция должна была защищать и от 30-миллиметровых снарядов) устанавливаются керамические панели. В основном они прикрывают десантное отделение.
Насколько керамические панели утяжеляют машину?
Примерно на тонну.
Кто производитель керамики?
Завод «НЭВЗ-Керамикс». Пробовали панели и питерских производителей, но в итоге остановились на продукции новосибирской фирмы.
Сообщалось, что ахиллесова пята отечественной керамики — ее нестабильное качество?
Имелась такая проблема. Не всегда выдерживаются размеры бронероликов в одной партии, их качество. Сейчас вроде бы эти недостатки устранили. Во всяком случае на предварительных испытаниях «Тайфуна-У» проблем не было.
Как в машине размещается снаряжение десанта?
В ТТЗ эти требования не были четко прописаны. На уточняющий вопрос, что и в каком исполнении должно перевозиться внутри, Минобороны ответило в духе «разберитесь сами, как лучше». В итоге было решено выделить под снаряжение каждому десантнику пространство объемом 20 литров. Это не считая той экипировки, что находится на нем самом. Поскольку при подрыве имущество может служить вторичным поражающим фактором, разлетаясь по салону, разместили его за спинками десантных сидений. Неидеальный вариант, но все же там все более-менее закреплено.
Для машин класса MRAP нужны специальные колеса...
После получения ТТЗ конструкторы задались вопросом, какие колеса можно использовать, чтобы соответствовать заявленным требованиям. Быстро выяснилось, что в России нет производства боестойких вставок. Тогда представители АЗ «Урал» обратились к зарубежному производителю — Hutchinson Group. На макетные образцы «Тайфуна-У» были поставлены два альтернативных варианта:
1) боестойкая алюминиевая вставка и колесо Hutchinson, шина Michelin;
2) опытная разработка от ЗАО ЧОЗ — боестойкое колесо с устройством BEAD-LOCK, шина — «Бел-95».
Когда был заключен контракт с Минобороны на производство 30 «Тайфун-У», из-за определенных проблем с Челябинским опытным заводом пришлось ставить на все машины колеса Hutchinson. С этими колесами «Тайфун-У» прошел все предварительные испытания, они хорошо себя зарекомендовали. Но был у них и существенный минус: цена. Поэтому АЗ «Урал» параллельно наладил работу с ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Были проведены стендовые испытания колеса их производства, испытания шины «Бел-95» с боестойкой вставкой. В итоге есть надежда получить два варианта колес с шинами для «Тайфуна-У»: «натовский» и отечественный.
Предусмотрена ли установка дистанционно управляемого вооружения?
По техническому заданию требовалось установить на «Тайфун-У» дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ). Ни «Урал», ни КАМАЗ ранее не занимались этим, поэтому они обратились к Минобороны с просьбой предоставить сам модуль, необходимые параметры жесткости крыши, диаметр погона, размеры креплений. Военное ведомство ответило, что вопросы с модулями заводам необходимо самостоятельно решать со своими подрядчиками. АЗ «Урал» наладил сотрудничество с НПО «Электромашина» (Челябинск). ДУМВ «Электромашины» прошел на «Тайфуне-У» специальные стрельбовые и пробеговые испытания. Это основной вариант модуля для «Тайфуна-У». Также прорабатываются и альтернативы. Был опробован модуль ОАО «Буревестник» на макетных образцах, но от него отказались из-за стоимости: очень дорогой. Недавно к АЗ «Урал» обратился концерн «Калашников» с предложением опробовать на «Тайфуне-У» их модуль. В демонстрационных целях он был установлен на машине, демонстрировавшейся на форуме «Армия-2015». Но пока Министерство обороны окончательно не решило, какой ДУМВ должен стоять на «Тайфуне-У».
Кстати, у военных бродили мысли: «А не поставить ли нам на машину модуль с пушкой?» Им пришлось объяснить, что на высоте 4 метра возникнут большие проблемы с точностью стрельбы. В итоге от этой идеи отказались. Основным вариантом вооружения ДУМВ остается пулемет «Корд».
Система постановки дымовых завес появится?
Этот вопрос прорабатывался, никаких сложностей нет, но Минобороны отказалось от этой опции из-за удорожания машины. Кстати, рассматривался вариант и с установкой на «Тайфун-У» комплекса активной защиты, но от него также отказались, поскольку стоимость машины с КАЗ выросла бы вдвое.
Что с уже произведенными тридцатью «Тайфун-У»? Где они сейчас находятся?
Эти машины собраны на заводе «Урал» в рамках государственного контракта и находятся в Южном военном округе, в бригаде спецназа. В одной бригаде 30 КАМАЗовских «Тайфун-К», в другой — 30 «Тайфун-У» (модульный 63095).
Какие впечатления у спецназа от машины?
Отзывы можно разделить на два типа. Первый: «Зачем нам такая машина? Нам необходимо проводить боевые операции, разведывательные операции, но "Тайфун" — это не машина для боя и не машина для разведки. Он большой и шумный». Второй тип отзывов: «Машина, конечно, защищенная, удобная, можно нормально сидеть, есть куда пристроить снаряжение».
То есть надо просто Минобороны определиться кому поставлять данную технику?
Да. Было удивление, конечно, почему машины отдали в спецназ, а не мотострелкам, но поступил ответ, мол, у них есть специфические задачи на Кавказе.
Однообъемный и модульный «Тайфун-У» будут и дальше сосуществовать параллельно?
Это зависит от Министерства обороны. Мне представляется, что однообъемные задумывались как некие командные пункты, санитарные машины. Модульные же машины, возможно, нужны были только для испытаний или же как шасси для спецтехники.
Возвращаясь к вашей фразе об открытости дальнейшей судьбы машин семейства «Тайфун»: определенность в судьбе — это…?
Прописывание «Тайфунов» в Государственной программе вооружений, их появление в Государственном оборонном заказе. Хотя бы те же 30 штук каждый год. Возможно, судьба «Тайфунов» решится после государственных испытаний. Есть договоренность, что испытания «Тайфун-У» и «Тайфун-К» будут проходить в равных условиях, по одним и тем же методикам, с одной и той же комиссией. Две машины 6х6 (63095 и 63099) на АЗ «Урал» стоят уже два месяца, готовы выехать в Бронницы. 99-й — с дистанционно-управляемым боевым модулем. Дело за приказом начальника Генштаба о проведении испытаний.
«Лента.ру»: Какие автомобили входят в семейство «Тайфун-У»?
Изначально завод «Урал» получил ТТЗ на разработку автомобильной платформы и семейства автомобилей на базе этой платформы с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8. В защищенном и незащищенном исполнении. Тактико-техническое задание было выдано одинаковое, что КАМАЗу, что «Уралу». Единственно, для КАМАЗа было указано: «на базе автомобилей бескапотной компоновки», а для «Урала»: «на базе автомобилей капотной компоновки». Получив ТТЗ, специалисты проанализировали все компоновочные решения, включая бескапотные варианты и различное расположение осей по длине, в том числе, у 6х6. Пришли к выводу, что 4х4 можно сделать только капотным, а 8х8 сделали все-таки два варианта: бескапотный и капотный с расположением осей 2+2. Такие машины известны, они есть, не сильно широко распространены, но тем не менее. Вторая ось получается примерно под кабиной.
Можно подробнее о машине 4х4?
«Урал-53099» с формулой 4х4 сделан как концепт. Завод показал, что может эту идею реализовать, но для производства машины в оптимальном виде требуется уточнение ТТЗ от Министерства обороны. В таком ли виде необходимо делать эту машину, либо нужен более легкий вариант по типу «Тайфуненка» КАМАЗа. Ответ пока не получен. По большому счету судьба «Тайфунов» пока не определена. Если они нужны, то в каком виде, если не нужны, то зачем ими 7 лет занимались… И так по всему семейству. У 8х8 вообще очень туманные перспективы, поскольку машина сложная, дорогая. Потребность-то в ней есть, но ответа заказчика на вопрос конструкторов: «Если мы ее сделаем для таких-то нужд, в таком-то виде и вот за такие-то деньги, она вам будет нужна?» — нет.
8х8 уже в металле?
Нет. Машина слишком дорогая, чтобы делать ее в инициативном порядке, силами завода. Да и вообще все «Тайфуны» недешевы. Завод сейчас предложил Министерству обороны, которое уже склоняется к согласию, вариант с перенесением бронекапсулы «Тайфуна-У» на платформу нового автомобиля «Торнадо-У». В результате цена на машину сразу же упадет в два раза.
Не так давно в программе «Военная приемка» телеканала «Звезда» была показана обновленная версия «Тайфуна-У». Что изменилось в машине по сравнению с макетными образцами?
Основные изменения следующие. Смягчены требования по железнодорожному габариту, в результате чего удалось увеличить забронированный объем, упростить производство деталей и повысить их качественные характеристики. Изменены форма и размер дверей (уменьшен размер и снижена масса), убраны пневматические помощники. Появилась аппарель в корме машины для более удобной погрузки/выгрузки десанта.
В той же программе было рассказано и о предварительных испытаниях «Тайфуна-У».
Испытания были проведены в августе 2014 года. По ГОСТу. Первые испытания — пробеговые: образцы прошли каждый более чем по 50 тысяч км (в том числе, по дорогам асфальтовым, грунтовым, с прицепом). Каждый образец прошел специспытания: воздействие электромагнитного импульса, ударной волны, химических веществ (в том числе, напалма). Прошел стрельбовые испытания и дистанционно-управляемый модуль в Нижнем Тагиле. На заключительной стадии испытали машины обстрелом, проверили на стойкость при поражении осколками и взорвали последовательно 2, 6 и 8 кг под колесами и днищем. «Тайфун» все успешно выдержал.
Отмечу, что в базовой версии «Тайфун-У» по периметру защищен от попаданий пуль калибра 7,62 мм. По желанию заказчика может навешиваться защита от пуль калибра 12,7 или 14,5 мм. Стекла в базовой версии защищают от попаданий пуль калибра 14,5 мм.
Не было планов ставить на лобовое стекло бронежалюзи?
Нет. Какой смысл? Оно и так держит пули калибра 14,5 мм на дальностях от 200 метров.
На машине ведь для лучшего обзора и видеокамеры есть?
Есть. Они нужны для того, чтобы водитель в случае попадания в лобовые стекла мог беспрепятственно вести машину. Стекло-то и попадание пуль калибра 14,5 мм удержит, но после этого будет покрыто сетью трещин, что может существенно снизить обзор. Водитель переключится на видеомонитор в кабине, и будет дальше ориентироваться в движении по нему. Камеру заднего обзора, например, удобнее всего использовать при открытии аппарели, чтобы случайно не зацепить людей. Ну, и видеокамеры могут использоваться десантом, чтобы вести наблюдение за окружающей обстановкой. Всего установлено 8 камер на модели 63099 и по 6 — на 63095, 53099.
Для чего козырек над лобовым стеклом?
У него несколько функций. Первая — это дань традициям, дань узнаваемости: на «Урал-4320» тоже он был. Конструкторы считают, что такой козырек вписывается в образ машины. Вторая — функциональность: это небольшая, но защита от солнца, плюс в козырьке находятся стеклоочистители.
Планируется ли какая-либо дополнительная защита «Тайфуна-У» от выстрелов РПГ? На «Тайфун-К» как опция заявлены специальные маты, снижающие вероятность пробития брони.
Военное ведомство не выдвигало таких требований. Сделать-то можно, в частности, те же металлические решетки поставить.
Были ли какие-нибудь требования в ТТЗ по составу брони?
Нет, там просто указали необходимый уровень защиты. «НИИ стали» представило заключение, что для защиты от пуль калибра 7,62 мм вполне хватит и просто стальной брони. Для защиты от 14,5 мм (а на макетных образцах лобовая проекция должна была защищать и от 30-миллиметровых снарядов) устанавливаются керамические панели. В основном они прикрывают десантное отделение.
Насколько керамические панели утяжеляют машину?
Примерно на тонну.
Кто производитель керамики?
Завод «НЭВЗ-Керамикс». Пробовали панели и питерских производителей, но в итоге остановились на продукции новосибирской фирмы.
Сообщалось, что ахиллесова пята отечественной керамики — ее нестабильное качество?
Имелась такая проблема. Не всегда выдерживаются размеры бронероликов в одной партии, их качество. Сейчас вроде бы эти недостатки устранили. Во всяком случае на предварительных испытаниях «Тайфуна-У» проблем не было.
Как в машине размещается снаряжение десанта?
В ТТЗ эти требования не были четко прописаны. На уточняющий вопрос, что и в каком исполнении должно перевозиться внутри, Минобороны ответило в духе «разберитесь сами, как лучше». В итоге было решено выделить под снаряжение каждому десантнику пространство объемом 20 литров. Это не считая той экипировки, что находится на нем самом. Поскольку при подрыве имущество может служить вторичным поражающим фактором, разлетаясь по салону, разместили его за спинками десантных сидений. Неидеальный вариант, но все же там все более-менее закреплено.
Для машин класса MRAP нужны специальные колеса...
После получения ТТЗ конструкторы задались вопросом, какие колеса можно использовать, чтобы соответствовать заявленным требованиям. Быстро выяснилось, что в России нет производства боестойких вставок. Тогда представители АЗ «Урал» обратились к зарубежному производителю — Hutchinson Group. На макетные образцы «Тайфуна-У» были поставлены два альтернативных варианта:
1) боестойкая алюминиевая вставка и колесо Hutchinson, шина Michelin;
2) опытная разработка от ЗАО ЧОЗ — боестойкое колесо с устройством BEAD-LOCK, шина — «Бел-95».
Когда был заключен контракт с Минобороны на производство 30 «Тайфун-У», из-за определенных проблем с Челябинским опытным заводом пришлось ставить на все машины колеса Hutchinson. С этими колесами «Тайфун-У» прошел все предварительные испытания, они хорошо себя зарекомендовали. Но был у них и существенный минус: цена. Поэтому АЗ «Урал» параллельно наладил работу с ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Были проведены стендовые испытания колеса их производства, испытания шины «Бел-95» с боестойкой вставкой. В итоге есть надежда получить два варианта колес с шинами для «Тайфуна-У»: «натовский» и отечественный.
Предусмотрена ли установка дистанционно управляемого вооружения?
По техническому заданию требовалось установить на «Тайфун-У» дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ). Ни «Урал», ни КАМАЗ ранее не занимались этим, поэтому они обратились к Минобороны с просьбой предоставить сам модуль, необходимые параметры жесткости крыши, диаметр погона, размеры креплений. Военное ведомство ответило, что вопросы с модулями заводам необходимо самостоятельно решать со своими подрядчиками. АЗ «Урал» наладил сотрудничество с НПО «Электромашина» (Челябинск). ДУМВ «Электромашины» прошел на «Тайфуне-У» специальные стрельбовые и пробеговые испытания. Это основной вариант модуля для «Тайфуна-У». Также прорабатываются и альтернативы. Был опробован модуль ОАО «Буревестник» на макетных образцах, но от него отказались из-за стоимости: очень дорогой. Недавно к АЗ «Урал» обратился концерн «Калашников» с предложением опробовать на «Тайфуне-У» их модуль. В демонстрационных целях он был установлен на машине, демонстрировавшейся на форуме «Армия-2015». Но пока Министерство обороны окончательно не решило, какой ДУМВ должен стоять на «Тайфуне-У».
Кстати, у военных бродили мысли: «А не поставить ли нам на машину модуль с пушкой?» Им пришлось объяснить, что на высоте 4 метра возникнут большие проблемы с точностью стрельбы. В итоге от этой идеи отказались. Основным вариантом вооружения ДУМВ остается пулемет «Корд».
Система постановки дымовых завес появится?
Этот вопрос прорабатывался, никаких сложностей нет, но Минобороны отказалось от этой опции из-за удорожания машины. Кстати, рассматривался вариант и с установкой на «Тайфун-У» комплекса активной защиты, но от него также отказались, поскольку стоимость машины с КАЗ выросла бы вдвое.
Что с уже произведенными тридцатью «Тайфун-У»? Где они сейчас находятся?
Эти машины собраны на заводе «Урал» в рамках государственного контракта и находятся в Южном военном округе, в бригаде спецназа. В одной бригаде 30 КАМАЗовских «Тайфун-К», в другой — 30 «Тайфун-У» (модульный 63095).
Какие впечатления у спецназа от машины?
Отзывы можно разделить на два типа. Первый: «Зачем нам такая машина? Нам необходимо проводить боевые операции, разведывательные операции, но "Тайфун" — это не машина для боя и не машина для разведки. Он большой и шумный». Второй тип отзывов: «Машина, конечно, защищенная, удобная, можно нормально сидеть, есть куда пристроить снаряжение».
То есть надо просто Минобороны определиться кому поставлять данную технику?
Да. Было удивление, конечно, почему машины отдали в спецназ, а не мотострелкам, но поступил ответ, мол, у них есть специфические задачи на Кавказе.
Однообъемный и модульный «Тайфун-У» будут и дальше сосуществовать параллельно?
Это зависит от Министерства обороны. Мне представляется, что однообъемные задумывались как некие командные пункты, санитарные машины. Модульные же машины, возможно, нужны были только для испытаний или же как шасси для спецтехники.
Возвращаясь к вашей фразе об открытости дальнейшей судьбы машин семейства «Тайфун»: определенность в судьбе — это…?
Прописывание «Тайфунов» в Государственной программе вооружений, их появление в Государственном оборонном заказе. Хотя бы те же 30 штук каждый год. Возможно, судьба «Тайфунов» решится после государственных испытаний. Есть договоренность, что испытания «Тайфун-У» и «Тайфун-К» будут проходить в равных условиях, по одним и тем же методикам, с одной и той же комиссией. Две машины 6х6 (63095 и 63099) на АЗ «Урал» стоят уже два месяца, готовы выехать в Бронницы. 99-й — с дистанционно-управляемым боевым модулем. Дело за приказом начальника Генштаба о проведении испытаний.
Читайте также:
Ранее такого не было никогда: Силы НАТО пришли в движение у Калининградской области
27.11.2024 21:41
Силы НАТО пришли в движение у Калининградской области. Сразу несколько вражеских разведчиков заметили рядом с границей. Ранее такого не было никогда.
Небо закрыто, но "Орешник" не взлетел. Как ответит Россия на удары ATACMS? Следующий удар будет другим
27.11.2024 15:14
Минобороны России впервые с начала войны признало потери. До 30 ноября будет нанесен ответный удар. Об этом уже предупредил даже глава МИД Сергей Лавров.
Ход Путина запустил необратимый процесс в США - пора начинать молиться
Ноябрь стал месяцем, который перевернул политическую повестку: ход Путина запустил необратимый процесс в США. "Проведите импичмент Байдена", - потребовал журналист Хинкл. Другой обозреватель и вовсе заявил, что пора начинать молиться. Вашингтон, по всей видимости, не готов идти на уступки.
На Западе сделали шокирующее заявление о НАТО после удара "Орешника"
Последствия применения ракеты "Орешник" ужасают, написал профессор Хельсинкского университета и геополитический эксперт Туомас Малинен в социальной сети Х.
В руинах «Южмаша» наш «Орешник» похоронил баллистическую «Паляницу» Зеленского
Похоже, в Днепре Киев пытался из даренных Штатами ATACMS и F-16 сварганить подобие высокоточного израильского комплекса AIR LORA